Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Инновационные образовательные технологии в обучении и воспитании младших школьников (110,00 руб.)

0   0
Первый авторЗайцева Ляна Александровна
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц48
ID338184
АннотацияВ учебное пособие включены задания различных типов и уровней сложности, направленные на знакомство с концептуальными основами системы учебников «Перспективная начальная школа» и усвоение их содержания. Выполнение этих заданий существенно повысит профессиональную компетентность студентов в аспекте реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, технологии формирования универсальных учебных действий младших школьников.
ISBN978-5879-54-858-7
Зайцева, Л. А. Инновационные образовательные технологии в обучении и воспитании младших школьников : учебное пособие / Л. А. Зайцева .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2014 .— 48 с. — ISBN 978-5879-54-858-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/338184 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. <...> Л. Н. Толстого» Л. А. Зайцева, Е. Н. Буншафт, С. Г. Гладнева ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учебное пособие Тула Издательство ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого 2014 ББК 74.202 З17 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор В. М. Петровичев (Тульский государственный университет); доктор педагогических наук, профессор С. В. Митрохина (Тульский государственный педагогический университет им. <...> Л. Н. Толстого) Зайцева, Л. А. Инновационные образовательные технологии в обучении и воспита317 нии младших школьников: Учеб. пособие / Л. А. Зайцева, Е. Н. Буншафт, С. Г. Гладнева. <...> ISBN 978-5-87954-858-7 В учебное пособие включены задания различных типов и уровней сложности, направленные на знакомство с концептуальными основами системы учебников «Перспективная начальная школа» и усвоение их содержания. <...> Выполнение этих заданий существенно повысит профессиональную компетентность студентов в аспекте реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, технологии формирования универсальных учебных действий младших школьников. <...> Отражение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в системах учебников. <...> Проектирование программы духовно-нравственного воспитания учеников на основе системы учебников «Перспективная начальная школа» . <...> Общая характеристика системы учебников «Перспективная начальная школа» и формирование универсальных учебных действий младших школьников . <...> Лингво-методические основы разработки программы русского языка в системе учебников «Перспективная начальная школа» . <...> Литературоведческие основы разработки курса литературного чтения в системе учебников «Перспективная начальная школа» . <...> Теоретико-методологические основы <...>
Инновационные_образовательные_технологии_в_обучении_и_воспитании_младших_школьников.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» Л. А. Зайцева, Е. Н. Буншафт, С. Г. Гладнева ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учебное пособие Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2014
Стр.1
ББК 74.202 З17 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор В. М. Петровичев (Тульский государственный университет); доктор педагогических наук, профессор С. В. Митрохина (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого) Зайцева, Л. А. Инновационные образовательные технологии в обучении и воспита317 нии младших школьников: Учеб. пособие / Л. А. Зайцева, Е. Н. Буншафт, С. Г. Гладнева. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2014. – 47 с. ISBN 978-5-87954-858-7 В учебное пособие включены задания различных типов и уровней сложности, направленные на знакомство с концептуальными основами системы учебников «Перспективная начальная школа» и усвоение их содержания. Выполнение этих заданий существенно повысит профессиональную компетентность студентов в аспекте реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, технологии формирования универсальных учебных действий младших школьников. ББК 74.202 ISBN 978-5-87954-858-7 2 © Л. А. Зайцева, Е. Н. Буншафт, С. Г. Гладнева, 2014 © ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ От авторов.....................................................................................................................4 ТЕМА 1. Отражение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в системах учебников....................................................................................................6 ТЕМА 2. Проектирование программы духовно-нравственного воспитания учеников на основе системы учебников «Перспективная начальная школа» .............................................................................11 ТЕМА 3. Общая характеристика системы учебников «Перспективная начальная школа» и формирование универсальных учебных действий младших школьников ...................................................................15 ТЕМА 4. Лингво-методические основы разработки программы русского языка в системе учебников «Перспективная начальная школа» .............................................................................19 ТЕМА 5. Литературоведческие основы разработки курса литературного чтения в системе учебников «Перспективная начальная школа» .............................................................................25 ТЕМА 6. Теоретико-методологические основы разработки программы курса математики в системе учебников «Перспективная начальная школа».........................................33 ТЕМА 7. Оценка достижения планируемых результатов в системе учебников «Перспективная начальная школа».........................................40 3
Стр.3
ОТ АВТОРОВ Актуальность проблемы подготовки будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности в условиях обучения, направленного на его профессиональное развитие, определяется следующим: сегодня в систему образования активно внедряются новшества, поэтому будущий учитель начальных классов должен быть готов к их освоению и использованию в образовательном процессе; сформированная готовность будущего учителя начальных классов к инновационной деятельности является результатом специал ьной подготовки студента к инновационной деятельности в условиях обучения. Под инновационной деятельностью учителя понимается мотивированный процесс освоения, апробации и использования учителем педагогических новшеств, направленных на достижение целей современного образования. Одной из таких инноваций является внедрение Федерального государственного образовательного стандарта в школе. Основные требования, заложенные в федеральном государственном образовательном стандарте, реализуются в системе учебников. Министерство образования и науки Российской Федерации выделило системы учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений: «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Школа России», «Перспективная начальная школа» и др. Перед учителем начальных классов встает вопрос, какую систему учебников выбрать? Это должна быть система, которая отражает обязательный минимум содержания образования, обеспечивает реальное интеллектуальное развитие каждого ребенка, гарантирует высокое качество знаний выпускников и формирование метапредметных и личностных результатов, соответствует методическим взглядам самого учителя. Чтобы облегчить этот выбор учителю, педагогические вузы должны готовить будущих учителей начальных классов к осознанному выбору системы учебников. В учебном пособии по дисциплине «Инновационные образовательные технологии в обучении и воспитании младших школьников» задания разработаны на основе системы учебников «Перспективная начальная школа», ориентированы на формирование у студентов умений проектировать учебный процесс в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, проектировать программу духовно-нравственного воспитания учеников, проектировать урок с целью формирования универсальных учебных действий учеников и др. Содержание заданий отражает следующие модули дисциплины: «Формирование универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения», «Теоретико-методологические основы разработки программы русского языка, литературного чтения и математики в системе различных учебников», «Проектирование программы духовно-нравственного воспитания и развития школьников». 4
Стр.4
В данном учебном пособии задания ориентированы на использование инновационных технологий, педагогического умения (мастерства), педагогической техники при грамотно организованном общении с детьми, показывают возможности учебников в конструировании содержания обучения по русскому языку, литературному чтению, математике, адекватного задачам реализации ФГОС. Задания показывают организацию диалога учителя с учеником, возможности для работы в парах, группах. Разработанные задания соответствуют уровню подготовки студентов, имеют оптимальный объем, четкую структуру, обеспечивают возможности дифференциации обучения, являются источником положительной мотивации при выполнении самостоятельной работы. Удачи! 5
Стр.5
ТЕМА 1. Отражение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в системах учебников Студент должен знать: Федеральный государственный образовательный стандарт, государственные требования в области общего образования, назначение федеральных государственных образовательных стандартов, общественный статус федеральных государственных образовательных стандартов, основные функции стандартов в области общего образования, системнодеятельностный подход. Студент должен уметь: проектировать учебный процесс в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе системы учебников «Перспективная начальная школа». Литература 1. Государственный образовательный стандарт и его функции [Электронный ресурс]. – http://www.librarv.bv. 2. Кондаков, A. M. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения / A. M. Кондаков // Начальная школа. – 2009. – № 9. 3. Новиков, А. М. Основания педагогики: Пособие для авторов учебников и преподавателей / А. М. Новиков. – М.: Эгвес, 2010. – 208 с. 4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон. – М.: Проспект, 2013. – 160 с. 5. О плане действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы: Распоряжение Правительства РФ от 07.09.10 г. № 1507-р [Электронный ресурс]. – Опубл. на интернет-портале «Рос. газ.» 14.01.11 г. 6. Стандарты второго поколения [Электронный ресурс]. – http://standart.edu.ru. 7. Чиндилова, О. В. От государственных стандартов «первого поколения» к новому образовательному стандарту / О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс ДО и После. – 2009. – № 11. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Задание 1. В книге А. Н. Новикова «Основания педагогики» показано как меняются составляющие образовательного процесса в современных условиях: ценности, мотивы, нормы, цели, позиции участников учебного процесса (табл. 1). 6
Стр.6
Таблица 1 СМЕНА ПАРАДИГМ ОБРАЗОВАНИЯ Компоненты парадигм Ценности Мотивы Индустриальное общество – образование для общественного производства – образование обучающихся как обязанность; – деятельность педагога как исполнение профессионального долга Нормы – ответственность за учение обучающихся несет педагог; – авторитет педагога держится за счет соблюдения дистанции, требуя от обучающихся дисциплины и усердия Цели – направленность образования на приобретение научных знаний; – образование в молодости как «запас на всю жизнь» Позиции участников учебного процесса – педагог передает знания; – педагог над обучающимися Постиндустриальное общество – образование для самореализации человека в жизни, для личной карьеры – заинтересованность обучающихся в образовании, удовольствие от достижения результатов; – заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общение с ними – обучающиеся принимают на себя ответственность за свое учение; – авторитет педагога создается за счет его личностных качеств – направленность образования на овладение основами человеческой культуры; – образование в течение всей жизни – педагог создает условия для самостоятельного учения; – педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство Каковы, на ваш взгляд, механизмы федерального государственного образовательного стандарта для решения задач модернизации российского образования? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Задание 2. Стандарты второго поколения подчёркивают необходимость перехода от традиционных способов обучения к более эффективным: «от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, состав7
Стр.7