МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский государственный лингвистический университет»
Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал)
Кафедра педагогика и лингводидактики
Алтунина Алена Викторовна
Стратегия организационно-методического сопровождения
педагогов общеобразовательных организаций в условиях введения
и реализации ФГОС на муниципальном уровне
Выпускная квалификационная работа студента группы: ЕАЛИ 1-5-96
Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
Направленность: Управление образовательными системами
Научный руководитель: Чупрова Ольга Федоровна, к.п.н., доцент кафедры
педагогики и лингводидактики
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Заведующий кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры
педагогики и лингводидактики
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Заведующий выпускающей кафедрой: Жданко Татьяна Александровна,
к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Иркутск 2016
Стр.1
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ
В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС…………………….. 11
1.1. Сущностная характеристика понятия «организационно-методическое
сопровождение»…………………………………………………........ 11
1.2. Компонентный состав стратегии организационно-методического
сопровождения педагогов…………………………………………………. 20
1.3. Основные направления организационно-методического сопровождения
педагогов общеобразовательных организаций на муниципальном
уровне в условиях введения и реализации ФГОС………………... 28
Выводы по первой главе…………………………………………………....... 37
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ
УРОВНЕ……………………………………………………………………….. 39
2.1. Компоненты методической и дидактической компетентности педагогов
общеобразовательных организаций в соответствии с ФГОС и
Профессиональным стандартом педагога как ожидаемые результаты
стратегии организационно-методического сопровождения педагогов…… 39
2.2. Структура, кадровый состав и сложившаяся практика организационно-методического
сопровождения педагогов общеобразовательных
организаций в Информационно-методическом центре Управления образования
администрации Зиминского городского муниципального
образования……………………………………………………………………. 56
2.3. Стратегия организационно-методического сопровождения педагогов
общеобразовательных организаций силами Информационно-методического
центра Управления образования администрации Зиминского
Стр.2
3
городского муниципального образования…………………………………... 71
Выводы по второй главе……………………………………………………… 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...... 100
Приложение 1………………………………………………………………..... 111
Приложение 2…………………………………………………………………. 112
Стр.3
4
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Россия переживает этап серьезных преобразований
в политической, экономической, культурной и других сферах развития общества.
Изменения, происходящие на этапе становления общества «Третьей
волны», безусловно, распространяются и на образование. Современному обществу
в существующих социально-экономических условиях необходим человек
новой формации, способный обеспечить инновационное развитие
страны, ее конкурентоспособность на мировом рынке. Подтверждение этому
находим в Концепции социально-экономического развития РФ до 2020
года, согласно которой на мировом рынке интеллектуальных услуг и высокотехнологичных
товаров Россия может иметь долю в 5-10%.
Модернизации образования как сферы, составляющей основу динамичного
роста экономики и развития общества в целом, способствовало принятие
важнейших стратегических документов. Помимо вышеупомянутой
Концепции, это: Государственная программа РФ «Развитие образования» на
2013-2020 гг.; Национальная доктрина образования в Российской Федерации;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Федеральный
закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации». Развитие сферы образования призваны обеспечить и утвержденные
на всех уровнях общего образования федеральные государственные
образовательные стандарты (далее – ФГОС), основное предназначение которых
заключается в переориентации образования на достижение нового качества,
адекватного современным и прогнозируемым запросам личности, общества
и государства.
Как любое системное изменение, введение и реализация ФГОС не проходит
гладко, порождает множество проблем в науке и практике. Безусловно,
достичь нового качества образования, сформировать личность, сопоставимую
по своим ценностным и компетентностным характеристикам с основными
положениями «портрета выпускника средней школы» – сложнейшая
Стр.4
5
задача, которая требует качественного организационно-методического сопровождения
педагогов общеобразовательных организаций (далее – ОО) на
всех уровнях управления системой образования.
Непосредственно с федерального уровня организационно-методическое
сопровождение педагоги ОО могут получить посредством изучения примерных
основных образовательных программ, примерных программ по предметам
и внеурочной деятельности, различных методических рекомендаций, а
также посредством участия педагогов в работе сетевых творческих групп, организуемых
при поддержке федерального центра.
Система организационно-методического сопровождения педагогов на
региональном уровне предполагает проведение форумов, открытых дискуссионных
площадок, семинаров, курсов повышения квалификации и иных методических
мероприятий. Однако в силу объективных причин региональное
сопровождение не может в полной мере обеспечить теоретические и практические
потребности педагогов.
Именно поэтому важнейшая роль в процессе введения и реализации
ФГОС отводится муниципальной методической службе (далее – ММС) как
некому локомотиву, обеспечивающему развитие методических служб общеобразовательных
организаций, и, как следствие, повышение профессиональной
компетентности работающих в школах педагогов.
От того, как будет выстроена эта работа, от профессионализма сотрудников
ММС сегодня во многом зависит принятие идеологии ФГОС на местах,
в полной мере осознание инновационного ресурса ФГОС, недопущение
или искоренение формального подхода к введению и реализации ФГОС.
Тематическое знакомство с существующими исследованиями в области
стандартизации образования позволили нам выявить следующее.
Общие вопросы введения и реализации ФГОС являются предметом исследований
большого числа авторов, в числе которых А.Г. Асмолов,
В.П. Беспалько, Н.Ф. Виноградова, А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов, В.С. Ла
Стр.5