Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.
Грани  / № 105 1977

"Исторические закономерности" и наука (190,00 руб.)

0   0
Первый авторЛамздорф
Страниц32
ID343086
АннотацияВ статье раскрываются вопросы исторической закономерности или возможности предсказать будущее, а также возможности из наблюдений над историей получить экспериментальные знания о человеческом обществе и вывести "объективные исторические закономерности".
Ламздорф, В. "Исторические закономерности" и наука / В. Ламздорф // Грани .— 1977 .— № 105 .— С. 209-240 .— URL: https://rucont.ru/efd/343086 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ» И НАУКА Существуют «исторические закономерности» или нет? <...> Обречены ли мы «прогрессировать» каждый раз к «лучшим» общественным формациям, относительно которых некие просвещенные мужи заверяют нас, что они их знают, и в которых именно эти просвещенные мужи будут обладать политической властью? <...> Единственной обязательной, неизбежной силой, которую усматривали в Истории, было Божественное Провидение, волю Которого мы заранее узнать не можем, кроме как посредством Откровения. <...> Фомы Аквинского, хотя бы уже потому, что у него это положение недвусмысленно сформулировано. <...> Когда древ209 ГРАНИ негреческие и римские источники вынуждали его писать о «роке», он утверждал: единственное, от чего зависит наш рок, это — Божественное Провидение 1 . <...> Во-вторых, Господь устроил мир таким образом, что в исторических событиях принимает участие не Он Один как «Первопричина», но и мы, люди, в качестве «вторичных причин», в силу наделенности нас свободной волей. <...> Фома Аквинский определяет при рассмотрении вопроса: можем ли мы знать будущие события? <...> На это он отвечает: только в том случае, если мы можем определить их причины в настоящем; причем, с чем большей научной достоверностью мы их определим, с тем большей степенью вероятности эти причины вызовут свои следствия 2 . <...> Вторая предпосылка такова: по воле Господней «вторичные причины» — люди — действуют свободно, а значит, вызывают следствия не необходимо, а контингентно (т. е. в любой момент могут их вызвать или не вызвать, вызвать одно или другое 3 ). <...> Фома Аквинский обе эти предпосылки не сопоставил, нетрудно это сделать за него: история по сути и есть перечень определенных следствий «вторичных причин» — людей — следовательно, научно знать ее заранее мы не можем. <...> Итак, повторяю, вопрос о возможности узнать наше будущее возник в прошлом веке, когда некоторые мыслители заявили, что они открыли всеобщий закон всякого исторического развития. <...> Эта <...>