№ 6 Е.И. Курсакова ТЕЧЕНИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ МОДЕРНЫ В КОНТЕКСТЕ СЛОВАЦКОЙ ПОЭЗИИ 30–40-х годов ХХ века В статье рассматривается литературное течение Католической Модерны в контексте словацкой поэзии 1930–1940-х годов. <...> Силана показаны истоки данного движения, его философская основа, а также вскрыт процесс возрождения в поэзии христианских традиций (темы, мотивы, символика духовной поэзии). <...> Ключевые слова: христианские традиции, литературный контекст, зарубежные влияния, высокий стиль, религиозный мистицизм, эволюция. <...> На рубеже 1930–1940-х годов преобладающими становятся авангардистские течения, из пестрого многообразия которых доминируют надреализм и «религиозно-мистический спиритуализм» (группа поэтов Католической Модерны). <...> Новомеский) в словацкую поэзию проникают инородные веяния, главным образом – это импульсы экспериментальной литературы (поэтизм, футуризм, конструктивизм, сюрреализм и даже дадаизм). <...> Так, например, сюррреалистические (надреалистические) и символистские приемы используют как поэты социальной направленности, так и религиозной, однако цели воздействия на читателя они преследуют совершенно разные. <...> Объединяющим фактором было лишь то, что оба литературных течения обращались к приемам французского сюрреализма (интерес к подсознательному, реализованный через введение в текст снов, всякого рода фантазий) и чешского поэтизма (восприятие стихотворения как «игры воображения», возросшая роль образности, метафорики). <...> Однако «иррационализм надреализма восходит к подсознательному, в то время как иррационализм Католической Модерны имеет трансцендентные корни»2. <...> Иными словами, он обращен к такому знанию, которое «переступает за границы человеческого разума и является недоступным теоретическому познанию» (по Канту – «априорному знанию», «Критика чистого разума»3), становясь исключительно предметом веры: всё то, что выходит за пределы возможного опыта, например, Бог, бессмертие <...>