Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Иркутский государственный лингвистический университет»
Институт образовательных технологий
Кафедра управления и развития образования
Управление личной карьерой будущего педагога:
практическое руководство для бакалавров и магистров
учебное пособие по самоменеджменту
для бакалавров и магистров направления подготовки
050100 «Педагогическое образование»
Иркутск
2013
Стр.1
УДК 331.543:37(075.8)
ББК 74.58
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор В.В. Пономарев;
кандидат педагогических наук, доцент О.Ф.Чупрова
Управление личной карьерой будущего педагога : практическое руководство
для бакалавров и магистров : учебное пособие по самоменеджменту для бакалавров
и магистров направления подготовки 050100 «Педагогическое образование»
/ авт.-сост. Т.А. Жданко. – Иркутск, 2013. – 93 с.
Формирование профессионала, способного найти себя и утвердиться в жизни
– одна из задач высшей школы.
В данном учебном пособии представлены материалы по управлению личной
карьерой бакалавров и магистров, будущих педагогов. Основное содержание
учебного пособия направленно на создание условий, необходимых для самореализации
бакалавров и магистров и формирование конкурентоспособности личности.
Вниманию студентов предложены задания, выполнение которых поможет
в процессе самоорганизации, самореализации и самосовершенствования.
Предназначено для бакалавров и магистров направления подготовки 050100
«Педагогическое образование», может быть полезно обучающимся по другим
направлениям подготовки и педагогам.
Автор-составитель: Т.А. Жданко, к.п.н., доцент кафедры управления и развития
образования ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»
ISBN 978-5-88267-364-1
© Т.А.Жданко, 2013
© Иркутский государственный
лингвистический университет, 2013
2
Стр.2
Введение
Перед современным вузом стоит множество задач, каждая из которых актуальна
и требует поступательного решения: внедрение инновационных форм и
методов преподавания, подготовка конкурентоспособных выпускников, обладающих
профессиональной компетентностью и т.д. Всѐ это касается деятельности
вуза с точки зрения образовательного аспекта. Но важным является воспитание
и развитие личности, создание необходимых условий для еѐ формирования.
Сегодня выпускник вуза, будущий педагог сталкивается с большим количеством
общественно-социальных вызовов, на которые он должен уметь отвечать и
что-то им противопоставлять. Задача вуза – вооружить бакалавров и магистров
набором качеств, благодаря которым будущий педагог сможет найти себя в окружающем
мире, сможет стать успешным, выстроить линию собственной карьеры.
В
процессе выстраивания личной карьеры бакалавров и магистров необходимо
формировать представление о самоменеджменте, самоорганизации и самоуправлении,
которые востребованы современными социальнопрофессиональными
условиями и активно изучаются в практике подготовки
управленческих кадров.
Нормативно-правовые акты и документы (ФГОС ВПО, URL:
http://edc.tversu.ru/ext/metod/fgos/; Концепция модернизации российского, образования
на период до 2020 года URL: http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index12590.html;
ФЗ
«Об
образовании»
(2012),
URL:
http://www.edu.ru/abitur/act.34/index.php) рассматривают доминирующую роль
профессионального образования как подготовку квалифицированных сотрудников
соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда,
свободно владеющих своей профессией и ориентированных на деятельность в
смежных областях деятельности.
Конкуренция – явление неизбежное в современном обществе. Сегодня работодателю
выгодно, что претенденты на ту или иную должность прилагают максимум
усилий, чтобы занять желаемую должность и показать при этом максимум
компетентности и профессионализма.
Нестабильность и неопределенность жизни, неясность перспектив социального
развития общества, падение престижа профессии педагога, материальные
трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смот3
Стр.3
рят в завтрашний день, не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни.
Каждый человек хочет добиться большего, испытать больше радости и удовлетворения
от жизни. Перспектива, на которую должны быть нацелены бакалавры
и магистры, мы обозначим – Личной карьерой.
Таким образом, в учебном пособии представлены рекомендации для интенсивного
развития личностно и профессионально значимых качеств личности бакалавров
и магистров, их профессиональной компетентности, организационных,
интеллектуальных и профессиональных умений и навыков.
Цель: Формирование конкурентоспосости личности студента.
Задачи:
1. Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически
оценивать свои возможности и представления о своих жизненных
ценностях.
2. Сформировать умения структурировать свою мыслительную и практическую
деятельность в процессе выполнения работы.
3. Сформировать умения формулировать жизненные цели.
4. Сформировать умения в области личной организованности и обучить технике
личной работы.
5. Развивать исследовательский интерес, исследовательские способности и
аналитические умения бакалавров и магистров.
6. Развивать коммуникативную компетентность бакалавров и магистров: способность
убеждать и доказывать свою точку зрения.
В учебном пособии представлен теоретический и практический материал, рекомендации
для самостоятельной работы, которые способствуют формированию
ОК-1, ОПК-4, ПК-3 у студентов бакалавриата и ОК-1, ОПК-2, ПК-6, ПК-10 у
студентов магистратуры.
Формируя у будущих педагогов компетентность как «знание в действии»
(А.Г. Асмолов), будущий педагог в области управления личной карьерой должен
знать: теории лидерства; принципы использования времени; приемы выявления
приоритетов; природу и пути перестройки имиджа; основы делового общения;
теорию стресса. Уметь: организовывать свою деятельность; формулировать
жизненные цели и достигать их; устанавливать взаимоотношения; работать в команде.
Владеть: самодисциплиной; техникой планирования личного времени;
4
Стр.4
техникой эффективного общения; техникой управления стрессом; техникой делегирования
полномочий.
Задача преподавателя содействовать процессу выстраивания личной карьеры
бакалавров и магистров, обучать решению проблем в процессе саморазвития,
повышать вероятность формирования положительной «Я–концепции», способствовать
формированию профессионально значимых качеств конкурентоспособной
личности.
Как направление в работе с персоналом планирование карьеры возникло в
русле идей связанных с использованием человеческого потенциала. Планирование
карьеры предполагает видение множества возможных продвижений работника,
существующих в данной организации и выбор одного из оптимальных вариантов
выстраивания личной карьеры. Для бакалавров и магистров направления
подготовки 050100 «Педагогическое образование» примерный перечень траекторий
личной карьеры выглядит следующим образом:
Карьера специалиста:
1. Педагог (учитель английского языка) – педагог (учитель английского языка),
работающий в престижных государственных и негосударственных образовательных
учреждениях.
2. Учитель английского языка в образовательном учреждении – учительметодист
муниципального, регионального и федерального уровней.
Карьера руководителя:
1. Учитель английского языка в образовательном учреждении – заместитель
директора образовательного учреждения – директор образовательного учреждения
– специалист органа управления образованием – руководитель муниципальных
органов образования – руководитель региональных органов образования –
руководитель федеральных органов образования.
2. Преподаватель английского языка в государственном и негосударственном
образовательном учреждении – заместитель директора (руководителя) по учебной
(методической) работе – директор (руководитель) учреждения – специалист
органа управления образованием – руководитель муниципальных органов образования
– руководитель региональных органов образования – руководитель федеральных
органов образования.
Научно-педагогическая карьера:
5
Стр.5
1. Педагог (учитель английского языка) – аспирант (соискатель) – кандидат
(педагогических, психологических, социологических, филологических) наук (доцент)
– доктор наук (профессор).
2. Учитель английского языка в образовательном учреждении - аспирант (соискатель)
– кандидат наук (доцент) – доктор наук (профессор).
Планирование карьеры связано с индивидуальным конструированием жизненного
пути работника на предприятии или организации, данное направление в
современной педагогической литературе освещено недостаточно, поэтому в
учебном пособии мы рассматриваем особенности выстраивания личной карьеры
будущих педагогов.
В основу содержания учебного пособия положены труды отечественных и
зарубежных авторов.
Методологической основой разработки учебного пособия являются системно-деятельностный,
личностно-ориентированный (личностно-центрированный) и
акмеологический подходы.
Становление системно-деятельностного подхода в науке базируется на исследованиях
А.Г. Асмолова (нацеленность на результат как системообразующий
фактор деятельности); П.К. Анохина и Н.А. Бернштейна, (достижение результата
при наличии обратной связи), Г.П. Щедровицкого (целевая предопределѐнность
социальных явлений) и др.
В современной науке мы встречаемся с неоднозначностью соотношений системно-деятельностного
и компетентностного подходов. Интерпретируя данные
понятия, мы поддерживает позицию А.Г. Асмолова. Компетентностный подход -
это развитый в истории отечественной психолого-педагогической науки системно-деятельностный
подход в образовании (по А.Г. Асмолову).
Учѐными определены два подхода к пониманию сущности системнодеятельностного
подхода:
1. Системно-деятельностный подход является попыткой объединения подходов:
системного и деятельностного. Понятие «системно-деятельностный подход»
было введено в 1985 г. как объединение системного подхода (Б.Г.Ананьев,
Б.Ф.Ломов и др.) и деятельностного подхода (Л.С.Выготский, Л.В.Занков,
А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.).
Системно-деятельностный подход нашел свое отражение в исследованиях
В.Д. Шадрикова (система, направленная на результат), Н.А. Бернштея («образ
6
Стр.6
потребного будущего», «модель потребного будущего», П.К. Анохина («системообразующий
результат», «функциональная система»), А.Н. Леонтьева («результат
как мотив и ценность деятельности») и др.
По мнению исследователей системно-деятельностностный подход определялся
результативностью деятельности как целенаправленной системы.
2. Системно-деятельностный подход основан на особенностях выстраивания
обратной связи. Обратная связь в рамках системно-деятельностного подхода
определяется Н.А.Бернштейном как "коррекция", П.К.Анохиным как "обратная
ориентация", А.Г. Асмоловым как аттестация, аккредитация, лицензирование,
тестирование. Такое понимание позволяет представить компоненты не разорванными,
а в целостном системно-деятельностном анализе, имеющем «генетически
развивающий план» (например, при разработке программ необходимо учитывать
индивидуальные особенности развития личности и присущие этим особенностям
формы деятельности).
Изучая теорию системно-деятельностного подхода, авторы определяют основополагающие
понятия «субъект», «субъективность» и обобщают принципы.
Основные принципы системно-деятельностного подхода: принцип субъектности,
принцип учѐта ведущих видов деятельности и законов их смены, принцип
учета сензитивных периодов развития, принцип со-трансформации, принцип
определения зоны ближайшего развития, принцип амплификации (обогащения,
усиления, углубления развития), принцип обязательной результативности каждого
вида деятельности, принцип обязательной рефлективности всякой деятельности
и др.
В структуре системно-деятельностного подхода А.Г. Асмолов выделяет следующие
компоненты: кадровый, экономический, мотивационно-ценностный, целевой
и операционально-технологический. Системно-деятельностный подход, по
мнению, А.Г. Асмолова не отрицает ЗУНовского подхода: «На опрециональнотехнологическом
уровне без ЗУНов ничего не получится. Вместе с тем, действует
еще одна формула: компетенция — деятельность — компетентность. Компетенция
как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность,
чтобы стать компетентностью, как характеристикой личности. Эта
формула помогает нам понять, что такое компетентность. Это знание в действии.
И компетентностный подход не противостоит деятельностному, а снимается им»
[4].
7
Стр.7
Характеризуя системно-деятельностный подход А.Г. Асмолов говорит о его
нацеленности на развитие личности, на формирование гражданской идентичности,
указывает на возможность формирования ценностных ориентиров, которые
встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
В рамках личностно-центрированного подхода нам наиболее близки позиции
К. Роджерса и А. Маслоу. Вслед за К. Роджерсом мы рассматриваем самость –
как способность личности к самооценке и определение своего места и роли в окружающем
мире. Социум дает возможность развить самость и личность в целом,
он представляет активную образовательную среду, в которой происходит процесс
саморазвития личности. В данном подходе для нас важно соотношение Я –
реального с Я – идеальным (в рамках планирования и прогнозирования); ценностные
действия – функционирование и обеспечение жизнедеятельности, обусловленное
текущими конкретными потребностями; «открытость опыту» (осознание
своих чувств, опыт своего организма); «стремление жить настоящим»;
«доверие к своему организму» и др. Близка нам концепция А. Маслоу о самоактуализации
личности переживании своего опыта, процесс постоянного выбора,
умении нести ответственность за свой выбор, личностный рост.
Основоположники личностно-ориентированного подхода определяют его как
«методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую
посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий
обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства
и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности»
[1, с.119]. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода
О.С. Газман и Т.В. Фролова относят: индивидуальность, личность, самоактуализированная
личность, самовыражение, субъект, субъектность, «Я – концепция»,
выбор, педагогическая поддержка. Вслед за И.С. Якиманской, мы ориентируемся
на личность как на предмет воздействия, близки нам позиции А.Б.Орлова,
В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунова в реализации возможности помочь человеку
стать собой.
В рамках акмеологического подхода К. А. Абульханова-Славская разработала
понятие «стратегия жизни», которое связано «с представлением о субъекте
как направляющем и регулирующем, организующем ход своей жизни» [2, с.136].
Стратегия жизни, по мнению автора, — это выбор личностью способа жизни, соответствующего
ее типу. Эта стратегия определяет пути разрешения противоре8
Стр.8
чий между активностью, притязаниями, «Я-концепцией» личности; условиями и
обстоятельствами жизни человека. Акмеология – наука, которая объединяет методологию
и теорию, исследования и разработку методов, способов, технологий,
обеспечивающих совершенствование человека [3, с.7].
Впервые понятие «акмеология» было введено Н.А.Рыбниковым в 1928 году в
рамках психологии зрелости. Акмеология решает проблемы профессионального
становления личности в рамках субъектно-деятельностного подхода. Развитием
акмеологии как науки занимались Б.Г.Ананьев, К.А. Абульханова, Е.А. Климов,
В.Д. Шадриков, А.А. Деркач и др. Целью акмеологии является совершенствование
человека, достжение «акме». А.А. Деркач определяет «акме» человека как
многомерное состояние, длительное по времени, реально показывающее, насколько
человек состоялся как гражданин, как профессионал, как личность [3,
с.55]. Круг проблем, которые рассматривает акмеология – это профессионализм
и его характеристики, условия и факторы формирования профессиональной компетентности,
преодоление профессиональной деформации и др.
Теоретической основой разработки содержания данного учебного пособия
является теория личности К.Г. Юнга (в данной теории нас интересует «Самость»
– один из центральных элементов личности, «архетип порядка и целостности»).
Личность будет целостной, если она осознает собственную уникальную самость;
теория и методика высшего профессионального образования (Э.Ф. Зеер,
И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, В.А. Сластенин идр.); теория целостного педагогического
процесса (Ю.К. Бабанский, А.И. Дулов, В.А. Сластенин, М.И. Шилова
и др.), а также теоретические положения о формировании конкурентоспособности
личности (Л.М. Митина, Р.А. Фатхутдинов, Д.В. Чернилевский, Ю.А. Кореляков,
Г.В. Шавырина, и др.).
Выстраивание личной карьеры, независимо от времени, места и рода деятельности,
возможно без соблюдения ряда основополагающих принципов:
самоактуализации, субъектности, творчества и успеха (Е.Н. Степанов,
Л.М. Лузина);
индериктивности – право на собственный выбор целей, смыслов; индетерминизма
– ответственная свобода и авторство жизни; неопределенности – самоорганизация
и саморазвитие (С.Л.Братчено, Э.Н.Гусинский, А.Б. Орлов);
«адресности» - разработка содержания курса соответственно выявленным
проблемам, в общем, и для каждого студента отдельно (И.А.Колесникова);
9
Стр.9
диалогичности, деятельно-творческий характер, предоставление учащимся
необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений
(Е.В. Бондаревская).
Проблема развития и саморазвития успешной, конкурентоспособной личности
требует использования эффективной организации занятий теоретических и
практических занятий и использование различных форм самостоятельной работы
обучающихся. Изучение теоретического материала предполагает участие преподавателя
и использование таких форм, как фронтальная лекция, лекция-диалог,
лекция-полилог и др. Организация семинаров под руководством преподавателя
предполагает проведение тренингов, модерации, разработки кейсов по проблемам,
мозговых штурмов, работы фокус-групп, занятий в профессиональной среде,
мастер-классов, встреч с успешными людьми и др. Самостоятельная работа
бакалавров и магистров может быть организована в форме аутотренингов, самодиагности
и взаимодиагностики, предполагает выстраивание персональной траектории
личной карьеры – участие в конференциях, участие в подготовке и реализации
грантов, участие в работе студенческого совета вуза и др.
***
«Кто дорожит жизнью мысли, тот знает хорошо, что настоящее образование
есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты,
когда человек делается полным хозяином своего времени и своих
знаний».
Д.И. Писарев
10
Стр.10
Оглавление
Введение ....................................................................................................................... 3
Тема 1. Карьера и профессиональное самоопределение личности ..................... 11
Тема 2. Особенности построения карьеры ............................................................. 15
Тема 3. Постановка и достижение целей ................................................................ 21
Тема 4. Эффективное обучение и самообучение – фундамент в построении
личной карьеры .......................................................................................................... 26
Тема 5. Определение и оценка компетентности и конкурентоспособности
личности ..................................................................................................................... 31
Тема 6. Лидерство и карьера .................................................................................... 37
Тема 7. Планирование времени. Принцип Парето................................................. 43
Тема 8: Организация эффективного управления ................................................... 47
Тема 9. Преодоление кризисов и профессионального стресса ............................. 52
Тема 10. Особенности делового общения ............................................................... 57
Контрольные вопросы и задания ............................................................................. 60
Ключ к самоконтролю............................................................................................... 63
Методические рекомендации по самостоятельной работе ................................... 64
Заключение ................................................................................................................. 67
Список использованной литературы ....................................................................... 68
Приложение ............................................................................................................... 71
91
Стр.91