Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Организация, формы и методы научных исследований (440,00 руб.)

0   0
АвторыЧерныш А. Я., Багмет Н. П., Михайленко Т. Д., Анисимов Е. Г., Глазунова И. В., Липатова Н. Г., Сомов Ю. И., Черныш А. Я.
ИздательствоМ.: Изд-во Российской таможенной академии
Страниц321
ID342905
АннотацияВ учебнике изложены вопросы организации научно-исследовательской работы в России, подготовки научных кадров, осуществления инновационной деятельности, методологии и методики проведения научных исследований, даны рекомендации по написанию и оформлению магистерских диссертаций, научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ.
Кем рекомендованоУчебник предназначен для магистрантов Российской таможенной академии, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Экономика» и «Менеджмент». Он также может быть полезным для магистрантов других вузов, преподавателей и исследователей.
Кому рекомендованоУчебно -методическими советами юридического и экономического факультетов Российской таможенной академии в качестве учебника для магистрантов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Экономика» и «Менеджмент»
ISBN978-5-9590-0325-8
УДК339.543
ББК72
Организация, формы и методы научных исследований : учебник / А.Я. Черныш, Н.П. Багмет, Т.Д. Михайленко, Е.Г. Анисимов, И.В. Глазунова, Н.Г. Липатова, Ю.И. Сомов; ред. А.Я. Черныш .— 2-е изд., испр. — Москва : Изд-во Российской таможенной академии, 2012 .— 321 с. : ил. — Авт. указаны на обороте тит. листа .— ISBN 978-5-9590-0325-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/342905 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Государственноеказенноеобразовательноеучреждение высшегопрофессиональногообразования «Российскаятаможеннаяакадемия» оРГаниЗаЦия,ФоРмЫиметодЫнаучнЫхисследований учеБник Подобщейредакциейдокторавоенныхнаук,профессораа.я.черныша 2-еиздание,исправленное москва 2012 удк 339.543 ББк 72 о64 Допущено учебно-методическимисоветамиюридическогоиэкономическогофакультетовРоссийскойтаможеннойакадемиивкачествеучебникадлямагистрантов,обучающихсяпонаправлениямподготовки«Юриспруденция»,«Экономика»и«Менеджмент» авторскийколлектив: А.Я.Черныш,проректорпонаучнойработе,д-рвоен.наук,профессор(гл. <...> Основныеэтапыстановленияиразвитиянаучногознания Китай Мировое сообщество Западная Европа, Америка Западная Европа Италия Древняя Греция Древний Египет, Древний Рим Страны Арабского Востока и Средней Азии такимобразом,можноутверждать,чтонаука–этоисторическисложившаясяинепрерывноразвивающаясясистемазнанийоприроде,обществеимышлении,обобъективныхзаконахихразвития. <...> Современныесферынаучнойдеятельности следуетотметить,чтонекоторыеученыенесчитаютфилософиюнаукойлибо ставят еев иерархическом порядкевыше естественных, техническихиобщественныхнаук. <...> Поэтомубольшуюактуальность приобретает вопрос о социальной ответственности ученого завозможноеиспользованиеегооткрытий. современноенаучноеи технологическое развитие, такимобразом,поновомуставитвопросыиобэтикенауки.донедавнеговременимногиебылиубеждены,чтоэтиканаукисостоитвреализацииосновныхнорм–условийдостиженияобъективностизнания:беспристрастностиидобросовестностив теоретическихизысканиях,высокогопрофессионализма, чистотыпроведенияэксперимента.считалось,чтонаучныерезультаты,полученныеприсоблюденииэтихусловий,непременнопринесутлюдямпользу.однакосейчассталоочевидно,чтоследованиетолькотрадиционнымэтическимнормамнаучнойдеятельностиневсегдаведеткжелаемойцели. <...> Цель и назначение науки как социального <...>
Организация,_формы_и_методы_научных_исследований._2-е_изд.,_исправленное.pdf
удк­ 339.543 ББк­­ 72 ­ о64 До­пу­ще­но учеб­но-ме­то­ди­че­ски­ми­со­ве­та­ми­юри­ди­че­ско­го­и­эко­но­ми­че­ско­го­фа­куль­те­тов­Рос­сий­ской­та­мо­жен­ной­ака­де­мии­в­ка­че­ст­ве­учеб­ни­ка­для­ма­ги­ст­ран­тов,­обу­чаю­щих­ся­по­на­прав­ле­ни­ям­под­го­тов­ки­«Юрис­пру­ден­ция»,­«Эко­но­ми­ка»­и­«Ме­недж­мент» ав­тор­ский­кол­лек­тив: А.Я.­Чер­ныш,­про­рек­тор­по­на­уч­ной­ра­бо­те,­д-р­во­ен.­на­ук,­про­фес­сор­(гл.­1,­4,­6,­7);­Н.П.­Багмет,­на­чаль­ник­от­де­ла­пла­ни­ро­ва­ния,­ко­ор­ди­на­ции­и­ве­де­ния­на­уч­ной­ра­бо­ты­–­глав­ный­науч­ный­со­труд­ник,­канд.­во­ен.­на­ук,­до­цент­(гл.­2,­3,­6,­7);­Т.Д.­Ми­хай­лен­ко,­на­чаль­ник­на­учно-ис­сле­до­ва­тель­ской­ла­бо­ра­то­рии­–­глав­ный­на­уч­ный­со­труд­ник­на­уч­но-ин­фор­ма­ци­он­но­гоот­де­ла,­д-р­фи­лол.­на­ук,­про­фес­сор­(гл.­2,­3,­5,­11);­Е.Г.­Ани­си­мов,­на­чаль­ник­на­уч­но-ин­форма­ци­он­но­го­от­де­ла­–­глав­ный­на­уч­ный­со­труд­ник,­д-р­во­ен.­на­ук,­д-р­техн.­на­ук,­про­фес­сор(гл.­9);­И.В.­Гла­зу­но­ва,­ст.­на­учный­со­труд­ник­от­де­ла­пла­ни­ро­ва­ния,­ко­ор­ди­на­ции­и­ве­де­нияна­уч­ной­ ра­бо­ты,­канд.­юрид.­на­ук­ (гл.­ 5);­Н.Г.­Ли­па­то­ва,­на­чаль­ник­на­уч­но-ис­сле­до­ва­тельско­го­цен­тра­–­глав­ный­на­уч­ный­со­труд­ник,­канд.­техн.­на­ук,­ст.­на­учный­со­труд­ник­(гл.­8);Ю.И.­Со­мов,­за­мес­ти­тель­на­чаль­ни­ка­на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го­цен­тра­–­глав­ный­на­уч­ныйсо­труд­ник,­канд.­во­ен.­на­ук­(гл.­10) Ре­цен­зен­ты: в.в.­каПитоненко,­про­фес­сор­ка­фед­ры­эко­но­ми­че­ской­ки­бер­не­ти­ки­ин­сти­ту­та­ин­фор­маци­он­ных­сис­тем­управ­ле­ния­Го­су­дар­ст­вен­но­го­уни­вер­си­те­та­управ­ле­ния,­д-р­экон.­на­ук,­профес­сор; с.Г.­киселев,­про­фес­сор­ка­фед­ры­гу­ма­ни­тар­ных­дис­ци­п­лин­Рос­сий­ской­та­мо­жен­ной­ака­демии,­д-р­фи­лос.­на­ук,­про­фес­сор; Ю.Г.­ШПаковский,­про­фес­сор­ка­фед­ры­эко­ло­ги­че­ско­го­и­при­ро­до­ре­сурс­но­го­пра­ва­мо­сков­ской­го­су­дар­ст­вен­ной­юри­ди­че­ской­ака­де­мии,­д-р­юрид.­на­ук,­про­фес­сор Ор­га­ни­за­ция,­фор­мы­и­ме­то­ды­на­уч­ных­ис­сле­до­ва­ний:­учеб­ник­/­а.я.­чер­ныш,­н.П.­Багмет,­т.д.­ми­хай­лен­ко,­е.Г.­ани­си­мов,­и.в.­Гла­зу­но­ва,­н.Г.­ли­па­то­ва,­Ю.и.­со­мов.м.:­изд-во­Рос­сий­ской­та­мо­жен­ной­ака­де­мии,­2012.­320­с. ISBN­978-5-9590-0325-8 в­учеб­ни­ке­из­ло­же­ны­во­про­сы­ор­га­ни­за­ции­на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ской­ра­бо­ты­в­Рос­сии,под­го­тов­ки­на­уч­ных­кад­ров,­осу­ще­ст­в­ле­ния­ин­но­ва­ци­он­ной­дея­тель­но­сти,­ме­то­до­ло­гии­и­мето­ди­ки­про­ве­де­ния­на­уч­ных­ис­сле­до­ва­ний,­да­ны­ре­ко­мен­да­ции­по­на­пи­са­нию­и­оформ­ле­ниюма­ги­стер­ских­дис­сер­та­ций,­на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских­и­учеб­но-ис­сле­до­ва­тель­ских­ра­бот. учеб­ник­пред­на­зна­чен­для­ма­ги­ст­ран­тов­Рос­сий­ской­та­мо­жен­ной­ака­де­мии,­обу­чаю­щихся­по­на­прав­ле­ни­ям­под­го­тов­ки­«Юрис­пру­ден­ция»,­«Эко­но­ми­ка»­и­«ме­недж­мент».­он­так­жемо­жет­быть­по­лез­ным­для­ма­ги­ст­ран­тов­дру­гих­ву­зов,­пре­по­да­ва­те­лей­и­ис­сле­до­ва­те­лей. ©­чер­ныш­а.я.,­Баг­мет­н.П.,­ми­хай­лен­ко­т.д.,­­­­­­ани­си­мов­е.Г.,­Гла­зу­но­ва­и.в.,­ли­па­то­ва­н.Г.,­­­­­со­мов­Ю.и.,­2012 ©­Рос­сий­ская­та­мо­жен­ная­ака­де­мия,­2012
Стр.3
Оглавление вве­де­ние­........................................................................................................7 Глава ­1.­ ос­но­вы­ор­га­ни­за­ции­на­уч­ной­дея­тель­но­сти­...............................9 1.1.­­ со­дер­жа­ние­по­ня­тия­«нау­ка».­­ со­вре­мен­ная­клас­си­фи­ка­ция­на­ук.­­ Зна­че­ние­фи­ло­со­фии­для­раз­ви­тия­нау­ки­......................................9 1.2.­­ ос­нов­ные­кон­цеп­ции­и­об­ще­ст­вен­ные­функ­ции­­ 1.3.­ Це­ли,­за­да­чи­и­прин­ци­пы­го­су­дар­ст­вен­ной­­ на­уч­но-тех­ни­че­ской­по­ли­ти­ки.­­ ор­га­ни­за­ция­управ­ле­ния­на­уч­ной­дея­тель­но­стью­......................27 1.4.­ ор­га­ни­за­ция­под­го­тов­ки­на­уч­но-пе­да­го­ги­че­ских­­ и­на­уч­ных­кад­ров­...........................................................................36 Глава ­2.­ на­прав­ле­ния­ин­но­ва­ци­он­ной­дея­тель­но­сти­в­Рос­сии­..............47 2.1.­ ос­нов­ные­по­ня­тия­ин­но­ва­ци­он­ной­дея­тель­но­сти.­­ ­ 2.2.­­ Пред­по­сыл­ки­соз­да­ния­и­ос­нов­ные­струк­тур­ные­­ Роль­на­уч­ных­ис­сле­до­ва­ний­в­ин­но­ва­ци­он­ном­про­цес­се­и­клас­си­фи­ка­ция­ин­но­ва­ций­........................................................47 эле­мен­ты­ин­но­ва­ци­он­ных­сис­тем­................................................54 2.3.­­ об­щая­ха­рак­те­ри­сти­ка­ин­но­ва­ци­он­ной­сис­те­мы­........................63 2.4.­­ ин­но­ва­ци­он­ная­дея­тель­ность­выс­ше­го­учеб­но­го­за­ве­де­ния­......67 Глава ­3.­ ор­га­ни­за­ция­вы­пол­не­ния­фун­да­мен­таль­ных­­ 3.1.­­ управ­ле­ние­фун­да­мен­таль­ны­ми­­ 3.2.­­ Фи­нан­си­ро­ва­ние­фун­да­мен­таль­ных­­ и­при­клад­ных­на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских­ра­бот­........................77 и­при­клад­ны­ми­на­уч­ны­ми­ис­сле­до­ва­ния­ми­................................77 и­при­клад­ных­на­уч­ных­ис­сле­до­ва­ний­..........................................86 3.3.­­ ор­га­ни­за­ция­кон­кур­сов­на­вы­пол­не­ние­­ 3 фун­да­мен­таль­ных­и­при­клад­ных­на­уч­ных­ис­сле­до­ва­ний­...........90 со­вре­мен­ной­нау­ки­........................................................................22
Стр.4
Глава ­4.­ ме­то­ди­че­ские­ос­но­вы­ор­га­ни­за­ции­­ ­ и­про­ве­де­ния­на­уч­ных­ис­сле­до­ва­ний­в­ву­зах­и­на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских­уч­ре­ж­де­ни­ях­.................................98 4.1.­­ сущ­ность­по­ня­тия­«на­уч­ное­ис­сле­до­ва­ние»­................................98 4.2.­­ осо­бен­но­сти­на­уч­ной­ра­бо­ты­и­эти­ка­на­уч­но­го­тру­да­..............107 4.3.­Пла­ни­ро­ва­ние­на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ской­ра­бо­ты­......................111 4.4.­­ вы­бор­те­мы­на­уч­но­го­ис­сле­до­ва­ния,­­ оп­ре­де­ле­ние­его­це­ли­и­за­дач­......................................................119 Глава ­5.­ Фор­мы­про­ве­де­ния­на­уч­ных­ис­сле­до­ва­ний­­ ма­ги­ст­ран­та­ми­в­выс­шем­учеб­ном­за­ве­де­нии­..........................125 5.1.­­ Фор­мы­ис­сле­до­ва­тель­ской­ра­бо­ты­ма­ги­ст­ран­тов­......................125 5.2.­­ ос­нов­ные­фор­мы­учеб­но-ис­сле­до­ва­тель­ских­­ 5.2.2.­­ вы­пу­ск­ная­ква­ли­фи­ка­ци­он­ная­ра­бо­та­­ ­ ма­ги­стер­ских­ра­бот­.....................................................................128 5.2.1.­ кур­со­вая­ра­бо­та­с­ис­сле­до­ва­тель­ски­ми­це­ля­ми­­ и­ос­нов­ные­тре­бо­ва­ния,­предъ­яв­ляе­мые­к­ней­........................ 128 с­ис­сле­до­ва­тель­ски­ми­це­ля­ми­и­ос­нов­ные­тре­бо­ва­ния,­предъ­яв­ляе­мые­к­ней­.................................................................134 5.3.­­ ос­нов­ные­фор­мы­на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских­­ ма­ги­стер­ских­ра­бот­.....................................................................142 5.4.­­ ис­точ­ни­ки­на­уч­ной­ин­фор­ма­ции,­ис­поль­зуе­мые­­ Глава ­6.­ ме­то­ди­ка­раз­ра­бот­ки­­ при­про­ве­де­нии­ис­сле­до­ва­ний­...................................................153 и­за­щи­ты­ма­ги­стер­ской­дис­сер­та­ции­.......................................157 6.1.­ ос­нов­ные­тре­бо­ва­ния,­предъ­яв­ляе­мые­­ к­ма­ги­стер­ской­дис­сер­та­ции­.......................................................157 6.2.­ ме­то­ди­ка­ор­га­ни­за­ции­ма­ги­стер­ско­го­ис­сле­до­ва­ния­...............162 6.2.1.­ струк­ту­ра­и­план­ма­ги­стер­ской­дис­сер­та­ции­.......................... 162 6.2.2.­­ Под­бор­на­уч­ной­ли­те­ра­ту­ры­по­вы­бран­ной­те­ме­.................... 165 6.2.3.­­ ана­лиз­ин­фор­ма­ции­и­ее­сис­те­ма­ти­за­ция­............................... 167 6.2.4.­­ вы­бор­ме­то­дов­на­уч­но­го­ис­сле­до­ва­ния.................................... 169 6.2.5.­­ Па­ра­мет­ры­и­кри­те­рии­оце­ни­ва­ния­ре­зуль­та­тов­­ 4 на­уч­ных­ис­сле­до­ва­ний­.............................................................. 170
Стр.5
ис­сле­до­ва­ния­.............................................................................173 6.2.7.­­ на­пи­са­ние­ма­ги­стер­ской­дис­сер­та­ции­.................................... 176 6.2.6.­ Пла­ни­ро­ва­ние­ма­ги­стер­ско­го­дис­сер­та­ци­он­но­го­­ 6.3.­­ со­дер­жа­ние­ос­нов­ных­структурных­элементов­­­ 6.4.­­ Под­го­тов­ка­и­про­ве­де­ние­за­щи­ты­­ ма­ги­стер­ской­дис­сер­та­ции­..........................................................177 ма­ги­стер­ской­дис­сер­та­ции­..........................................................184 Глава ­7.­ ме­то­до­ло­гия­и­ме­то­ды­на­уч­ных­ис­сле­до­ва­ний­.......................190 7.1.­­ ме­то­до­ло­гия­на­уч­ных­ис­сле­до­ва­ний­.........................................190 7.2.­­ ме­тод­на­уч­но­го­ис­сле­до­ва­ния­....................................................193 7.3.­­ ос­нов­ные­ме­то­ды­на­уч­ных­ис­сле­до­ва­ний­.................................196 7.4.­­ сис­тем­ный­ме­тод­на­уч­ных­ис­сле­до­ва­ний..................................198 Глава ­8.­ мо­де­ли­ро­ва­ние­при­про­ве­де­нии­ма­ги­стер­ско­го­­ на­уч­но­го­ис­сле­до­ва­ния­.............................................................206 8.1.­­ ос­но­вы­мо­де­ли­ро­ва­ния­объ­ек­тив­ной­дей­ст­ви­тель­но­сти­..........206 8.2.­­ клас­си­фи­ка­ция­мо­де­лей­и­фор­мы­мо­де­ли­ро­ва­ния­...................209 и­ис­сле­до­ва­ния­мо­де­лей­..............................................................216 8.4.­­ ими­та­ци­он­ное­мо­де­ли­ро­ва­ние­слож­ных­сис­тем­.......................226 8.3.­­ ме­то­ди­че­ские­ос­но­вы­по­строе­ния­­ Глава ­9.­ При­ме­не­ние­ма­те­ма­ти­че­ских­ме­то­дов­­ в­хо­де­раз­ра­бот­ки­ма­ги­стер­ской­дис­сер­та­ции­..........................231 9.1.­­ ме­то­до­ло­ги­че­ские­про­бле­мы­при­ме­не­ния­­ 9.2.­­ ос­нов­ные­ти­пы­ма­те­ма­ти­че­ских­мо­де­лей,­­ 9.3.­­ сущ­ность­и­ус­ло­вия­при­ме­ни­мо­сти­­ ­ ма­те­ма­ти­че­ских­ме­то­дов­в­эко­но­ми­ке­и­юрис­пру­ден­ции­.........231 при­ме­няе­мых­в­эко­но­ми­че­ских­и­юри­ди­че­ских­нау­ках­............237 тео­ре­ти­ко-ве­ро­ят­но­ст­ных­(сто­хас­ти­че­ских)­ме­то­дов­в­эко­но­ми­ке­и­юрис­пру­ден­ции­...................................................240 9.4.­­ об­щая­ха­рак­те­ри­сти­ка­оп­ти­ми­за­ци­он­ных­мо­де­лей­­ 5 и­ме­то­дов,­при­ме­няе­мых­в­эко­но­ми­ке­и­юрис­пру­ден­ции­........244
Стр.6
Глава ­10.­ме­то­ди­ка­ин­фор­ма­ци­он­но­го­обес­пе­че­ния­­ ­ на­уч­ных­ис­сле­до­ва­ний­при­раз­ра­бот­ке­ма­ги­стер­ской­дис­сер­та­ции­........................................................248 10.1.­­ис­точ­ни­ки­на­уч­ной­ин­фор­ма­ции­и­их­клас­си­фи­ка­ция­............248 и­хра­не­ния­ин­фор­ма­ции,­ее­сис­те­ма­ти­за­ции­и­ана­ли­за­............255 10.3.­­ме­то­ди­ка­чте­ния­на­уч­ной­ли­те­ра­ту­ры­.......................................268 10.2.­­ос­нов­ные­ме­то­ды­по­ис­ка,­об­ра­бот­ки­­ 10.4.­­обес­пе­че­ние­ин­фор­ма­ци­он­ной­безо­пас­но­сти­­ ли­те­ра­тур­ных­язы­ков­..................................................................284 11.2.­­осо­бен­но­сти­на­уч­но­го­сти­ля­......................................................288 11.1.­­Функ­цио­наль­ные­сти­ли­со­вре­мен­ных­­ 11.3.­­тре­бо­ва­ния­к­оформ­ле­нию­таб­лиц,­­ схем­и­гра­фи­ков­в­на­уч­ных­ра­бо­тах­............................................296 11.4.­­оформ­ле­ние­спи­ска­ис­поль­зо­ван­ных­источников­­...................304 11.4.1.­­При­ме­ры­биб­лио­гра­фи­че­ско­го­опи­са­ния­................................304 11.4.2.­­оформ­ле­ние­биб­лио­гра­фи­че­ских­ссы­лок­................................307 11.4.3.­­тре­бо­ва­ния­к­тек­сту­ма­ги­стер­ской­дис­сер­та­ции­......................309 За­клю­че­ние­...................................................................................................311 спи­сок­ис­поль­зо­ван­ных­источников...........................................................312 при­про­ве­де­нии­на­уч­ных­ис­сле­до­ва­ний­.....................................273 Глава ­11.­ язык­на­уч­ных­ра­бот­и­тре­бо­ва­ния­к­их­оформ­ле­нию­..............284 6
Стр.7