Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Вопросы истории методики преподавания фольклора в российской начальной школе (275,00 руб.)

0   0
Первый авторНикитченков А. Ю.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц228
ID315744
АннотацияВ процессе исследования автор решает следующие задачи: с новых позиций рассмотреть пройденный методикой путь, критически осмыслить накопленный российской начальной школой опыт преподавания устного народного творчества за все время ее существования, соотнести этот опыт с явлениями, происходящими в современной педагогической науке и практике. Не претендуя на исключительную полноту раскрытия всех аспектов обозначенной проблемы, автор рассматривает наиболее актуальные исторические вопросы, в рамках которых учет прошлого педагогического опыта оказывается очень значимым для современного образовательного процесса.
Кому рекомендованоМонография адресована специалистам по начальному образованию, изучающим вопросы теории и технологии преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе, студентам бакалавриата, магистратуры и аспирантам педагогических факультетов по целому ряду изучаемых дисциплин, а также широкому кругу читателей, занимающихся вопросами традиционного устно-поэтического творчества и постфольклора, проблемами детского чтения, историей российского образования.
ISBN978-5-7042-2353-5
УДК373.3.016
ББК74.268.3р30
Никитченков, А.Ю. Вопросы истории методики преподавания фольклора в российской начальной школе : монография / А.Ю. Никитченков .— Москва : Издательство Прометей, 2012 .— 228 с. — Библиогр. в подстроч. примеч. — ISBN 978-5-7042-2353-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/315744 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вопросы истории методики преподавания фольклора в российской начальной школе: Монография. <...> В последние десятилетия фольклор буквально ворвался в практику литературного чтения в начальной школе, активно используется в системе внеклассной работы. <...> Монография адресована специалистам по начальному образованию, изучающим вопросы теории и технологии преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе, студентам бакалавриата, магистратуры и аспирантам педагогических факультетов по целому ряду изучаемых дисциплин, а также широкому кругу читателей, занимающихся вопросами традиционного устно-поэтического творчества и постфольклора, проблемами детского чтения, историей российского образования. <...> Устное народное творчество в контексте российской культуры и образования XVIII – первой трети XIX века. <...> Произведения устного народного творчества как учебный материал для начального и среднего образования в 60– 80 годов XIX века. <...> Устное народное творчество в начальной школе советского периода. <...> Устное народное творчество в учебниках и программах советской начальной школы 30–60 годы XX века. <...> На протяжении многих лет произведения устно-поэтического творчества применяются в практике обучения чтению и, как показывают школьные учебники, диссертационные исследования и многочисленные статьи по методике последних лет, не потеряли своей актуальности для современного начального образования. <...> В таких условиях очень важно обратиться к истории методики, всесторонне обосновать современные тенденции с точки зрения накопленного опыта. <...> Следовательно, история методики фольклора должна рассматриваться с учетом специфики развития фольклористики. <...> К началу XXI в. фольклористика накопила богатейший материал, который, безусловно, может быть полезен современному учителю начальных классов. <...> Тем не менее наши исследования показали, что студенты педагогических факультетов, обучающиеся по профилю подготовки <...>
Вопросы_истории_методики_преподавания_фольклора_в_российской_начальной_школе._Монография.pdf
УДК 378 ББК 74.268.3р30 Н626 Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского педагогического государственного университета Рецензенты: О. В. Сосновская, д-р пед. наук, профессор МПГУ Т. В. Склярова, д-р пед. наук, профессор ПСТГУ Н626 Никитченков А. Ю. Вопросы истории методики преподавания фольклора в российской начальной школе: Монография. – М.: Прометей, 2012. – 228 с. уке проблеме. В последние десятилетия фольклор буквально ворвался в практику литературного чтения в начальной школе, активно используется в системе внеклассной работы. Все это, несомненно, вызывает оживленные дискуссии среди педагогов, методистов, авторов учебников, учителей. В таком контексте особенно значимыми становятся следующие задачи: с новых позиций рассмотреть пройденный методикой путь, критически осмыслить накопленный российской начальной школой опыт преподавания устного народного творчества за все время ее существования, соотнести этот опыт с явлениями, происходящими в современной педагогической науке и практике. Не претендуя на исключительную полноту раскрытия всех аспектов обозначенной проблемы, автор рассматривает наиболее актуальные исторические вопросы, в рамках которых учет прошлого педагогического опыта оказывается очень значимым для современного образовательного процесса. Монография адресована специалистам по начальному образованию, изучающим вопросы теории и технологии преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе, студентам бакалавриата, магистратуры и аспирантам педагогических факультетов по целому ряду изучаемых дисциплин, а также широкому кругу читателей, занимающихся вопросами традиционного устно-поэтического творчества и постфольклора, проблемами детского чтения, историей российского образования. Работа выполнена на кафедре русского языка и методики его преподавания в начальной школе ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет». ISBN 978-5-7042-2353-5 © А. Ю. Никитченков, 2012 © Издательство «Прометей», 2012 Монография посвящена малоисследованной в методической на
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ...............................................................4 ГЛАВА 1. Фольклор в системе народной педагогики и детской субкультуры........................................................................10 ГЛАВА 2. Устное народное творчество в контексте российской культуры и образования XVIII – первой трети XIX века...........52 ГЛАВА 3. Фольклор в культурном и образовательном пространстве России середины XIX – начала XX века...................64 3.1. Народное устно-поэтическое творчество в свете российской науки и образования 40–50-х годов XIX века..............64 3.2. Произведения устного народного творчества как учебный материал для начального и среднего образования в 60– 80 годов XIX века.........................................................................71 3.3. Использование устного народного творчества в системе начального образования 90-х годов XIX – начала XX веков. (до 1917 г.).......................................................................................90 ГЛАВА 4. Устное народное творчество в начальной школе советского периода.............................................................114 4.1. Фольклор как учебный материал по чтению в советской начальной школе 20-х годов XX века.................................114 4.2. Устное народное творчество в учебниках и программах советской начальной школы 30–60 годы XX века......................127 4.3. Тенденции в развитии методики чтения устного народного творчества в отечественной начальной школе 70–80-х годов XX века................................................................................142 ГЛАВА 5. Фольклор в постсоветском образовательном пространстве российской начальной школы конца XX – начала XXI века....................................................................................157 УРОКИ ИСТОРИИ. Вместо заключения....................216 ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................................223 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.