А.Н.Джуринский ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. <...> . В монографии члена-корреспондента Российской Академии образования, доктора педагогических наук, профессора МПГУ анализируются методологические вопросы истории педагогики и сравнительной педагогики: объекты и предметы исследования, цели, задачи, функции, социокультурные и философские подходы, понятийно-терминологический аппарат, методы исследования, взаимосвязи с другими науками и др. <...> Монография посвящена анализу научных принципов, методо логических инструментариев одних из важнейших отраслей педагогической науки: истории педагогики и сравнительной педагогики, а также научной платформы сопоставительного исследования образования в многокультурном социуме. <...> Совершенствование теории и методологии историко-педагогического исследования значимо в свете необходимости учета историко-педагогического наследия в контексте модернизации российского образования. <...> Научные подходы к важнейшим этапам истории мировой и российской педагогики позволяют выявлять корреляции педагогики и образования и определенных социальных, культурных пространств; характер преемственности педагогического знания и образования: хронологические рубежи эволюции педагогических идей и учений; делать обоснованные объективные выводы и обобщения относительно историко-педагогического наследия. <...> Методология и теория историко-педагогического исследования предназначены для анализа эволюции мировой педагогики, ее становления — от эмпирического осмысления воспитательной деятельности, служения богословию и философии до статуса самостоятельной науки. <...> История педагогики изучалась как целостное, обладавшее внутренней логикой, диалектически противоречивое явление в контексте череды обладавших конкретно-историческими особенностями социально-экономических формаций, как идейная надстройка произво дительных сил и производственных <...>
Теория_и_методология_истории_педагогики_и_сравнительной_педагогики._Актуальные_проблемы.pdf
УДК 37.013(091)
ББК 74.5
Д 42
Д 42 ДЖУРИНСКИЙ А.Н. Теория и методология истории педагогики
и сравнительной педагогики. Актуальные проблемы. – М.:
Прометей, 2014 – 130 с. (Монографические исследования: Педагогика).
В
монографии члена-корреспондента Российской Академии
образования, доктора педагогических наук, профессора
МПГУ анализируются методологические вопросы истории
педагогики и сравнительной педагогики: объекты и предметы
исследования, цели, задачи, функции, социокультурные и философские
подходы, понятийно-терминологический аппарат,
методы исследования, взаимосвязи с другими науками и др.
Монография адресована исследователям, преподавателям,
студентам, всем работникам образования.
DZHURINSKIY Alexander. Theory and Methodology of History
Education and Comparative Pedagogics. Actual problems. M.:
Prometey, 2014. — p. (Monograph: Pedagogics).
In the monograph, Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Moscow State
Pedagogical University analyzed the methodological problems of
the history education and comparative pedagogics : the objects
and subjects of study, goals, objectives, functions, socio-cultural
and philosophical approaches, conceptual and terminological apparatus,
methods of research, the relationship with other sciences
and others.
The monograph is addressed to researchers, teachers, students,
all educators.
ISBN 978-5-7042-2523-2
© А. Н. Джуринский, 2014
© Издательство «Прометей», 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1. История педагогики как наука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.1. Исторический экскурс. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.2. Объект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.3. Источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.4. Цели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.5. Социокультурные подходы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.6. Философские основания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1.7. Классификация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1.8. Периодизация и преемственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
1.9. Тематика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2. Концептуализация сравнительной педагогики. . . . . . . . . . . . 24
2.1. Этапы концептуализации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2. Научный статус. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
2.3. Понятийно-терминологический аппарат . . . . . . . . . . . . . . 39
2.4. Объект и предмет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
2.5. Цель, задачи, функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
2.6. Системность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
2.7. Объективность и субъективность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.8. Методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
2.9. Направления, приоритеты, типы исследований. . . . . . . . 55
3. Междисциплинарность сравнительной педагогики. . . . . . . . 59
3.1. Общий взгляд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
3.2. Связь с экспериментальной педагогикой. . . . . . . . . . . . . . 59
3.3. Опора на философию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
3
Стр.3
Содержание
3.4. Воздействие социологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
3.5. Взаимосвязи с культурологией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
3.6. Взаимодействие с историко-педагогической наукой . . . 69
4. Вызовы мультикультурализма
и сравнительная педагогика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
4.1. Ответы сравнительной педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
4.2. Культуросообразность образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
4.3. Аксиологический подход. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
4.4. Обращение к философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
4.5. Субъекты образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
4.6. Основные концепты образования
в многонациональном социуме. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
4.7. Идеи монокультурного образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
4.8. Концепции межкультурного диалога. . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Вместо заключения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Источники и литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
4
Стр.4