УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
Забайкальского
государственного
университета
SCHOLARLY NOTES
Pedagogy. Psychology
Of Transbaikal State University
Series
UCHENYE ZAPISKI
Zabaikal’skogo
Серия
«Педагогика. Психология»
Научный журнал
Основан в 1957 г.
Выходит шесть раз в год
Учредитель
ФГБОУ ВО
«Забайкальский государственный университет»
Журнал зарегистрирован
Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77–54257 от 24.05.2013
Журнал входит
в Перечень ведущих рецензируемых научных
журналов и изданий, в которых должны быть
опубликованы основные научные результаты
диссертаций на соискание учёных степеней
доктора и кандидата наук: социологические,
педагогические, биологические науки
Авторы несут полную ответственность
за подбор и изложение фактов, содержащихся
в статьях; высказываемые взгляды
могут не отражать точку зрения редакции
Перепечатка материалов журнала
допускается только
по согласованию с редакцией
Рукописи, присланные в журнал,
не возвращаются
Адрес редакции:
672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129
Телефон: 8 (3022) 35-24-79,
факс: 8 (3022) 41-64-44
E-mail: zab-nauka@mail.ru
Сайт журнала в Интернете
http://www.uchzap.com
Подписной индекс журнала
в «Пресса России» 42408
Размещение и индексация журнала:
www.elibrary.ru, Ulrich's Periodicals Directory,
Citefactor, Open Academic Journals Index,
«Университетская библиотека онлайн»,
«КиберЛенинка», «IPRbooks», «Винити РАН»,
«ERIH PLUS»
© Забайкальский государственный
университет, 2016
Gosudarstvennogo Universiteta
Seriya
Pedagogika. Psikhologiya
Scientific Journal
Founded in 1957 г.
Published six times per year
Founder
FSBEI HE
“Transbaikal State University’’
The journal is registered
by the Federal Supervision Service in the Field
of Communications, Information Technology
and Mass Communications (Roskomnadzor)
Registration certificate ПИ № ФС77–54257
от 24.05.2013
The journal
is in the List of the leading refereed
scientific journals and editions which
publish the main results of dissertations
for academic degrees of doctors
and candidates of sciences:
sociological, pedagogical, biological sciences
The authors are fully responsible for the selection
and presentation of the facts contained in their
articles; the views expressed by them do not
necessarily reflect the views of the editorial board
Reproduction of any materials from the journal
is allowed only in coordination
with the editorial board
The manuscripts submitted to the journal
are not returned
Address:
672007, Chita, 129 Babushkina st.
Phone: 8 (3022) 35-24-79,
Fax: 8 (3022) 41-64-44
E-mail: zab-nauka@mail.ru
Journal web site
http://www.uchzap.com
Subscription index
of the journal in “Press of Russia” 42408
Journal indexing:
www.elibrary.ru, Ulrich's Periodicals Directory,
Citefactor, Open Academic Journals Index,
“University Library Online’’, “Cyber Leninka’’,
“IPRbooks’’,“Viniti RAS’’,
“ERIH PLUS’’
© Transbaikal State
University, 2016
Стр.2
УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
Забайкальского
государственного
университета
SCHOLARLY NOTES
Pedagogy. Psychology
Of Transbaikal State University
Series
UCHENYE ZAPISKI
Zabaikal’skogo
Серия
«Педагогика. Психология»
Редакционный совет
Борис Ванданович Базаров, доктор исторических
наук, профессор, член-корреспондент РАН, Институт
монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
(Улан-Удэ, Россия); Андре Буржо, доктор социальных
наук, академик, Национальный центр научных
исследований Франции (Париж, Франция); Дэн
Цзюнь, профессор, Институт русского языка Хэйлуцзянского
университета (Хэйлуцзян, КНР); Кейдзи
Идэ, заместитель главы миссии, министр Посольства
Японии в Российской Федерации (Япония);
Чжен Шупу, доктор филологических наук, профессор
(Харбин, КНР); Михаил Иванович Эпов, доктор
технических наук, профессор, академик РАН, Институт
нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН (Новосибирск,
Россия)
Редакционная коллегия
Выпускающий редактор:
Т. К. Клименко, доктор педагогических наук,
профессор (Чита, Россия);
Н. М. Сараева, доктор психологических наук,
профессор (Чита, Россия)
Члены редколлегии:
Н. И. Виноградова, доктор психологических наук,
профессор (Чита, Россия);
А. С. Косогова, доктор педагогических наук,
профессор (Иркутск, Россия);
В. И. Панов, доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО (Москва, Россия);
А. В. Рогова, доктор педагогических наук,
профессор (Чита, Россия);
А. И. Улзытуева, доктор педагогических наук,
доцент (Чита, Россия);
К. Г. Эрдынеева, доктор педагогических наук,
профессор (Чита, Россия)
Главный редактор
И. В. Ерофеева, доктор филологических наук, доцент
Ответственный секретарь
Э. А. Арутюнян
Журнал представляет собой сборник оригинальных
и обзорных научных статей по педагогике
и психологии. В центре интереса исследователей
находятся вопросы теоретической и практической
педагогики, прикладные исследования по педагогике,
вопросы общей и социальной психологии, экологической
психологии, педагогической психологии.
Материалы журнала будут интересны широкой
научной общественности, преподавателям вузов,
аспирантам, студентам, деятелям культуры и
образования.
Editors
Boris Vandanovich Bazarov, Doctor of History, Professor,
Corresponding Member of the RAS, The Institute of
Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian
Branch of the RAS (Ulan-Ude, Russia); Andre Bourget,
Doctor of Sociology, Academician, French National Center
for Scientific Research (Paris, France); Den Tszun, Professor,
The Institute of the Russian language at Heilongjiang
University (Heilongjiang, China); Keidzy Ide, Mission
Deputy Head, Ministry of Embassy of Japan in the Russian
Federation (Japan), Zhen Chupu, Doctor of Philology,
Professor (Harbin, China); Mikhail Ivanovich Epov, Doctor
of Engineering Science, Professor, Academician of the
RAS, Institute of Petroleum-Gas Geology and Geophysics
of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
(Novosibirsk, Russia)
Editorial Board
Main Handling Editors:
T. K. Klimenko, Doctor of Pedagogy, Professor
(Chita, Russia);
N. M. Saraeva, Doctor of Psychology, Professor
(Chita, Russia)
Editorial board members:
N. I. Vinogradova, Doctor of Psychology, Professor
(Chita, Russia);
A. S. Kosogova, Doctor of Pedagogy, Professor
(Irkutsk, Russia);
V. I. Panov, Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of RAE (Moscow, Russia);
A. V. Rogova, Doctor of Pedagogy, Professor
(Chita, Russia);
A. I. Ulzytueva, Doctor of Pedagogy, Associate
Professor (Chita, Russia);
K. G. Erdyneeva, Doctor of Pedagogy, Professor
(Chita, Russia)
Editor-in-chief
I. V. Erofeeva, Doctor of Philology, Associate Professor
Executive Secretary
E. A. Arutyunyan
The journal is a collection of original and review
scientific papers on pedagogy and psychology. In
the center of researchers’ interest there are both
theoretical and practical issues of pedagogy, applied
research on pedagogy, questions of general
and social psychology, environmental psychology,
educational psychology.
Materials will be interesting to the wide scientific
community, university professors, postgraduate students,
students, workers in culture and education.
Gosudarstvennogo Universiteta
Seriya
Pedagogika. Psikhologiya
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Айгубов Л. С., Хаджиалиев К. И. Современные проблемы волонтёрства в Дагестане ................... 6
Григорян А. В., Габриелян А. А. Высшее образование в контексте «мягкой силы»
в системе международных отношений ................................................................................................. 14
Давиденко А. А. Нелинейное мышление и его проявления
в профессиональной деятельности учителя ........................................................................................ 25
Клименко Т. К. К вопросу о дуальном образовании ........................................................................... 32
Никонов Р. В. Образовательное пространство школы –
центр межкультурного взаимодействия ................................................................................................ 37
Пархоменко Д. Н. Развитие медиадидактики в современном образовании .................................... 45
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Авдюкова А. Е. Психографические характеристики профессионального портрета
бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью» ................................................. 50
Акматов Б. М. Компетентность в профессиональном образовании
по литературе в Киргизии и России ....................................................................................................... 56
Иванов В. Г. Профессиональное образование:
разрушение системы или выстраивание новой? ................................................................................. 61
Сергеева Н. Ю. Арт-педагогика и арт-терапия: к вопросу о разграничении понятий ...................... 69
Шао Инцзе. Самостоятельная работа студентов –
необходимый компонент профессиональной подготовки ................................................................... 76
ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Бендюков М. А., Кедич С. И., Саврилова Н. С. Понимание феномена доверия
в отечественной психологии .................................................................................................................. 84
Гвоздев В. А. Сравнительное исследование разноуровневых показателей
психологической адаптации людей, находящихся в осложнённых
(в виде лишения свободы) и обычных условиях жизненной среды ................................................... 92
Лушина Е. А. Исследование ценностей женщин, находящихся в стационаре
в связи с сохранением беременности, и родильниц в послеродовом отделении ............................. 98
Неяскина Ю. Ю., Поддубная О. Н. Смысловая и событийная наполненность
временных компонентов жизненного пути представителей
экстремальных профессий (на примере военных лётчиков) ............................................................ 106
Ситников В. Л., Стреленко А. А. Образ тела в сознании виктимных
подростков, переживших сексуальное насилие ................................................................................. 118
Суханов А. А., Мысникова Э. А. Дизайн эмпирического исследования как реализация
его методологических позиций (на примере изучения психологической адаптации
населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях) ................................. 130
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Заборина Л. Г., Глазкова Ю. В. Коррекция психоэмоционального состояния детей
с расстройствами аутистического спектра средствами канистерапии и физической культуры ..... 135
Зволейко Е. В. Организация профориентационной работы с обучающимися,
имеющими ограниченные возможности здоровья, в старшей школе
и учреждении профессионального образования ............................................................................... 143
Маниковский П. М. Обоснование необходимости использования
электронных средств обучения в системе профессионального инклюзивного образования ........ 150
Николаева Е. И., Ельникова О. Е. Специфика восприятия структуры сенсорного потока
испытуемыми с различной группой здоровья .................................................................................... 154
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Виноградова Н. И., Улзытуева А. И. Становление компетентности будущего учителя
начальной школы в области содействия школьнику в познавательном саморазвитии .................. 163
Кулик А. А., Акимова А. А. Субъективное благополучие молодёжи
(на примере студентов первых и выпускных курсов) ......................................................................... 170
Лотова И. П. Диагностика жестокого обращения с детьми
как начальный этап формирования ответственного родительства .................................................. 178
Стр.4