LEARN ТО READ SCIENCE Курс английского языка для аспирантов Учебное пособие 14-е издание, стереотипное Москва Издательство «Флинта» 2014 1 УДК 811.111(075.9) ББК 81.2Англ-923 Л33 Коллектив авторо в: кандидат филологических наук Н.И. ШАХОВА (руководитель), В.Г. РЕЙНГОЛbД, В.И. САЛИСТРА, Э.М. БАСС, Н.Б. ДЕЗЕН, И.А. ТРУЩЕНКО, И.Н. БИБАНОВА, Д.В. ВЕДЕРНИКОВА, Н.И. ГУРО, М.Ф. ДРОЗДОВА, Т.И. КЛЕЩЕВНИКОВА, Н.П. РАФЕС Ответственный редактор Е.Э. БРЕХОВСКИХ Learn to Read Science [Электронный ресурс] : учебное пособие / Руков. <...> Жизнеспособность книги Learn to Read Science была изначально заложена главным ее создателем Ниной Ивановной Шаховой, кандидатом филологических наук, доцентом Кафедры иностранных языков АН СССР. <...> Инфинитив, его функции в предложении и образуемые на его основе структуры. <...> Вся работа со структурами проводится последовательно в три этапа: а) описание формальных признаков структуры через ее формулу (модель), б) раскрытие смысла, выражаемого структурой, в первую очередь через преобразование (трансформацию) в структуру, имеющую русский эквивалент, или путем толкования ее смысла (если преобразование громоздко или невозможно), в) сопоставление с русской структурой и подбор русского эквивалента. <...> Основными рецептивными упражнениями являются упражнения на опознание структуры в соответствии с моделью и на преобразование в структуру, имеющую русский аналог. <...> Авторы понимают, что выделенный в упражнениях «общий элемент смысла» в качестве основы для понимания слова не во всех случаях сформулирован максимально удачно, и будут благодарны за все предложения, направленные на уточнение этого основного смысла слова. <...> К числу явных заданий относится опознание структур по моделям. <...> В качестве явного задания наиболее распространенным является требование дать русский эквивалент явно неизвестного слова (или слов) на основе контекста его употребления. <...> Ns 16 прилагательное наречие придаточное предложение союз определитель усилительные слова <...>
Learn_to_read_science_курс_английского_языка_для_аспирантов.pdf
УДК 811.111(075.9)
ББК 81.2Àíãë-923
Ë33
Коллектив авторо в:
кандидат филологических наук
Н.И. ШАХОВА (руководитель),
Â.Ã. ÐÅÉÍÃÎËbÄ, Â.È. ÑÀËÈÑÒÐÀ, Ý.Ì. ÁÀÑÑ,
Í.Á. ÄÅÇÅÍ, È.À. ÒÐÓÙÅÍÊÎ, È.Í. ÁÈÁÀÍÎÂÀ,
Ä.Â. ВЕДЕРНИКОВА, Í.È. ÃÓÐÎ, Ì.Ô. ÄÐÎÇÄÎÂÀ,
Т.И. КЛЕЩЕВНИКОВА, Н.П. РАФЕС
Ответственный редактор
Е.Э. БРЕХОВСКИХ
Learn to Read Science [Электронный ресурс] : у÷åáíîå пособие /
Ðóêîâ. Í.È. Øàõîâà. 14-å èçä. Ì.: Ôëèíòà, 2014. 360 ñ.
ISBN 978-5-89349-572-0
Книга представляет собой комплексный курс английского языка,
направленный на развитие навыков чтения научной литературы на базе
знаний, предусмотренных программой по английскому языку для неязыковых
вузов. Курс рассчитан в первую очередь на специалистов в
области точных и естественных наук, но может быть использован и в
группах гуманитарного профиля. Пособие состоит из текстов, сопутствующих
им упражнений, а также заданий по развитию навыков письменной
речи (умения писать резюме, тезисы и т. п.). В него включено также
краткое грамматическое приложение, охватывающее материал, предусматриваемый
программой подготовки к сдаче кандидатского экзамена
по английскому языку.
Курс предназначен для изучения под руководством преподавателя в
группах аспирантов и научных работников, готовящихся к сдаче кандидатского
экзамена, но может быть использован и для самостоятельного
совершенствования навыков чтения научной литературы по специальности.
И
первое (1980 ãîäà) и второе (1994 ãîäà) издания этой книги
давно стали библиографической редкостью, а она по-прежнему
используется во многих вузах страны для подготовки аспирантов
к сдаче кандидатского экзамена. Редкий случай: учебник английского
языка доинтернетовской эры можно найти в Интернете,
его обсуждают на форумах, ищут с помощью электронной почты.
Это и обусловило необходимость его третьего издания.
В чем же секрет курса, обеспечивший ему такую долгую жизнь?
Это прежде всего его узкая направленность, ориентированность
на вполне конкретную категорию людей (научных работников)
с вполне конкретной потребностью (необходимостью читать
литературу по специальности). Авторы книги долгие годы
работали именно с учащимися этой категории и поэтому хорошо
представляют себе их запросы и особенности восприятия.
Учитывая эти особенности, создатели курса вместо традиционного
механического заучивания грамматических правил и списков
иностранных слов предлагают освоить определенную логическую
схему, напоминающую систему Менделеева. В научных
текстах выделены основные, наиболее типичные структуры и главный
упор сделан именно на их изучение. При этом чрезвычайно
важно, что за основу взяты подлинные тексты, написанные английскими
и американскими учеными, а не те искусственные образования,
которые часто конструируют в учебных целях.
Все это обусловило и словарный состав курса и методы его
ISBN 978-5-89349-572-0
2
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
освоения: основное внимание в пособии уделяется наиболее характерным
для научной литературы словам и словосочетаниям,
запоминать которые предлагается опираясь на контекст и выявление
базового для того или иного английского слова элемента смысла,
а не путем заучивания длинного списка возможных русских
эквивалентов.
Существенно облегчает усвоение материала и сведение его в
табличную форму в книгу включено большое количество таб3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Стр.2
Техническую работу по оформлению рукописи проделали
Ý.Ì. Áàññ, Ä.Â. Ведерникова, È.Í. Áèáàíîâà, Í.È. Ãóðî, Í.Á. Äåçåí,
М.Ф. Дроздова, Т.И. Клещевникова, Н.П. Рафес, В.Г. Рейнгольд
и È.À. Òðóùåíêî.
Принципы описания синтаксических структур и приемы работы
с ними были предложены канд. филолог. наук Л.И. Зильберман,
которая также принимала участие в работе на начальном
этапе.
Кроме того, в Приложение включен возможный поурочный
план работы с данным курсом, назначение которого помочь
преподавателю, впервые знакомящемуся с подобным подходом к
обучению чтению, организовать учебный процесс оптимальным
образом. Естественно, авторы далеки от мысли, что такое распределение
учебного материала по занятиям является единственно
возможным. План составлен ст. преподавателем кафедры А.А. Серебряковой.
Авторы
выражают благодарность Б.Е. Белицкому, переводчикуконсультанту
Главной редакции вещания на США и Англию Гостелерадио,
и г-же Джин Мезонпьер, редактору (Лондонский
университет), за тщательное редактирование основных текстов;
ст. преподавателю кафедры иностранных языков Московского
автодорожного института М.А. Бух, рецензенту данной книги;
проф. Л.С. Бархударову, сделавшему ряд замечаний; своим коллегам
преподавателям Ленинградского отделения кафедры за
постоянный интерес к работе и ее обсуждение на всех этапах.
В заключение мы приносим благодарность нашим слушателям
нашим первым помощникам и самым строгим критикам, живой
интерес и активная поддержка которых постоянно помогали нам
в работе.
Предисловие к третьему изданию .............................................3
О работе с данным курсом (методическая записка
для преподавателей) ..........................................................................5
Задачи курса .................................................................................5
Лингвометодические принципы ................................................6
Методика работы с различными разделами ............................8
Работа со структурами ..........................................................8
Работа со словом и словосочетанием ............................... 10
Работа с òåêñòîì.................................................................. 12
Unit One ............................................................................................ 18
Structure Study ............................................................................ 19
1. Passive Structures and Their Message ............................... 19
2. Ambiguous Ved Forms ....................................................... 25
3. Ving Forms: Position and Function in the Sentence ....... 29
Word Study .................................................................................. 40
1. Learn to Recognize International Words ........................... 40
2. Learn to Recognize the Structure of English Words ......... 41
3. Learn to Deduce the Meaning of English Words .............. 43
4. Learn to Deduce the Meaning of Word Combinations ..... 46
5. Revise if You Forget ........................................................... 48
Text Study .................................................................................... 50
Unit Two............................................................................................ 63
Structure Study ............................................................................ 64
1. Various Functions of Single Infinitive................................ 64
2. Iifinitive Constructions Equivalent to Clauses ................... 72
Word Study .................................................................................. 85
1. Learn to Recognize International Words ........................... 85
2. Learn to Recognize the Structure of English Words ......... 86
3. Learn to Deduce the Meaning of English Words .............. 88
4. Learn to Deduce the Meaning of Word Combinations ..... 92
5. Revise if You Forget ........................................................... 94
Text Study .................................................................................... 96
352
353
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.177
Unit Three ....................................................................................... 109
Structure Study .......................................................................... 110
1. Modal Verbs and Their Message ..................................... 110
2. Modal Structures .............................................................. 122
Word Study ................................................................................ 133
1. Learn to Recognize International Words ......................... 133
2. Learn to Recognize the Structure of English Words ....... 134
3. Learn to Deduce the Meaning of English Words ............ 137
4. Learn to Deduce the Meaning of Word Combinations ... 141
5. Revise if You Forget ......................................................... 144
Text Study .................................................................................. 146
Unit Four......................................................................................... 160
Structure Study .......................................................................... 161
1. Different Means of Making a Certain Part of the Sentence
Logically Important ........................................................ 161
2. Missing Elements .......................................................... 172
Word Study ................................................................................ 182
1. Learn to Recognize International Words ......................... 182
2. Learn to Recognize the Structure of English Words ....... 182
3. Learn to Deduce the Meaning of English Words ............ 185
4. Learn to Deduce the Meaning of Word Combinations ... 191
5. Revise if You Forget ......................................................... 193
Text Study .................................................................................. 195
Грамматические очерки ................................................................ 211
Предложение и высказывание ............................................... 211
Порядок слов в английском предложении и его
ôóíêöèè.............................................................................. 212
Артикль и его функции в предложении ......................... 219
Глагол основа предложения и высказывания ................. 224
Личные формы глагола ..................................................... 225
Страдательный залог ......................................................... 228
Неличные формы глагола ................................................. 236
Автор и высказывание ............................................................ 259
Понятие модальности ....................................................... 259
Модальные глаголы ........................................................... 261
Модальные структуры ....................................................... 270
Грамматика и ëîãèêà............................................................... 277
Эмфатические ñòðóêòóðû.................................................. 277
Структуры с непрямым порядком ñëîâ.......................... 280
Неполные (èëè эллиптические) структуры ................... 285
354
Structure Words ............................................................................... 290
Connecting Words ..................................................................... 290
Prepositions .......................................................................... 290
Conjunctions ........................................................................ 299
Guide Words ........................................................................ 301
Qualifying Words ................................................................. 302
Emphatic Words .................................................................. 307
Multifunctional Words......................................................... 309
Vocabulary Inventory....................................................................... 319
Units Vocabulary ....................................................................... 319
Unit One .............................................................................. 319
Unit Two.............................................................................. 320
Unit Three ........................................................................... 321
Unit Four ............................................................................. 322
Course Vocabulary ........................................................................... 324
Приложение ................................................................................... 339
Некоторые рекомендации по составлению аннотаций
и тезисов ................................................................................... 339
Возможный поурочный план работы с данным
курсом ....................................................................................... 344
От авторов ...................................................................................... 351
Таблица 1. Study Modal Verbs with Infinitive Non-Perfect ....... 111
Таблица 2. Study Modal Verbs with Perfect Infinitive................ 118
Таблица 3. Употребление артиклей .......................................... 220
Таблица 4. Образование видо-временных форм
(ñõåìà формальных признаков сказуемого) ......... 226
Таблица 5. Значение видо-временных форм английского
глагола ....................................................................... 229
Таблица 6. Сопоставление употребления видо-временных
форм настоящего и прошедшего времени
в русском и английском языках ............................ 232
Таблица 7. Согласование времен .............................................. 234
Таблица 8. Схема формальных признаков неличных форм
глагола ....................................................................... 237
Таблица 9. Соотношение неличных форм глагола
в английском и русском языках ............................ 238
Таблица 10. Возможные русские эквиваленты английских
модальных глаголов ................................................. 266
Таблица 11. Модальные глаголы с îòðèöàíèåì........................ 269
355
Стр.178
Таблица 12. Внешнеидентичные союзы, предлоги
и наречия .................................................................. 310
Таблица 13. Внешнеидентичные предлоги, наречия,
прилагательные ........................................................ 311
Таблица 14. Местоимение it и его русские ýêâèâàëåíòû......... 312
Таблица 15. Функции one и его русские ýêâèâàëåíòû............. 314
Таблица 16. Указательное местоимение this (these) .................. 315
Таблица 17. Указательное местоимение that (those) ................. 316
Таблица 18. Трудные случаи употребления that
в функции союза и союзного слова ...................... 317
Таблица 19. Трудные случаи употребления what
в функции союзного слова ..................................... 318
Учебное издание
LEARN TO READ SCIENCE
КУРС АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ АСПИРАНТОВ
Учебное пособие
356
357
Стр.179