УДК 373
ББК 74.244.3
И 665
Научные редакторы –
доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Землянская,
доктор педагогических наук, профессор А. Е. Дмитриев
Авторы –
Землянская Е. Н., д.п.н., проф. (введение, разделы 2.3 в соавт., 2.5)
Веретенникова Л. К., д.п.н., проф. (разделы 1.2, 1.3)
Дмитриев А. Е., д.п.н., проф. (раздел 1.1)
Баранов С. П., к.п.н., проф. (раздел 3.1)
Латышина Д. И., к.п.н., проф. (раздел 3.3)
Борисова Е. В., к.п.н., доц. (раздел 2.4 в соавт.)
Олейникова М. А., к.п.н., доц. (разделы 2.3 в соавт., 2.4 в соавт.)
Пономарева И. Т., к.п.н., доц. (раздел 3.4)
Ситниченко М. Я., к.п.н., доц. (разделы 2.2, 2.3 в соавт., 3.2)
Чечеткин Ю. В., к.п.н., доц. (раздел 1.4)
Школьникова М. В., к.п.н., доц. (раздел 2.1)
И 665 Инновационные процессы в системе начального
образования. Монография. – М.: МПГУ, 2012. – 212 с.
В книге показаны основные проблемы и тенденции развития
высшего педагогического образования в области подготовки учителя
начальных классов.
Монография выполнена профессорско-преподавательским
коллективом кафедры педагогики начального обучения факультета
начальных классов Московского педагогического государственного
университета. В ней представлены результаты новейших научных
исследований в области подготовки современного учителя начальных
классов, прошедшие апробацию в процессе научных семинаров,
конференций, а также опытно-экспериментальной работы.
Книга адресована работникам педагогических вузов и научным
работникам.
В авторской редакции
ISBN 978-5-4263-0128-3
© Авторский коллектив, 2012
© МПГУ, 2012
© Оформление. Издательство «Прометей»,
002012
Стр.2
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 1. Обеспечение развития личности студента в
процессе обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.1.Технология формирования готовности студентов
к творческой педагогической деятельности . . . . . . . 10
1.2. Формирование индивидуальной стратегии
профессиональной подготовки бакалавров
педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
1.3. Повышение конкурентоспособности выпускника
на основе реализации компетентностного и
технологического подходов в педагогическом
образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
1.4. Инновационные приемы формирования у
студентов творческого отношения к педагогической
деятельности в процессе высшего педагогического
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Глава 2. Обновление базовых модулей подготовки учителя
начальных классов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
2.1. Инновационные подходы к подготовке учителя
начальных классов в программах пятилетнего
бакалавриата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
2.2. Педагогическая практика в условиях
двухуровневой системы подготовки учителя
начальных классов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
2.3. Инновационные процессы в итоговой аттестации
бакалавров педагогического образования . . . . . . . . . 90
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
2.4. Научно-педагогический подход к преподаванию
дисциплины «Теория обучения детей младшего
школьного возраста» в процессе подготовки
бакалавров педагогического образования . . . . . . . . . 99
2.5. Реализация системного подхода при формировании
у магистрантов профессиональной компетенции в
области образовательного менеджмента . . . . . . . . . 108
Глава 3. Обогащение содержания подготовки учителя
начальной школы в процессе изучения дисциплин
по выбору . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
3.1. Учет факторов социальной детерминации развития
современного ребенка в вариативных модулях
образовательной программы подготовки учителя
начальных классов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
3.2. Музейная педагогика как инновационная область
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
3.3. Подготовка студентов к организации
этнокультурного образования в школе . . . . . . . . . . . 185
3.4. Педагогическое прогнозирование как инновационный
процесс в воспитании и обучении младших
школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
4
Стр.4