Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого»
Е. Ю. Ромашина
К. А. Подрезов
МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
И ОЦЕНКИ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
В ОБЩЕСТВЕ
Учебно-методическое пособие
Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
2014
Стр.1
ББК 66.3(2Рос), 41я73
Р58
Рецензенты:
доктор политических наук, профессор Е. В. Бродовская
(Институт политики, права и социального развития МГГУ им. М. А. Шолохова);
доктор политических наук, профессор И. А. Батанина
(Тульский государственный университет)
Ромашина, Е. Ю.
Р58
Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи
в обществе: Учеб.-метод. пособие / Е. Ю. Ромашина, К. А. Подрезов.
– Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014. – 176 с.
ISBN 978-5-87954-886-0
Учебно-методическое пособие адресовано студентам, обучающимся по
направлению подготовки 39.03.03.62 «Организация работы с молодежью»,
а также работающим с ними преподавателям.
Пособие может быть использовано как во время аудиторных занятий, так
и в процессе самостоятельной работы студентов-бакалавров.
В пособие включены: общие методические указания, краткое содержание
лекционного курса, задания для подготовки к семинарским и практическим
занятиям, задания для самостоятельной работы, список рекомендованной литературы
и электронных образовательных ресурсов.
ББК 66.3(2Рос), 41я73
ISBN 978-5-87954-886-0
© Е. Ю. Ромашина, К. А. Подрезов, 2014
© ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка................................ ................................ ............................. 4
Программа курса ................................ ................................ ................................ ........11
Учебно-тематический план................................ ................................ ....................... 19
Краткий курс лекций................................ ................................ ................................ .20
Модуль 1. Общие основы методологии научно-исследовательской
деятельности ................................ ................................ ................................ ................. 20
Модуль 2. Методы исследования в социальной и гуманитарной
сфере ................................ ................................ ................................ .............................. 36
Модуль 3. Обработка, анализ, интерпретация результатов
исследования................................ ................................ ................................ ................. 82
Модуль 4. Оформление и представление результатов
научного исследования ................................ ................................ ................................ 92
Методические рекомендации для подготовки к семинарским
и практическим занятиям. Задания для самостоятельной работы................... 103
Модуль 1. Общие основы методологии научно-исследовательской
деятельности ................................ ................................ ................................ ................. 103
Модуль 2. Методы исследования в социальной
и гуманитарной сфере ................................ ................................ ................................ ..117
Модуль 3. Обработка, анализ, интерпретация результатов
исследования................................ ................................ ................................ ................. 136
Модуль 4. Оформление и представление результатов
научного исследования ................................ ................................ ................................ 139
Литература................................ ................................ ................................ ................... 147
Вопросы для подготовки к экзамену................................ ................................ .......151
Краткий словарь основных понятий................................ ................................ ......154
Приложения................................ ................................ ................................ ................. 160
3
Стр.3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уважаемые студенты!
Курс «Методы комплексного исследования и оценки положения
молодежи в обществе» относится к блоку специальных дисциплин
и призван способствовать формированию общей исследовательской
культуры будущего специалиста по работе с молодежью, что является
непременным условием вашей профессиональной подготовки.
Программа курса ориентирована на студентов-бакалавров высшей
профессиональной школы дневной и заочной форм обучения, обучающихся
по направлению 39.03.03.62 «Организация работы с молодежью».
В соответствии с ФГОС ВПО бакалавров по направлению подготовки
39.03.03.62 «Организация работы с молодежью» обучают к различным
видам профессиональной деятельности, важнейшее место среди которых
занимают научно-исследовательская и информационно-аналитическая.
Объектами исследования могут являться: социокультурные процессы
в молодежной среде; свойства и состояния молодежи, их проявления
в различных областях социальной деятельности и взаимодействия на
уровне индивида, группы, сообщества; способы и формы воздействия на
молодежь; различные аспекты ее развития. В процессе исследовательской
деятельности вам придется решать следующие задачи:
– сбор, классификация и систематизация научной информации по
молодежной проблематике, в том числе с применением статистических
и социологических методов;
– участие в подготовке и проведении эмпирических исследований
по молодежной проблематике;
– подготовка информационных обзоров, аннотаций, составление рефератов
и библиографий по исследуемой проблеме в рамках молодежной тематики;
– участие в работе семинаров, тренингов, научно-практических
конференций;
– участие в социальных проектах по внедрению результатов научных
исследований для реализации молодежных программ.
Для эффективного решения данных задач необходимо овладеть
следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
понимание социальной значимости своей профессии, стремление
к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений
и готовность нести за них ответственность;
готовность к восприятию информации, готовность к использованию
основных методов, способов и средств получения, хранения,
переработки информации;
4
Стр.4
способность применять статистические и социологические
методы сбора социальной информации;
навыки в составлении информационных обзоров, аннотаций,
рефератов и библиографии по молодежной тематике;
способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать
их организационные решения в области занятости, трудоустройства,
предпринимательства, быта и досуга и взаимодействие с объединениями
и организациями, представляющими интересы молодежи;
способность участвовать в подготовке эмпирических исследований
по молодежной проблематике;
способность выступать с докладами и сообщениями и участвовать
в обсуждении проблем на семинарах, научно-практических
конференциях;
владение навыками участия в социальных проектах по реализации
молодежных программ.
Именно формирование данных компетенций должно стать
результатом освоения вами данного курса.
Содержание программы нацелено на освоение методологии организации
и проведения комплексных исследований в области анализа
и оценки положения молодежи в обществе. Знакомство с основными
методами проведения исследований в социальной и гуманитарной
сфере и границами их применения в молодежной среде ориентирует на
понимание основных комплексных показателей оценки положения
молодежи в обществе, а также методики анализа и представления данных
осуществленных исследований.
По итогам изучения курса вы будете
знать: основы общей методологии научного исследования;
основные понятия и принципы эмпирического исследования в социальной
и гуманитарной сфере; базовые теоретические и эмпирические
исследовательские методы; границы применения различных исследовательских
методик в молодежной среде; технологию обработки, анализа
и представления результатов исследования;
уметь: разрабатывать программу эмпирического исследования;
использовать на практике методы сбора первичной социальной информации;
обрабатывать, анализировать и представлять в разных формах
результаты исследования;
владеть: методикой организации и проведения исследования проблем
молодежи методами научного наблюдения, опроса, социального
эксперимента, очной и заочной экспертных оценок, анализа документов,
социометрии; методикой обработки и презентации эмпирических данных.
5
Стр.5
Ведущими подходами при отборе содержания, форм и методов
изучения данной дисциплины являются личностно-деятельностный,
культурологический, антропологический и компетентностный.
Первый позволяет вычленить в качестве цели подготовки становление
личности выпускника, второй – рассматривать ее в контексте современной
социокультурной ситуации, третий – определить человекознание
как основу вашей будущей профессиональной деятельности.
Компетентностный подход предполагает выработку у будущего
бакалавра таких интегративных личностных характеристик, которые
позволят вам успешно решать как профессиональные проблемы, так
и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях
профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального
и жизненного опыта, ценностных ориентаций и склонностей.
Иными словами, компетентностный подход предполагает
научить вас эффективному выполнению ваших функциональных задач.
Это дисциплина носит как теоретический, так и практикоориентированный
характер, предполагает выполнение на ее базе курсовой
работы с описанием проведенного локального научного исследования.
В содержании курса широко используются межпредметные
связи с психологией, философией и социологией.
Важно формирование у вас методологической культуры исследователя,
будущего специалиста по работе с молодежью. Иными словами,
вы должны научиться: выявлять, описывать и объяснять социальные
факты, явления и процессы с позиции определенной методологической
концепции; самостоятельно пополнять свои знания в области методологии;
начать формировать навыки исследовательской работы и профессиональной
рефлексии.
Структура курса включает в себя:
блок теоретических знаний (понятия, классификации, принципы,
подходы, факты);
общеинтеллектуальные и общепедагогические умения, навыки,
приемы, модели профессионального поведения;
репродуктивные и проблемно-поисковые способы учебной,
исследовательской и будущей профессиональной деятельности;
аксиологический аспект, направленный на становление профессиональных
и личностных ценностных ориентаций, этических
установок, идеалов, убеждений.
При изучении курса вы научитесь:
анализировать ситуацию, вычленяя в ней исследовательскую
проблему;
6
Стр.6
моделировать и проектировать исследовательскую деятельность
на основе профессиональной рефлексии;
отбирать исследовательские методы, приемы для решения
поставленной исследовательской задачи.
Содержание курса построено по модульному принципу. Курс
включает в себя следующие модули:
1. Общие основы методологии научного исследования.
2. Методы исследования в социальной и гуманитарной сфере.
3. Обработка, анализ, интерпретация результатов исследования.
4. Оформление и представление результатов научного исследования.
Усвоение всех компонентов каждого из модулей является обязательным
для каждого студента. Уровень усвоения проверяется преподавателем
средствами текущего (устный опрос, письменные тестовые
и другие задания на семинарских и лабораторно-практических занятиях),
промежуточного (срезовые контрольные работы, отчеты студентов
о выполнении заданий для самостоятельной работы) и итогового контроля
(экзамен). Только студент, усвоивший все модули курса, может
быть аттестован по итогам его изучения.
Каждый из модулей курса предусматривает различные формы
организации учебной познавательной деятельности студентов: лекции
(в том числе проблемные, диалоговые), семинарские и практические
занятия; систему внеаудиторной работы. Каждая из названных
форм обучения имеет свое назначение.
В процессе лекций вы будете знакомиться с основными идеями,
понятиями, методологическими концепциями, теориями и подходами.
Лекции – это не предметный диктант, не монолог преподавателя, а информация
об актуальных исследовательских проблемах современной
науки. Такая лекция будет иметь преимущественно проблемный характер,
содержать элементы беседы в соответствии с уже имеющейся
у вас базовой подготовкой. Ваша задача во время лекций – размышление,
фиксация основных идей, важнейших характеристик понятий, теорий
и их авторов, наиболее значимых фактов и др. Таким образом,
в процессе лекции будут реализованы все элементы содержания дисциплины:
информационно-познавательный, эмоционально-ценностный,
операционально-деятельностный, потребностно-мотивационный.
На семинарских занятиях отрабатывается понятийный аппарат
курса (т. е. происходит усвоение содержания базовых понятий, связей
и отношений между ними), а также формируются первоначальные навыки
теоретического анализа и применения эмпирических методов
в решении задач педагогического исследования. Эта общая цель реа7
Стр.7
лизуется в отдельных частях материалов к семинарским занятиям.
Здесь выделяются следующие компоненты:
а) тема и цель данного семинара;
б) план, т. е. перечень основных вопросов (подтемы), которые
необходимо проанализировать. При этом важно отметить, что содержание
анализа определяется перечнем понятий в разделе «Программа
курса», а также целевой установкой конкретного семинара;
в) литература для чтения и реферирования;
г) вопросы и задания для обсуждения, в ходе которого уточняется
содержание понятий и формируются способы теоретического осмысления
методологических и технологических проблем исследования
в сфере образования; поиск и представление найденной совместными
усилиями позиции (ответа на вопрос) как системы суждений, связной,
четко сформулированной аргументации, т. е. отработка навыков логически
правильного мышления и реализации научного стиля речи;
д) задания для самостоятельной работы, которые могут выполняться
как индивидуально, так и при работе в микрогруппе.
Главная их задача – развитие опыта решения локальных практических
задач, возникающих в ходе научного исследования, т. е. формирование
элементарных исследовательских умений и навыков.
Подготовка к семинарскому занятию предполагает: 1) внимательное
ознакомление с планом и методическими указаниями; 2) изучение
конспекта лекции по данной теме; 3) самостоятельное изучение
литературы к каждому из вопросов плана; 4) выполнение заданий для
самостоятельной работы; 5) соотнесение изучаемой теории с практикой
собственной исследовательской работы. При чтении литературы
и выполнении самостоятельных заданий целесообразно делать краткие
выписки, отражающие или основные идеи, или важнейшие факты, что
поможет вам при ответах на вопрос выстроить логическую систему
аргументов.
Семинарское занятие, в отличие от лекции, является диалогичной
формой организации занятий. Беседа, учебная дискуссия, «мозговой
штурм», мини-конференции, практикум, тренинг – вот основные формы
проведения семинаров. При подготовке к семинарским занятиям
и в процессе участия в них вы: 1) овладеете основными методологическими
понятиями; 2) научитесь на их основе осмыслять актуальные
методологические идеи и теории; опираться на теорию при описании
и анализе фактов и явлений; 3) проектировать и моделировать самостоятельное
исследование в социальной и гуманитарной сфере.
Таким образом, на семинарских и практических занятиях фор8
Стр.8
мируется методологическая культура исследователя, професиональная
направленность мышления, развиваются и закрепляются мотивы
учения и важнейшие исследовательские умения и навыки,
закладываются основы профессиональной рефлексии.
Именно на семинарских занятиях в основном реализуется
иерархия целей обучения:
1-й уровень – знание – узнавание, запоминание и воспроизведение
информации;
2-й – понимание проявляется в умении описывать, интерпретировать
ситуацию или совокупность факторов, обнаружить их связи,
зависимости и т. д.;
3-й – применение обнаруживается в умении проанализировать
ситуацию, основываясь на профессиональном понятийном аппарате;
4-й – анализ проявляется в умении самостоятельно вычленить
исследовательскую задачу;
5-й – синтез рассматривается, как умение обобщить информацию,
получаемую из разных источников и на этой основе самостоятельно
спроектировать программу и процедуру решения исследовательской
задачи;
6-й – оценка – творческое овладение профессиональными знаниями
и рефлексией, показывающими вашу способность определить
ценность и практическую значимость идей, теорий, концепций для
решения исследовательских задач.
В ходе практических занятий осуществляется моделирование
собственного будущего научного исследования в рамках выполняемой
курсовой работы. Особую роль на занятиях играет использование различных
видов работы с научными текстами, анализируя которые, вы
получаете возможность развивать аналитические умения, видеть проблему
в системе, оценивать достоинства и недостатки предложенной
исследовательской модели.
Цель вашей самостоятельной работы по курсу – расширение
информированности по основной проблематике курса; формирование
(совершенствование) навыков работы с различными источниками информации,
преобразования информации и представления ее в различных
формах. Кроме того, задания самостоятельной работы ориентированы
на продолжение в индивидуальном режиме той работы, что
выполняется в ходе семинарских занятий фронтально или по группам.
Вам предлагаются задания для внеаудиторной самостоятельной работы,
которые вы будете выполнять, учитывая свой темп работы, загруженность
аудиторными занятиями, личные интересы и склонности.
9
Стр.9
Все предлагаемые задания связывают вашу учебную и исследовательскую
деятельность, направлены в конечном итоге на помощь в организации
вашей эффективной работы над курсовой работой.
Настоящий курс предполагает использование таких учебных
форм, которые связывают в одно целое образовательный процесс (собственно
учебную деятельность) и исследовательскую работу, в которой
и происходит становление вашей личностной позиции как будущего
специалиста по работе с молодежью.
Вы примите участие в игровых и имитационных методах обучения,
которые предполагают формирование профессиональных умений
и навыков и связаны с моделированием профессиональной деятельности.
При их применении имитируются как ситуации профессиональной
деятельности, так и сама профессиональная деятельность. Среди
таких методов ролевые и деловые игры, учебные дискуссии, конференции,
поисковые лабораторные работы, проектные задания, самостоятельная
работа с разнообразной информацией.
Работа в рамках данного курса будет непосредственно связывать
вас с исследовательской деятельностью выпускающей кафедры, позволит
вам принимать активное участие во всех научных и научнометодических
мероприятиях университета.
По итогам изучения курса проводится экзамен как в традиционной
форме, так и в форме защиты индивидуальных проектов исследовательской
работы (по выбору преподавателя форма аттестации может быть комбинированной:
включать и теоретический вопрос, и практическое задание).
В структуре пособия выделяются следующие части: 1) программа
курса, учебно-тематический план; 2) краткий курс лекций;
3) содержательные модули, каждый из которых включает в себя методические
рекомендации по подготовке к семинарским и практическим
занятиям, систему заданий для самостоятельной работы; 4) комплекс
приложений, призванных помочь вам при подготовке к экзамену и при
написании курсовой работы.
Успехов!
10
Стр.10
ПРОГРАММА КУРСА
Модуль 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1. ПОНЯТИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
ВИДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В СОЦИАЛЬНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ.
ВИДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СТРАТЕГИЙ.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЯ
Понятие о научном исследовании в гуманитарной и социальной
сферах. Исследование как отражение научно-теоретической и конструктивно-технологической
функций науки. Виды исследований. Виды
исследовательских стратегий. Функции научных исследований в гуманитарной
и социальной сферах.
Понятие о методологии науки. Философский, общенаучный, конкретно-научный,
технологический уровни методологии. Научный факт.
Объективная закономерность. Научная концепция. Основные методологические
принципы исследования.
Современные философские концепции как методологическая основа
исследовательской работы.
Особенности научного исследования в сфере молодежной политики.
Сущность и понятие социального факта. Роль исследовательской
работы в профессиональной деятельности специалиста в области организации
работы с молодежью.
Основные понятия: наука, научный факт, закономерность, теория;
научное исследование; методология; методологический подход
в научном исследовании.
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО
АППАРАТА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Основные методологические характеристики научного исследования:
проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы, хроно11
Стр.11
логические и географические рамки, защищаемые положения, новизна
результатов, практическая значимость.
Концепция исследования. Понятийный аппарат. Общая логика
и структура научных исследований в гуманитарной и социальной сферах.
Логика построения научной работы.
Основные понятия: методологические характеристики исследования;
актуальность, проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи,
гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
Тема 3. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ.
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ПРОГРАММА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ
Особенности научного исследования в сфере молодежной политики.
Сущность и понятие социального факта.
Генеральная совокупность и выборочная совокупность: понятие,
сущность. Типы и методы определения выборочной совокупности.
Методы построения вероятностной (случайной) выборки: простой
случайный отбор; систематический отбор; районированная и стратифицированная
выборки; гнездовая выборка. Методы отбора невероятностной
(неслучайной) выборки: квотная выборка. Многоступенчатая выборка.
Идеальные и реальные совокупности. Расчет объема выборки.
Ошибка выборки. Контроль и ремонт выборки. Репрезентативность.
Общее представление о программе исследования: понятие сущность,
структура. Теоретико-методологический раздел программы исследования:
формулировка и обоснование проблемы исследования;
постановка целей и задач исследования; определение объекта и предмета
исследования; интерпретация и операционализация основных
понятий; выдвижение и проверка гипотез эмпирического исследования.
Методический раздел программы: характеристика выборки
социологического исследования; обоснование методов сбора, обработки
и анализа эмпирических данных; характеристика инструментария
социологического исследования. Организационный раздел программы:
характеристика рабочего плана исследования.
Основные понятия: генеральная совокупность, выборочная совокупность,
репрезентативность, программа исследования, научная проблема,
гипотеза эмпирического исследования.
12
Стр.12
Модуль 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ
И ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ
Тема 4. ПОНЯТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА.
ВИДЫ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ
Общее понятие о методах исследования в гуманитарной и социальной
сфере. Классификация методов исследования. Теоретические
методы исследования. Виды теоретического анализа. Анализ литературы
и источников. Моделирование.
Эмпирические методы исследования: наблюдение, опросные методы,
экспертная оценка, изучение документации, анализ результатов
учебной деятельности студентов или школьников, обобщение опыта
и т. д. Социологические методы исследования в сфере молодежной
политики. Общее понятие об эксперименте как исследовательском
методе. Виды эксперимента.
Основные понятия: метод исследования, классификация методов
исследования.
Тема 5. НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ПЕРВИЧНОЙ ОЦЕНКИ
ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕ
Сущность наблюдения. Преимущества и недостатки наблюдения.
Отличительные черты научного наблюдения. Особенности наблюдения
в социологии. Применение наблюдения в конкретном исследовании
молодежных проблем.
Виды наблюдения: структурализованное и неструктурализованное
наблюдение, включенное и невключенное наблюдение, систематическое
и случайное наблюдение, полевое и лабораторное наблюдение.
Планирование наблюдения. Программа наблюдения: определение
ситуации и условий деятельности наблюдаемого объекта; определение
целей, задач и структуры деятельности изучаемой совокупности; определение
предмета наблюдения; выбор признаков и единиц наблюдения.
Определение понятий и разработка категорий.
Фиксация результатов наблюдения. Основные принципы составления
дневника наблюдения.
13
Стр.13
Роль и качество наблюдателя: требования к наблюдателю, подготовка
наблюдателя, разработка инструкции.
Границы применения наблюдения в молодежной среде.
Основные понятия: научное наблюдение, программа наблюдения.
Тема 6. ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СФЕРЕ
Виды и типы опросов. Анкетный опрос: понятие и виды анкетных
опросов. Познавательные возможности анкетного опроса. Достоинства
и недостатки анкетирования. Композиция анкеты. Правила и процедура
разработки анкеты. Познавательные возможности анкетного вопроса.
Функции анкетного вопроса. Виды анкетных вопросов. Правила формулировки
вопросов. Основные ошибки, допускаемые в формулировке
вопросов. Процедура анализа качества анкеты и контроль поля. Границы
применения анкетирования в молодежной среде.
Методология и технология интервью. Достоинства и недостатки
интервью. Виды и типы интервью: формализованное интервью, фокусированное
интервью, свободное интервью. Отбор, подготовка и инструктаж
интервьюеров. Требования, предъявляемые к интервьюерам. Границы
применения интервью в молодежной среде.
Тестирование: понятие, сущностные характеристики. Виды тестовых
заданий. Границы применения.
Процедура обработки результатов опросов.
Основные понятия: анкетирование, интервьюирование, тестирование.
Тема 7. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ КАК МЕТОД
КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Понятие документа. Формы документов. Классификация и модальность
документов.
Анализ документов как метод исследования: понятие, сущность.
Виды анализа документов: качественный анализ, количественный анализ.
Требования, предъявляемые к процедуре отбора документов для
контент-анализа. Методология и методика проведения контент-анализа.
Определение единиц и категорий анализа документов. Основные ошибки,
допускаемые при проведении контент-анализа.
Границы применения контент-анализа.
14
Стр.14
Основные понятия: документ, контент-анализ, единицы анализа
документов, категории анализа документов.
Тема 8. АНАЛИЗ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОБЛЕМ
МЕТОДАМИ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ
ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
Основное предназначение экспертного опроса. Методология экспертного
опроса: область применения экспертного опроса, основные
нормативные требования, программа применения экспертного опроса,
основной инструментарий экспертного опроса.
Виды экспертного опроса. Брейнстоминг: понятие и история возникновения.
Требования, предъявляемые к подготовке брейнстоминга.
Правила формирования групп для проведения брейнстоминга. Технология
проведения брейнстоминга. Типичные ошибки, допускаемые при проведении
брейнстоминга. Метод Дельфи: понятие, сущность, история возникновения.
Технология проведения экспертной оценки методом Дельфи.
Правила отбора экспертов в дельфийской технике.
Факторы валидности экспертных оценок. Ошибки и трудности
в применении экспертного опроса.
Основные понятия: экспертный опрос, брейнстоминг, метод Дельфи.
Тема 9. СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ
СТРУКТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Социометрический метод: понятие, сущность, история возникновения,
границы применения. Социометрический критерий: понятие
и виды. Правила формулировки социометрических критериев.
Социометрический опрос: требования к проведению и процедура
осуществления. Способы оформления социометрической карточки.
Обработка и анализ результатов социометрического опроса. Порядок
и процедура составления социоматрицы. Графический метод
обработки данных социометрического опроса. Виды социограмм: произвольные,
круговые, концентрические, локограммы. Социометрические
индексы.
Основные понятия: социометрический метод, социометрический
критерий, социоматрица, социограмма.
15
Стр.15