Н. С. Пурышева, Н. В. Шаронова, Н. В. Ромашкина, Е. А. Мишина СБОРНИК КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Учебное пособие для студентов педагогических вузов МОСКВА 2013 УДК 378(075.8):53 ББК 22.3 П889 Рецензенты: А. В. Смирнов, профессор кафедры теории и методики обучения физике МПГУ, д-р пед. наук Д. А. Исаев, декан факультета физики и информационных технологий МПГУ, д-р пед. наук, профессор П889 Пурышева Н. С., Шаронова Н. В., Ромашкина Н. В., Мишина Е. А. <...> Сборник контекстных задач по методике обучения физике: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. <...> В учебно-методическом пособии представлены задания по общим и частным вопросам теории и методики обучения физике для студентов бакалавриата и специалитета. <...> Электромагнитная природа света и основы СТО . <...> Во второй части пособия задания структурированы по разделам школьного курса физики, отраженным в примерных программах для основной и средней (полной) школы, а именно рассмотрены задания по механике, молекулярной физике и термодинамике, электродинамике, оптике и квантовой физике. <...> Проанализируйте учебные планы для классов гуманитарного и физико-математического профилей. <...> В настоящее время существует достаточно большое число учебно-методических комплектов (УМК) по физике для основной и средней (полной) школы. <...> Какие компоненты УМК являются обязательными, а какие – дополнительными? <...> В системе УМК по физике выделите те, которые составляют законченную линию 7–11-е классы. <...> Что, с вашей точки зрения, является источником содержания школьного курса физики? <...> Как основные идеи современной ФКМ отражены в школьном курсе физики? <...> Разработайте фрагмент урока по теме «Диффузия» (основная школа) в виде беседы. <...> Составьте алгоритм решения вычислительных задач по теме «Механическое движение» для 9-го класса. <...> Подберите качественные задачи по кинематике (основная школа). <...> Составьте конспект урока решения задач по теме «Равномерное движение» (основная школа). <...> К практическим <...>
Сборник_контекстных_задач_по_методике_обучения_физике_Учебное_пособие_для_студентов_педагогических_вузов.pdf
УДК 378(075.8):53
ББК 22.3
П889
Рецензенты:
А. В. Смирнов, профессор кафедры теории и методики
обучения физике МПГУ, д-р пед. наук
Д. А. Исаев, декан факультета физики и информационных
технологий МПГУ, д-р пед. наук, профессор
П889 Пурышева Н. С., Шаронова Н. В., Ромашкина Н. В., Мишина
Е. А. Сборник контекстных задач по методике обучения
физике: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. –
М.: Прометей, 2013. – 116 с.
В учебно-методическом пособии представлены задания по общим
и частным вопросам теории и методики обучения физике для студентов
бакалавриата и специалитета. Задания отличает компетентностная направленность,
они носят контекстный характер и адекватны задачам,
которые учитель физики решает в своей профессиональной деятельности.
Пособие включает задания как открытого типа, так и закрытого. Помимо
заданий в него включены тесты для проверки соответствия уровня
подготовки студентов по теории и методике обучения физике требованиям
ФГОС.
ISBN 978-5-7042-2412-9
© Авторский коллектив, 2013
© Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ....................................................................5
ЧАСТЬ I.
Задания с развернутым ответом
Раздел 1. Общие вопросы теории и методики
обучения физике ........................................................................... 7
1.1. Нормативные документы,
регламентирующие учебный процесс по физике .............7
1.2. Физика как наука и физика как учебный предмет ..........8
1.3. Содержание и структура курса физики
для общеобразовательной школы .................................9
1.4. Методы, формы и средства обучения физике ...............11
1.5. Технологии обучения физике ....................................14
1.6. Проектирование процесса обучения физике ................16
Раздел 2. Задания к семинарским занятиям по частным
вопросам теории и методики обучения физике ........................ 17
2.1. Механика ...............................................................17
2.1.1. Кинематика...............................................................................17
2.1.2. Динамика .....................................................................................20
2.1.3. Статика ......................................................................................22
2.1.4. Импульс. Закон сохранения импульса .........................23
2.1.5. Работа и энергия. Закон сохранения энергии ...........24
2.1.6. Механические колебания и волны ..................................25
2.2. Молекулярная физика .............................................26
2.3. Электродинамика ....................................................34
2.3.1. Электростатика ....................................................................34
2.3.2. Постоянный электрический ток ..................................36
2.3.3. Электрический ток в различных средах ....................37
2.3.4. Магнитное поле .......................................................................39
2.3.5. Электромагнитная индукция .........................................40
3
Стр.3
Содержание
2.3.6. Электромагнитные колебания и волны .....................42
2.4. Оптика, квантовая физика . ......................................45
2.4.1. Электромагнитная природа света
и основы СТО ..............................................................................45
2.4.2. Геометрическая оптика .......................................................47
2.4.3. Волновые свойства света ....................................................49
2.4.4. Квантовые свойства света ................................................51
2.4.5. Физика атома и атомного ядра.
Элементарные частицы ......................................................52
ЧАСТЬ II.
Задания с выбором ответа
Раздел 1. Механика . .................................................................. 56
Раздел 2. Молекулярная физика . ............................................. 62
Раздел 3. Электродинамика . ..................................................... 68
Раздел 4. Оптика. Квантовая физика . ..................................... 74
ЧАСТЬ III.
Аттестационные педагогические измерительные материалы
по учебной дисциплине «Теория и методика обучения
физике» образовательной программы высшего
профессионального образования
Раздел 1. Контрольные задания для проверки
остаточных знаний по теории и методике обучения
физике для студентов IV курса (бакалавров III курса) ........... 81
Раздел 2. Контрольные задания для проверки
остаточных знаний по теории и методике обучения
физике студентов V курса (бакалавров IV курса) .................... 93
Список литературы . .................................................. 107
Рабочие программы по физике ........................................ 107
Учебники по физике для основной и средней (полной)
школы ......................................................................... 108
Сборники заданий по физике .......................................... 110
Цифровые образовательные ресурсы ................................ 113
Интернет-ресурсы . ....................................................... 114
4
Стр.4