30 Спряжение вспомогательного глагола быть — sum, fui, , esse в настоящем времени изъявительного наклонения активного залога (Praesens indicativi activi) . <...> . 31 Спряжение глагола в настоящем времени изъявительного наклонения активного залога (Praesens indicativi activi) . <...> 33 Спряжение глаголов системы инфекта изъявительного наклонения действительного залога (Imperfectum, Futurum I indicativi activi) . <...> 38 Спряжение глаголов системы инфекта в изъявительном наклонении пассивном (страдательном) залоге (Praesens, Imperfectum, Futurum I) . <...> 49 Futurum II (secundum или exactum) indicativi activi . <...> 50 Вспомогательный глагол быть — sum, fui, , esse в системе Perfect’a . <...> 51 Приставочные глаголы сложные с sum. в системе Perfect’a . <...> 55 Perfectum, Plusquamperfectum и Futurum II в пассивном (страдательном) залоге (passivum). <...> 58 Спряжение глагола в активном залоге сослагательного наклонения — Praesens, Imperfectum, Perfectum, Plusquamperfectum conjunctivi activi . <...> . 60 4 Спряжение глагола в пассивном (страдательном) залоге сослагательного наклонения — Praesens, Imperfectum, Perfectum, Plusquamperfectum conjunctivi passivi . <...> Имя прилагательное (nomen adjectivum) и отглагольные именные формы . <...> 78 Отглагольная именная форма герундив — Gerundivum и его роль в предложении . <...> 79 Отглагольная именная форма герундий — Gerundium и его роль в предложении . <...> В латинском языке флективными являются: имя существительное — nomem substantivum имя прилагательное — nomen adjectivum местоимение — pronomen ● ● ● ● ● ● числительное — nomen numerale причастие — participium глагол – verbum. <...> Латинские существительные имеют два числа: единственное число — numerus singularis (Sing.), множественное число — numerus pluralis (Plur.) <...> Латинские существительные имеют шесть падежей: именительный — casus nominativus (Nom.) — отвечает на воп росы кто? что? и выступает в предложении подлежащим, обо значает действующее лицо; родительный — casus genitivus (Gen.) — отвечает на вопросы кого? чего? (исключительно в притяжательном значении, т.е. отвечает на вопросы чей? чья? чье?) и выступает в предложении определением, т.е. связан вопросом с именем существительным; дательный — casus dativus (Dat.) — отвечает на вопросы кому? чему? и выступает <...>
Краткий_курс_грамматики_латинского_языка_(1).pdf
УДК 811.124(075.8)
ББК 81.2Лат923
Ч37
Библиотека студента
Главный редактор Д.И. Фельдштейн
Заместитель главного редактора С.К. Бондырева
Члены редакционной коллеги и:
А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, В.П. Борисенков, А.А. Деркач,
А.И. Донцов, И.В. Дубровина, М.И. Кондаков,
В.Г. Костомаров, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Никандров,
В.А. Поляков, В.В. Рубцов, Э.В. Сайко
Чеканова Н.В.
Ч37
Краткий курс грамматики латинского языка [Электронный
ресурс] : учеб. пособие / Н.В. Чеканова. — 5е изд., стер. — М.
: ФЛИНТА, 2014. — 112 с.
ISBN 9785893499162
Пособие рассчитано не столько на изучение латинского языка в
полном объеме и принятом обычном смысле, сколько на знакомство с
латинской грамматикой и лексикой, которые лежат в основе со
временной терминологии гуманитарных наук и вошли в терминологический
обиход юридической практики. Основные положения и закономернос
ти латинской грамматики представлены в виде формул и схем. Изложе
ние учебного материала сочетает два основных метода обучения —
теоретический и практический: теоретические правила подкреплены конкр
етными примерами. Использована лексика, наиболее употребительная
в римском праве.
Пособие предназначено для студентов гуманитарных и юридических
факультетов университетов, а также для тех, кто изучает латинский язык
самостоятельно.
УДК 811.124(075.8)
ББК 81.2Лат923
ISBN 9785893499162
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие . ..................................................................................... 7
1. ФОНЕТИКА . ................................................................................ 9
Алфавит. Правила произношения. ......................................... 9
Общие правила долготы и краткости. Слогораздел ............. 12
Общие правила ударения . .................................................... 13
2. МОРФОЛОГИЯ ......................................................................... 15
2.1. Имя существительное (nomem substantivum) .......................... 15
Грамматические категории имени существительного. ......... 15
Склонение существительных ............................................... 18
Первое склонение ........................................................... 18
Второе склонение............................................................ 19
Третье склонение............................................................. 20
Четвертое склонение. ...................................................... 23
Пятое склонение ............................................................. 25
Схема морфологического разбора имени существительного .
.............................................................................................. 25
2.2. Глагол (verbum) . .................................................................... 26
Грамматические категории глагола . ..................................... 26
Спряжение (conjugatio) и основы глагола ............................ 29
Образование Infinitiv’a praesentis activi ................................. 30
Спряжение вспомогательного глагола быть — sum,
fui, , esse в настоящем времени изъявительного
наклонения активного залога (Praesens indicativi activi) . ..... 30
Приставки . .......................................................................... 30
Приставочные глаголы с sum... ............................................ 31
Спряжение глагола в настоящем времени изъявительного
наклонения активного залога (Praesens indicativi activi) . ..... 32
2
3
Стр.2
Основные глагольные формы ................................................. 33
Спряжение глаголов системы инфекта изъявительного
наклонения действительного залога (Imperfectum,
Futurum I indicativi activi) ......................................................... 36
Схема морфологического разбора глагола ............................. 38
Спряжение вспомогательного глагола быть sum,
fui, , esse в инфектных временах ............................................ 38
Пассивный (страдательный) залог глагола (genus passivum) .. 38
Спряжение глаголов системы инфекта в изъявительном
наклонении пассивном (страдательном) залоге (Praesens,
Imperfectum, Futurum I) ........................................................... 39
Пассивная конструкция предложения ................................... 42
Отложительные (verba deponentia), полуотложительные
(semideponentia) глаголы.......................................................... 43
Повелительное наклонение (Imperativus) .............................. 44
Отрицательные формы Imperativ’a ......................................... 47
Повелительное наклонение (Imperativus) вспомогательного
глагола быть sum, fui, , esse .................................................. 47
Система перфекта (изъявительное наклонение) ................... 48
Perfectum indicativi activi ..................................................... 48
Plusquamperfectum indicativi activi ...................................... 49
Futurum II (secundum или exactum) indicativi activi .......... 50
Вспомогательный глагол быть — sum, fui, , esse в системе
Perfect’a ...................................................................................... 51
Приставочные глаголы сложные с sum... в системе
Perfect’a ...................................................................................... 52
Отглагольная именная форма — причастие (Participium) ..... 53
Причастие отложительных и полуотложительных глаголов .... 55
Perfectum, Plusquamperfectum и Futurum II в пассивном
(страдательном) залоге (passivum)........................................... 55
Сослагательное наклонение — modus conjunctivus................ 58
Спряжение глагола в активном залоге сослагательного
наклонения — Praesens, Imperfectum, Perfectum,
Plusquamperfectum conjunctivi activi ........................................ 58
Conjunctivus вспомогательного глагола sum... ....................... 60
4
Спряжение глагола в пассивном (страдательном) залоге
сослагательного наклонения — Praesens, Imperfectum,
Perfectum, Plusquamperfectum conjunctivi passivi .................... 61
Все формы инфинитива (Infinitivus) ....................................... 63
2.3. Имя прилагательное (nomen adjectivum) и отглагольные
именные формы ......................................................................... 67
Грамматические категории прилагательного ......................... 67
Склонение прилагательных..................................................... 68
I—II склонения.................................................................... 68
III склонение ....................................................................... 70
Согласование прилагательных с существительными ............ 72
Степени сравнения прилагательных ...................................... 73
Супплетивные степени сравнения прилагательных.............. 76
Схема морфологического разбора имени прилагательного ... 77
Грамматические конструкции степеней сравнения
прилагательных в предложении .............................................. 77
Склонение причастий .............................................................. 78
Отглагольная именная форма герундив — Gerundivum
и его роль в предложении ........................................................ 79
Отглагольная именная форма герундий — Gerundium
и его роль в предложении ........................................................ 80
2.4. Наречие (adverbium) .................................................................. 81
Наречия от прилагательных .................................................... 81
Степени сравнения наречий.................................................... 83
2.5. Местоимения (pronomen) .......................................................... 83
2.6. Числительные (numeralia) ......................................................... 87
3. СИНТАКСИС................................................................................... 91
3.1. Синтаксис простого предложения ............................................. 91
Предлоги ................................................................................... 91
Отрицания................................................................................. 92
Двойной винительный падеж — Accusativus duplex............... 93
5
Стр.3
Двойной именительный падеж — Nominativus duplex .......... 93
Порядок слов в простом предложении................................... 94
3.2. Синтаксис сложного предложения ........................................... 95
Союзы (conjunctiones) .............................................................. 95
Conjunctivus в придаточных предложениях ........................... 95
Инфинитивный оборот Accusativus cum infinitivo ................. 98
Инфинитивный оборот Nominativus cum infinitivo ............... 99
Синтаксический оборот Ablativus absolutus............................ 99
Роль Ablativus absolutus в предложении .................................100
Рекомендуемая литература ..................................................................101
Приложение 1. Латинская фразеология .............................................103
Приложение 2. Римские имена ...........................................................108
ПРЕДИСЛОВИЕ
Преподавание латинского языка на гуманитарных и юриди
ческих факультетах университетов предполагает не столько рас
ширение конкретного гуманитарного знания, сколько приобще
ние к достижениям мировой культуры, побуждение к восприятию
общечеловеческих ценностей, активизацию познавательного ин
тереса студентов.
Культура Древнего Рима была важнейшей составляющей
оформившейся позднее культуры европейских народов и госу
дарств. В этом смысле латинский язык долгое время выступал в
качестве языка художественной и интеллектуальной культуры
Западной Европы. Даже когда в XIII—XIV вв. рядом с латинс
кой литературой, но под ее непосредственным влиянием, воз
никла литература, развивающаяся на основе европейских наци
ональных языков, латинский язык сохранил свое значение во
всех областях общественной и культурной жизни, оставаясь го
сударственноправовым и административным языком, языком
международных отношений, школы, науки, церкви. Наследие
этой эпохи — богатая терминология, а в современных услови
ях — лингвистическая традиция для создания новых терминов.
Мысли древних, пронизанные глубокой идеалистической и
наивной материалистической философией, конкретным зна
нием о космосе и месте человека в космосе, живут сегодня са
мостоятельной жизнью. Их общий смысл воспринимается не
только как философские категории, но как моральноэтичес
кая норма. В этом плане латинский язык выступает как некий
«банк данных», призванных расширить общую филологичес
кую основу современного человека, и играет большую воспи
тательную роль.
Вместе с этим латинский язык даже сегодня выполняет и кон
кретную образовательную задачу. Известно, что латинская грам
матика заложила начало развитию романских языков. Даже в тех
языковых системах, которые развивались самостоятельно и неза
6
7
Стр.4