Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Физиология растений (110,00 руб.)

0   0
АвторыКоваленко Марина Викторовна, Царевская Валентина Михайловна, Марковская Галина Кусаиновна
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц56
ID331188
АннотацияУчебное издание содержит описания лабораторных работ, охватывающих все основные разделы программы дисциплины «Физиология растений», вопросы и задания для самостоятельной работы, вопросы для подготовки к экзамену, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Для каждой лабораторной работы дано ее краткое теоретическое обоснование и описана методика выполнения опытов.
Кому рекомендованоМетодические указания и рабочая тетрадь предназначены для студентов технологического факультета, обучающихся по направлению подготовки 110900.62 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».
УДК581.1(07)
ББК28.5
Физиология растений : методические указания и рабочая тетрадь для выполнения лабораторных работ / М.В. Коваленко, В.М. Царевская, Г.К. Марковская .— Самара : РИЦ СГСХА, 2014 .— 56 с. — URL: https://rucont.ru/efd/331188 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Садоводство, ботаника и физиология растений» ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ Методические указания и рабочая тетрадь для выполнения лабораторных работ Кинель РИЦ СГСХА 2014 УДК 581.1. <...> Для каждой лабораторной работы дано ее краткое теоретическое обоснование и описана методика выполнения опытов. <...> Основными разделами этой дисциплины являются: физиология и биохимия растительной клетки, фотосинтез, дыхание, водный режим, минеральное питание, рост и развитие растений, физиология формирования урожая и его качество, устойчивость растений к неблагоприятным факторам среды. <...> Целью методических указаний является изучение основных тем по физиологии растений (физиология и биохимия растительной клетки, дыхание, фотосинтез, водный режим, рост и развитие, устойчивость к неблагоприятным факторам) и более эффективное использование учебного времени студентов. <...> В результате изучения дисциплины студент должен знать: – анатомо-морфологическую локализацию физиолого-биохимических процессов в растениях, их ход и механизмы регуляции на всех структурных уровнях организации растительного организма; – зависимость хода физиологических процессов от внутренних и внешних факторов среды; – принципы формирования величины и качества урожая основных сельскохозяйственных культур; – воздействие на растения факторов антропогенного происхождения; изменение химического элементного и биохимического состава урожая в процессе хранения и последующей переработки; уметь: – определять жизнеспособность растительных тканей, исходя из возможности осуществления в них хода физиолого-биохимических процессов; – определять степень насыщенности водой продуктивной части растений, содержание пигментов <...>
Физиология_растений._Методические_указания_и_рабочая_тетрадь_для_выполнения_лабораторных_работ.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Садоводство, ботаника и физиология растений» ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ Методические указания и рабочая тетрадь для выполнения лабораторных работ Кинель РИЦ СГСХА 2014
Стр.1
УДК 581.1.(07) Ф-50 Ф-50 Физиология растений : методические указания и рабочая тетрадь для выполнения лабораторных работ / сост. М. В. Коваленко, В. М. Царевская, Г. К. Марковская. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2014. – 56 с. Методические указания и рабочая тетрадь предназначены для студентов технологического факультета, обучающихся по направлению подготовки 110900.62 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции». Учебное издание содержит описания лабораторных работ, охватывающих все основные разделы программы дисциплины «Физиология растений», вопросы и задания для самостоятельной работы, вопросы для подготовки к экзамену, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Для каждой лабораторной работы дано ее краткое теоретическое обоснование и описана методика выполнения опытов. © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014 © Коваленко М. В., Царевская В. М., Марковская Г. К., составление, 2014 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Физиология растений – наука, изучающая процессы жизнедеятельности и их биохимические основы. Основными разделами этой дисциплины являются: физиология и биохимия растительной клетки, фотосинтез, дыхание, водный режим, минеральное питание, рост и развитие растений, физиология формирования урожая и его качество, устойчивость растений к неблагоприятным факторам среды. Методические указания и рабочая тетрадь по дисциплине «Физиология растений» включают структуру и методики опытов, проводимых на аудиторных занятиях. По каждой теме дано краткое теоретическое введение, основные физиологические и биохимические понятия, вопросы для самоконтроля, указания по методике проведения лабораторных работ и рекомендации по оформлению полученных результатов. Это позволяет качественно освоить материал темы, самостоятельно проконтролировать полученные знания, приобрести навыки в выполнении опытов. Целью методических указаний является изучение основных тем по физиологии растений (физиология и биохимия растительной клетки, дыхание, фотосинтез, водный режим, рост и развитие, устойчивость к неблагоприятным факторам) и более эффективное использование учебного времени студентов. Задачи методических указаний: – дать основные понятия и термины по изучаемым темам; – стимулировать самостоятельное творческое мышление; – организовать самостоятельную работу студентов. В результате изучения дисциплины студент должен знать: – анатомо-морфологическую локализацию физиолого-биохимических процессов в растениях, их ход и механизмы регуляции на всех структурных уровнях организации растительного организма; – зависимость хода физиологических процессов от внутренних и внешних факторов среды; – принципы формирования величины и качества урожая основных сельскохозяйственных культур; – воздействие на растения факторов антропогенного происхождения; изменение химического элементного и биохимического состава урожая в процессе хранения и последующей переработки; уметь: – определять жизнеспособность растительных тканей, исходя из возможности осуществления в них хода физиолого-биохимических процессов; – определять степень насыщенности водой продуктивной части растений, содержание пигментов и веществ белковой, углеводной, липидной природы и витаминов в урожае основных сельскохозяйственных культур; – пользоваться органолептическими и биохимическими показателями в процессе прогнозирования качества урожая; владеть: – современными методами исследования и получения информации о ходе физиологических процессов в растительном организме, формировании биохимического качества урожая; – навыками обработки и анализа получаемых экспериментальных данных; – приёмами поиска новых сведений в области физиологии и биохимии растений, связанных с получением урожая с.-х. культур высокого качества. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций: 3
Стр.3
– способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; – готовность к оценке физиологического состояния, адаптационного потенциала и определению факторов регулирования роста и развития сельскохозяйственных культур; – способность к анализу и планированию технологических процессов в растениеводстве, животноводстве, переработке и хранении продукции как объектов управления. 4
Стр.4
Лабораторная работа 1 ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ Цель занятия. Ознакомиться с локализацией основных органических веществ в клетке, применяя простейшие методы качественного анализа. В состав клетки входят органические и минеральные вещества. Основными органическими веществами в составе растительной клетки являются белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Белковые вещества представляют собой высокомолекулярные органические соединения, построенные из аминокислот. Белки выполняют в клетке конституционные, каталитические, защитные, транспортные и запасные функции. Hаличие в молекуле белка различных свободных групп и радикалов – аминных (-NH2), карбоксильных (-СООH), гидроксильных (-ОH), сульфгидрильных (-SH), дисульфидных (-S-S-) и др. обуславливает огромное разнообразие реакционных возможностей, как отдельных структурных элементов белка, так и всей белковой молекулы. Это используется для выявления и количественного определения белков. Белки в различных количествах находятся во всех органах растений. В вегетативных органах количество белков обычно достигает 5-15% от веса сухой массы, в семенах злаков 10-20%, в семенах бобовых и масличных культур – 25-35%. Hуклеиновые кислоты представляют собой органические кислоты с огромным молекулярным весом. Они играют важную роль в передаче наследственных свойств живых организмов и в процессе синтеза белка. Различают два вида нуклеиновых кислот: дезоксирибонуклеиновую кислоту – ДHК, которая в основном локализована в клеточном ядре, и рибонуклеиновую кислоту – РHК, которая находится и в ядре, и в цитоплазме клетки. При гидролизе нуклеиновые кислоты дают пуриновые и пиримидиновые основания, сахар (пентозу), рибозу и дезоксирибозу и фосфорную кислоту. Жиры и жироподобные вещества. Жиры (триглицериды) – тройные эфиры глицерина и трех молекул жирных кислот. Жиры чаще выполняют функции запасных веществ, конституционную и транспортную. Жироподобные вещества (липоиды) отличаются от жиров тем, что один из гидроксилов глицерина замещен не жирной кислотой, а каким-либо другим гидрофильным веществом, например, остатком фосфорной кислоты (фосфолипиды), к которому в свою очередь может присоединиться какое-либо органическое основание (например, холин). Hекоторые из липоидов вместо глицерина включают в молекулу другой многоатомный спирт (например, инозит). Липоиды чаще выполняют функции конституционных (липопротеидная мембрана), реже запасных (фосфолипиды) или защитных (воска) веществ. Общим, что объединяет жиры и липоиды, является их растворимость в органических растворителях: эфире, хлороформе, сероуглероде, бензине и не растворимость в воде. Работы выполняются в порядке их расположения, используя свободное время для подготовки следующей работы. Работа 1.1. ОБHАРУЖЕHИЕ БЕЛКА В ЛИСТЬЯХ (ПО ЧАЙЛАХЯHУ) Метод основан на проведении биуретовой реакции. Эта реакция характерна для веществ, содержащих пептидную связь (-СО-NH-). При обработке щелочного раствора белка раствором медного купороса появляется фиолетовое или красно-фиолетовое окрашивание. Методика выполнения. К черешку листа привязать нитку. Листья погрузить на 1-2 мин в кипящую воду, затем перенести в колбу с 96% спиртом. Колбу с обратным холодильником погрузить в горячую водяную баню для экстрагирования хлорофилла. Через 0,5-1 ч наступает полное обесцвечивание листа. Обесцвеченные листья смочить дистиллированной водой и расправить в чашке Петри. Провести биуретовую реакцию, для чего листья 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.