ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
№ 3–2016
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Байбородова Л. В. Метод диагностических ситуаций в педагогическом исследовании ____________________________ 8
Коряковцева О. А., Тарханова И. Ю., Бугайчук Т. В. Новый взгляд на повышение квалификации
преподавателя высшей школы ______________________________________________________________________ 13
Башун О. В., Прошина И. И. Проблемы и перспективы непрерывного образования взрослых ____________________ 20
Ардабацкая И. А. Создание образовательных комплексов: традиции и инновации ______________________________ 25
Белкина В. В. Модель воспитания демократической культуры школьников ____________________________________ 30
Байбородова Л. В., Широкова Е. В. Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности
младших школьников _____________________________________________________________________________ 36
Гущина Т. Н., Шанина М. В. Формирование лингвокультурной компетенции обучающихся
в процессе развития их социальной одаренности _______________________________________________________ 43
Быкова С. С. Профессиональная ответственность будущего педагога: содержание и структура понятия ____________ 49
Деревянкина Н. А. Проблема межличностных отношений в инклюзивном образовании _________________________ 54
Деревянкина Н. А., Рукавишникова Н. Г. Подготовка волонтеров к работе в реабилитационном лагере ____________ 59
Мусина Д. С. Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания
в организациях дополнительного образования Кыргызской Республики ___________________________________ 63
Холод Н. И. Моральные дилеммы как средство нравственного воспитания студентов
при обучении иностранному языку __________________________________________________________________ 68
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Новоселова Н. Н., Ястребов А. В. Эксперимент как основа методики формирования понятия
«порядок бесконечно большой величины» ____________________________________________________________ 72
Курочкин А. И. Три группы определений понятия «задача» _________________________________________________ 79
Хамов Г. Г., Тимофеева Л. Н. Методика конструирования арифметических задач
при изучении теоретико-числовых тем _______________________________________________________________ 84
Парменова Л. В. Методы достижения метапредметных результатов
в обучении программированию в основной школе _____________________________________________________ 88
Изосимова Л. М. Концепция программы пропедевтического курса информатики
в учреждении дополнительного образования детей _____________________________________________________ 94
Титов О. А. Смысловая многослойность поэтического текста
(на примере анализа стихотворения А. С. Пушкина «Глухой глухого…») __________________________________104
Хафизова Э. Т. Критерии отбора текстов современных поэтов для изучения в школе ____________________________109
Орехова Ю. М. Компетентностный подход к обучению иностранным языкам в современной школе _______________115
Иванов Н. Н., Казеева О. С. Поисковые задачи как средство выявления художественных особенностей
жанра агиографии ________________________________________________________________________________121
Подлевских А. Н., Мацкевич Е. С. Реализация событийного подхода в туристско-краеведческой деятельности ______126
Ефимова М. В. Формирование языковой картины мира ребенка раннего возраста ______________________________131
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Секованов В. С., Смирнов Е. И., Бабенко А. С., Селезнева Е. М., Смирнова А. О., Елкин Д. В. Методика визуализации
множества Жюлиа с использованием информационных технологий ______________________________________137
Сычугова Л. П. Описание концептов в когнитивных словарях как объект лингвокогнитивного исследования:
методический аспект ______________________________________________________________________________148
Бобрикова О. С., Иванова В. И. Социолингвистическая компетенция
в профессиональной деятельности переводчика _______________________________________________________155
Дмитриевых И. Л., Куклина С. С. Структура и содержание речевой компетенции студента неязыкового вуза ______160
4
Стр.4
Кюнель С. Е. Мотивирующие и демотивирующие факторы использования
инновационно-технологических ТСО в обучении иностранным языкам ___________________________________165
Рзаева Е. И. Критерии и показатели уровня развития игровой компетентности будущих воспитателей
дошкольных образовательных учреждений ___________________________________________________________170
Кобозева И. С., Плохов А. В., Чинякова Н. И. Музыкальное исполнительство и образование
сквозь призму подготовки учителя __________________________________________________________________175
ПСИХОЛОГИЯ
Мазилов В. А. Коммуникативная методология и интеграция психологического знания __________________________181
Мазилов В. А., Рыльская Е. А. Психологическое исследование жизнеспособности человека
в аспекте коммуникативной методологии _____________________________________________________________192
Поваренков Ю. П. Уточнение психологического содержания уровней профессионального становления
и реализации личности ____________________________________________________________________________202
Слепко Ю. Н. Формирование профессионального интеллекта в структуре учебной деятельности студентов ________211
Слепко Ю. Н., Ледовская Т. В. Формирование личностных качеств в структуре учебной деятельности студентов____217
Васильева Е. А., Жедунова Л. Г. Особенности базисных убеждений личности с нарушением пищевого поведения ___223
Низовцева Т. Р. Психолингвистическая структура социальной идентичности
русских и иностранных студентов-медиков ___________________________________________________________229
Лапкина Е. В. Исследование преодолевающего поведения курсантов военного вуза ____________________________234
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Злотникова Т. С., Ерохина Т. И. Homo Extremis русской культуры (семантика «пограничности») ________________238
Арефьева Н. Т., Багновская Н. М., Воеводина Л. Н. Конструктивистские идеи
в синергетическом прогнозировании _________________________________________________________________246
Ерохина Т. И. Серебряный век как код современной массовой культуры ______________________________________252
Липский В. Н. Эстетическое отношение к массовому сознанию и массовой культуре ___________________________258
Осьмачко С. Г. Идейные искания К. Н. Леонтьева _________________________________________________________265
Ильинская Т. Б. Художественная семантика ритуальной пищи в творчестве Н. С. Лескова
(от православного поста к вегетарианству) ____________________________________________________________269
Летина Н. Н., Буренина Н. А. Имиджевый фактор восприятия аудиторией творчества журналиста-аналитика ______276
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Мельник А. Г. Гордые ростовцы: самосознание жителей Ростова в конце XI – первой трети XIII в. ________________280
Выскочков Л. В., Шелаева А. А. «Изящные художества достойны монаршего покровительства…»:
император Николай I и русские художники ___________________________________________________________285
Пефтиев В. И. Образ Франции в творчестве А. И. Герцена _________________________________________________296
Новиков М. В., Перфилова Т. Б. Ф. И. Буслаев: идейно-политические акценты исследования
проблемы народности _____________________________________________________________________________302
Федотова А. А. Телесные образы в поздней прозе Н. С. Лескова _____________________________________________308
Хмара Д. Н. «Произведение места»: культурное пространство усадьбы Гумнищи (по произведениям К. Бальмонта) _315
Ерохина Т. И., Тирахова В. А. Архетипические основания репрезентации образа России: «Чистое небо» Г. Чухрая __320
Злотникова Т. С. Культурная память нации в массовом сознании современной России __________________________325
КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ
Киселева Н. В. Восприятие современными школьниками архетипических оснований классического искусства ______329
Минина О. Ю. Философско-культурологическое осмысление туризма ________________________________________334
Мариничева М. Е. Особенности «музейного предмета» в вузовском пространстве ______________________________341
Юдина А. В. Застройка городов Центральной России: прагматика и эстетика __________________________________345
Мудров С. Н. Иностранные воинские захоронения в Ярославской области _____________________________________350
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Волегова Ю. Б., Теплова Н. В., Слепко Ю. Н. Первая региональная конференция
«Хоровое искусство в Ярославской области: проблемы, развитие, поиски решений» _________________________355
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ___________________________________________________________________ 358
Условия публикации статьи в научном журнале «Ярославский педагогический вестник»
и требования к оформлению рукописей ________________________________________________________ 370
5
Стр.5
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Scientific Magazine
Published since 1994
№ 3–2016
THE CONTENT
GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Baiborodova L. V. The Diagnostic Situations Method in the Pedagogical Research ____________________________ 8
Koryakovtseva O. A., Tarkhanova I. Yu., Bugaichuk T. V. A New Look at the Professional Development
of the Higher School Teacher _________________________________________________________________ 13
Bashun O. V., Proshina I. I. Problems and Prospects of Adult Continuous Education ________________________ 20
Ardabatskaya I. A. Creating of Educational Complexes: Tradition and Innovation ___________________________ 25
Belkina V. V. Model of Education for Schoolchildren’s Democratic Culture ________________________________ 30
Baiborodova L. V., Shirokova E. V. Pedagogical Support of Junior Schoolchildren’s Extracurricular Activities ____ 36
Gushchina T. N., Shanina M. V. Tutor Maintenance Technology of Social Talent Development
in Students of the Foreign Language Faculty through Formation of Their Linguocultural Competence ________ 43
Bykova S. S. Professional Responsibility of the Future Teacher: Content and Structure of the Concept ___________ 49
Derevyankina N. A. Problem of Interpersonal Relations in Inclusive Education _____________________________ 54
Derevyankina N. A., Rukavishnikova N. G. Training of Volunteers to Work in a Rehabilitation Camp ___________ 59
Musina D. S. Pedagogical conditions of civil and patriotic education in the out-of-school organizations
of additional education of the Kyrgyz Republic ___________________________________________________ 63
Kholod N. I. Moral Dilemmas as a Means of Moral Education of Students in Foreign Languages Study __________ 68
THEORY AND METHODOLOGY OF TRAINING AND EDUCATION
Novoselova N. N., Yastrebov A. V. Mathematical Experiment as a Base for the Method of Formation
of the Concept «Infinite Quantity Growth Rate» ___________________________________________________ 72
Kurochkin A. I. Three Groups of Definitions of the Notion «Problem» ____________________________________ 79
Khamov G. G., Timofeeva L. N. Method of Designing of Arithmetic Problems
when Studying Number-Theoretic Content _______________________________________________________ 84
Parmenova L. V. Teaching Programming and Achievment of Metasubject Results at Secondary School __________ 88
Izosimova L. M. The Informatics Propaedeutical Course for Elementary School Students
in the Child Further Education Institution ________________________________________________________ 94
Titov O. A. Semantic Multiple Layers of the Poetic Text
(on the example of the analysis of A. S. Pushkin’s poem «The Deaf …») ______________________________ 104
Khafizova E. T. Selection Criteria for Modern Poets’ Texts to Study at School _____________________________ 109
Orekhova Yu. M. The Competence-Based Approach in Teaching Foreign Languages in Modern School _________ 115
Ivanov N. N., Kazeeva O. S. Search Tasks as a Means of Detecting Art Features of the Hagiography Genre ______ 121
Podlevskikh A. N., Matskevich E. S. Implementing of the Event-Driven Approach
in Tourism and Regional Studies ______________________________________________________________ 126
Efimova M. V. Formation of the Tender Age Child’s Language Picture of the World ________________________ 131
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
Sekovanov V. S., Smirnov E. I., Babenko A. S., Selezniova E. M., Smirnov A. O., Elkin D. V. A Method of
Visualization of Julia Set with Use of Information Technologies _____________________________________ 137
Sychugova L. P. Description of Concepts in Cognitive Dictionaries
as an Object of the Linguocognitive Research: a Methodical Aspect __________________________________ 148
Bobrikova O. S., Ivanova V. I. Sociolinguistic Competence within Translators’ Professional Activity ___________ 155
Dmitrievykh I. L., Kuklina S. S. Structure and Content of the Speech Competence
of the Non-Linguistic Higher School Student ____________________________________________________ 160
6
Стр.6
Kyunel S. E. Мotivative and Demotivative Factors in Using Current Innovative-Technological Facilities
during Foreign Languages Teaching ___________________________________________________________ 165
Rzaeva E. I. Quality Criteria and Indicators of the Pre-School Institution
Future Teachers’ Educational Game Competence _________________________________________________ 170
Kobozeva I. S., Plokhov A. V., Chinyakova N. I. Musical Performance and Education
through the Lens of Teacher Preparation ________________________________________________________ 175
PSYCHOLOGY
Mazilov V. A. Communicative Methodology and Psychological Knowledge Integration ______________________ 181
Mazilov V. A., Rylskaya E. A. Psychological Research of the Person’s Viability
in the Aspect of Communicative Methodology ___________________________________________________ 192
Povarionkov Yu. P. Psychological Characteristics of the Level
of the Personality’s Professional Formation and Realization ________________________________________ 202
Slepko Yu. N. Professional Intelligence Formation in the Structure of Students’ Educational Activity ___________ 211
Slepko Yu. N., Ledovskaya T. V. Formation of Personal Qualities
in the Structure of Students’ Educational Activity _________________________________________________ 217
Vasilieva E. A., Zhedunova L. G. Features of Basic Beliefs of the Personality with Eating Disorders ___________ 223
Nizovsteva T. R. Psycholinguistic Structure of Social Identity of Russian and Foreign Medical Students _________ 229
Lapkina E. V. Research of Overcoming Behaviour of Military Higher Education Institution Cadets ____________ 234
THEORETICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Zlotnikova T. S., Erokhina T. I. Homo Extremies of the Russian Culture (semantics of «frontier») _____________ 238
Arefieva N. T., Bagnovskaya N. M., Voevodina L. N. Constructivism Ideas in Synergy Prognoses _____________ 246
Erokhina T. I. The Silver Age as a Code of Contemporary Mass Culture _________________________________ 252
Lipsky V. N. Aesthetic Attitude towards Mass Consciousness and Mass Culture ____________________________ 258
Osmachko S. G. K. N. Leontiev’s Ideological Searches _______________________________________________ 265
Ilinskaya T. B. Art Semantics of the Ritual Meal in N. Leskov’s Works (from Orthodox Lent to Vegetarianism) __ 269
Liotina N. N., Burenina N. A. The Image Factor in Perception
of the Journalist-Analyst’s Creative Work by Audience ____________________________________________ 276
HISTORICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Melnik A. G. Proud Rostovtsi: Self-Consciousness of the People of Rostov
in the Late Eleventh to the First Third of the Thirteenth Century _____________________________________ 280
Vyskochkov L. V., Shelaeva A. A. «Fine Arts Are Worthy of the Royal Patronage...»:
the Emperor Nicholas I and Russian Artists _____________________________________________________ 285
Peftiev V. I. Image of France in A. I. Herzen's Creativity ______________________________________________ 296
Novikov M. V., Perfilova T. B. F. I. Buslaev: Ideological and Political Accents
in Research of Nationality Problem ____________________________________________________________ 302
Fedotova A. A. Body Images in Nicolay Leskov’s Late Prose __________________________________________ 308
Khmara D. N. «Work of the Place»: Cultural Space of the Estate Gumnishchi (on K. Balmont's works) _________ 315
Erokhina T. I., Tirakhova V. A. Archetypic Bases of the Russia Image Representation:
G. Chukhray’s «Clear Sky» __________________________________________________________________ 320
Zlotnikova T. S. Cultural Memory of the Nation in Modern Russia Mass Consciousness _____________________ 325
CULTURE CONFORMABLE PRACTICES
Kiseliova N. V. Perception of the Archetypic Bases of Classical Art by Modern Schoolchildren ________________ 329
Minina O. Yu. Philosophical and Cultural Understanding of Tourism ____________________________________ 334
Marinicheva M. E. Features of «a Museum Subject» in Higher School Space ______________________________ 341
Yudina A. V. Faces of Building Cities of Central Russia: Pragmatics and Aesthetics _________________________ 345
Mudrov S. N. Foreign Military Cemeteries in the Yaroslavl Region ______________________________________ 350
SCIENTIFIC LIFE
Volegova Yu. B., Teplova N. V., Slepko Yu. N. The First Regional Conference «Choral Art
in the Yaroslavl Region: Problems, Development, Searches of Solutions» ______________________________ 355
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS _______________________________________________________ 364
Conditions for the Publishing Article in the Scientific Magazine «Yaroslavl Pedagogical Bulletin»
and Requirements to Typography of Manuscripts ___________________________________________________ 371
7
Стр.7