А. С. СТАЦЕНКО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ ИНТЕНЦИИ Монография Москва-2011 УДК 81.373 ББК 81.03 С786 Рецензенты: Т. А. Ковелина, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, педагогики и психологии Филиала Московского педагогического государственного университета в городе Краснодаре; Ю. С. Баскова, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Кубанского социально-эконо мического института. <...> Эмоционально-оценочная лексика как средство реализации речевой интенции: Монография. <...> В монографии рассматриваются особенности реализации интенциональности, иллокутивной и прагматической функций эмоционально-оценочных средств в русском и английском языках. <...> Исследованы особенности семантики эмоциональнооценочной лексики, систематизирована терминология и классификация данного языкового класса. <...> Разграничение понятий «эмоциональность», «оценочность», «экспрессивность», «эмотивность», «коннотативность» в структуре эмоциональнооценочной лексики . <...> Лингвистическая прагматика как способ функциональной характеристики эмоциональнооценочной лексики . <...> ИЛЛОКУТИВНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ КАК ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ФАКТОР ЕЁ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В РЕЧЕВОМ АКТЕ . <...> Класс эмоционально-оценочной лексики — самый подвижный и открытый класс языка, в то же время именно он активно используется в речевой коммуникации, являясь универсальным средством выражения субъективности. <...> Наиболее неоднозначным в эмоциональной структуре языка остается класс междометий, несмотря на многовековой опыт его ис— 4 — следования и описания (Марк Теренций Варрон, Ломоносов (1744, 1748), Шахматов (1941), Мещанинов (1945), Поспелов (1954), Арнольд (1959), Виноградов (1975) и другие). <...> Вопрос включения междометий в класс лексики вообще, в широком смысле, и в подкласс эмоциональной лексики — в узком, решается неоднозначно из-за неординарной языковой природы междометий, которые имеют <...>
Эмоционально-оценочная_лексика_как_средство_реализации_речевой_интенции._Монография.pdf
УДК 81.373
ББК 81.03
С786
Рецензенты:
Т. А. Ковелина, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных
дисциплин, педагогики и психологии
Филиала Московского педагогического государственного
университета в городе Краснодаре;
Ю. С. Баскова, кандидат филологических наук, доцент кафедры
иностранных языков Кубанского социально-эконо
мического института.
С786 Стаценко А. С. Эмоционально-оценочная лексика как средство
реализации речевой интенции: Монография. — М.: МПГУ,
2011. — 118 с.
В монографии рассматриваются особенности реализации
интенциональности, иллокутивной и прагматической функций
эмоционально-оценочных средств в русском и английском
языках. Исследованы особенности семантики эмоциональнооценочной
лексики, систематизирована терминология и классификация
данного языкового класса.
Материалы монографии могут быть использованы при чтении
вузовских курсов и спецкурсов по психолингвистике, типологическому
и сопоставительному языкознанию, лексикологии,
стилистике, прагмалингвистике.
ISBN 978-5-4263-0055-2
© А. С. Стаценко, 2011
© МПГУ, 2011
© Оформление. Издательство «Прометей», 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................. 4
1. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА КАК
ПРЕДМЕТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..9
1.1. Разграничение понятий «эмоциональность»,
«оценочность», «экспрессивность», «эмотивность»,
«коннотативность» в структуре эмоциональнооценочной
лексики .................................... 9
1.2. Междометия как подкласс эмоционально-оценочной
лексики ............................................. 27
1.3. Лингвистическая прагматика как способ
функциональной характеристики эмоциональнооценочной
лексики ................................... 37
2. ИЛЛОКУТИВНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ
ЛЕКСИКИ КАК ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ФАКТОР ЕЁ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В РЕЧЕВОМ АКТЕ ........ 48
2.1. Иллокутивность эмоционально-оценочных слов .......... 48
2.2. Иллокутивность междометий ........................... 72
2.3. Специфика перевода эмоционально-оценочной лексики
языка ............................................... 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........................................103
Библиографический список ................................106
Источники иллюстративного материала .....................117
Стр.3