Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Педагогический менеджмент (1056,00 руб.)

0   0
Первый авторШарипов Фанис Вагизович
ИздательствоМ.: Университетская книга
Страниц480
ID322718
АннотацияИзложен курс теории и практики управления системой образования на разных уровнях. Раскрыты предмет, задачи, функции и принципы педагогического менеджмента, сущность и структура управленческой деятельности, методы и стиль руководства. Дан анализ государственной системы образования и образовательной организации как объектов управления. Рассмотрены основные функции мотивации педагогической деятельности, структура профессиональной компетентности преподавателя, социально-психологические характеристики педагогического коллектива. Особое внимание уделено лидерству, учебно-педагогическому сотрудничеству и общению, разрешению конфликтов в коллективе. Освещены проблемы планирования и организации образовательного процесса, управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, качеством образования и персоналом образовательной организации. Для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях по направлению подготовки «Менеджмент». Может использоваться в учебном процессе по педагогическим направлениям и специальностям, а также при повышении квалификации и переподготовке педагогических кадров. Представляет интерес для исследователей проблем менеджмента в социальной сфере.
ISBN978-5-98699-155-9
Шарипов, Ф.В. Педагогический менеджмент : учеб. пособие / Ф.В. Шарипов .— Москва : Университетская книга, 2014 .— 480 с. — ISBN 978-5-98699-155-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/322718 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ф.В. Шарипов ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») l%“*"= • r…,"е!“,2е2“*= *…,г= • 2014 УДК 378 ББК 88.4 Ш25 Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2015 годы)») Рецензенты К.Ш. <...> Раскрыты предмет, задачи, функции и принципы педагогического менеджмента, сущность и структура управленческой деятельности, методы и стиль руководства. <...> Рассмотрены основные функции мотивации педагогической деятельности, структура профессиональной компетентности преподавателя, социально-психологические характеристики педагогического коллектива. <...> Связи менеджмента в сфере образования с другими науками . <...> Руководитель учебного заведения как субъект управления . <...> Учебно-познавательная деятельность учащихся как объект управления . <...> Место учебной задачи в учебно-познавательной деятельности . <...> Сотрудничество и общение преподавателей и учащихся . <...> Барьеры общения и способы их устранения . <...> Диагностика качеств личности и деятельности специалиста . <...> Связи менеджмента в сфере образования с другими науками 1.1. <...> Предмет педагогического менеджмента Педагогический менеджмент как прикладная наука возник на базе двух дисциплин – педагогики и менеджмента. <...> Педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов и организационных форм управления системой образования и учебно-познавательным процессом, направленный на повышение их эффективности. <...> 15 • проверять и оценивать знания и умения учащихся; • использовать психолого-педагогические методы воздействия на сознание и поведение людей; • принимать управленческие решения и организовывать работу людей по их исполнению; • изучать и оценивать <...>
Педагогический_менеджмент_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Педагогический_менеджмент_.pdf
Ф.В. Шарипов ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») l%“*"= • r…,"е!“,2е2“*= *…,г= • 2014
Стр.1
УДК 378 ББК 88.4 Ш25 Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2015 годы)») Рецензенты К.Ш. Ахияров, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования С.Е. Матушкин, доктор педагогических наук, профессор Ш25 Шарипов Ф.В. Педагогический менеджмент: учеб. пособие / Ф.В. Шарипов. – М.: Университетская книга, 2014. – 480 с. ISBN 978-5-98699-155-9 Изложен курс теории и практики управления системой образования на разных уровнях. Раскрыты предмет, задачи, функции и принципы педагогического менеджмента, сущность и структура управленческой деятельности, методы и стиль руководства. Дан анализ государственной системы образования и образовательной организации как объектов управления. Рассмотрены основные функции мотивации педагогической деятельности, структура профессиональной компетентности преподавателя, социально-психологические характеристики педагогического коллектива. Особое внимание уделено лидерству, учебно-педагогическому сотрудничеству и общению, разрешению конфликтов в коллективе. Освещены проблемы планирования и организации образовательного процесса, управления учебнопознавательной деятельностью учащихся, качеством образования и персоналом образовательной организации. Для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях по направлению подготовки «Менеджмент». Может использоваться в учебном процессе по педагогическим направлениям и специальностям, а также при повышении квалификации и переподготовке педагогических кадров. Представляет интерес для исследователей проблем менеджмента в социальной сфере. УДК 378 ББК 88.4 ISBN 978-5-98699-155-9 © Шарипов Ф.В., 2014 © Университетская книга, 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .....................................................................................................7 Глава 1. Предмет и задачи педагогического менеджмента .......................10 1.1. Предмет педагогического менеджмента ................................10 1.2. Цель и задачи педагогического менеджмента .......................13 1.3. Значение управленческой компетентности в деятельности руководителей и преподавателей .................15 1.4. Связи менеджмента в сфере образования с другими науками ..................................................................................17 Глава 2. Теоретические основы педагогического менеджмента ...............21 2.1. Понятие, виды и структура деятельности .............................21 2.2. Сущность и структура управленческой деятельности ..........25 2.3. Функции управления в образовательной организации ........29 2.4. Принципы педагогического менеджмента ...........................35 2.5. Методы и стиль руководства ..................................................38 2.6. Ситуационные подходы к руководству .................................42 Глава 3. Государственная система образования России ...........................47 3.1. Состояние системы образования ...........................................47 3.2. Проблемы системы образования ...........................................51 3.3. Концепции развития образования ........................................55 3.4. Государственная система управления образованием ...........61 3.5. Болонский процесс как интеграция высшего образования России в европейское образовательное пространство .........64 Глава 4. Образовательная организация как объект управления ...............70 4.1. Классификация и предназначение образовательных организаций ...........................................................................70 4.2. Общеобразовательная школа как объект управления ..........77 4.3. Управление образовательной организацией .........................83 4.4. Кафедра в системе управления образовательной организацией ..........................................................................90
Стр.3
4 Оглавление Глава 5. Руководитель учебного заведения как субъект управления ................................................................................................95 5.1. Структура личности руководителя ........................................95 5.2. Особенности деятельности руководителя образовательной организации .............................................102 5.3. Лидерство и власть ...............................................................110 5.4. Взаимоотношения руководителя и сотрудников ................114 5.5. Стресс в профессиональной деятельности руководителя и способы его преодоления .................................................119 Глава 6. Преподаватель как субъект педагогической деятельности ..........................................................................................129 6.1. Общая характеристика деятельности преподавателя .........129 6.2. Основные функции педагогической деятельности.............135 6.3. Мотивация педагогической деятельности ..........................140 6.4. Профессиональная компетентность преподавателя...........145 6.5. Педагогическое мастерство преподавателя .........................158 Глава 7. Образовательный процесс как объект управления ...................166 7.1. Структура образовательного процесса ................................166 7.2. Определение целей образования .........................................171 7.3. Планирование содержания образования ............................180 7.4. Технологический компонент образовательного процесса ...............................................................................186 7.5. Контрольно-оценочный компонент образования ..............214 Глава 8. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся ................................................................................................224 8.1. Характеристика субъекта учебно-познавательной деятельности ........................................................................224 8.2. Учебно-познавательная деятельность учащихся как объект управления .........................................................231 8.3. Место учебной задачи в учебно-познавательной деятельности ........................................................................234 8.4. Мотивация учебно-познавательной деятельности .............238 Глава 9. Управление самостоятельной работой учащихся .....................244 9.1. Значение и сущность самостоятельной работы ..................244 9.2. Планирование и организация самостоятельной работы ....249
Стр.4
Оглавление 5 9.3. Особенности управления самостоятельной работой учащихся ...............................................................................254 9.4. Методическое обеспечение самостоятельной работы ........260 Глава 10. Педагогическая инноватика ...................................................266 10.1. Предмет и задачи педагогической инноватики .................266 10.2. Инновационный процесс в обучении ...............................273 10.3. Современные концепции обучения ..................................280 10.4. Исследовательский подход к обучению ............................298 10.5. Учебно-исследовательская деятельность студентов .........304 10.6. Сущность и этапы педагогического проектирования .......307 10.7. Проектирование и реализация педагогических нововведений .......................................................................315 Глава 11. Педагогический коллектив как объект управления ................322 11.1. Малая группа как социально-психологический феномен ................................................................................322 11.2. Социально-психологическая характеристика педагогического коллектива ................................................325 11.3. Социально-психологический климат в коллективе..........328 11.4. Конфликты в коллективе и способы их разрешения ........332 Глава 12. Сотрудничество и общение преподавателей и учащихся .............................................................................................340 12.1. Общая характеристика учебного сотрудничества .............340 12.2. Сущность и основные характеристики общения ..............346 12.3. Функции и стиль педагогического общения .....................348 12.4. Приемы и формы педагогического общения ....................353 12.5. Барьеры общения и способы их устранения .....................364 Глава 13. Управленческая этика ............................................................371 13.1. Этика как наука о нравственности ....................................371 13.2. Основные понятия этики и задачи воспитания учащихся ...............................................................................374 13.3. Этика руководителя образовательной организации .........380 13.4. Деловой этикет ...................................................................383 Глава 14. Менеджмент качества образования ........................................388 14.1. Понятие о качестве образования .......................................388 14.2. Система управления качеством образования ....................394
Стр.5
6 Оглавление 14.3. Мониторинг качества образования ...................................402 14.4. Диагностика качеств личности студента ...........................410 14.5. Диагностика качеств личности и деятельности специалиста ..........................................................................418 Глава 15. Принятие управленческих решений ........................................425 15.1. Сущность и особенности управленческих решений .........425 15.2. Типология и характеристика управленческих решений ................................................................................431 15.3. Процесс подготовки и принятия управленческого решения ................................................................................437 15.4. Методы решения управленческих задач ............................444 Глава 16. Управление персоналом в образовательной организации ............................................................................................451 16.1. Система управления персоналом организации .................451 16.2. Подбор и расстановка кадров ............................................455 16.3. Повышение квалификации педагогических работников ...........................................................................458 16.4. Профессиональная и социально-психологическая адаптация новых сотрудников .............................................463 16.5. Оценка и аттестация педагогических работников ............467 Литература .............................................................................................475
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.