Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Педагогика, философия и история» Кафедра «Педагогика» О. С. Толстова ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Методические указания Кинель РИЦ СГСХА 2014 УДК 378 (07) ББК 74.58 Т-53 Толстова, О. <...> Методические указания «Педагогические технологии» включают в себя требования для освоения студентами дисциплины, содержат краткое описание педагогической технологии, представленной в теме, контрольные вопросы, тестовые задания и список литературы. <...> © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014 © Толстова О. С., 2014 2 Предисловие Целью дисциплины «Педагогические технологии» является формирование у студентов системы компетенций, направленных на изучение современных педагогических технологий, их научных, методологических основ, структур и типологий. <...> В результате изучения дисциплины студент должен знать: содержание и структуру педагогических технологий; общие признаки педагогических технологий, реализуемых в сфере образования; условия применения педагогических технологий; уметь обосновывать выбор педагогических технологий, необходимых для достижения целей обучения; применять педагогические технологии в учебном процессе; владеть навыками анализа педагогических технологий, их отдельных компонентов; навыками эффективного использования педагогических технологий. <...> Контрольные вопросы и тестовые задания предназначены для проверки подготовки студентов по каждой теме. <...> Тестовые задания предполагают выбор одного варианта ответа. <...> Концептуальные основы понятия «педагогическая технология» План изучения темы 1. <...> Источники и составные части современных педагогических технологий. <...> Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно <...>
Педагогические_технологии.pdf
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Педагогика, философия и история»
Кафедра «Педагогика»
О. С. Толстова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Методические указания
Кинель
РИЦ СГСХА
2014
Стр.1
УДК 378 (07)
ББК 74.58
Т-53
Толстова, О. С.
Т-53 Педагогические технологии : методические указания. – Кинель
: РИЦ СГСХА, 2014. – 35 с.
Методические указания «Педагогические технологии» включают
в себя требования для освоения студентами дисциплины, содержат
краткое описание педагогической технологии, представленной
в теме, контрольные вопросы, тестовые задания и список
литературы.
Учебное издание предназначено для студентов, обучающихся
по направлению: 110800.68 «Агроинженерия» и могут быть использованы
во время прохождения педагогической практики.
© ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014
© Толстова О. С., 2014
2
Стр.2
Предисловие
Целью дисциплины «Педагогические технологии» является
формирование у студентов системы компетенций, направленных
на изучение современных педагогических технологий, их научных,
методологических основ, структур и типологий. Для достижения
поставленной цели при освоении дисциплины решаются
следующие задачи: изучение содержания современных педагогических
технологий и их возможностей в учебном процессе; изучение
основных подходов, методов и приемов разработки образовательной
технологии; изучение областей и границ применения технологий.
Процесс
изучения дисциплины направлен на формирование
следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями
к результатам освоения ООП) общекультурных:
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный
и общекультурный уровень (ОК-1); способность проявлять
инициативу, в том числе в ситуациях риска, вести обучение и оказывать
помощь сотрудникам (ОК-5); способность самостоятельно
приобретать с помощью информационных технологий и использовать
в практической деятельности новые знания и умения, в том
числе в смежных областях знаний (ОК-6);
профессиональных: способность проектировать содержание
и технологию преподавания, управлять учебным процессом
(ПК-13).
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
содержание и структуру педагогических технологий; общие признаки
педагогических технологий, реализуемых в сфере образования;
условия применения педагогических технологий;
уметь обосновывать выбор педагогических технологий, необходимых
для достижения целей обучения; применять педагогические
технологии в учебном процессе; владеть навыками анализа педагогических
технологий, их отдельных компонентов; навыками эффективного
использования педагогических технологий.
Методические рекомендации позволяют организовать изучение
студентами курса «Педагогические технологии». Подготовка
к практическим занятиям включает работу с учебно-методической
литературой курса, работу над учебным материалом (учебника,
3
Стр.3
дополнительной литературы, в том числе с материалами, полученными
по сети Интернет), ответы на вопросы. Изучение каждой
темы осуществляется по приведенному плану
в
соответствии с поставленными целями. Контрольные вопросы
и тестовые задания предназначены для проверки подготовки студентов
по каждой теме. Тестовые задания предполагают выбор
одного варианта ответа. Для подготовки к каждой теме указаны
рекомендуемые источники информации.
4
Стр.4
Тема 1. Концептуальные основы понятия
«педагогическая технология»
План изучения темы
1. Признаки, определяющие педагогические технологии. Понятие
«педагогическая технология».
2. Аспекты, уровни и структура педагогической технологии.
3. Критерии технологичности. Технология и содержание образования.
Технология и мастерство.
4. Источники и составные части современных педагогических
технологий.
Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических
инноваций, авторских школ и учителей-новаторов
постоянно требуют обобщения и систематизации.
Педагогические системы могут быть описаны как целостные
явления с помощью ряда признаков (по В. Г. Афанасьеву): составные
элементы, компоненты; структура (связи и отношение между
частями и элементами); функциональные характеристики; коммуникативные
свойства (связи с окружающей средой); историчность,
преемственность.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо
деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – совокупность психологопедагогических
установок, определяющих специальный набор
и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных
средств; она есть организационно-методический инструментарий
педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Педагогическая технология – это содержательная техника
реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
Педагогическая технология – это описание процесса достижения
планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
Технология – это искусство, умение, совокупность методов
обработки, изменения состояния (В. М. Шапель).
Технология обучения – это составная процессуальная часть
дидактической системы (М. Чошанов).
5
Стр.5