Ф.В. Шарипов ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») l%“*"= • r…,"е!“,2е2“*= *…,г= • 2014 УДК 378 ББК 88.4 Ш25 Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2015 годы)») Рецензенты К.Ш. <...> Раскрыты предмет, задачи, функции и принципы педагогического менеджмента, сущность и структура управленческой деятельности, методы и стиль руководства. <...> Рассмотрены основные функции мотивации педагогической деятельности, структура профессиональной компетентности преподавателя, социально-психологические характеристики педагогического коллектива. <...> Связи менеджмента в сфере образования с другими науками . <...> Руководитель учебного заведения как субъект управления . <...> Учебно-познавательная деятельность учащихся как объект управления . <...> Место учебной задачи в учебно-познавательной деятельности . <...> Сотрудничество и общение преподавателей и учащихся . <...> Барьеры общения и способы их устранения . <...> Диагностика качеств личности и деятельности специалиста . <...> Связи менеджмента в сфере образования с другими науками 1.1. <...> Предмет педагогического менеджмента Педагогический менеджмент как прикладная наука возник на базе двух дисциплин – педагогики и менеджмента. <...> Педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов и организационных форм управления системой образования и учебно-познавательным процессом, направленный на повышение их эффективности. <...> 15 • проверять и оценивать знания и умения учащихся; • использовать психолого-педагогические методы воздействия на сознание и поведение людей; • принимать управленческие решения и организовывать работу людей по их исполнению; • изучать и оценивать <...>
Педагогический_менеджмент_.pdf
Ф.В. Шарипов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения
по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент»
(квалификация (степень) «бакалавр»)
l%“*"= • r…,"е!“,2е2“*= *…,г= • 2014
Стр.1
УДК 378
ББК 88.4
Ш25
Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати
и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы
«Культура России (2012–2015 годы)»)
Рецензенты
К.Ш. Ахияров, доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент Российской академии образования
С.Е. Матушкин, доктор педагогических наук, профессор
Ш25 Шарипов Ф.В.
Педагогический менеджмент: учеб. пособие / Ф.В. Шарипов. – М.:
Университетская книга, 2014. – 480 с.
ISBN 978-5-98699-155-9
Изложен курс теории и практики управления системой образования на разных
уровнях. Раскрыты предмет, задачи, функции и принципы педагогического
менеджмента, сущность и структура управленческой деятельности, методы и стиль
руководства. Дан анализ государственной системы образования и образовательной
организации как объектов управления. Рассмотрены основные функции мотивации
педагогической деятельности, структура профессиональной компетентности
преподавателя, социально-психологические характеристики педагогического коллектива.
Особое внимание уделено лидерству, учебно-педагогическому сотрудничеству
и общению, разрешению конфликтов в коллективе. Освещены проблемы
планирования и организации образовательного процесса, управления учебнопознавательной
деятельностью учащихся, качеством образования и персоналом
образовательной организации.
Для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях по направлению
подготовки «Менеджмент». Может использоваться в учебном процессе по педагогическим
направлениям и специальностям, а также при повышении квалификации
и переподготовке педагогических кадров. Представляет интерес для исследователей
проблем менеджмента в социальной сфере.
УДК 378
ББК 88.4
ISBN 978-5-98699-155-9
© Шарипов Ф.В., 2014
© Университетская
книга, 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .....................................................................................................7
Глава 1. Предмет и задачи педагогического менеджмента .......................10
1.1. Предмет педагогического менеджмента ................................10
1.2. Цель и задачи педагогического менеджмента .......................13
1.3. Значение управленческой компетентности
в деятельности руководителей и преподавателей .................15
1.4. Связи менеджмента в сфере образования с другими
науками ..................................................................................17
Глава 2. Теоретические основы педагогического менеджмента ...............21
2.1. Понятие, виды и структура деятельности .............................21
2.2. Сущность и структура управленческой деятельности ..........25
2.3. Функции управления в образовательной организации ........29
2.4. Принципы педагогического менеджмента ...........................35
2.5. Методы и стиль руководства ..................................................38
2.6. Ситуационные подходы к руководству .................................42
Глава 3. Государственная система образования России ...........................47
3.1. Состояние системы образования ...........................................47
3.2. Проблемы системы образования ...........................................51
3.3. Концепции развития образования ........................................55
3.4. Государственная система управления образованием ...........61
3.5. Болонский процесс как интеграция высшего образования
России в европейское образовательное пространство .........64
Глава 4. Образовательная организация как объект управления ...............70
4.1. Классификация и предназначение образовательных
организаций ...........................................................................70
4.2. Общеобразовательная школа как объект управления ..........77
4.3. Управление образовательной организацией .........................83
4.4. Кафедра в системе управления образовательной
организацией ..........................................................................90
Стр.3
4
Оглавление
Глава 5. Руководитель учебного заведения как субъект
управления ................................................................................................95
5.1. Структура личности руководителя ........................................95
5.2. Особенности деятельности руководителя
образовательной организации .............................................102
5.3. Лидерство и власть ...............................................................110
5.4. Взаимоотношения руководителя и сотрудников ................114
5.5. Стресс в профессиональной деятельности руководителя
и способы его преодоления .................................................119
Глава 6. Преподаватель как субъект педагогической
деятельности ..........................................................................................129
6.1. Общая характеристика деятельности преподавателя .........129
6.2. Основные функции педагогической деятельности.............135
6.3. Мотивация педагогической деятельности ..........................140
6.4. Профессиональная компетентность преподавателя...........145
6.5. Педагогическое мастерство преподавателя .........................158
Глава 7. Образовательный процесс как объект управления ...................166
7.1. Структура образовательного процесса ................................166
7.2. Определение целей образования .........................................171
7.3. Планирование содержания образования ............................180
7.4. Технологический компонент образовательного
процесса ...............................................................................186
7.5. Контрольно-оценочный компонент образования ..............214
Глава 8. Управление учебно-познавательной деятельностью
учащихся ................................................................................................224
8.1. Характеристика субъекта учебно-познавательной
деятельности ........................................................................224
8.2. Учебно-познавательная деятельность учащихся
как объект управления .........................................................231
8.3. Место учебной задачи в учебно-познавательной
деятельности ........................................................................234
8.4. Мотивация учебно-познавательной деятельности .............238
Глава 9. Управление самостоятельной работой учащихся .....................244
9.1. Значение и сущность самостоятельной работы ..................244
9.2. Планирование и организация самостоятельной работы ....249
Стр.4
Оглавление
5
9.3. Особенности управления самостоятельной работой
учащихся ...............................................................................254
9.4. Методическое обеспечение самостоятельной работы ........260
Глава 10. Педагогическая инноватика ...................................................266
10.1. Предмет и задачи педагогической инноватики .................266
10.2. Инновационный процесс в обучении ...............................273
10.3. Современные концепции обучения ..................................280
10.4. Исследовательский подход к обучению ............................298
10.5. Учебно-исследовательская деятельность студентов .........304
10.6. Сущность и этапы педагогического проектирования .......307
10.7. Проектирование и реализация педагогических
нововведений .......................................................................315
Глава 11. Педагогический коллектив как объект управления ................322
11.1. Малая группа как социально-психологический
феномен ................................................................................322
11.2. Социально-психологическая характеристика
педагогического коллектива ................................................325
11.3. Социально-психологический климат в коллективе..........328
11.4. Конфликты в коллективе и способы их разрешения ........332
Глава 12. Сотрудничество и общение преподавателей
и учащихся .............................................................................................340
12.1. Общая характеристика учебного сотрудничества .............340
12.2. Сущность и основные характеристики общения ..............346
12.3. Функции и стиль педагогического общения .....................348
12.4. Приемы и формы педагогического общения ....................353
12.5. Барьеры общения и способы их устранения .....................364
Глава 13. Управленческая этика ............................................................371
13.1. Этика как наука о нравственности ....................................371
13.2. Основные понятия этики и задачи воспитания
учащихся ...............................................................................374
13.3. Этика руководителя образовательной организации .........380
13.4. Деловой этикет ...................................................................383
Глава 14. Менеджмент качества образования ........................................388
14.1. Понятие о качестве образования .......................................388
14.2. Система управления качеством образования ....................394
Стр.5
6
Оглавление
14.3. Мониторинг качества образования ...................................402
14.4. Диагностика качеств личности студента ...........................410
14.5. Диагностика качеств личности и деятельности
специалиста ..........................................................................418
Глава 15. Принятие управленческих решений ........................................425
15.1. Сущность и особенности управленческих решений .........425
15.2. Типология и характеристика управленческих
решений ................................................................................431
15.3. Процесс подготовки и принятия управленческого
решения ................................................................................437
15.4. Методы решения управленческих задач ............................444
Глава 16. Управление персоналом в образовательной
организации ............................................................................................451
16.1. Система управления персоналом организации .................451
16.2. Подбор и расстановка кадров ............................................455
16.3. Повышение квалификации педагогических
работников ...........................................................................458
16.4. Профессиональная и социально-психологическая
адаптация новых сотрудников .............................................463
16.5. Оценка и аттестация педагогических работников ............467
Литература .............................................................................................475
Стр.6