Следует отметить еще одну важную особенность сквозного
проектирования – способность поставить студента в позицию подмастерья
времен кустарного производства, обучаемого у мастера-преподавателя, когда
умение передается из рук в руки, когда происходит сменяемость «мастеров»,
а «подмастерье» упорно мастерит «одно и то же».
Так складываются научные, творческие школы, потому что студент,
попав в водоворот творчества, знает, что «коль он вышел, покоя ему уже не
будет», знает, что ему уже нравится это беспокойство, потому что он хочет
быть как его «мастер». Его гложет беспокойство еще и потому, что он также
уже знает, что «любое достижение заведомо несовершенно, и оно ценно
лишь как зародыш совершенства» (Майкл Оукшот, 1959 [1]), которое
является таковым только в сознании автора, по сути, будучи иллюзией.
Только лишь приняв школьника в группы профориентации с целью
подготовки его не столько к конкурсным экзаменам, сколько к восприятию
вузовского курса, следует смотреть на него, как на будущего представителя
творческой школы, так как ее формирование – важнейшая функция вуза,
поскольку без научных школ вуз – высшее ремесленное училище, не более.
Важно добиться, чтобы, работая в научной школе, постигая научную
мудрость из рук в руки, студент к завершающему году обучения в вузе внес
свой вклад в копилку его «школы». Работа с творческим профессором,
опубликовавшим много статей, изобретений, книг, вырастившим десятьдвадцать
кандидатов наук, нескольких докторов, даст возможность студенту
стать полноценным участником «школы», изучая одну за другой работы
мэтра, получая от их автора полноценные консультации. Понимая значение
такой передачи знаний, обидно видеть студентов, особенно аспирантов,
которые норовят получить от руководителя не знания вообще, а
консультации только по решаемой в проекте, в диссертации проблеме.
Ученик подобного рода напоминает козьмапрутковского специалиста,
«подобного флюсу, полнота которого одностороння».
Иными словами, сквозное проектирование должно стать проектным
исследованием, как в аспирантуре, как в НИИ с настоящей успешной
научной школой. Научная школа, в том числе и для ее студентов, создает
условия всем ее участникам рассуждать вслух, заставляет их делать это.
Срабатывает петровский принцип - «дурь, которая всем видна». Мы добавим
и добротность, даже гениальность, которая всем видна. Научная школа
создает обстановку гласности, способствует творчеству, вырабатывает
логичность у ее членов, позволяет эффективно управлять исследованиями,
проектированием, связать их в единую систему.
3
Стр.3