Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Система заданий для самостоятельной работы по морфологии русского языка (110,00 руб.)

0   0
АвторыГолицына Татьяна Николаевна, Ильина Татьяна Вячеславовна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц38
ID323368
АннотацияНастоящее учебно-методическое пособие ориентировано на самостоятельность выполнения, поэтому содержит справочные материалы теоретического характера. Кроме того, по курсу морфологии предлагается выполнение лабораторных работ, цель которых – овладеть навыками морфологического анализа слов, умением систематизировать анализируемый материал; научиться целенаправленно использовать различные словари и пособия по грамматике русского языка при решении определенных «морфологических» задач; приобрести навыки использования наглядных средств (схем, графических знаков) при проведении морфологического анализа. Для выполнения лабораторных работ № 2 и 3 прилагаются тексты, извлеченные из произведений русских и советских писателей.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 2-го курса дневного отделения (бакалавриат) филологического факультета. Для направления 021700 – Филология
Система заданий для самостоятельной работы по морфологии русского языка / Т.Н. Голицына, Т.В. Ильина .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2014 .— 38 с. — 38 с. — URL: https://rucont.ru/efd/323368 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СИСТЕМА ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МОРФОЛОГИИ РУССКОГО ЯЗЫКА Учебно-методическое пособие для вузов Составители: Т.Н. Голицына, Т.В. Ильина Воронеж Издательский дом ВГУ 2014 1 Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 26 июня 2014 года, протокол № 7 Рецензент канд. филол. наук, доц. <...> Назовите лексико-грамматические разряды существительных и охарактеризуйте принципы их выделения. <...> Выпишите качественные прилагательные вместе со словами, к которым они относятся. <...> Установите семантические группы качественных прилагательных, а также установите возможность образования от них отвлеченных существительных и качественных наречий на -о, -е. <...> Выпишите относительные прилагательные вместе со словами, к которым они относятся. <...> Определите значения относительных прилагательных (отношение к материалу, месту, времени и т.д.), установите их производящую основу. <...> Замените, где возможно, сочетания относительных прилагательных с существительными синонимичными сочетаниями двух существительных с предлогами или без них. <...> Замените сочетания притяжательных прилагательных с существительными синонимичными сочетаниями из двух существительных. <...> Приведите примеры употребления относительных прилагательных в значении качественных. <...> Рыбаков так сказал о содержательности орнамента: «Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем в орнаменте смысл. <...> Наши далекие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. <...> Люди долго помнили язык орнамента, придавая магическое значение ритмическим плавным завиткам, кружкам-розеткам, цветам, травам, листьям, канавкам, зарубкам, фантастическим животным, обитателям подводного царства. <...> Так, например, я узнал, что в литературе <...>
Система_заданий_для_самостоятельной_работы_по_морфологии_русского_языка.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СИСТЕМА ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МОРФОЛОГИИ РУССКОГО ЯЗЫКА Учебно-методическое пособие для вузов Составители: Т.Н. Голицына, Т.В. Ильина Воронеж Издательский дом ВГУ 2014 1
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Предварительные замечания .............................................................................. 4 Лабораторная работа № 1. Лексико-грамматические разряды имен существительных ........................................................................ 4 Лабораторная работа № 2. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных........................................................................... 6 Лабораторная работа № 3. Образование глагольных форм от двух основ. Вид глагола ............................................................................... 14 Справочные материалы для выполнения заданий ......................................... 23 Тесты для самостоятельной оценки полученных знаний ............................. 32 Литература ......................................................................................................... 37 3
Стр.3
5. Выделите среди конкретно-предметных персональные существительные и подберите к ним, где это возможно, коррелятивные по категории рода пары; укажите, какими языковыми средствами осуществляется родовая противопоставленность. Какие из этих пар находятся в отношениях прямой мотивации? 6. Выделите среди конкретно-предметных одушевленные существительные. 7. Разграничьте непроизводные и производные абстрактные существительные; по отношению к производным укажите, от каких слов они образованы. 8. Попытайтесь высказать свои соображения относительно существительных: а) березняк, коллектив, табун; б) упражнение, прогулка, посещение. Являются ли существительные группы «а» собирательными или конкретно-предметными? Являются ли существительные группы «б» абстрактными или конкретно-предметными? Лабораторная работа № 2. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Литература 1. Виноградов В.В. Русский язык / В.В. Виноградов. – М. : Высшая школа, 1972. – С. 151–219. 2. Распопов И.П. Основы русской грамматики / И.П. Распопов, А.М. Ломов. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1984. – С. 48–50. Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте лексико-грамматические разряды прилагательных и принципы этого распределения. 2. Охарактеризуйте различие в обозначении признака прилагательными разных разрядов и определите, как это проявляется в их словообразовательной структуре. 3. Назовите грамматические признаки качественных прилагательных. 4. Какие качественные прилагательные не обладают основными признаками своего разряда и почему? 5. Каковы грамматические различия краткой и полной формы прилагательных? 6. Приведите примеры акцентологических и семантических расхождений краткой и полной формы прилагательных. 7. Как образуются степени сравнения прилагательных? 8. Охарактеризуйте условия перехода прилагательных из одного лексико-грамматического разряда в другой. 6
Стр.6
9. Расскажите о субстантивации прилагательных. Назовите семантические и грамматические различия прилагательного и субстантивированного прилагательного. Задания 1. Выпишите качественные прилагательные вместе со словами, к которым они относятся. Установите семантические группы качественных прилагательных, а также установите возможность образования от них отвлеченных существительных и качественных наречий на -о, -е. 2. От качественных прилагательных образуйте краткие формы (всегда ли это возможно?). 3. Образуйте, где возможно, синтетические формы сравнительной степени качественных прилагательных. 4. Выпишите относительные прилагательные вместе со словами, к которым они относятся. Определите значения относительных прилагательных (отношение к материалу, месту, времени и т.д.), установите их производящую основу. Замените, где возможно, сочетания относительных прилагательных с существительными синонимичными сочетаниями двух существительных с предлогами или без них. В каких случаях такая замена невозможна без изменения смысла? 5. Выпишите притяжательные прилагательные. Произведите их морфемный анализ. Замените сочетания притяжательных прилагательных с существительными синонимичными сочетаниями из двух существительных. Какой из вариантов более употребителен? 6. Приведите примеры употребления относительных прилагательных в значении качественных. Подберите к ним синонимы и антонимы. 7. Установите возможность контекстуальной субстантивации прилагательных. Текст № 1 Около этого времени я прочитал первую толстую книгу, познакомился с одним ярким представителем крепостного строя. Читать все мы выучивались как-то незаметно. Нам купили вырезанную польскую азбуку, и мы, играя, заучивали буквы. Постепенно перешли к чтению неизбежного «Степки-растрепки», а затем мне случайно попалась большая повесть польского писателя, кажется, Коржениовского, «Фомка из Сандомира»... Я начал разбирать ее почти еще по складам и постепенно так заинтересовался, что к концу книги читал уже довольно бегло. Результатом этого, может быть, слишком раннего чтения, как мне кажется, явилось некоторое ослабление зрения и значительное расширение представлений об обществе и деревне. Книга мне попалась на первый раз очень хорошая: в ней рассказывалось о маленьком крестьянском мальчике, сироте, который сначала пас стадо. Случайно он встретился с племянницей приходского ксендза... своей сверстницей, которая 7
Стр.7
начала учить его грамоте и пробудила умственные стремления. Добрый ксендз упросил пана отпустить подростка, и тот пошел в свет искать знания. В повести не было ни таинственных приключений, ни сложной интриги. Просто, реально и тепло автор рассказывал, как Фомка из Сандомира пробивал себе трудную дорогу в жизни, как он нанялся в услужение к учителю в монастырской школе, как потом получал позволение учиться с другими учениками, продолжая чистить сапоги и убирать комнату учителя, как сначала над ним смеялись гордые паничи и как он шаг за шагом обгонял их и первым кончил школу. Ему предстоит блестящая карьера, но ученый мужик возвращается в деревню, чтобы стать деревенским учителем. Я и теперь храню благодарное воспоминание и об этой книге, и о польской литературе того времени. В ней уже билась тогда струя раннего, пожалуй, слишком наивного народничества, которое, еще не затрагивая прямо острых вопросов тогдашнего строя, настойчиво проводило идею равенства людей... (В. Короленко). Текст № 2 Орнамент – язык тысячелетий. Слово это латинское. В буквальном переводе оно означает «украшение, узор». Академик Б.А. Рыбаков так сказал о содержательности орнамента: «Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем в орнаменте смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте, как в древних письменах, отложилась тысячелетняя мудрость народа, начатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы средствами искусства». Наши далекие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Человек вырезал на плоской доске дугу или просто вогнутую линию, и все понимали, что это символическое обозначение радуги. Холодная снежная зима представлялась пращуру владычеством сил, враждебных людям. Весна с ее разливами, туманами, внезапными заморозками, потеплением, дождями – это схватки между зимой и летом, добром и злом. И после долгих ожиданий как вестница победы на небе появлялась радуга. Она, по мифам древних славян, означала союз, мост между матерью-землей и небом: от дружеского согласия последних зависела жизнь человека, урожай, благоденствие стад. Люди долго помнили язык орнамента, придавая магическое значение ритмическим плавным завиткам, кружкам-розеткам, цветам, травам, листьям, канавкам, зарубкам, фантастическим животным, обитателям подводного царства. Постепенно символический смысл треугольников, звезд, кругов забывался, хотя значение многих наиболее понятных изображений помнилось долго. Орнамент старше почти всех произведений искусства, какие мы знаем (Е. Осетров). Текст № 3 Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко 8
Стр.8