Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Организация и ведение научных исследований аспирантами (300,00 руб.)

0   0
АвторыЧерныш А. Я., Багмет Н. П., Михайленко Т. Д., Анисимов Е. Г., Черныш А. Я.
ИздательствоМ.: Изд-во Российской таможенной академии
Страниц279
ID343057
АннотацияВо втором издании учебника в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования системно изложены общие положения современной теории научного познания, рассмотрены вопросы организации научно-исследовательской работы и подготовки научных кадров в России, методологии и методики проведения научных исследований, даны рекомендации по написанию и оформлению разных видов научных работ. Основное внимание уделено диссертационному исследованию: рассмотрен весь спектр научных, методических, организационных и иных аспектов, связанных с его проведением и защитой полученных научных результатов.
Кем рекомендованоУчебно-методическим советом Российской таможенной академии в качестве учебника для аспирантов, обучающихся по направлениям: «Информатика», «Экономика», «Юриспруденция», «Отечественная история», «Политология»
Кому рекомендованоУчебник предназначен для аспирантов, обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Он также может быть полезным научным и педагогическим работникам, являющимся научными руководителями аспирантов.
ISBN978-5-9590-0827-7
УДК378
ББК72.4
Организация и ведение научных исследований аспирантами : учебник / А.Я. Черныш, Н.П. Багмет, Т.Д. Михайленко, Е.Г. Анисимов; ред. А.Я. Черныш .— 2-е изд., доп. и испр. — Москва : Изд-во Российской таможенной академии, 2014 .— 279 с. — Авт. указаны на обороте тит. листа .— ISBN 978-5-9590-0827-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/343057 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Черныша 2-еиздание,дополненноеиисправленное Москва 2014 УДК 378 ББК 72.4 О64 Допущено учебно-методическим советом Российской таможенной академии в качестве учебника для аспирантов, обучающихся по направлениям: «Информатика», «Экономика», «Юриспруденция», «Отечественная история», «Политология» Авторскийколлектив: А.Я. Черныш,проректорпонаучнойработе,д-рвоен.наук,профессор,заслуженныйработниквысшейшколыРоссийскойФедерации(введение,гл. <...> Каксис те му по по лу че нию и ис поль зо ва нию на уч ных зна нийееможнорассматриватьсостоящейизтеории,методологии,методикиитехникиисследований,практикивнедренияполученныхрезультатов. <...> Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъ ек та и объ ек та по зна ния,тоонавключаетвсебяследующиеэлементы: 1)объ ект,представляющийсобойто,чтоизучаетконкретнаянаука,начтонаправленонаучноепознание. <...> Со ци аль ные нау ки представляют собой систему знанийоб обществе,они изучают законыфункционирования и развития отдельных социальныхсфериобществавцелом,объективныезакономерностиобщественногоразвития. <...> При под го тов ке на уч но-пе да го ги че ских кадров в аспирантуреиспользуетсятрехуровневаяклассификациянаучногознания,основнымэлементомкоторойявляетсяотрасльнауки. <...> Например,взависимостиотсвязиспрактикойнаукиделятнафун да мен таль ные(теоретические)ипри клад ные (рис. <...> Вака де ми че ских струк ту рах и образовательных организациях,проводящих, как правило,фундаментальные исследованияпо важнейшим направлениям естественныхи общественных наук, создают теоретическиеосновыдля разработкипринципиальноновыхвидовтехникиитехнологий, <...> На уч ное ис сле до ва ние как фор ма су ще ст во ва ния и раз ви тия нау ки На уч ная (на уч но-ис сле до ва тель ская) дея тель ность –этодеятельность,направленнаянаполучениеиприменениеновыхзнаний[79]. <...> Посколькулюбоенаучноеисследованиехарактеризуетсяопределеннойцелью,научнымизадачами,средствамидляихрешения,четкойорганизациейисследо9 <...>
Организация_и_ведение_научных_исследований_аспирантами_(_2-е_издание,_дополненное_и_исправленное).pdf
УДК­ 378 ББК­ 72.4 ­ О64 Допущено учебно-методическим советом Российской таможенной академии в качестве учебника для аспирантов, обучающихся по направлениям: «Информатика», «Экономика», «Юриспруденция», «Отечественная история», «Политология» Авторский­коллектив: А.Я. Черныш,­проректор­по­научной­работе,­д-р­воен.­наук,­профессор,­заслуженный­работник­высшейшколы­Российской­Федерации­(введение,­гл.­2­(2.2–2.5),­3­(3.1–3.2),­7­(7.3),­8,­11­(11.2,­11.4),­13­(13.3– 13.4),­14,­заключение);­Н.П. Багмет,­начальник­отдела­планирования,­координации­и­ведения­научнойработы­–­главный­научный­сотрудник,­канд.­воен.­наук,­доцент­(гл.­2­(2.1),­6,­9,­11­(11.1));­Т.Д. Михайленко,­начальник­научно-информационного­отдела­Научно-исследовательского­института,­д-р­филол.наук,­профессор­(гл.­1,­10,­12,­13­(13.1–13.2));­Е.Г. Анисимов,­директор­Научно-исследовательского­института,­д-р­воен.­наук,­д-р­техн.­наук,­профессор,­заслуженный­деятель­науки­Российской­Федерации(гл.­5);­Н.Г. Липатова,­начальник­отдела­исследования­проблем­в­теории­и­практике­таможенного­контроля­Научно-исследовательского­института,­канд.­техн.­наук,­доцент­(гл.­4);­Ю.Е. Гупанова,­профессор­кафедры­экономики­таможенного­дела,­д-р­экон.­наук,­доцент­(гл.­7­(7.1–7.2));­Е.В. Красавина,­профессор­кафедры­гуманитарных­дисциплин,­д-р­социол.­наук,­доцент­(гл.­3­(3.3–3.4));­А.С. Грушко,­преподаватель­кафедры­международного­и­­конституционного­права­(гл.­11­(11.3)) Ре­цен­зен­ты: А.А.­ЛИТВИНЮК,­профессор­ кафедры­ экономики­ труда­и­ управления­ персоналом­Российскогоэкономического­университета­им.­Г.В.­Плеханова,­д-р­экон.­наук,­профессор; Ю.Г.­ЛЕБЕДЕВ,­старший­научный­сотрудник­Научно-исследовательского­института­Российской­таможенной­академии,­д-р­экон.­наук,­профессор; Ю.Г.­ШПАКОВСКИЙ,­профессор­кафедры­экологического­и­природоресурсного­права­Московского­государственного­юридического­университета­им.­О.Е.­Кутафина,­д-р­юрид.­наук,­профессор Ор­га­ни­за­ция­и­ве­де­ние­на­уч­ных­ис­сле­до­ва­ний­ас­пи­ран­та­ми:­учеб­ник­/­А.Я.­Чер­ныш,Н.П.­Баг­мет,­Т.Д.­Ми­хай­лен­ко,­Е.Г.­Ани­си­мов,­Н.Г.­Ли­па­то­ва,­Ю.Е.­Гупанова,­Е.В.­Красавина,­А.С.­Грушко.­2-е­изд.,­доп.­и­испр.­М.:­Изд-во­Рос­сий­ской­та­мо­жен­ной­ака­де­мии,2014.­278­с. ISBN­978-5-9590-0827-7 Во­втором­издании­учеб­ни­ка­в­соответствии­с­федеральными­государственными­образовательными­стандартами­высшего­образования­системно­изложены­общие­положения­современной­теориинаучного­познания,­рассмотрены­вопросы­организации­научно-исследовательской­работы­и­подготовки­научных­кадров­в­России,­методологии­и­методики­проведения­научных­исследований,­данырекомендации­по­написанию­и­оформлению­разных­видов­научных­работ.­Основное­внимание­уделено­диссертационному­исследованию:­рассмотрен­весь­спектр­научных,­методических,­организационных­и­иных­аспектов,­связанных­с­его­проведением­и­защитой­полученных­научных­результатов. Учебник­предназначен­для­аспирантов,­обучающихся­по­образовательным­программам­высшего­образования­–­программам­подготовки­научно-педагогических­кадров­в­аспирантуре.­Он­такжеможет­быть­полезным­научным­и­педагогическим­работникам,­являющимся­научными­руководителями­аспирантов. ©­Рос­сий­ская­та­мо­жен­ная­ака­де­мия,­2014
Стр.3
Оглавление Вве­де­ние­ ­.......................................................................................................3 Гл а в а ­1.­ Нау­ка­и­на­уч­ное­ис­сле­до­ва­ние­...................................................5 1.1.­ По­ня­тие­«нау­ка».­Клас­си­фи­ка­ция­на­ук­......................................5 1.2.­ На­уч­ное­ис­сле­до­ва­ние­как­фор­ма­су­ще­ст­во­ва­ния­и­раз­ви­тия­нау­ки­................................................9 1.3.­­ Роль­нау­ки­в­раз­ви­тии­об­ще­ст­ва­...............................................15 1.4.­­ На­уч­но-тех­ни­че­ский­по­тен­ци­ал­го­су­дар­ст­ва­и­его­со­став­.....17 1.5.­­ Сис­те­ма­под­го­тов­ки­на­уч­но-пе­да­го­ги­че­ских­и­на­уч­ных­кад­ров­.......................................................................21 Гл а в а ­2.­ Ме­то­до­ло­гия­и­ме­то­ды­на­уч­ных­ис­сле­до­ва­ний­......................28 2.1.­ На­уч­ное­ис­сле­до­ва­ние:­его­сущ­ность­и­осо­бен­но­сти­.............28 2.2.­ Ме­то­до­ло­гия­на­уч­но­го­ис­сле­до­ва­ния­.......................................30 2.3.­­ Ме­тод­на­уч­но­го­ис­сле­до­ва­ния­..................................................31 2.4.­­ Клас­си­фи­ка­ция­ме­то­дов­и­ре­ко­мен­да­ции­по­их­при­ме­не­нию­......................................................................33 2.5.­­ Сис­тем­ный­ме­тод­на­уч­ных­ис­сле­до­ва­ний­...............................37 Гл а в а ­3.­ Ме­то­ди­ка­на­уч­но­го­ис­сле­до­ва­ния­............................................42 3.1.­­ Пла­ни­ро­ва­ние­на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ской­ра­бо­ты­..................42 3.2.­­ Обос­но­ва­ние­те­мы­на­уч­но­го­ис­сле­до­ва­ния­.............................46 3.3.­­ Ло­ги­ка­на­уч­но­го­ис­сле­до­ва­ния­.................................................49 3.4.­­ Ме­то­ди­че­ский­за­мы­сел­на­уч­но­го­ис­сле­до­ва­ния­.....................53 Гл а в а ­4.­ Мо­де­ли­ро­ва­ние­в­дис­сер­та­ци­он­ных­ис­сле­до­ва­ни­ях­..............58 4.1.­­ Ос­но­вы­мо­де­ли­ро­ва­ния­объ­ек­тив­ной­дей­ст­ви­тель­но­сти­.......58 4.2.­­ Клас­си­фи­ка­ция­мо­де­лей­и­фор­мы­мо­де­ли­ро­ва­ния­.................62 273
Стр.274
4.3.­­ Ме­то­ди­че­ские­ос­но­вы­по­строе­ния­и­ис­сле­до­ва­ния­мо­де­лей­............................................................68 4.4.­­ Ими­та­ци­он­ное­мо­де­ли­ро­ва­ние­слож­ных­сис­тем­....................80 Гл а в а ­5.­ Ос­но­вы­при­ме­не­ния­ма­те­ма­ти­че­ских­ме­то­дов­­ при­раз­ра­бот­ке­дис­сер­та­ции­.....................................................85 5.1.­­ Ме­то­до­ло­ги­че­ские­про­бле­мы­при­ме­не­ния­ма­те­ма­ти­че­ских­ме­то­дов­в­дис­сер­та­ци­он­ных­ис­сле­до­ва­ни­ях­.............................................................................85 5.2.­­ Ос­нов­ные­ти­пы­ма­те­ма­ти­че­ских­мо­де­лей,­при­ме­няе­мых­в­дис­сер­та­ци­он­ных­ис­сле­до­ва­ни­ях­..................92 5.3.­­ Сущ­ность­и­ус­ло­вия­при­ме­ни­мо­сти­тео­ре­ти­ко-ве­ро­ят­но­ст­ных­(сто­хас­ти­че­ских)­ме­то­дов­при­ис­сле­до­ва­нии­со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских­про­цес­сов­......94 5.4.­­ Об­щая­ха­рак­те­ри­сти­ка­оп­ти­ми­за­ци­он­ных­мо­де­лей­и­ме­то­дов,­при­ме­няе­мых­при­ис­сле­до­ва­нии­со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских­про­цес­сов­......................................98 Гл а в а ­6.­ Дис­сер­та­ци­он­ная­ра­бо­та­как­вид­на­уч­ных­ис­сле­до­ва­ний­...103 6.1.­­ Дис­сер­та­ция­как­осо­бое­ав­тор­ское­на­уч­ное­про­из­ве­де­ние­..103 6.2.­­ Фор­мы­дис­сер­та­ци­он­ных­ра­бот­..............................................106 6.3.­­ Струк­ту­ра­и­со­дер­жа­ние­дис­сер­та­ци­он­ной­ра­бо­ты­..............109 6.4.­­ Ха­рак­те­ри­сти­ка­ос­нов­ной­час­ти­дис­сер­та­ции­...................... 114 Гл а в а ­7.­ Ос­нов­ные­тре­бо­ва­ния­­ к­дис­сер­та­ци­он­но­му­ис­сле­до­ва­нию­....................................... 118 7.1.­­ Ак­ту­аль­ность­те­мы­дис­сер­та­ци­он­но­го­ис­сле­до­ва­ния­.......... 118 7.2.­­ Обос­но­ван­ность,­дос­то­вер­ность­и­но­виз­на­ре­зуль­та­тов­дис­сер­та­ци­он­но­го­ис­сле­до­ва­ния........................121 7.3.­­ Зна­чи­мость­ре­зуль­та­тов­дис­сер­та­ци­он­но­го­ис­сле­до­ва­ния­............................................124 Гл а в а ­8.­ Ор­га­ни­за­ция­ра­бо­ты­над­дис­сер­та­ци­ей­.................................127 8.1.­­ По­ста­нов­ка­за­да­чи­ис­сле­до­ва­ния­...........................................127 274
Стр.275
8.2.­­ Вы­бор­те­мы­дис­сер­та­ции­........................................................131 8.3.­­ Фор­му­ли­ров­ка­на­зва­ния­дис­сер­та­ции­....................................134 8.4.­­ Пла­ни­ро­ва­ние­ра­бо­ты­над­дис­сер­та­ци­ей­...............................137 Гл а в а ­9.­ Ин­фор­ма­ци­он­ное­обес­пе­че­ние­­ дис­сер­та­ци­он­ных­ис­сле­до­ва­ний­............................................144 9.1.­­ Ис­точ­ни­ки­на­уч­ной­ин­фор­ма­ции­и­их­клас­си­фи­ка­ция­........144 9.2.­­ Из­да­ние­как­ос­нов­ной­ис­точ­ник­ин­фор­ма­ции­в­про­цес­се­сбо­ра­ма­те­риа­ла­по­те­ме­дис­сер­та­ци­он­но­го­ис­сле­до­ва­ния­..............................149 9.3.­­ Ме­то­ды­по­ис­ка,­об­ра­бот­ки­и­хра­не­ния­ин­фор­ма­ции­...........157 9.4.­­ Ка­че­ст­во­на­уч­ной­ин­фор­ма­ции­и­под­хо­ды­к­его­оце­ни­ва­нию­...................................................164 Гл а в а ­10.­ Про­ве­де­ние­научных­исследований­­ аспирантами­в­условиях­информатизации­............................169 10.1.­­Ин­фор­ма­ти­за­ция­в­обес­пе­че­нии­ка­че­ст­вен­но­го­со­вре­мен­но­го­об­ра­зо­ва­ния­......................................................169 10.2.­­Ин­фор­ма­ци­он­но-об­ра­зо­ва­тель­ная­сре­да­Рос­сий­ской­та­мо­жен­ной­ака­де­мии­.........................................171 10.3.­­Элек­трон­ная­биб­лио­те­ка­Рос­сий­ской­та­мо­жен­ной­ака­де­мии­как­ос­но­ва­ин­фор­ма­ци­он­но-ме­то­ди­че­ской­под­держ­ки­на­уч­ных­ис­сле­до­ва­ний­.............................................................172 10.4.­­Ре­сур­сы­се­ти­Ин­тер­нет­в­на­уч­ных­ис­сле­до­ва­ни­ях­...............175 Гл а в а ­11.­ Об­щие­тре­бо­ва­ния­к­оформ­ле­нию­дис­сер­та­ции­..................182 11.1.­­Оформ­ле­ние­ос­нов­ных­струк­тур­ных­эле­мен­тов­дис­сер­та­ции­.....................................182 11.2.­­Фор­му­ли­ро­ва­ние­тео­ре­ти­че­ских­по­ло­же­ний­и­на­уч­ных­вы­во­дов­дис­сер­та­ции­............................................187 11.3.­­Руб­ри­ка­ция­и­ре­дак­ти­ро­ва­ние­тек­ста­дис­сер­та­ции­..............192 275
Стр.276
11.4.­­Тре­бо­ва­ния­к­тех­ни­че­ско­му­оформ­ле­нию­ру­ко­пи­си­дис­сер­та­ции­.............................................................196 Гл а в а ­12.­ Язы­ко­вые­ас­пек­ты­на­уч­ной­дея­тель­но­сти­............................ 211 12.1.­­Про­бле­мы­куль­ту­ры­ре­чи­в­сфе­ре­на­уч­ной­ком­му­ни­ка­ции­..............................................212 12.2.­­Функ­цио­наль­ные­сти­ли­со­вре­мен­но­го­рус­ско­го­язы­ка­........216 12.3.­­Осо­бен­но­сти­на­уч­но­го­сти­ля­..................................................219 Гл а в а ­13.­ Пуб­ли­ка­ция,­ап­ро­ба­ция­и­реа­ли­за­ция­­ ­ по­лу­чен­ных­на­уч­ных­ре­зуль­та­тов.­Пред­ва­ри­тель­ная­экс­пер­ти­за­дис­сер­та­ции­............................229 13.1.­­Ос­нов­ные­фор­мы­опуб­ли­ко­ва­ния­ре­зуль­та­тов­дис­сер­та­ци­он­но­го­ис­сле­до­ва­ния­............................................229 13.2.­­Ре­ко­мен­да­ции­по­раз­ра­бот­ке­на­уч­ных­ста­тей­и­док­ла­дов­....234 13.3.­­Ре­ко­мен­да­ции­по­ап­ро­ба­ции­и­реа­ли­за­ции­на­уч­ных­ре­зуль­та­тов­.........................................237 13.4.­­По­ря­док­про­ве­де­ния­пред­ва­ри­тель­ной­экс­пер­ти­зы­дис­сер­та­ции­............................240 Гл а в а ­14.­ За­щи­та­дис­сер­та­ции­в­дис­сер­та­ци­он­ном­со­ве­те­..................242 14.1.­Тре­бо­ва­ния­к­ав­то­ре­фе­ра­ту­дис­сер­та­ции,­его­струк­ту­ра­и­ха­рак­те­ри­сти­ка­ос­нов­ных­раз­де­лов­............243 14.2.­Пред­став­ле­ние­дис­сер­та­ции­в­дис­сер­та­ци­он­ный­со­вет­для­пред­ва­ри­тель­но­го­рас­смот­ре­ния­......................................253 14.3.­­Под­го­тов­ка­док­ла­да­о­ре­зуль­та­тах­дис­сер­та­ци­он­но­го­ис­сле­до­ва­ния­.....................257 14.4.­­По­ря­док­за­щи­ты­дис­сер­та­ции­на­за­се­да­нии­дис­сер­та­ци­он­но­го­со­ве­та..................................261 За­клю­че­ние­­...................................................................................................266 Спи­сок­ис­поль­зо­ван­ных­ис­точ­ни­ков­..........................................................267 276
Стр.277