Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Современные проблемы науки о языке (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторАлефиренко Н. Ф.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц417
ID316342
АннотацияКнига знакомит начинающего исследователя с многополярным миром лингвистических идей, школ и направлений. Предлагаемый анализ проблем современной отечественной и мировой лингвистики поможет подготовиться к кандидатскому экзамену по специальности.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540300 (050300) «Филологическое образование»
Кому рекомендованоУчебное пособие предназначено для магистрантов и аспирантов филологических специальностей высших учебных заведений, а также может быть рекомендовано более широкой аудитории: преподавателям-лингвистам и студентам, изучающим курс «Общее языкознание».
ISBN978-5-89349-573-7
УДК81(075)
ББК81-923
Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке : учеб. пособие / Н.Ф. Алефиренко .— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2014 .— 417 с. — ISBN 978-5-89349-573-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/316342 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

401 4 Введение СОВРЕМЕННОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ Языкознание — наука о естественном средстве общения человека, как никакая другая дисциплина, находится в теснейшей связи с философией, психологией, нейрофизиологией, семиотикой и другими науками о человеке, его мышлении и речевой деятельности в целом. <...> Они и определяли, главным образом, содержание понятия «современное языкознание» для той или иной эпохи развития лингвистической мысли. <...> Объектом изучения в языкознании, как вытекает из вышеизложенного, является речевая деятельность [РД] (langage) не в узком (психолингвистическом), а в широком смысле: языковые средства в процессах порождения речи и ее понимания, в дискурсе и тексте. <...> Косериу, можно сказать, что язык — это идеальная система средств языковых элементов (единиц) и соответствующих классов языковых элементов (единиц), обеспечивающих потенциальную возможность осуществлять речемыслительные акты; норма — то, что и как надо или следует говорить; а речь — реализация, актуализация потенциальных возможностей языковой системы в процессе общения (реальное общение, речевые акты и тексты как продукты речемышления). <...> Все компоненты речемышления, по П.М. Алексееву, находятся в определенных взаимоотношениях: система и норма принадлежат языку (langue), узус и собственно речевые акты — речи 8 Введение Схема I Языковой материал [элементы (единицы) системы и их классы] Актуальный (реализованный и кодифицированный) Потенциальный Грамматика [правила сочетаемости элементов (единиц)] Актуальная (реализованная и кодифицированная) Потенциальная Средства и правила вербальной коммуникации Предписания Материал (реализации) внутренние (системные) внешние (ситуативные) — Нормированность — Общеупотребительные реализации Языкового материала Грамматики Как принято конструировать высказывание Речевые акты (процессы общения) Речевой материал (тексты) Реальное общение Как следует выстраивать сообщение <...>
Современные_проблемы_науки_о_языке_(1).pdf
УДК 81(075) ББК 81-923 À45 Рецензенты: Кафедра общего и славяно-русского языкознания Кубанского государственного университета; д-р ôèëîë. íàóê, ïðîô. Í.Ñ. Êîâàëåâ; д-р ôèëîë. íàóê, ïðîô. Â.À. Маслова Алефиренко Н.Ф. А45 Современные проблемы науки о языке [Электронный ресурс] : у÷åá. пособие / — Ì. : ФЛИНТА, 2014. — 416 ñ. ISBN 978-5-89349-573-7 Книга знакомит начинающего исследователя с многополярным миром лингвистических идей, школ и направлений. Предлагаемый анализ проблем современной отечественной и мировой лингвистики поможет подготовиться к кандидатскому экзамену по специальности. Учебное пособие предназначено для магистрантов и аспирантов филологических специальностей высших учебных заведений, а также может быть рекомендовано более широкой аудитории: преподавателям-лингвистам и студентам, изучающим курс «Общее языкознание». УДК 81(075) ББК 81-923 Í.Ô. Алефиренко. — 4-е изд., стер. ISBN 978-5-89349-573-7 2 © Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Ââåäåíèå. Современное языкознание как предмет èçó÷åíèÿ. ................. 5 Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ. .................................... 17 Глава 1. Парадигмы современной науки о языке . ....................... 17 1.1. Парадигмы и «íàó÷íûå революции» в лингвистике . ............ 17 1.2. Структура лингвистической макропарадигмы . ...................... 21 1.3. Непарадигмальные стимулы развития лингвистической òåîðèè. ......................................................................................... 28 Глава 2. Сущность языка и речи . ..................................................... 34 2.1. Гносеологические определения .............................................. 38 2.2. Онтологические определения ................................................. 39 2.3. Прагматические определения ................................................. 41 2.4. Многокачественная природа языка ......................................... 43 2.5. Основные этапы порождения ðå÷è. ................................... 53 2.6. Единицы языка и единицы ðå÷è...................................... 58 Глава 3. Система и структура языка . ............................................... 62 3.1. Системно-структурная организация ÿçûêà. ............................ 62 3.2. «Элемент», «единица» и «множество» как понятия системной лингвистики . ............................................................................... 86 3.3. Соотношение в языке части и целого . .................................... 93 3.4. Форма и содержание в языке ........................................... 98 Глава 4. Лингвосемиотика . .................................................................... 107 4.1. Природа и сущность языкового çíàêà. .................................. 107 4.2. Знаковые теории языка . ..................................................... 109 4.3. Типология языковых знаков ............................................... 115 Глава 5. Менталингвистика: язык и мышление ............................ 123 5.1. Лингвофилософские аспекты связи языка, мышления и сознания .................................................................................... 123 5.2. Дискуссионные подходы к проблеме соотношения ÿçûêà, мышления и сознания . ............................................... 125 5.3. Взаимоотношения языка с разными типами мышления ...... 132 Глава 6. Семантическая система языка ............................................ 145 6.1. Ñîçíàíèå, знание и значение ................................................ 145 6.2. Дискуссионные вопросы теории языкового значения. 149 6.3. Типы языковых значений .................................................... 154 Часть II. СОВРЕМЕННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ........ 164 Глава 7. Психолингвистика . .................................................................. 164 7.1. Становление и развитие психолингвистических идей . ....... 164 7.2. Проблемы отечественной психолингвистики . ..................... 167 Глава 8. Когнитивная лингвистика ..................................................... 174 8.1. Основные понятия когнитивной лингвистики . ............. 174 8.2. Лингвистические проблемы концептуализации и категоризации знания . ............................................................ 179 8.3. Типы концептов и их вербализация .............................. 187 Глава 9. Коммуникативная лингвистика. ........................................... 200 9.1. Коммуникативные единицы языка и речи . .......................... 200 3
Стр.3
9.2. Проблема соотношения пресуппозиции и пропозиции ............................................................................. 208 9.3. Синтаксическое и коммуникативное значения .................... 211 9.4. Проблемы современной прагмалингвистики ........................ 217 Глава 10. Прикладная лингвистика ......................................................... 231 10.1. Проблемы моделирования языка в действии. Компьютерная ëèíãâèñòèêà..................................................... 231 10.2. Информационно-поисковые аспекты прикладной лингвистики ............................................................................... 234 Часть III. ИНТЕРЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ÒÅÎÐÈÈ............................. 239 Глава 11. Социолингвистика .................................................................... 239 11.1. Язык и общество ....................................................................... 239 11.2. Классификация социолингвистических ôàêòîðîâ................ 241 11.3. Социальные факторы в развитии системы языка ................ 243 11.4. Современная языковая ситуация ............................................ 256 Глава 12. Лингвокультурология ................................................................ 268 12.1. Язык и êóëüòóðà: методология и теория ................................ 268 12.2. Спорные вопросы о взаимоотношении языка и культуры ..... 272 12.3. Когнитивные аспекты лингвокультурологии ........................ 276 Глава 13. Современное историческое языкознание .............................. 283 13.1. Проблемы компаративистики на рубеже XIX—XX веков ... 283 13.2. Внутренняя ðåêîíñòðóêöèÿ...................................................... 289 13.3. Принципы ареальной (пространственной) лингвистки в современном сравнительно-историческом языкознании .... 298 13.4. Проблема индоевропейской прародины ................................ 306 Часть IV. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ßÇÛÊÎÇÍÀÍÈß................................... 314 Глава 14. Методология и методы языкознания ...................................... 314 14.1. Основные понятия .................................................................... 314 14.2. Методологические поиски современного языкознания ...... 320 14.3. Философский компонент методологий лингвистического поиска ......................................................................................... 329 Глава 15. Методы лингвистической компаративистики ........................ 340 15.1. Сравнительно-исторический метод ......................................... 340 15.2. Историко-сравнительный метод .............................................. 348 15.3. Сравнительно-сопоставительный метод ................................. 352 Глава 16. Структуральные методы ........................................................... 360 16.1. Метод дистрибутивного анализа .............................................. 360 16.2. Метод трансформационного анализа ...................................... 365 16.3. Метод непосредственно составляющих .................................. 371 16.4. Метод компонентного àíàëèçà................................................. 375 Глава 17. Лингвостатистический метод .................................................... 382 17.1. Количественно-вероятностный характер языка .................... 382 17.2. Основные понятия лингвостатистики ..................................... 384 17.3. Основные методики лингвостатистического анализа ........................................................................................ 389 Заключение ................................................................................................. 398 Литература для углубленного изучения .................................................. 401 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.