Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Педагогика. Модуль «Введение в педагогическую деятельность" (220,00 руб.)

0   0
Первый авторОрлова Людмила Александровна
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц116
ID337665
АннотацияУчебное пособие предназначено для самостоятельной работы сту- дентов по дисциплине «Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли», модуль I – «Введение в педагогическую деятельность». Пособие адресовано студентам педагогических университетов и колледжей, изучающих педагогические дисциплины. В нем предлагаются задания по направлению подготовки «Педагогическое образование», позволяющие организовать продуктивную самостоятельную работу студентов. Содержание заданий ориентировано на формирование у обучающихся общекультурных, общепрофессиональных компетенций
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по направлению «Педагогическое образование» Министерства образования и науки РФ
Кому рекомендованодля высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 050100 «Педагогическое образование»
ISBN978-5-87954-924-9
ББК74.00я73
Орлова, Л.А. Педагогика. Модуль «Введение в педагогическую деятельность" / Л.А. Орлова .— 2-е издание .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2015 .— 116 с. — ISBN 978-5-87954-924-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/337665 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. <...> Педагогический процесс как система и целостное явление . <...> При выполнении заданий студенты знакомятся с методологическими знаниями о педагогике как науке, о ее объекте и предмете; усваивают научные понятия, раскрывающие важнейшие характеристики педагогического процесса. <...> Кроме того, выполнение многих таких заданий потребует от студентов умения творчески использовать теоретические знания, будет способствовать развитию мышления, поскольку предполагает выполнение действий абстрагирования и рефлексии, анализа, сравнения. <...> Самым верным и неопровержимым доводом является совокупность относящихся к тезису фактов и событий. <...> Основные правила доказательства гласят: – тезис и аргументы должны быть ясными и определенными суждениями; тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства; – тезис не должен содержать в себе логическое противоречие и не должен противоречить ранее высказанному суждению; – доводы, приводимые в подтверждение тезиса, не должны противоречить друг другу и должны быть обоснованы фактами; – доказательство должно быть полным; – доводы должны являться достаточным основанием для данного тезиса; – доводы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса. <...> Критерии оценки выполнения задания: – лаконичность, четкость, ясность рассуждения; – оригинальность, эмоциональность, убедительность изложения; – уместность цитирования как по объему, так и по содержанию; – правильность оформления цитат. <...> Из педагогического словаря, учебника, научной книги выпишите определение педагогической деятельности, которое, на ваш взгляд, наиболее полно характеризует данный феномен. <...> Вы должны знать, что научные понятия не усваиваются в готовом виде, то есть не заучиваются наизусть механически, не зазубриваются <...>
Педагогика._Модуль_«Введение_в_педагогическую_деятельность.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Педагогика._Модуль_«Введение_в_педагогическую_деятельность.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» Л. А. Орлова ПЕДАГОГИКА. МОДУЛЬ «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Учебное пособие 2-е издание Допущено Учебно-методическим объединением по направлению «Педагогическое образование» Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 050100 «Педагогическое образование» Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2015
Стр.1
ББК 74.00я73 О66 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Э. В. Онищенко (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена); кандидат педагогических наук, доцент Л. А. Зайцева (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого) О66 Орлова, Л. А. Педагогика. Модуль «Введение в педагогическую деятельность»: Учеб. пособие / Л. А. Орлова.– 2-е изд.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2015.– 113 с. ISBN 978-5-87954-924-9 Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли», модуль I – «Введение в педагогическую деятельность». Пособие адресовано студентам педагогических университетов и колледжей, изучающих педагогические дисциплины. В нем предлагаются задания по направлению подготовки «Педагогическое образование», позволяющие организовать продуктивную самостоятельную работу студентов. Содержание заданий ориентировано на формирование у обучающихся общекультурных, общепрофессиональных компетенций. ББК 74.00я73 ISBN 978-5-87954-924-9 2 © Л. А. Орлова, 2015 © ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение...................................................................................................................4 Тема 1. Педагогическая деятельность как социальный феномен и объект научных исследований ............................................................................6 Тема 2. Учитель как субъект педагогической деятельности............................25 Тема 3. Профессионально-личностное становление и развитие педагога ...............................................................................................52 Тема 4. Педагогика как наука, ее предмет и задачи..........................................73 Тема 5. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры................................................86 Тема 6. Педагогический процесс как система и целостное явление ..............................................................................................95 Приложения........................................................................................................104 3
Стр.3
Введение Организация самостоятельной работы студентов является одним из важнейших вопросов в современном образовательном процессе. Современное понимание образования как «выстраивания жизненной стратегии личности», как «образования длиною в жизнь» заставляет пересмотреть роль самостоятельной работы студентов, принципы ее проектирования, подходы к отбору содержания. Данное пособие разрабатывалось с учетом современного понимания самостоятельной работы студентов как вида учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой при партнерском участии преподавателя, и строилось в традициях компетентностного подхода. Содержание заданий направлено на формирование: 1) общекультурных компетенций: – овладение культурой мышления, развитие способностей к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и путей ее достижения (ОК-1); – отработка умений логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); – формирование готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); 2) общепрофессиональных компетенций: – осознание студентом социальной значимости своей будущей профессии, формирование мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1); – развитие способности использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); – формирование опыта подготовки и редактирования текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6). Кроме того, учитывалось и то, что модуль «Введение в педагогическую деятельность» предваряет изучение основных курсов по педагогике в системе бакалавриата. Он является важным элементом общепедагогической подготовки бакалавров и создает предпосылки для формирования у них теоретической и практической компетентности, развития когнитивной и аксиологической сфер. Вводя студентов в предметное поле будущей профессиональной деятельности, данный модуль закладывает основы педагогического знания, развивает способность критического осмысления процессов модернизации современной школы, вырабатывает необходимые основания и позиции для анализа современных педагогических идей и концепций, формирует профессиональный кругозор будущих учителей, формирует категориальный аппарат. В содержании модуля «Введение в педагогическую деятельность» выделяются два теоретических ядра. Первое связано с изучением теории педаго4
Стр.4
гической деятельности, второе – с теоретико-методологическими основами педагогики. Всего в пособии представлено шесть тем, которые образуют блоки заданий для самостоятельной работы. Задания первого блока позволяют студентам раскрыть и осмыслить социальную значимость педагогической деятельности, ее сущность как особого вида социальной деятельности, обусловленность ее целей и содержания требованиями общества; позволяют изучить педагогическую деятельность как систему, имеющую сложную внутреннюю организацию; знакомят студентов с особенностями, функциями, природой педагогической деятельности. Задания, предлагаемые в данном блоке, вводят студентов в проблему профессионально важных качеств личности современного учителя; позволяют рассмотреть вопросы о сущности, структуре и содержании профессиональной компетентности педагога, о педагогической культуре, мастерстве и творчестве учителя, о профессиональных амбициях и педагогической карьере. Отдельные задания знакомят студентов со спецификой образовательного процесса в педагогическом университете, способствуют развитию умений организации учебной деятельности, работы с научной литературой. Роль таких заданий состоит в том, чтобы помочь студентам первого курса бакалавриата адаптироваться к обучению в педагогическом университете. Задания, предлагаемые во втором блоке, вводят студентов в мир науки, которая является фундаментом, теоретической базой для практической педагогической деятельности. При выполнении заданий студенты знакомятся с методологическими знаниями о педагогике как науке, о ее объекте и предмете; усваивают научные понятия, раскрывающие важнейшие характеристики педагогического процесса. Кроме того, выполнение многих таких заданий потребует от студентов умения творчески использовать теоретические знания, будет способствовать развитию мышления, поскольку предполагает выполнение действий абстрагирования и рефлексии, анализа, сравнения. В своей совокупности задания, предлагаемые в данном пособии, не только вводят студентов в поле педагогической деятельности, но и дают понять и прочувствовать, что в мире нет ничего прекраснее и светлее, чем профессия педагога. 5
Стр.5
Тема 1 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН И ОБЪЕКТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Задание 1.1. Учимся рассуждать Цель. Выполняя задание, вы отработаете умения строить высказывания, ясно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать с различными источниками информации, правильно оформлять цитаты. Задание. Докажите, что человеческая жизнь невозможна без феноменов учитель – ученик, учительство – ученичество. При выполнении задания используйте прием употребления афоризмов, цитат известных мыслителей и высказываний авторитетных ученых. Соблюдайте правила оформления цитат и ссылок. Методическая подсказка При выполнении задания 1.1 следует помнить, что доказательство – логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей. Всякое доказательство состоит из трех частей: тезиса, доводов и демонстрации. Тезис дословно означает «положение, утверждение». Довод – мысль, истинность которой проверена и доказана. Самым верным и неопровержимым доводом является совокупность относящихся к тезису фактов и событий. Иногда в качестве довода могут выступать мысли, истинность которых доказана практикой. Демонстрация (от лат. demonstration) – показывание. Правила доказательства – это правила, обеспечивающие выведение истинности тезиса из истинности аргумента. Основные правила доказательства гласят: – тезис и аргументы должны быть ясными и определенными суждениями; тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства; – тезис не должен содержать в себе логическое противоречие и не должен противоречить ранее высказанному суждению; – доводы, приводимые в подтверждение тезиса, не должны противоречить друг другу и должны быть обоснованы фактами; – доказательство должно быть полным; – доводы должны являться достаточным основанием для данного тезиса; – доводы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса. Критерии оценки выполнения задания: – лаконичность, четкость, ясность рассуждения; – оригинальность, эмоциональность, убедительность изложения; – уместность цитирования как по объему, так и по содержанию; – правильность оформления цитат. 6
Стр.6
Задание 1.2. От понятия – к сущности Цель. Выполняя задание, вы научитесь работать с научными понятиями, а именно – выделять в них значимые, сущностные характеристики, заключенные в их определениях, устанавливать между ними зависимости. Задание. Из педагогического словаря, учебника, научной книги выпишите определение педагогической деятельности, которое, на ваш взгляд, наиболее полно характеризует данный феномен. Не забудьте указать фамилию ученого, определение которого вы приводите. Составьте графическую логическую схему, раскрывающую понятие «педагогическая деятельность». Методическая подсказка Задание 1.2 относится к достаточно большой группе заданий, представленных в пособии, которые направлены на осмысление, понимание и усвоение научных понятий. Это очень важная сторона изучения любой науки, поэтому работе с понятиями уделяется большое внимание. Вы должны знать, что научные понятия не усваиваются в готовом виде, то есть не заучиваются наизусть механически, не зазубриваются. Усвоение научного понятия строится на работе сложных психических процессов – произвольного внимания, логической памяти, абстракции, сравнения и различия. Задание, которое вам предлагается, строится на основе приема построения логических графических схем к понятиям. Этот прием осуществляется в три этапа: сначала в определении усваиваемого понятия выделите ключевые слова, отражающие его суть. Затем в определении отыщите слова, характеризующие это явление, называющие его основные признаки, уточняющие характеристики и пр. Наконец, когда все семантические единицы, составляющие понятие, выделены, можно переходить к графическому изображению (модели) понятия. Прием «логических схем» позволяет также систематизировать понятия. Если после того, как отработан блок понятий, выделить ведущие (более широкие) и более узкие понятия, установить между ними связи, то можно выстроить «дерево понятий». Этот прием можно широко использовать при отработке не только педагогических понятий. Критерии оценки выполнения задания: – правильность выделения наиболее существенных характеристик феномена педагогической деятельности, «зашифрованных» в определении; – полнота характеристик; – логичность графической модели понятия; – оригинальность и гармоничность графического решения. Задание 1.3. Виды педагогической деятельности Цель. Выполняя задание, вы познакомитесь с различными сторонами деятельности педагога и поймете, в чем ее уникальность; усвоите понятие 7
Стр.7
«виды педагогической деятельности» и узнаете об особенностях реализации разных видов деятельности, систематизируете знания о педагогической деятельности. Задание. Заполните таблицу. Виды педагогической деятельности Организаторская Коммуникативная Конструктивная Диагностическая Проектировочная Оценочная Исследовательская Прогностическая Методическая подсказка Прежде чем приступить к выполнению задания, изучите соответствующие разделы в тексте лекции, в учебнике, в рекомендованной литературе. 1. Сластенин В. А. Интегративные тенденции в психолого-педагогическом образовании. – М., 2000.– С. 249. 2. Столяренко Л. Д. Педагогика. – Ростов н/Д, 2000. – С. 20. 3. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования. – М., 2001.– С. 80. Критерии оценки выполнения задания: – точность и правильность содержательной и функциональной характеристик видов деятельности; – глубина понимания назначения вида деятельности в работе педагога; – умелое использование различных источников (лекций, учебников, научных книг) при выполнении задания. Задание 1.4. Педагогическая поддержка – вид педагогической деятельности Цель. Выполняя задание, вы раскроете для себя истинный смысл профессии педагога; усвоите новое научное понятие; приобретете опыт привл ечения ненаучных источников в изучении педагогических явлений и процессов. Задание. Подберите материал, иллюстрирующий смысл и назначение педагогической поддержки. В качестве такого материала может выступать: – ваш личный опыт (опишите ситуацию, в которой педагог оказал вам поддержку); 8 Содержание вида деятельности, его функции
Стр.8
– научная литература (составьте небольшое теоретическое сообщение); – художественный текст (приведите отрывок литературного произведения); – кинофильм (запишите на диск фрагмент фильма). Приготовьтесь устно прокомментировать свой сюжет, выделив в нем проблему, с которой сталкивается школьник, действия педагога и средства, используемые им при оказании педагогической помощи ребенку. Методическая подсказка Педагогическая поддержка – особый вид педагогической деятельности, основной целью которого является помощь школьникам в саморазвитии, в решении жизненных и образовательных проблем, передача средств разрешения внутренних и внешних конфликтов, установления отношений, самоопределения. Критерии оценки выполнения задания: – правильная, точная формулировка проблемы, с которой сталкивается школьник; – детальная характеристика деятельности учителя; – исчерпывающий, убедительный, обоснованный комментарий; – корректное и активное использование педагогических терминов при выполнении задания. Задание 1.5. Структура педагогической деятельности Цель. Выполнив задание, вы узнаете о различных научных подходах к исследованию структуры педагогической деятельности, начнете отрабатывать умение анализировать научную литературу и сравнивать различные научные концепции. Задание. Заполните таблицу «Сравнительный анализ концепций структуры педагогической деятельности». Методическая подсказка Внимательно прочитав текст «Три подхода к решению проблемы состава и структуры педагогической деятельности», заполните таблицу, пользуясь критериями для сравнения различных подходов. Критерии оценки выполнения задания: – точность характеристик по выделенным критериям; – полнота выделяемых различий. 9
Стр.9
Сравнительный анализ концепций структуры педагогической деятельности Критерии для сравнения Ученые, представляющие данный подход Основная идея подхода Компоненты педагогической деятельности Текст к заданию 1.5 Три подхода к решению проблемы состава и структуры педагогической деятельности В педагогической науке сложился подход к изучению педагогической деятельности как сложной динамической системы. Системное исследование педагогической деятельности связано с решением вопроса о ее структуре, с выявлением компонентов изучаемой деятельности. «Структура – это способ упорядоченности совместного существования элементов, их совместной жизнедеятельности в рамках данной системы» 1. Обзор научной литературы показывает, что к настоящему моменту можно выделить три подхода к решению проблемы состава и структуры педагогической деятельности. I. Содержательно-функциональный подход. Его основой явилась разработанная Н. В. Кузьминой психологическая структура педагогической деятельности2. Отталкиваясь от функций, исполняемых учителем, ученый выделяет следующие компоненты: конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический. Каждый из названных компонентов предполагает определенную группу педагогических умений и профессиональных способностей. Все компоненты внутренне взаимосвязаны. Конструктивный компонент связан с отбором и композицией учебного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, с планированием и построением педагогического процесса, выстраиванием структуры своих действий и действий учащихся. Организаторский компонент проявляется через способы руководства деятельностью детей. Коммуникативный компонент предполагает установление педагогически целесообразных взаимоот1 Конаржевский Ю. А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе. Челябинск, 1986. С. 13. 2 Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1967. 10 Содержательнофункциональный подход Управленческий подход Задачный подход
Стр.10
ношений учителя с учащимися, их родителями, коллегами. Гностический компонент включает в себя действия учителя по исследованию объекта, процесса и результата собственного труда; формулированию на основании исследований (т. е. обратной связи о собственной результативности) педагогических целей; изучению возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. А. И. Щербакова3, который полагал, что предложенные Н. В. Кузьминой структурные элементы недостаточно полно отражают функции, свойственные учителю. Он дополняет структуру, выделяя следующие компоненты: информационный (его он считает исходным моментом всей учебновоспитательной работы); развивающий (который, по мнению ученого, отражает единство обучения, воспитания и развития); ориентационный (его выделение определила функция учителя по передаче детям ценностей, формированию отношений и мотивов); мобилизационный (проявляется в деятельности учителя по актуализации опыта учащихся); исследовательский (связан с требованием научного подхода к организации учителем собственной профессиональной деятельности). II. Особый план строения педагогической деятельности раскрывается Данный подход получил свое дальнейшее развитие в исследованиях с позиций управленческого подхода. По мнению ряда ученых (Т. С. Полякова, Н. Ф. Талызина, М. Л. Фрумкина и др.), педагогическая деятельность по своему существу есть не что иное, как вид социального управления. С точки зрения этого подхода структуру педагогической деятельности следует разрабатывать в понятиях теории управления. За основу предлагается, в частности, психологический анализ состава управленческой деятельности, проведенный А. И. Китовым, который обозначает в нем три основные стадии: диагностическую, творческую и организаторскую. Учитывая данную логику, Т. С. Полякова выделяет следующие основные компоненты педагогической деятельности: 1) проектировочно-целевой; 2) содержательный; 3) диагностический; 4) организационно-методический; 5) коммуникативный; 6) стимулирующерегулировочный; 7) контрольно-оценочный. Характеризуя компоненты, ученый отмечает, что в проектировочноцелевом необходимо сделать акцент на определении учителем цели своей деятельности. Содержательный и диагностический рассматриваются ею в плане различных сторон гностической деятельности учителя. Организаторский компонент, как считает исследователь, наиболее ярко отражает специфику деятельности учителя, в которой главным является воздействие на учащихся, мобилизация их усилий на достижение целей. Широкая трактовка коммуникативной деятельности включает в себя два плана ее рассмотрения: как контактоустанавливающей, направленной на создание эмоционального фона, психологической атмосферы в классе, так и обеспечивающей продуктивное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса. 3 Щербаков А. И. Психология труда и личности учителя. Л., 1976. 11
Стр.11
Довольно емким представлен и стимулирующе-регулировочный компонент. Т. С. Полякова вводит в его содержание несколько элементов: 1) сбор текущей информации о соответствии течения процесса намеченному плану; 2) систему стимулирования деятельности учащихся в соответствии с этой информацией; 3) внесение корректив в собственную деятельность и деятельность учащихся (или в первоначальный план). При разработке структуры контрольно-оценочного компонента автор исходит из необходимости осуществления непрерывного текущего контроля в различных его формах, а также итогового контроля, синтезирующего полученные данные и обретающего свой главный смысл в оценивании уже не процесса, а результата учебной деятельности. III. Несколько иной план описания педагогической деятельности представляется в задачном подходе. В сущности, он является проекцией управленческого. Точно так же, как и в предыдущем подходе, ученые сходятся во мнении, что педагогическая деятельность – прежде всего деятельность по управлению. Но наиболее адекватной единицей описания структуры педагогической деятельности, по их мнению, является задача (Е. И. Машбиц, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин). Структура педагогической деятельности в этом случае отличается от тех, которые строятся в логике управленческого акта. Это дает основания для выделения задачного подхода как особого, отдельного. Деятельность учителя с позиций этого подхода представляется как непрерывный процесс решения различных типов педагогических задач. «Учитель, вовлеченный в воспитательную среду, самой логикой действительности поставлен перед необходимостью решения бинарных групп педагогических задач», – пишет В. А. Сластенин. Развиваем активный словарный запас Функция (от лат. function) – значение, назначение чего-либо. Специфика (от лат. specificus – видообразующий) – совокупность отличительных особенностей чего-либо. Система (от греч. systema – целое, составленное из частей) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Задание 1.6. Работа с научными понятиями Цель. Выполняя задание, вы осмыслите значения одной из центральных категорий изучаемой учебной дисциплины, научитесь различать определения научных понятий по их содержанию и объему, начнете осваивать понятийный строй педагогической науки. Задание. Познакомьтесь с различными определениями, подумайте, какие существенные признаки педагогической деятельности заложены в каждом из них. Заполните таблицу. Приготовьтесь аргументировать свои суждения и выводы на семинарском занятии. 12
Стр.12
Определение По каким критериям осуществляется характеристика пед. деятельности? а б в Педагогическая деятельность: а) сознательная, целенаправленная деятельность взрослых, направленная на осуществление и осуществляющая воспитание детей; б) целенаправленное вмешательство взрослых в объективно закономерный процесс воспитания; в) вид социальной деятельности, в котором реализуется передача от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создаются условия для их личностного развития. Методическая подсказка Выполняя задание, помните: аргументация (от лат. аrgumentation) – приведение аргументов. Аргумент – логический довод, основание доказательства. Это мысль, истинность которой проверена и доказана практикой и которая поэтому может быть приведена в обоснование истинности или ложности другого положения. Аргумент является частью всякого доказательства. Помимо истинности он должен удовлетворять двум правилам: 1) быть достаточным основанием для доказываемого положения; 2) быть мыслью, истинность которой доказана самостоятельно, независимо от доказываемого положения. В качестве аргумента не может приводиться мысль, в которой содержится нарушение правил и законов логики. Критерии оценки выполнения задания: – правильность заполнения таблицы; – аргументированность суждений. Развиваем активный словарный запас Понятие – форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предмета или классов предметов. Существенными признаками являются такие, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а взятые в совокупности, они достаточны для отличения данного понятия от остальных. В языке понятия выражаются с помощью слов или словосочетаний. Определение (дефиниция) понятий – определение, логическая операция раскрытия содержания понятия. Термин – слово, которым обозначается понятие или категория. Задание 1.7. Готовимся к дискуссии Цель. В ходе выполнения задания вы систематизируете знания о педагогической деятельности, ее социальной значимости; продолжите работу по 13 Какие существенные признаки отображены? Полнота суждения (какие стороны пед. деятельности отражаются?)
Стр.13
развитию умений речевого поведения; отработаете коммуникативные умения, позволяющие организовывать продуктивное педагогическое взаимодействие; приобретете опыт организации учебной дискуссии. Задание. Прочтите отрывок из повести В. Л. Киселева «Любовь и картошка». Подумайте, можете ли вы возразить что-либо мнению, высказанному старшеклассником? Аргументируйте свою позицию. Поразмышляйте над тем, в чем главный смысл работы педагога. Предлагаем вам провести дискуссии на семинарском занятии по теме «Школа учит всему?». Готовясь к дискуссии, заполните таблицу. Аргументы «за» Тема дискуссии «Школа учит всему?» Методическая подсказка Задание поможет вам подготовиться к дискуссии. Учебная дискуссия – это особая форма организации обучения (учебно-исследовательской познавательной деятельности), построенная на диалоговой основе. Причем выстраивается диалог в системах «студент – преподаватель», «студент – студент». Для того чтобы стать равноправным участником дискуссии, вам необходимо быть готовым к беседе, к диалогу как мотивационно, так и содержательно. Поэтому такая форма работы на семинаре потребует от вас особой подготовки. Отличие данного диалога в том, что здесь, как никогда, уместно обращение к своему витагенному (жизненному) опыту, к его школьному пласту. Подготовьте аргументы, основываясь на своем опыте, эмоциональной памяти. Остается только добавить, что слово «дискуссия» происходит от лат. discussion – исследование, рассмотрение, разбор; это обсуждение компетентными лицами какой-либо спорной проблемы на собрании, симпозиуме, в печати, в беседе, на семинарских занятиях с целью установления путей ее достоверного решения. Правила участия в учебной дискуссии вы найдете в книгах: 1) Минеева С. А. Полемика – диспут – дискуссия. М., 1990; 2) Мартьянова И. А. Основы риторики: Пособие-хрестоматия для старшеклассников. СПб., 2002; 3) Павлова К. Г. Спор. Дискуссия. Полемика. М., 1991. Критерии оценки выполнения задания Задание оценивается по двум группам критериев: 1) степень подготовленности к дискуссии (глубина и достаточность подобранных аргументов в таблице, умение привлечь собственный витагенный опыт, знание правил речевого поведения в ходе дискуссии); 2) участие в дискуссии (привлечение теоретических знаний, активность, корректность высказываний, следование правилам поведения в дискуссии, внимание и уважение к другим участникам дискуссии). 14 Аргументы «против»
Стр.14
Текст к заданию 1.7 – Всему нас в школе учат, – негромко и горячо сказал Олег. – Про математическую комбинаторику – знаем. И про то, где Замбия, – знаем. И какое стихотворение написал Пушкин в 1829 году, когда он был на Кавказе, тоже знаем. Но про самое главное нам ничего не говорят. Должен же человек знать, для чего он живет?.. В. Л. Киселев. Любовь и картошка Задание 1.8. Прогноз развития события Цель. Выполняя задание, вы осмыслите понятие «гуманистическая природа педагогической деятельности»; получите возможность развивать качества педагогического мышления, поскольку задание предполагает выполнение действий анализа, прогнозирования, установления причинно-следственных связей и зависимостей; продолжите развивать профессиональные способности – эмпатию, рефлексию. Задание. Познакомьтесь с ситуациями, предложенными в тексте к заданию. На основании той информации, которая содержится в тексте, и опираясь на собственный опыт и имеющиеся педагогические знания, спрогнозируйте, как будут развиваться отношения «учитель – ученик», «ученик – одноклассники». Представьте, как сложится школьное будущее ученика Мусатова, какое отношение к школе сформируется у него, что будет происходить с его самооценкой, какими будут учебные успехи школьника и т. д. Заполните таблицу. Подумайте, почему возникла такая ситуация? Где кроются ее первопричины? Дайте прогноз развития ситуации в будущем школьника и учителей. Суть явления, скрытая в описываемой ситуации Первопричины явления: почему оно стало возможным Методическая подсказка При выполнении задания активно привлекайте свой витагенный опыт и имеющиеся педагогические знания. Постарайтесь, анализируя ситуации и строя прогноз их развития, использовать педагогические и психологические термины. Размышляйте как профессионал, а не обыватель. Заполнение таблицы потребует от вас критичной оценки своих высказываний с точки зрения их лаконичности, информационной насыщенности формулировок, точности, содержательной правильности. Это хорошее упражнение в развитии профессиональной педагогической речи. Критерии оценки выполнения задания: – использование научной терминологии при анализе ситуации и построении прогноза ее развития; 15 Возможные варианты развития ситуации
Стр.15