Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Психология: практикум (220,00 руб.)

0   0
АвторыАхметгалеева Зульфия Мансуровна
ИздательствоКемГУКИ
Страниц120
ID326469
АннотацияПрактикум содержит справочные материалы, необходимые для самостоятельной подготовки по дисциплине «Психология», упражнения и практические задания, способствующие усвоению теоретического материала, а также формированию психолого-педагогических компетенций.
Кем рекомендованоРекомендован к изданию методическим советом института КемГУКИ
Кому рекомендованоПрактикум рекомендован для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 (071800.62) «Социально-культурная деятельность», профили подготовки: «Менеджмент детско-юношеского досуга», «Менеджмент социально-культурной деятельности», «Социально-культурные технологии в индустрии досуга», «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ», «Социально-культурная анимация и рекреация», квалификация (степень) выпускника «бакалавр», а также и по другим направлениям, изучающим психологию.
ISBN978-5-8154-0308-6
УДК159.9
ББК88я73
Психология: практикум / З. М. Ахметгалеева .— Кемерово : КемГУКИ, 2015 .— 120 с. — Библиогр.: с.105-108 .— ISBN 978-5-8154-0308-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/326469 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Социально-гуманитарный институт Кафедра педагогики и психологии ПСИХОЛОГИЯ Практикум Направление подготовки 51.03.03 (071800.62) Социально-культурная деятельность Профили подготовки: «Менеджмент детско-юношеского досуга», «Менеджмент социально-культурной деятельности», «Социально-культурные технологии в индустрии досуга», «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ», «Социально-культурная анимация и рекреация» Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» Форма обучения: очная, заочная Кемерово 2015 1 УДК 159.9 ББК 88я73 П86 Утвержден на заседании кафедры педагогики и психологии 27.11.2014 г., протокол № 4. <...> П86 Психология [Текст]: практикум, для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 (071800.62) «Социально-культурная деятельность», профили подготовки: «Менеджмент детско-юношеского досуга», «Менеджмент социально-культурной деятельности», «Социальнокультурные технологии в индустрии досуга», «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ», «Социально-культурная анимация и рекреация», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / авт.-сост. <...> Практикум может быть рекомендован для студентов, обучающихся не только по направлению подготовки 51.03.03 (071800.62) «Социально-культурная деятельность», но и по другим направлениям, изучающим психологию Автор-составитель: доцент, кандидат психологических наук З. М. Ахметгалеева ISBN 978-5-8154-0308-6 2 © З. М. Ахметгалеева, 2015 ВВЕДЕНИЕ Одним из важных принципов в подготовке конкурентоспособного специалиста в современных условиях является гуманизация образования – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения и воспитания, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений. <...> Практикум <...>
Психология_практикум.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Психология_практикум.pdf
Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Социально-гуманитарный институт Кафедра педагогики и психологии ПСИХОЛОГИЯ Практикум Направление подготовки 51.03.03 (071800.62) Социально-культурная деятельность Профили подготовки: «Менеджмент детско-юношеского досуга», «Менеджмент социально-культурной деятельности», «Социально-культурные технологии в индустрии досуга», «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ», «Социально-культурная анимация и рекреация» Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» Форма обучения: очная, заочная Кемерово 2015 1
Стр.1
УДК 159.9 ББК 88я73 П86 Утвержден на заседании кафедры педагогики и психологии 27.11.2014 г., протокол № 4. Рекомендован к изданию методическим советом института КемГУКИ 16.12.2014 г., протокол № 4. П86 Психология [Текст]: практикум, для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 (071800.62) «Социально-культурная деятельность», профили подготовки: «Менеджмент детско-юношеского досуга», «Менеджмент социально-культурной деятельности», «Социальнокультурные технологии в индустрии досуга», «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ», «Социально-культурная анимация и рекреация», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / авт.-сост. З. М. Ахметгалеева. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2015. – 120 с. ISBN 978-5-8154-0308-6 УДК 159.9 ББК 88я73 Практикум содержит справочные материалы, необходимые для самостоятельной подготовки по дисциплине «Психология», упражнения и практические задания, способствующие усвоению теоретического материала, а также формированию психологопедагогических компетенций. Практикум может быть рекомендован для студентов, обучающихся не только по направлению подготовки 51.03.03 (071800.62) «Социально-культурная деятельность», но и по другим направлениям, изучающим психологию Автор-составитель: доцент, кандидат психологических наук З. М. Ахметгалеева ISBN 978-5-8154-0308-6 2 © З. М. Ахметгалеева, 2015
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Одним из важных принципов в подготовке конкурентоспособного специалиста в современных условиях является гуманизация образования – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения и воспитания, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений. Достижение высокого уровня профессионализма современным специалистом, его конкурентоспособности во многом определяются способностью и стремлением к совершенствованию своей профессиональной деятельности, личностному росту, самообразованию. Психологическая подготовка закладывает основы профессионального самосознания, позволяет решать проблемы самопознания и саморазвития. Практикум по дисциплине «Психология» позволяет студентам сформировать целостное, системное представление о психических феноменах и закономерностях функционирования психики, а также особенностях переработки информации психикой человека и практических умений регуляции поведения, деятельности, взаимодействия и общения людей при решении профессиональных и жизненных задач. Курс «Психология» принадлежит к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин. Материалы, представленные в практикуме, способствуют формированию и закреплению следующих компетенций направления подготовки 51.03.03 (071800.62) «Социально-культурная деятельность»:  владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);  готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);  умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);  умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); 3
Стр.3
 умение использовать основные законы гуманитарных научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы научного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10). Практикум состоит из 6 разделов. В начале каждого из них перечислены формируемые компетенции и соответствующие им знания, умения и навыки, которыми студенты должны овладеть в результате изучения соответствующего раздела. В разделах выделены основные темы. Для формирования перечисленных компетенций в каждую тему включены: краткий словарь, тестовые и ситуационные задания, вопросы для подготовки к практическим занятиям, темы для устных докладов, задания для выполнения проекта, для проведения занятий с использованием методов «мозгового штурма», сase-study, темы для дискуссий в минигруппах, а также алгоритм выполнения письменной самостоятельной работы, представленной в форме психологической характеристики. Для удобства и облегчения поиска все материалы сгруппированы по темам, соответствующим рабочей программе по дисциплине «Психология». Краткий словарь позволяет студентам быстро найти термины и понятия, необходимые для изучения соответствующей темы. При его составлении использовались: словарь под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского1 Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова2 Г. М. Андреевой3 . Тестовые задания могут служить для самостоятельной проверки степени усвоения знаний, а также для их приобретения – в случае одновременной работы с тестом и учебником. Краткого словаря недостаточно, для того чтобы ответить правильно на все вопросы теста, поэтому необходимо обращение к справочной и учебной литературе, возможно использование интернет-источников. Сверить свои ответы можно с ключом, приведенным в конце практикума. Одна часть тестовых вопросов составлена 1 Психология [Текст]: слов. / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Политиздат, 1990. – 494 с. 2 Психологический словарь [Текст] / авт.-сост.: В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова; под общ. ред. Ю. Л. Неймера. – Ростовна-Дону: Феникс, 2003. – 640 с. 3 Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]: учебник для высш. учеб. заведений / Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Аспект Пресс, 2007. – 363 с. 4 ; словарь В. Н. Копорулиной, М. Н. Смирнова, ; учебник «Социальная психология»
Стр.4
автором самостоятельно, другая – построена на основе контрольноизмерительных материалов проводившегося тестирования по психологии в рамках Федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования. Ситуационные задания могут быть использованы для проверки знаний студентов, полученных в результате самостоятельного изучения ими психологии. Вопросы в ситуационных заданиях сформулированы так, чтобы побудить студентов применить знания теоретической психологии на практике, связать их воедино. Ситуационные задания также можно предложить студентам на практических занятиях для коллективного обсуждения, таким образом, они становятся материалом для интерактивного обучения. Темы для устных докладов позволяют наиболее заинтересованным студентам изучить отдельные темы по психологии углубленно, а также отработать навык публичных выступлений во время лекционных или практических занятий. Проект «Психологическое исследование» предполагает детальную разработку программы исследования, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным в виде представления этой программы. Метод «мозгового штурма», при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения проблемы, стимулирует творческую активность студентов; он используется при изучении темы «Стресс и адаптация». Предполагается, что студенты уже в некоторой степени владеют информацией о способах снижения эмоционального напряжения. При подведении итогов из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые являются конструктивными и могут быть использованы на практике. Письменная самостоятельная работа выполняется в форме психологической характеристики. В процессе работы теоретические знания по теме «Акцентуации характера» связываются с повседневным опытом студентов, с их представлениями о себе и таким образом закрепляются. Задание предполагает развитие таких операций мышления, как анализ, синтез, конкретизация, обобщение. Методические рекомендации по выполнению психологической характеристики приведены в Приложении 1. Метод работы в мини-группах используется при изучении темы «Психология общения», что наилучшим образом способствует осуществ5
Стр.5
лению рефлексии по поводу разворачивающихся на занятии коммуникаций. Студенты, вооружившись теоретическими знаниями о психологии общения, имеют возможность отследить на практическом занятии, какие явления и закономерности, описываемые социальной психологией, влияют на особенности взаимодействия в учебной группе. Метод сase-study предполагает изучение социально-психологического климата и ролевого состава реальной студенческой группы и отработку знаний о способах его оптимизации. Результаты изучения социальнопсихологического климата и ролевого состава реальной студенческой группы могут оказаться неожиданными для некоторых членов группы. Вместе с тем они служат для разрешения возникших противоречий и для дальнейшего личностного роста, дают возможность увидеть себя глазами других членов группы. Совместное разрешение возможных проблем межличностного взаимодействия в студенческой группе будет способствовать формированию эффективных навыков общения, а также сплочению группы. Для подготовки студентов вуза к научно-исследовательской работе на старших курсах в практикуме предложено задание по выполнению самостоятельной работы в форме сопоставительной таблицы4 . Данный вид работы относится к реконструктивным самостоятельным работам. Основной целью разработки сопоставительной таблицы является формирование у студента умения выбирать информацию по заданной проблеме. Работа с информацией является основой как обучения в вузе в целом, так и теоретического уровня любого научного исследования в частности. Сопоставительная таблица позволяет сравнить научные школы, различные точки зрения на конкретную проблему. Она помогает студенту наглядно представить разбросанность мнений в науке, частое отсутствие единых взглядов на изучаемую проблему. Методические рекомендации по выполнению сопоставительной таблицы приведены в Приложении 2. Таким образом, практикум содержит базовые теоретические сведения и различные виды заданий для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, включающих в себя психолого-педагогические знания, умения, навыки. 4 Методические рекомендации к выполнению самостоятельной (контрольной) работы по психологии в форме «Сопоставительная таблица» для студентов 1 курса очной и заочной форм обучения всех специальностей на 2010–2011 учебный год [Электронный ресурс] / сост. Л. В. Мирошниченко // Электрон. образоват. среда КемГУКИ. – Режим доступа: http://edu.kemguki.ru/pluginfile.php/39273/mod_ resource/content/1/Методические рекомендации.pdf (дата обращения: 01.12.2014). 6
Стр.6