И.А. Телина СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ Учебно-методическое пособие •ФЛИНТА• И.А. Телина СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ Учебно-методическое пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 УДК 371.91 ББК 74.6 Т31 Научный редактор Синенко В.П., кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета педагогики и методики начального образования Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ГОУ ОГУ Рецензенты: Гладких В.Г., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»; Левашова Г.Н., кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, директор ГОУ СПО «Педагогический колледж г. Орска» Телина И.А. <...> ISBN 978-5-9765-1952-7 В учебно-методическом пособии рассматриваются общие закономерности, нормы и отклонения в развитии детей. <...> 69 3.3 О некоторых мерах, реализуемых Правительством Российской Федерации в части обеспечения прав и социальной защиты детей-инвалидов ……………………………………. <...> ………………… 102 4.2 Основные принципы, цели и задачи социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями ……………… 119 4.3 Технологии социальной реабилитации детей-инвалидов ………. <...> 154 3 ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящее время в России большая часть детей относится к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и задержкой в психическом развитии, которые нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. <...> Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу. <...> В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию <...>
Социально-педагогическая_реабилитация_детей-инвалидов_(2).pdf
И.А. Телина
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
РЕАБИЛИТАЦИЯ
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Учебно-методическое пособие
4-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2025
Стр.1
УДК 371.91(075.8)
ББК 74.6я73
Т31
Н а у ч н ы й р е д а к т о р
Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ГОУ ОГУ
Р е ц е н з е н т ы:
Синенко В.П., канд. пед. наук, доцент, декан факультета
педагогики и методики начального образования
Гладких В.Г., д-р пед. наук, проф.,
зав. каф. теории и методики профессионального образования
ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»;
Заслуженный учитель Российской Федерации,
Левашова Г.Н., канд. пед. наук,
директор ГОУ СПО «Педагогический колледж г. Орска»
Т31
Телина И.А.
Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов : учеб.метод.
пособие / И.А. Телина. – 4-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА,
2025. – ISBN 978-5-9765-1952-7. – Текст : электронный.
В учебно-методическом пособии рассматриваются общие закономерности,
нормы и отклонения в развитии детей. Особое внимание уделено проблеме
социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов в современных
условиях.
Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений. Может
быть полезно социальным педагогам, практикующим специалистам в области
социальной педагогики, социальной работы, работникам образовательных
учреждений и управления социальной защиты населения.
УДК 371.91(075.8)
ББК 74.6я73
ISBN 978-5-9765-1952-7
© Телина И.А., 2018
© Издательство «ФЛИНТА», 2018
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ……………………………………………………………... 4
Глава I. Общие закономерности развития ребенка ……………….. 7
1.1 Понятие о развитии ребенка ………………………………………... 7
1.2 Факторы развития личности ребенка ……………………………… 12
Вопросы для обсуждения ....................…………………………………. 17
Библиографический список …………......…………………………….. 18
Глава II. Понятие нормы и отклонения от нормы
в социальной педагогике …………………………………………….. 19
2.1 Понятие «норма» в развитии личности …………………………… 19
2.2 Типы отклонений ……………………………………………………. 23
Вопросы для обсуждения ....................…………………………………. 43
Библиографический список ……………………………………............. 44
Глава III. Инвалидность и общество …………………………........... 46
3.1 Понятие «инвалидность». Правила и порядок установления
инвалидности ………………………………………….....……………... 46
3.2 Проблема защиты и оказания помощи инвалидам
в современном обществе ……………………………………………….. 69
3.3 О некоторых мерах, реализуемых Правительством
Российской Федерации в части обеспечения прав и социальной
защиты детей-инвалидов ……………………………………..………… 82
Вопросы для обсуждения ....................…………………………………. 99
Библиографический список …………………………………………….. 99
Глава IV. Сущность социально-педагогической
реабилитации детей-инвалидов …………………………………….. 102
4.1 Виды и способы реабилитации детей с ограниченными
возможностями ..............................................................………………… 102
4.2 Основные принципы, цели и задачи социальной
реабилитации детей с ограниченными возможностями ……………… 119
4.3 Технологии социальной реабилитации детей-инвалидов ………... 128
Вопросы для обсуждения .....................…………………………............ 136
Библиографический список …………….………………………......... 137
Приложение 1. Услуги, оказываемые населению
администрацией г. Орска Оренбургской области за 2007 г. ……….... 139
Приложение 2. Социальный паспорт города …………………………. 144
Приложение 3. Список общественных организаций
и учреждений, оказывающих практическую помощь детяминвалидам
……………………………………………………………….. 149
Приложение 4. Список уполномоченных по правам ребенка
в субъектах Российской Федерации ………………………………….... 154
3
Стр.3