Ученые
записки
Забайкальского государственного
университета
Серия
Профессиональное образование,
теория и методика обучения
2013/6 (53)
Научный журнал
Основан в 1957 г.
Учредитель
ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный
университет»
Журнал зарегистрирован
Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77–36625 от 24.05.2013 г.
Журнал входит
в Перечень ведущих рецензируемых научных
журналов и изданий, в которых должны быть
опубликованы основные научные результаты
диссертаций на соискание учёных степеней
доктора и кандидата наук
Авторы несут полную ответственность
за подбор и изложение фактов, содержащихся
в статьях; высказываемые ими взгляды
могут не отражать точку зрения редакции
Перепечатка материалов журнала допускается
только по согласованию с редакцией
Рукописи, присланные в журнал,
не возвращаются
Адрес редакции:
672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129
Телефон: 8 (3022) 35-24-79,
факс: 8 (3022) 41-64-447
E-mail: gumvector@zabspu.ru
Сайт журнала в Интернете
http://www.uchzap.ru
Подписной индекс журнала
в «Пресса России» 42408
Электронная версия журнала
размещена на платформе
Российской универсальной
научной электронной библиотеки
www.elibrary.ru
© Забайкальский государственный
университет, 2013
Выходит шесть раз в год
Редакционный совет:
Пётр Сергеевич Атаманчук, доктор педагогических наук, профессор,
академик АН ВО Украины, Каменец-Подольский национальный
университет им. Ивана Огиенко (Каменец-Подольский,
Украина); Андре Буржо, доктор социальных наук, академик, Национальный
центр научных исследований Франции (Париж, Франция);
Бори́с Ва́нданович База́ров, доктор исторических наук, профессор,
член-корреспондент Российской академии наук, Институт монголоведения,
буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ, Россия);
Валерий Павлович Горлачёв, доктор педагогических наук, профессор,
Забайкальский государственный университет (Чита, Россия);
Маргарита Ивановна Гомбоева, доктор культурологии, профессор,
Забайкальский государственный университет (Чита, Россия);
Людмила Герасимовна Гуслякова, доктор социологических наук,
профессор, Горно-Алтайский государственный университет (Горно-Алтайск,
Россия); Б. Жадамба, академик, Монгольский государственный
университет образования (Улан-Батор, Монголия); Вера
Кимовна Зубарева, доктор филологических наук, профессор, Пенсильванский
университет (Филадельфия, США); Кэйдзи Идэ, заместитель
главы миссии, министр Посольства Японии в Российской
Федерации (Япония); Михаил Васильевич Константинов, доктор
исторических наук, профессор, Забайкальский государственный
университет (Чита, Россия); Владимир Викторович Мазалов, доктор
физико-математических наук, профессор, Институт прикладных
математических исследований Карельского научного центра РАН
(Петрозаводск, Россия); Григорий Церенович Пюрбеев, доктор филологических
наук, профессор, академик РАЕН, Институт языкознания
Российской академии наук (Москва, Россия); Ли Чуаньсюн,
профессор (Харбин, КНР); Владимир Дмитриевич Шадриков,
доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии
образования, Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики» (Москва, Россия); Чжен Шупу, доктор
филологических наук, профессор (Харбин, КНР)
Редакционная коллегия серии:
Лариса Витальевна Черепанова (выпускающий редактор),
д-р пед. наук, профессор;
Светлана Иннокентьевна Десненко, д-р пед. наук,
профессор
Главный редактор объединённой редакции
И. В. Ерофеева, доктор филологических наук, доцент,
e-mail: irina-jour@yandex.ru
Ответственный секретарь объединённой редакции
Е. В. Седина, кандидат культурологии,
e-mail: elvsed@mail.ru
Стр.2
Scholarly
Notes
of Transbaikal State
University
Scientific Journal
Series
Vocational Education,
Theory and Methods of Education
2013/6 (53)
Founded in 1957 г.
Founder
FSBEI HPE “Transbaikal State University”
The journal is registered
by the Federal Supervision Service in the Field
of Communications, Information Technology
and Mass Communications (Roskomnadzor)
Registration certificate
ПИ № ФС77–36625 jn 24.05.2013.
The journal
is in the list of the leading refereed scientific journals
and editions which publish the main results
of dissertations for academic degrees
of doctors and candidates of sciences
The authors are fully responsible for the selection
and presentation of the facts contained in their articles;
the views expressed by them do not necessarily
reflect the views of the editorial board
Reproduction of any materials from the journal
is allowed only in coordination
with the editorial board
The manuscripts submitted to the journal
are not returned
Address:
672007, Chita, 129 Babushkina St.
Phone: 8 (3022) 35-24-79
Fax: 8 (3022) 41-64-44
E-mail: gumvector@zabspu.ru
Journal web site
http://www.uchzap.ru
Subscription index of the journal
in “Press of Russia” 42408
The electronic version of the journal is placed
on the platform of the Russian Universal
Scientific Electronic Library: www.elibrary.ru
© Transbaikal State University, 2013
Bimonthly
Editorial Board:
Petr Sergeevich Atamanchuk, Doctor of Pedagogy, Professor,
Academician of the Academy of Sciences and Higher Education
of Ukraine Ivan Ogienko Kamenets, Podolsky National University
(Kamenets-Podolsky, Ukraine); Andre Bourget, Doctor of Sociology,
Academician, French National Center for Scientific Research (Paris,
France); Boris Vandanovich Bazarov, Doctor of History, Professor,
Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Institute
of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of
the Russian Academy of Sciences (Ulan-Ude, Russia) (Ulan-Ude,
Russia); Valeriy Pavlovich Gorlachev, Doctor of Pedagogy, Professor,
Transbaikal State University (Chita, Russia); Margarita Ivanovna
Gomboeva, Doctor of Culturology, Professor, Transbaikal State
University (Chita, Russia); Lyudmila Gerasomovna Guslyakova, Doctor
of Sociology, Professor, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk,
Russia); B. Zhadambaa, Academician, Mongolian State University of
Education (Ulan Bator, Mongolia); Vera Kimovna Zubareva, Doctor
of Philology, Professor, University of Pennsylvania (Philadelphia, PA,
USA); Keiji Ide, Deputy Head of Mission, Minister of the Embassy
of Japan in the Russian Federation (Japan); Mikhail Vasil’evich
Konstantinov, Doctor of History, Professor, Transbaikal State University
(Chita, Russia); Vladimir Viktorovich Mazalov, Doctor of Physics and
Mathematics, Professor, Institute of Applied Mathematical Research,
Karelian Scientific Center, Russian Academy of Sciences (Petrozavodsk,
Russia); Grigoriy Tserenovich Pyurbeev, Doctor of Philology, Professor,
Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Institute
of Linguistics, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia); Li
Chuangxiong, Professor (Harbin, People’s Republic of China); Vladimir
Aleksandrovich Il’in, Doctor of Physics and Mathematics, Professor
(Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia); Vladimir
Dmitrievich Shadrikov, Doctor of Psychology, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education, National Research University
“Higher School of Economics” (Moscow, Russia); Zhen Shupu, Doctor
of Philology, Professor (Harbin, People’s Republic of China)
Editorial Board of the Volume:
Larisa. Vital’evna Cherepanova (editor),
Doctor of Pedagogy, Professor;
Svetlana Innokent’evna Desnenko, Doctor of Pedagogy, Professor
Editor-in-chief of the Unified Editorial Board
I. V. Erofeeva, Doctor of Philology, Associate Professor,
e-mail: irina-jour@yandex.ru
Executive Secretary of the Unified Editorial Board
E. V. Sedina, Candidate of Culturology e-mail: elvsed@mail.ru
Стр.3
Содержание
ТеориЯ и МеТодиКа ПроФеССионаЛЬноГо ПедаГоГиЧеСКоГо оБраЗоВаниЯ
Атаманчук П. С., Чайковская И. А. Инноватика формирования профессиональных
компетентностей будущих учителей ........................................................................................7
Васильев А. А. Внеаудиторная работа будущего педагога профессионального обучения
в сетевом научно-методическом сообществе глобальной сети Интернет ............................13
Венславский В. Б., Козлов М. А., Пономарёв А. В. Педагогическое проектирование
и реализация подготовки учителя к обучению электронике в школе на профильном
уровне ........................................................................................................................................19
Десненко С. И., Проклова В. Ю. Преемственность в подготовке бакалавров
физического образования к осуществлению исследовательской деятельности .................28
Черепанова Л. В. К проблеме оценивания результатов подготовки бакалавров
и магистров педагогического образования в компетентностной парадигме ........................36
ТеориЯ и МеТодиКа ПроФеССионаЛЬноГо оБраЗоВаниЯ
Бирюкова А. Н. Формирование у будущих врачей умения решать профессиональные
задачи на основе физических знаний и умений как профессионального интегративного
умения ........................................................................................................................................45
Бордонская Л. А., Голобокова Г. И. Рабочая тетрадь студента современного вуза
как многофункциональное дидактическое средство .............................................................51
Ваганова Т. Г. Развитие профессиональных компетенций бакалавров технического
направления на основе взаимосвязи общеобразовательных и специальных дисциплин
в информационно-образовательной среде вуза .....................................................................67
Виноградова Н. И. Развитие компетентности будущего профессионала как процесс
самосозидания ...........................................................................................................................72
Дроботушенко Е. В., Мясникова Г. В., Пряженникова М. В., Яремчук О. А.
Активизация познавательной деятельности студентов при изучении курса истории
Древнего мира ...........................................................................................................................78
Дугарова Д. Ц., Чупрова Д. В. Управление знаниями как организационная основа
формирования новых отношений управления в образовательном процессе вуза .............83
Калинина Л. И. Социально значимая деятельность как условие социализации и
самореализации студенческой молодёжи ...............................................................................91
Никитенко А. В. Педагогические особенности влияния активизации познавательной
деятельности студентов-математиков на их личностно-профессиональное
становление ...............................................................................................................................96
Раднаев Б. В. Технология формирования компетенций в условиях дистанционной
поддержки обучения .................................................................................................................103
Рогалёв А. В. Модель лабораторной работы по физике в аспекте развития
технических способностей у студентов учреждений среднего профессионального
образования железнодорожного транспорта ..........................................................................107
Федотова А. Ф. Система оценочных средств как инструмент подтверждения
сформированности компетенции ............................................................................................117
ТеориЯ и МеТодиКа неПрерыВноГо оБраЗоВаниЯ
и ПоВышениЯ КВаЛиФиКации
Ваганова В. И., Малунова Г. С. Подготовка педагога к реализации инновационных
процессов в системе довузовского профессионального образования ................................125
Колоколова Н. И. Методика подготовки учителя к инновационной деятельности
в условиях повышения квалификации ....................................................................................130
Мирошниченко В. В. Создание системы непрерывной этнорегиональной подготовки
учителей: к постановке проблемы ...........................................................................................137
3
Стр.4