Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Организация профориентационной работы (220,00 руб.)

0   0
Первый авторБудникова Светлана Петровна
АвторыВерховская Елена Павловна
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц94
ID338193
АннотацияНастоящее учебно-методическое пособие содержит рекомендации по организации и проведению мероприятий профориентационной направленности, которые призваны помочь школьникам определиться со своим профессиональным выбором, учитывая индивидуальные и психологические особенности. Пособие содержит методические рекомендации, касающиеся деятельности социально-педагогической и психологической службы организации образования, сценарии профориентационных мероприятий, информационно-методические материалы для педагогов-психологов. Также включен диагностический инструментарий, содержащий различные тесты и методики для работы с учащимися, варианты тренинговых занятий, игр и упражнений, реализация которых будет способствовать построению диагностических и коррекционных мероприятий в целях осуществления профориентационной деятельности. Издание предназначено для информационно-методической и диагностической поддержки широкого круга лиц, участвующих в организации профориентационной работы, а также для студентов старших курсов университета, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование», проходящих педагогическую практику в образовательных организациях различного типа.
ISBN978-5879-54-911-9
Будникова, С.П. Организация профориентационной работы / Е. П. Верховская; С.П. Будникова .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2014 .— 94 с. — ISBN 978-5879-54-911-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/338193 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Верховская ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ Учебно-методическое пособие Тула Издательство ТГПУ им. <...> Пособие содержит методические рекомендации, касающиеся деятельности социальнопедагогической и психологической службы организации образования, сценарии профориентационных мероприятий, информационно-методические материалы для педагогов-психологов. <...> Также включен диагностический инструментарий, содержащий различные тесты и методики для работы с учащимися, варианты тренинговых занятий, игр и упражнений, реализация которых будет способствовать построению диагностических и коррекционных мероприятий в целях осуществления профориентационной деятельности. <...> Особенности подготовки и проведения классного часа профориентационной направленности в школе. <...> От того, какой профессиональный выбор будет сделан, зависит не только личное благополучие, но и эффективность трудового и нравственного потенциала страны в целом. <...> Профориентационная работа, организованная грамотно и последовательно, поможет школьнику определиться с будущим направлением обучения, творческой и трудовой самореализации. <...> Профориентация – это целый комплекс психолого-педагогических мер, направленных на профессиональное самоопределение школьника. <...> Так как мероприятия профориентационной направленности чаще всего носят характер внеклассной работы, то активными ее организаторами становятся классные руководители, школьные библиотекари, психологи, социальные педагоги. <...> Цели профориентационной работы в школе  оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; 4  выработка у школьников навыков профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии с возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. <...> Задачи профориентационной работы  получение данных о предпочтениях, склонностях <...>
Организация_профориентационной_работы.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Организация_профориентационной_работы.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» С. П. Будникова Е. П. Верховская ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ Учебно-методическое пособие Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2014
Стр.1
ББК 74.200.52я73 Б90 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор В. М. Петровичев (ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет»); кандидат экономических наук, доцент М. Г. Кудрявцев (ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого») Будникова, С. П. Б90 Организация профориентационной работы: Учеб.-метод. пособие / С. П. Будникова, Е. П. Верховская. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2014. – 93 с. ISBN 978-5-87954-911-9 Настоящее учебно-методическое пособие содержит рекомендации по организации и проведению мероприятий профориентационной направленности, которые призваны помочь школьникам определиться со своим профессиональным выбором, учитывая индивидуальные и психологические особенности. Пособие содержит методические рекомендации, касающиеся деятельности социальнопедагогической и психологической службы организации образования, сценарии профориентационных мероприятий, информационно-методические материалы для педагогов-психологов. Также включен диагностический инструментарий, содержащий различные тесты и методики для работы с учащимися, варианты тренинговых занятий, игр и упражнений, реализация которых будет способствовать построению диагностических и коррекционных мероприятий в целях осуществления профориентационной деятельности. Издание предназначено для информационно-методической и диагностической поддержки широкого круга лиц, участвующих в организации профориентационной работы, а также для студентов старших курсов университета, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование», проходящих педагогическую практику в образовательных организациях различного типа. ББК 74.200.52я73 ISBN 978-5-87954-911-9 © С. П. Будникова, Е. П. Верховская, 2014 © ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ I. Общие аспекты построения профориентационной работы в общеобразовательной организации......................................................................4 II. Внеклассные мероприятия профориентационной направленности..........14 1. Особенности подготовки и проведения классного часа профориентационной направленности в школе.......................................................14 2. Особенности подготовки и проведения экскурсии профориентационной направленности со школьниками ........................................18 III. Диагностические и проектировочные методики..........................................23 1. Тесты профориентационной направленности .............................................23 Тест 1. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)........................23 Тест 2. Опросник Дж. Холланда .........................................................................25 Тест 3. Опросник профессиональных предпочтений .......................................29 Тест 4. Ориентационная анкета Б. Басcа............................................................44 2. Примерные планы тренинговых профориентационных занятий ...........48 Тренинговое профориентационное занятие.......................................................48 Тренинг развития общения и коммуникативных навыков в группе...............53 Тренинг на снятие эмоционального напряжения в группе ..............................54 Тренинг «Просто поверь в себя».........................................................................60 Тренинг личностного роста для старшеклассников .........................................64 3. Примерные планы игр профориентационной направленности ..............67 4. Упражнения профориентационной направленности .................................78 IV. Материалы для профориентационной беседы..............................................82 Литература..................................................................................................................90 3
Стр.3
I. ОБЩИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Выбор профессионального будущего – одна из самых важных задач, которую обязательно приходится решать каждому человеку. Это решение по своей значимости, по влиянию на дальнейшую судьбу, можно сравнить только с самыми главными, бытийными событиями в нашей жизни. От того, какой профессиональный выбор будет сделан, зависит не только личное благополучие, но и эффективность трудового и нравственного потенциала страны в целом. Школьнику в силу малого жизненного опыта крайне трудно самостоятельно понять границы своих возможностей, осознать свои способности, склонности, притязания и профессиональные перспективы. И здесь в работе специалиста будет важна не только констатация актуального состояния соответствующей сферы учащегося, но и помощь в построении перспективного плана в вопросах направления образования и саморазвития. Профориентационная работа, организованная грамотно и последовательно, поможет школьнику определиться с будущим направлением обучения, творческой и трудовой самореализации. Профориентация – это целый комплекс психолого-педагогических мер, направленных на профессиональное самоопределение школьника. Этот вид деятельности реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Так как мероприятия профориентационной направленности чаще всего носят характер внеклассной работы, то активными ее организаторами становятся классные руководители, школьные библиотекари, психологи, социальные педагоги. Чаще всего она проводится во внеурочное время, не имеет выраженного предметного характера (не направлена на изучение какого -либо одного учебного предмета). Эта работа может быть реализована как в стенах школы, так и за ее пределами, но организуется и проводится р аботниками школы. Внеклассные мероприятия могут иметь весьма разнообразный характер. Любое внеклассное мероприятие должно быть тщательно подготовлено. Учитывается все: цели, задачи, возрастны е особенности детей; жизненный опыт, профиль и гендерный состав класса; особенности школы и населенного пункта; характер увлечений детей; их успеваемость; близость и характер промышленных предприятий, учебных и культурных заведений. Цели профориентационной работы в школе  оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; 4
Стр.4
 выработка у школьников навыков профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии с возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Задачи профориентационной работы  получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;  выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с организациями дополнительного и профессионального образования;  организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;  привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;  пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению;  разработка рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;  организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися. Общие направления профориентационной работы в организациях общего среднего образования • реализация идей разноуровневого обучения, факультативных занятий и кружковой деятельности;  организация общественно полезного труда и трудовой (производственной) практики;  допрофессиональная и профессиональная подготовка учащихся;  установление и реализация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой;  комплексная профориентационная поддержка взросления учащихся;  использование современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе проведение онлайн-консультаций, конференций;  оформление странички на школьном сайте в разделе «Профориентация»;  осуществление взаимодействия с организациями дополнительного образования, профориентационными центрами города;  проведение внеклассных мероприятий профориентационной направленности;  профориентационная работа с родителями;  оформление кабинета (уголка) профориентации. Формы непосредственной профориентационной работы с учащимися 1. Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематич еские классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» , 9-й класс) и др. 5
Стр.5
2. Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности. 3. Консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые). 4. Расширение знаний в рамках школьных предметов («Технология», 5–7 классы; «Информационно-компьютерные технологии 8–11 классы и др.). 5. Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия. 6. Посещение дней открытых дверей в учебных заведениях. 7. Встречи с представителями предприятий, учебных заведений. 8. Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в организациях дополнительного образования. 9. Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций. Родители также не могут и не должны оставаться в стороне от профориентационной работы школы, так как это касается образовательной и профессиональной судьбы их детей. Наиболее распространенными формами работы с родителями являются следующие: 1. Индивидуальные консультации специалистов социально-педагогической и психологической службы в организациях общего среднего образования. 2. Тематические родительские собрания профориентационной направленности с приглашением представителей учебных заведений, предприятий и организаций. 3. Совместные собрания родителей и учащихся (классные, общешкольные, районные). Профориентационная работа классного руководителя строится с опорой на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы, включает в себя следующие формы: 1. Составление для конкретного класса (группы) плана педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающего разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников. 2. Организацию индивидуальных и групповых профориентационных бесед, диспутов. 3. Ведение психолого-педагогических наблюдений за склонностями учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика). 4. Помощь обучающемуся в проектировании индивидуальной образовательной траектории, моделировании вариантов профильного обучения 6
Стр.6
и профессионального становления, в осуществлении анализа собственных достижений, составлении собственного портфолио. 5. Организация посещения учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях. 6. Организация тематических и комплексных экскурсий учащихся на предприятия. 7. Оказание помощи школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения. 8. Проведение родительских собраний по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению. 9. Приглашение родителей учащихся для выступлений перед учениками с рассказом о своей профессии. 10. Организация встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений. Этапы профориентационной работы в школе 1–4-е классы Цели:  формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;  развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;  постепенное расширение представлений о мире профессионального труда. Формы – проведение тематических классных часов, бесед, игр, викторин; вовлечение школьников в деятельность кружков, клубов, студий, факультативов, детских организаций в школе и в организациях дополнительного образования; организация разнообразной коллективной творческой деятельности; проведение встреч с родителями, как профессионалами в тех или иных сферах труда; изучение технологических основ производственной деятельности на уроках технологии; организация различных видов познавательной, трудовой деятельности. 5–7-е классы Цели:  формирование у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;  получение представления о собственных интересах и возможностях;  приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики;  информирование о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства;  ознакомление с правилами выбора профессии; 7
Стр.7
 помощь подросткам в формулировке конкретных личностных задач самоопределения и в сфере профессиональной жизнедеятельности в соответствии с личностными потребностями. Формы – проведение классных часов, бесед, встреч с различными специалистами; вовлечение школьников в деятельность кружков, клубов, студий, факультативов. 8–9-е классы Цели:  определение предрасположенности учеников к направлениям деятельности в условиях предпрофильной подготовки (для 8-го класса);  психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9-го класса) для получения ими полного среднего образования;  формирование у школьников навыков эффективного взаимодействия и способности к рефлексии;  групповое и индивидуальное профконсультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения. Формы – предпрофильная подготовка, активное использование элективных курсов; проведение классных часов, бесед, встреч с различными специалистами; вовлечение школьников в деятельность кружков, клубов, студий, факультативов; привлечение к участию в органах самоуправления в школе и в организациях дополнительного образования; вовлечение школьников в разнообразную коллективную творческую деятельность; планирование комплексной системы мероприятий по профориентации; трудовая деятельность в каникулярное время (возможно совместно с Центром занятости населения); ознакомление с картой муниципальной и областной образовательной сети, возможностями при выборе продолжения образования в профессиональных ОУ. 10–11-е классы Цели:  коррекция профессиональных планов;  оценка готовности к избранной деятельности;  содействие формированию готовности выпускников школы к обоснованному выбору профессии, карьеры жизненного пути с учетом их склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда, содействие профессиональному самоопределению выпускников. Формы – профильная подготовка школьников, которая строится на сочетании общеобразовательных, профильных и элективных курсов; использование учебных курсов регионального компонента образования; вовлечение школьников в деятельность студий, факультативов, молодежных объединений в школе и в организациях дополнительного обра8
Стр.8
зования; система многоплановых мероприятий по профориентации с участием учителей, родителей, представителей службы занятости, предприятий, учебных заведений; знакомство выпускников с реальной ситуацией на рынке труда; тренинги личностного роста, уверенности в себе, коммуникативной компетентности, креативности; профессиональная адаптация; ролевые, имитационные, профориентационные игры. Таблица 1 Примерные темы мероприятий профориентационной направленности в рамках недели профориентации, проводимой в образовательной организации Класс Мероприятия 1–4-й Конкурс рисунков «Профессия моих родителей». Устный журнал «Карнавал профессий». Экскурсия на предприятие. Конкурс «Пословицы и высказывания о профессиях». Конкурс «Угадай профессию» 5-й Выпуск газеты «Есть такая профессия». Экскурсия на предприятие. Творческая работа «Наш класс представляет профессии». Путешествие на планету «Профессиомания». Познавательная игра «Парад профессий» 6-й Экскурсия на предприятие. Фестиваль профессий – смотр художественных презентаций, посвященных профессиям. Экспресс-викторина «В мире профессий». КВН «В мире профессий». Викторина «В мире профессий по компасу» 7-й Классный час «Мы выбираем профессию». «КВН профессий». Конкурс компьютерных презентаций «Иллюстрации к профессии». Конкурсная программа «В мире профессий». Экскурсия на предприятия, организации профессионально-технического и среднего специального образования региона 8-й Конкурс фотографий «Я и мир профессий». Психологический тренинг «Психология и выбор профессии». Деловая игра «Кем быть?». Профориентационная встреча «Сто дорог – одна твоя». Конкурс «Мини-проект “Моя будущая профессия”». Экскурсия на предприятия, организации профессионально-технического и среднего специального образования региона 9-й Профессиональная игра «Я выбираю профессию». День активного профориентирования. Ярмарки учебных мест. «круглый стол» «Я и моя будущая профессия». Тренинг «На пороге взрослой жизни». Экскурсия на предприятия, организации профессионально-технического и среднего специального образования региона 10-й Книжная выставка «Твоя будущая профессия». Профориентационная программа «Через научно-техническое творчество в профессию». Конкурс эссе «Профессии, которые мы выбираем». 9
Стр.9
Окончание табл. 1 Класс Мероприятия Встреча с представителями Центра занятости Игра «Стратегия профессионального выбора». Экскурсия на предприятия, организации профессионально-технического и среднего специального образования региона 11-й Ток-шоу «Как стать профессионалом». Тренинги «Ошибки при выборе профессии». Компьютерное интернет-тестирование на профессиональное самоопределение. Осуществление индивидуальных консультаций учащихся. «Круглый стол» «Моя будущая профессия». Экскурсия на предприятия, организации профессионально-технического и среднего специального образования региона Профориентационная работа проводится в школе последовательно и комплексно, в нее вовлечены практически все работники школы. Если эта деятельность организована на должном уровне, то в качестве результатов можно ожидать следующие: – повышение мотивации учащихся к труду; – оказание психологической помощи учащимся в осознанном выборе будущей профессии; – обучение школьников основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; – ориентация выпускника в вопросах профессионального выбора для реализации собственных замыслов в реальных социальных условиях рынка труда и образования. Нельзя сводить профориентационную деятельность только к внеклассной работе. Она, безусловно, отчасти представлена и в процессе непосредственного школьного обучения, когда учащиеся знакомятся с различными аспектами практического применения знаний, получаемых в стенах образовательной организации. Таблица 2 № п/п 1 Взаимосвязь учебных предметов с профессиональной средой Дисциплина Профессиональная среда Языки и литература Литературное художественное творчество: писатель, поэт, сценарист. Редактор, корректор, литработник. Языкознание, литературоведение. Журналистика. Библиотековедение. Перевод. Логопедия. Литературная критика. Преподавание языка и литературы. Делопроизводство. Философия. Политология. Научный референт 2 Математика Математика и ее специализации. Программирование. Экономика. Бухгалтерский учет. Статистика. Вычислительная техника. Астрономия. Инженерные специальности. Строительство. Геодезия. Мелиорация. Землеустройство. Смежные области физики, химии и биологии. Научная работа и преподавание 10
Стр.10
Окончание табл. 2 № п/п 3 Дисциплина Химия Профессиональная среда Химия и специальности химической промышленности. Технологии пищевой промышленности. Фармация. Бытовое обслуживание: оператор химчистки, парикмахер. Полиграфия. Медицина. Экология. Научная работа и преподавание 4 Биология Биология и ее специализации. Биохимия. Биофизика. Агрономия. Медицина. Ветеринария. Психофизиология. Экология. Ландшафтное проектирование и архитектура. Фитодизайн. Научная работа и преподавание 5 География География и ее специализации. Геология. Транспорт. Лесоводство. Горное дело. Торфяное производство. Геодезия и картография. Краеведение. Туризм. Экскурсовод. Политическая работа. Внешнеэкономическая деятельность. Дипломатическая работа. Научная работа и преподавание 6 7 История Физика История и ее специализации. Архивная работа. Правоведение. Экономика. Социология. Философия. Психология. Журналистика. Библиотековедение. Литературная работа. Научная работа и преподавание Специальности механики, электроники, радиоэлектроники. Фототехнология. Связь. Энергетика. Авиация. Космонавтика. Научная работа и преподавание. Экология. Фотодело Хорошо, если в учебных заведениях организован кабинет профориентации. Это, безусловно, удобно и позволяет последовательно и систематически организовать соответствующую работу в школе. Кабинет может содержать следующие тематические разделы:  Информация о ситуации на рынке труда данного региона (сведения о наличии рабочих мест и численности безработных по профессиям, статистические сведения о распределении выпускников школ по отраслям, предприятиям, специальностям).  Информация об основах выбора профессии (классификация профессий Е. А. Климова, правила, принципы выбора профессии; материалы о взаимосвязи профессии и индивидуально-психологических особенностей, состояния здоровья личности).  Информация о мире профессий (информационно-справочные материалы о ключевых отраслях и секторах экономики, профессиографические описания профессий).  Материалы об учебных заведениях (сведения о высших, средних специальных, профессионально-технических учебных заведениях (перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка, условия приема, сроки обучения)). 11
Стр.11
 Материалы об организациях внешкольного воспитания и обучения (информация о направлениях организации досуга учащихся и специфике внешкольных организаций, работающих в этом направлении).  Информация о предприятиях и организациях района (города), потребности в кадрах, перспективах их социально-экономического развития.  Графики проведения справочно-информационных и профдиагностических консультаций для учащихся (индивидуальных и групповых).  Список рекомендуемой литературы по профориентации (книги, журналы о профессиях, справочники для поступающих в учебные заведения и т. п.). Профориентационная деятельность в школе в основном связана с работой классного руководителя, психолога или социального педагога, а также учителя по предмету, и весьма разнообразна. Студенты ТГПУ им. Л. Н. Толстого в период прохождения производственной педагогической практики также могут быть вовлечены в профориентационную деятельность со школьниками. Студенты обычно используют программу мероприятий, уже созданную в школе для конкретного класса, но практикант может предложить свои собственные разумные идеи и воплотить их, получив одобрение классного руководителя. Студент в период педагогической практики, исполняя обязанности классного руководителя и учителя-предметника и продолжая общую линию профориентационной деятельности общеобразовательной организации, должен: 1. Способствовать развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, «круглые столы», конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т. д. 2. Обеспечивать профориентационную направленность уроков, формируя у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки. 3. Способствовать формированию у школьников адекватной самооценки. 4. Проводить наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся. 5. Адаптировать учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся. Студент вправе рассчитывать на помощь школьного психолога, если таковой имеется в школе, и сам оказывать ему посильную помощь. В обязанности школьного психолога традиционно входят: изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся; осуществление мониторинга готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся; прове12
Стр.12
дение бесед, психологическое просвещение родителей и педагогов на тему профессионального выбора; осуществление психологических консультаций с учетом возрастных особенностей учащихся; помощь в формировании у школьников адекватной самооценки; оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся; создание базы данных по профдиагностике. Целесообразна подготовка и проведение студентами в период педагогической практики: 1) профориентационного тестирования; 2) классного часа или экскурсии профориентационной направленности; 3) профориентационной игры или тренинга (возможно, это будет являться составной частью классного часа). Учитывая возраст учащихся, реализация программы профориентационной направленности выстраивается в три этапа, соответствующих ступеням школьного обучения. 13
Стр.13
II. ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 1. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ШКОЛЕ В ряде школ для работы каждого классного коллектива в один из дней недели определено время, которое принято называть классным часом и проводить в различных формах: а) как классное ученическое собрание; б) как час классного руководителя (воспитательный час). В отличие от классного ученического собрания, воспитательный час не предполагает принятия решений по обсуждаемым вопросам жизни коллектива; в) как сочетание различных форм (ученическое собрание и собрание родителей, час классного руководителя и ученическое собрание). Классный час – это особая форма воспитательной работы классного руководителя во внеурочное время, когда ученики принимают участие в специально организованной деятельности, которая будет способствовать формированию у детей системы отношений к окружающему миру. Выделяют следующие воспитательные функции классного часа: просветительную, ориентирующую, направляющую и формирующую (Н. Е. Щуркова). Педагогическими задачами классного часа являются: 1) формирование у школьников знаний о человеке, природе, обществе; 2) усвоение умений и навыков познавательной и практической деятельности; 3) формирование ценностных отношений и эмоционально-чувственной сферы; 4) содействие проявлению и развитию индивидуальных и творческих способностей учащихся; 5) формирование и развитие детского коллектива. Организационные формы классного часа: 1) беседы (этические, нравственные, профориентационные); 2) диспуты; 3) викторины; 4) игры-путешествия; 5) встречи с интересными людьми; 6) дискуссии; 7) читательские конференции; 8) тренинги. Темы и содержание классных часов классный руководитель определяет, когда изучит уровень воспитанности школьников, их нравственные 14
Стр.14
представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, беседы), выявит проблемы воспитания и отношений в коллективе. Педагог может привлечь детей и их родителей к определению наиболее важных тем для рассмотрения на часе классного руководителя. В зависимости от методики проведения классные часы подразделяют на три вида. К первому виду относятся классные часы, подготовка к которым требует от педагога широких познаний, жизненного и педагогического опыта. В ходе их проведения дети лишь привлекаются к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов и примеров. Таковы, например, классные часы на темы: «Что такое самообразование?», «Как развивать пам дивидуальности и индивидуализме» и др. Некоторые классные часы данн ять?», «Об иного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов – врача, психолога, юриста. Встречи с интересными людьми играют важную роль в воспитании, но они достигают успеха лишь в том случае, когда удовлетворяют интересы детей и реализуют педагогические замыслы воспитателя. Подготавливая встречу, классный руководитель должен поступить следующим образом:  предварительно побеседовать с приглашенными;  рассказать им о цели мероприятия и его идейной направленности, об особенностях классного коллектива;  дать некоторые советы по содержанию и форме выступления. Вместе с тем педагог подготавливает к встрече и самих учащихся, вызывая у них интерес к предстоящему общению:  рассказывает о достоинствах гостей,  вместе с активом распределяет поручения между школьниками. Микрогруппы класса готовят сюрпризы для гостей, оформляют помещение, продумывают, как пригласить гостей, завершить встречу, проявить уважение и внимание к приглашенным. Второй вид классных часов характеризуется совместной деятельностью педагогов и учащихся. Определение главных идей и содержания, как правило, принадлежит учителю, а пути и методы их воплощения педагог разрабатывает вместе с детьми. Под руководством учителя школьники готовят отдельные фрагменты воспитательного часа; педагог ведет классный час, привлекая детей к обсуждению проблемы и объединяя выступления школьников и отдельных групп в единое целое. Примерные темы подобных классных часов: «О культуре внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори добро ради добра» и др. Третий вид классных часов предполагает активную самостоятельную работу самих учащихся. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на группу школьников. Классный руководитель вместе с учащимися продумывает лишь идеи, общую композицию классного часа, 15
Стр.15