ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ С.Г. Пяткова ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ( ) Сургут – 2015 Н п в а К р а а л в и л ф е ин ки ае п и ц о я д г со тт ео пв ек ни 1 0 а0 к4 а0 л0 Т р в у ь б р и а з м УДК 338.48(07) ББК К65.433я73 П 99 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин 24 декабря 2015 года, протокол № 4 Рецензенты: Арканова Инна Григорьевна, к.э.н., доцент, начальник управления туризма Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Боровинская Дарья Николаевна, к.филос.н, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Сургутского государственного педагогического университета Пяткова, С. <...> Квалификация (степень) бакалавр / С. Г. Пяткова ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа – Югры, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». <...> Основные виды туризма и динамика их развития в международном туризме . <...> Государственное регулирование туристской сферой в современной России . <...> Управление туризмом в регионе (на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) . <...> Организация деятельности туристской фирмы (планирование, формирование программ, реализация и т.п.) <...> Внутренняя и внешняя среда турфирмы: особенности, методы анализа . <...> Правовые и хозяйственные отношения между участниками туристкой деятельности» . <...> Организация работы с документационной базой в деятельности туристского предприятия . <...> Калькуляция себестоимости и ценообразование нового турпродукта . <...> Продвижение <...>
Организация_туристской_деятельности.pdf
УДК 338.48(07)
ББК К65.433я73
П 99
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета СурГПУ
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании
кафедры социально-гуманитарных дисциплин
24 декабря 2015 года, протокол № 4
Рецензенты:
Арканова Инна Григорьевна,
к.э.н., доцент, начальник управления туризма
Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Боровинская Дарья Николаевна,
к.филос.н, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Сургутского государственного педагогического университета
Пяткова, С. Г.
П 99 Организация туристской деятельности : учеб.-метод. пособие : направление подготовки
100400 Туризм. Квалификация (степень) бакалавр / С. Г. Пяткова ; Департамент
образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа – Югры, Гос. образоват.
учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». –
Сургут : РИО СурГПУ, 2015. – 98 [1] с.
Учебно-методическое пособие ориентировано на изучение основных аспектов организации
туристской деятельности, предназначено для обучающихся по образовательной программе высшего
образования направления подготовки 100400 Туризм.
Материалы пособия представляют учебно-методический комплекс по курсу «Организация
туристской деятельности»: учебно-тематическое планирование, структура и основное содержание
модулей курса, методические рекомендации для подготовки семинарских и практических занятий,
в том числе в интерактивной форме, практические задания, список основной и дополнительной литературы,
приложения (кейсы, статьи и статистика для практических занятий). Разработанные критерии
оценивания позволяют сориентировать студентов на основные предметные результаты и систему
оценивания в ходе обучения.
Учебные материалы и методические рекомендации предназначены для использования в процессе
обучения, подготовке к производственной практике, написанию курсовых и дипломных исследований
студентов направления подготовки «Туризм».
УДК 338.48(07)
ББК К65.433я73
© Пяткова С.Г., 2015
© Сургутский государственный педагогический университет, 2015
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ....................................................................................................................................... 5
Часть 1
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Структура изучения дисциплины ................................................................................................. 8
1.2. Учебно-тематический план ........................................................................................................... 8
Часть 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Модуль 1. «Организация современной туристской деятельности» ............................................. 14
Учебный элемент 1.1. «Организационные основы туристской деятельности» ................................. 15
Тема 1.1.1. Основные характеристики туризма как социально-экономической категории ......... 15
Тема 1.1.2. Структура и состав индустрии туризма ...................................................................... 17
Тема 1.1.3. Основные виды туризма и динамика их развития в международном туризме .......... 19
Тема 1.1.4. Организация управления индустрией туризма ........................................................... 20
Тема 1.1.5. Особенности развития туризма и организации туристской деятельности
в России на современном этапе ........................................................................................................... 22
Тема 1.1.6. Законодательство РФ в сфере туризма ........................................................................ 25
Тема 1.1.7. Государственное регулирование туристской сферой в современной России ............ 27
Тема 1.1.8. Управление туризмом в регионе
(на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) ....................................................... 30
Учебный элемент 1.2. «Технологии туристской деятельности» ........................................................ 32
Тема 1.2.1. Международные туристские организации: организация
и направления деятельности ................................................................................................................ 32
Тема 1.2.2. Туроператорская и турагентская деятельность ........................................................... 34
Тема 1.2.3. Организация деятельности туристской фирмы
(планирование, формирование программ, реализация и т.п.) ............................................................ 35
Тема 1.2.4. Внутренняя и внешняя среда турфирмы: особенности, методы анализа ................... 36
Тема 1.2.5. Разработка стратегий в организации туристской деятельности ................................. 40
Тема 1.2.6. Эффективное управление в туристской деятельности ................................................ 44
Тема 1.2.7. Организация безопасности в туристской деятельности .............................................. 45
Учебный элемент 1.3. Правовые и хозяйственные отношения
между участниками туристкой деятельности» ................................................................................... 49
Тема 1.3.1. Организация работы с документационной базой
в деятельности туристского предприятия ........................................................................................... 49
Тема 1.3.2. Компетентность работников туристского бизнеса.
Подбор и отбор сотрудников турфирмы ........................................................................................ 52
Тема 1.3.3. Схемы оплаты труда и оформление трудовых отношений
в туристской деятельности .................................................................................................................. 54
Тема 1.3.4. Определение структуры и содержания туристского продукта,
алгоритм его создания ......................................................................................................................... 55
Тема 1.3.5. Калькуляция себестоимости и ценообразование нового турпродукта ....................... 58
Тема 1.3.6. Продвижение туристских предложений
в современной туристской деятельности ............................................................................................ 60
Тема 1.3.7. Партнерские отношения турфирмы с транспортными компаниями,
средствами размещения, предприятиями питания ............................................................................. 61
Тема 1.3.8. Схемы взаимодействия предприятий на туристском рынке ....................................... 63
Рубежный контроль по модулю 1 «Организация современной туристской деятельности» ............. 65
3
Стр.3
Модуль 2. «Разработка проекта стратегии организации и развития актуального
направления туризма в регионе (на примере муниципального образования) ............................... 67
Учебный элемент 2.1. «Проектирование в организации
и реализации туристской деятельности» ............................................................................................ 67
Тема 2.1.1. Специфика проектной деятельности ........................................................................... 67
Тема 2.1.2. Определение актуальной проблематики проекта и ее обоснование ........................... 69
Тема 2.1.3. Разработка направлений (способов) решения проблемы проекта .............................. 70
Тема 2.1.4. Определение целевой направленности проекта
и планирование ее достижения ........................................................................................................... 72
Тема 2.1.5. Описание и оформление проекта туристской направленности .................................. 74
Учебный элемент 2.2. Проектирование стратегии организации и развития актуального
направления регионального туризма (на примере г. Сургута и Сургутского района) ...................... 75
Тема 2.2.1. Разработка проблематики и актуальности проекта организации
и развития актуального направления регионального туризма
в г. Сургуте и Сургутском районе ....................................................................................................... 75
Тема 2.2.2. Маркетинговый анализ развития туризма в муниципальном образовании
(на примере г. Сургута и Сургутского района) ................................................................................... 76
Тема 2.2.3. Разработка основных направлений решения проблемы проекта организации
и развития актуального направления регионального туризма
в г. Сургуте и Сургутском районе ....................................................................................................... 78
Тема 2.2.4. Разработка цели и плана проекта организации и развития актуального
направления регионального туризма в г. Сургуте и Сургутском районе .......................................... 79
Тема 2.2.5. Описание и оформление проекта организации и развития актуального
направления регионального туризма в г. Сургуте и Сургутском районе .......................................... 81
Рубежный контроль по модулю 2 «Разработка проекта стратегии организации и развития
актуального направления туризма в регионе (на примере муниципального образования) .............. 83
Список источников и литературы ................................................................................................... 86
Приложения ........................................................................................................................................ 89
4
Стр.4