Рассматривается процесс потери устойчивости упругого стержня, шарнирно опертого по концам и имеющего упругую опору по середине пролета. <...> Исследуется зависимость формы оси стержня в процессе продольного изгиба и критическая сила, при которой происходит потеря устойчивости стержня, от ко-
эффициента жесткости центральной опоры. <...> Получено критическое значение коэффициента жесткости опоры, при котором форма оси стержня в процессе потери устойчивости изменяется с одной полуволны синусоиды на полную волну синусоиды. <...> Вначале рассматривается задача о продольно-поперечном изгибе шарнирно опертого по концам упругого стержня. <...> Стержень нагружается продольной сжимающей силой и поперечной силой, приложенной в середине пролета. <...> Исследуется устойчивость равновесия стержня в зависимости от величины продольной сжимающей нагрузки. <...> Рассматриваются различные конфигурации изогнутой оси стержня при различных значениях поперечной нагрузки. <...> В заключение исследуется процесс хрупкого разрушения срединной опоры при продольном изгибе упругого стержня. <...> Материал опоры, неограниченно прочный при сжатии, подвергается разрушениям при растяжении. <...> Причем состояние материала при растяжении определяется полной диаграммой нагружения, описывающей зависимость напряжения σ от деформации ε от начала нагружения до полного разрушения. <...> Установлено, если опора подвергается частичным разрушениям и вследствие этого является ограниченно прочной при растяжении, то критическая нагрузка, при которой
система теряет устойчивое равновесие, в отличие от случая с упругой опорой, определяется как несущая способность системы «стержень–опора». <...> Несущая способность системы меньше, чем критическая нагрузка, определяемая для стержня с упругой опорой. <...>