Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Педагогика, философия и история» В. В. Камуз, Г. В. Сычева МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по прохождению педагогической практики Кинель РИЦ СГСХА 2014 УДК 377 (07) ББК 74.58 Р К-18 Камуз, В. <...> К-18 Методические указания по прохождению педагогической практики / В. В. Камуз, Г. В. Сычева. <...> Учебное издание отражает цели, задачи, содержание педагогической практики на третьем курсе, а также включают рекомендации по организации работы во время практики и составлению отчета о проделанной работе, необходимые методические материалы и рекомендуемую литературу. <...> Подведение итогов и оценка результатов практики 13 Рекомендуемая литература………………………………… 15 Приложения………………………………………………… 16 3 Предисловие Согласно Федеральному закону РФ об образовании, принятому Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобренному Советом Федерации 26 декабря 2012 года, практика – вид учебной деятельности, направленный на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. <...> Показатель его профессионализма не сводится только к знаниям преподаваемого предмета и выученным в вузе теоретическим основам психологии и педагогики. <...> Главное заключается в том, чтобы знания будущего педагога перешли в соответствующие умения и навыки. <...> Одним из способов разрешения этой проблемы служит организация педагогических практик студентов на базе различных типов учебных заведений. <...> Именно поэтому эффективная организация педагогической практики студентов является одной из актуальных задач профессионального образования. <...> Согласно государственному стандарту третьего поколения, учебному плану и программе <...>
Методические_указания_по_прохождению_педагогической_практики.pdf
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Педагогика, философия и история»
В. В. Камуз, Г. В. Сычева
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по прохождению педагогической практики
Кинель
РИЦ СГСХА
2014
Стр.1
УДК 377 (07)
ББК 74.58 Р
К-18
Камуз, В. В.
К-18 Методические указания по прохождению педагогической
практики / В. В. Камуз, Г. В. Сычева. – Кинель : РИЦ
СГСХА, 2014. – 32 с.
Методические указания предназначены в помощь студентам бакалавриата,
обучающимся по направлению 051001.62 «Профессиональное
обучение», при прохождении педагогической практики. Учебное издание
отражает цели, задачи, содержание педагогической практики на третьем
курсе, а также включают рекомендации по организации работы во время
практики и составлению отчета о проделанной работе, необходимые
методические материалы и рекомендуемую литературу.
© ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014
© Камуз В. В., Сычева Г. В., 2014
2
Стр.2
Оглавление
Предисловие ………………………………………………… 3
1. Общие положения………………………………................ 5
2. Содержание практики………………………….................. 7
3. Обязательный минимум практических заданий студенту-практиканту….…………………………………………….
8
4. Содержание отчета о педагогической практике………… 9
5. Примерная форма ведения дневника по педагогической
практике...…………………….................................................. 12
6. Права и обязанности стажеров преподавателей………… 12
7. Подведение итогов и оценка результатов практики
13
Рекомендуемая литература………………………………… 15
Приложения………………………………………………… 16
3
Стр.3
Предисловие
Согласно Федеральному закону РФ об образовании, принятому
Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобренному
Советом Федерации 26 декабря 2012 года, практика – вид учебной
деятельности, направленный на формирование, закрепление, развитие
практических навыков и компетенции в процессе выполнения
определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью. Качество процесса обучения и воспитания
во многом зависит от уровня профессиональной подготовленности
педагога. Показатель его профессионализма не сводится
только к знаниям преподаваемого предмета и выученным в вузе
теоретическим основам психологии и педагогики. Главное заключается
в том, чтобы знания будущего педагога перешли в соответствующие
умения и навыки. Это возможно при условии, если образовательный
процесс в высшем учебном заведении будет максимально
приближен к реальной действительности, происходящей
в техникумах, лицеях, колледжах.
Одним из способов разрешения этой проблемы служит организация
педагогических практик студентов на базе различных типов
учебных заведений. Чем раньше студенты соприкоснутся
с реальной практической педагогической деятельностью, тем
быстрее и прочнее у них формируются профессиональнозначимые
качества личности и педагогические способности.
Именно поэтому эффективная организация педагогической практики
студентов является одной из актуальных задач профессионального
образования. Согласно государственному стандарту третьего
поколения, учебному плану и программе ФГБОУ ВПО Самарской
ГСХА, студенты, обучающиеся по направлению «Профессиональное
обучение», проходят практику в два этапа. Первый
этап осуществляется на третьем курсе обучения в академии, когда
студенты овладевают теоретическим материалом по курсам «Общая
психология», «Общая и профессиональная педагогика», «Возрастная
психология», «Методика профессионального обучения».
Педагогическая практика является важным этапом развития
следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
владение системой психологических средств (методов, форм,
техник и технологий), организация коммуникативного воздей4
Стр.4
ствия, анализ и оценка психологического состояния другого человека
или группы, позитивное воздействие на личность, прогнозирование
ее реакции, управление своим психологическим состоянием
в условиях общения;
владение культурой мышления, знание ее общих законов, способность
к использованию письменной и устной речи, правильного
(логического) оформления ее результатов;
способность организовывать и осуществлять учебновоспитательную
деятельность в соответствии с требованиями
профессиональных и Федеральных государственных образовательных
стандартов в ОУ СПО;
способность анализировать профессионально-педагогические
ситуации;
способность проектировать и применять индивидуализированные
деятельностно и личностно ориентированные технологии
и методики обучения рабочих (специалистов);
готовность к конструированию содержания учебного материала
по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих
(специалистов);
готовность к организации образовательного процесса с применением
интерактивных эффективных технологий подготовки рабочих
(специалистов);
готовность к адаптации, корректировке и использованию технологий
в профессионально-педагогической деятельности.
Согласно ФГОС, педагогическую практику студенты должны
проходить в учреждениях среднего профессионального образования
(предпочтительно), учебно-курсовой сети предприятий, учреждений,
организаций в роли стажеров преподавателей общетехнических
и специальных дисциплин и мастеров производственного
(практического) обучения.
1 Общие положения
Практика на третьем курсе носит ознакомительно-обучающий
характер. В процессе ее прохождения студенты знакомятся
с системой работы учебного заведения, с основными видами деятельности
педагогов, кураторов групп, методистов, всего препода5
Стр.5