Во второй части показаны переворот в повседневной культуре петровского времени и особенности культуры барокко и рококо периода правления Елизаветы Петровны. <...> Европеизация русской повседневности осуществлялась комплексно, сразу во всех сферах: нравы и ассамблеи, усадьба и духовная культура, театр и литература, образование и семья. <...> В четвертой части книги показано вторжение капитализма и урбанизации в повседневную и духовную жизнь людей в период эклектики. <...> Применение их в совокупности позволит обыграть темы по истории повседневной культуры, что даст возможность студентам, учителям и музейным педагогам внедрять их в своей работе с детьми. <...> Русская культура и повседневная жизнь допетровского времени Повседневная жизнь в Древней Руси . <...> Эпоха барокко и рококо Европейские идеалы и повседневная жизнь эпохи барокко и рококо в ХVIII веке . <...> 70 Методика изучения повседневной культуры барокко и рококо первой половины XVIII века . <...> Период эклектики Повседневная жизнь сословий эпохи эклектики во второй половине XIX века . <...> 166 Эклектика в повседневной культуре XIX века: методическая интерпретация темы . <...> Русская культура и повседневная жизнь серебряного века. <...> 264 Методические примеры занятий со школьниками на основе культурно-образовательных программ по истории повседневности в музее . <...> Древний русич верил в два начала – свет и тьму. <...> Древние русичи также верили в Мировое Древо, похожее на громадный раскидистый дуб. <...> Мир зверей, птиц и растений, по представлениям русичей, полон тайн и загадок. <...> Представления русичей, которые сегодня считают забытыми и вызывающими улыбку, продолжают существовать в нашей повседневной жизни. <...> По представлениям русичей, женщина была священным существом, так как продлевала и хранила род, была носительницей мудрости. <...> В резьбе этих деталей дома нашли воплощение языческие представления. <...> Жилище всегда связывали с Солнцем, поэтому на доме обязательно делали «солярные знаки» в форме круга с крестом <...>
Изучение_повседневной_культуры_России_в_музее_и_школе_Методич._Пособие.pdf
УДК 372
ББК 70/79
К687
Рецензенты:
М. Т. Студеникин, заведующий кафедрой методики
преподавания истории Московского педагогического
государственного университета
А. А. Сорокин, заведующий кафедрой методики преподавания
истории Московского городского педагогического университета
К687 Короткова М. В. Изучение повседневной культуры
России в музее и школе: Методич. пособие. – М.: Прометей, 2013. –
294 с.
Культура повседневности, проблематика которой стала неотъемлемой частью
гуманитарного образования, сегодня вошла в широкий образовательный
контекст. Ее изучают в музеях, школах и вузах. Ценность предлагаемого
универсального пособия состоит в том, что оно написано на основе междисциплинарного
подхода, включает знания по истории, истории культуры,
методике преподавания истории и музейной педагогике. Оно ориентировано
на студентов, учителей и музейных педагогов, имеющих практику работы с
детьми. Структура пособия научно обоснованна и включает в себя учебный,
методический и дополнительный блоки.
Книга содержит обширный фактический материал по истории российской
повседневности и раскрывает различные стороны повседневной жизни
общества. Книга состоит из пяти частей. Первая часть повествует о традиционной
русской культуре и повседневности допетровского времени, которые
целиком зависели от годового жизненного цикла и были подчинены традициям.
Во второй части показаны переворот в повседневной культуре петровского
времени и особенности культуры барокко и рококо периода правления
Елизаветы Петровны. Третья часть посвящена повседневности классицизма и
ампира. Европеизация русской повседневности осуществлялась комплексно,
сразу во всех сферах: нравы и ассамблеи, усадьба и духовная культура, театр
и литература, образование и семья. В четвертой части книги показано вторжение
капитализма и урбанизации в повседневную и духовную жизнь людей
в период эклектики. В последней, пятой, части показана авторская версия
феномена модерна как нового этапа развития культуры серебряного века.
Безусловный интерес представляет список рекомендуемой для изучения
литературы. Методика прописана в дидактических разработках тем, вопросах
и заданиях учащимся. Применение их в совокупности позволит обыграть
темы по истории повседневной культуры, что даст возможность студентам,
учителям и музейным педагогам внедрять их в своей работе с детьми.
ISBN 978-5-7042-2429-7
© М. В. Короткова, 2013
© Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
Оглавление
Часть 1. Русская культура и повседневная жизнь
допетровского времени
Повседневная жизнь в Древней Руси ........................ 6
Повседневная жизнь допетровского времени
ХVI–ХVII века ............................................................ 23
Повседневная культура Древней Руси. Методическая
интерпретация темы .................................................. 41
Список рекомендуемой литературы ..........................64
Задания для самостоятельной работы и контрольные
мероприятия ................................................................ 66
Часть 2. Русская культура и повседневная жизнь XVIII
века. Эпоха барокко и рококо
Европейские идеалы и повседневная жизнь эпохи
барокко и рококо в ХVIII веке .................................... 70
Методика изучения повседневной культуры барокко и
рококо первой половины XVIII века .......................... 96
Список рекомендуемой литературы ........................ 114
Задания для самостоятельной работы и контрольные
мероприятия ............................................................... 117
Часть 3. Русская культура и повседневная жизнь
XVIII - первой четверти XIX века. Эпоха классицизма
и ампира
Повседневная жизнь эпохи классицизма и
ампира ...................................................................... 120
Методика изучения повседневной культуры
классицизма и ампира ХVIII – первой четверти
XIX века ................................................................ 143
Список рекомендуемой литературы ....................... 160
Задания для самостоятельной работы и контрольные
мероприятия ............................................................. 163
Стр.3
Оглавление
Часть 4. Русская культура и повседневная жизнь в
XIX ввеке. Период эклектики
Повседневная жизнь сословий эпохи эклектики во
второй половине XIX века ..................................... 166
Эклектика в повседневной культуре XIX века:
методическая интерпретация темы ......................... 193
Список рекомендуемой литературы ........................ 219
Задания для самостоятельной работы и контрольные
мероприятия ............................................................. 209
Часть 5. Русская культура и повседневная жизнь
серебряного века. Эпоха модерна
Повседневная культура модерна ........................... 222
Методические аспекты изучения повседневной жизни
модерна в рамках культуры серебряного века ....... 243
Список рекомендуемой литературы ....................... 262
Задания для самостоятельной работы и контрольные
мероприятия .............................................................. 264
Методические примеры занятий со школьниками
на основе культурно-образовательных программ по
истории повседневности в музее .............................. 267
Программа учебной дисциплины .................................. 278
1. Пояснительная записка ........................................ 278
2. Содержание дисциплины .................................... 281
3. Методические рекомендации и план освоения
учебной дисциплины ............................................... 286
3.1. Примерная тематика докладов, рефератов, курсовых
и дипломных работ......................................................286
3.2. Тематический план курса ................................. 286
3.3. Контрольные вопросы по учебному курсу к зачету
..................................................................................... 291
Стр.4