ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА–ЮГРЫ
ГОУ ВПО ХМАО-ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЛАБОРАТОРИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Захожая Т.М.
Система контроля в вузе
как условие формирования
субъектной позиции студента
Монография
Тюмень
Аксиома
2013
Стр.1
ББК 74.484.4
УДК 378.1
З-38
ISBN 978-5-906714-04-6
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом СурГПУ.
З – 38
Захожая, Т. М. Система контроля в вузе как условие формирования
субъективной позиции студента: монография / Т. М. Захожая ; Департамент
образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа – Югры, ГОУ ВПО
ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т», Лаб. инновац. образоват. технологий.
– Тюмень: Аксиома, 2013. – 118, [2] с.
Рецензенты:
В.П. Засыпкин, д.социол.н., первый проректор СурГПУ;
Е.С. Коваль, к.пед.н., начальник одела мониторинга качества обучения
СурГПУ.
В монографии представлены результаты теоретического анализа использования в
организации образовательного процесса вуза системы непрерывной аттестации и
рейтингового контроля знаний, определены основные принципы современной системы
контроля качества обучения с точки зрения СМК. В работе дана характеристика этапов
использования рейтинговых систем в вузах России, а также описан опыт СурГПУ по
разработке текущего, рубежного и итогового контроля по отдельной дисциплине, варианты
расчета рейтинговых показателей, оценка реализуемых мероприятий студентами.
Монография адресована специалистам в области педагогики, теории и методики
профессионального образования, а также может быть использована в качестве учебного
материала преподавателями учреждений профессионального образования, студентами и
аспирантами педагогического профиля.
ISBN 978-5-906714-04-6
© Сургутский государственный педагогический университет, 2013
© Захожая Т.М., 2013
© Оформление. ООО «Аксиома», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .................................................................................................................................. 4
ГЛАВА 1. Контроль учебной деятельности студентов как управляющий
инструмент системы менеджмента качества ............................................ 9
1.1. Общие требования к организации контроля качества обучения .............. 9
1.2. Система непрерывной аттестации как условие формирования
субъектной позиции студентов ....................................................................13
1.3. Современные требования к определению содержания контроля
качества результатов обучения .....................................................................29
ГЛАВА 2. Опыт реализации рейтингового контроля качества обучения
в российских вузах ..........................................................................................51
2.1. Эволюция рейтингового контроля качества обучения в вузах ................51
2.3. Структурная характеристика системы рейтингового контроля как
условия формирования субъектной позиции участников образовательного
процесса .....................................................................................66
ГЛАВА 3. Рейтинговый контроль как условие совершенствования системы
оценки результатов обучения ...............................................................76
3.1. Квалиметрические основы рейтинговой системы контроля качества
обучения ....................................................................................................76
3.2. Технология организации квалиметрический системы рейтингового
контроля по учебной дисциплине в Сургутском государственном
педагогическом университете ..............................................................85
3.3. Психолого-педагогические основания рейтингового контроля качества
обучения ................................................................................................93
Заключение ........................................................................................................................102
Список использованных источников и литературы ..............................................104
–3 –
Стр.3
Посвящается памяти
Игоря Геннадьевича Глушкова,
Первого проректора СурГПУ, д.и.н., профессора,
Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Современная система подготовки специалиста в высшей школе претерпевает
серьезные изменения, обусловленные как общеевропейскими тенденциями развития,
отражающими требования Болонского процесса, так и отечественными
реалиями, выраженными в законодательно-нормативной базе.
Как отмечается в Государственной программе Российской федерации на 20132020
годы «Развитие образования», современное российское образование должно
соответствовать:
● инновационной модели развития российской экономики, являющейся стратегическим
выбором России;
● социальным запросам населения России и задаче консолидации российского
общества;
● требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования
[Государственная программа Российской федерации «Развитие образования»
на 2013-2020 годы]. В новом законе об Образовании (2012 г.) отражено отношение
к нему как самоценности, где говорится, что целью высшего образования
является как обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем
основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с
потребностями общества и государства, так и удовлетворение потребностей личности
в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и
расширении образования [Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»].
С переходом к рыночным отношениям высшее образование все больше
рассматривается населением как важный экономический ресурс, обеспечивающий
успешную самореализацию, социальную мобильность, материальное
благосостояние. Следует отметить, что от 70 % до 93 % россиян считают
необходимым дать или «скорее хотели бы дать» своим детям высшее образование.
Примерно 89% родителей с высшим образованием и 58 % с начальным
образованием безусловно хотят, что бы их дети обучались в высших
учебных заведениях. Более 60 % респондентов – представителей «поколения
реформ» уверены в том, что уровень образования определяет начальную ступень
карьеры, и является необходимым в достижении жизненного благополучия
[Лисаускене 2006: 111-115; Лисаускене 2005: 42-46; Градосельская 2003:
218-239].
Таким образом, отмечается возросшее значение образовательного ресурса в
становлении карьеры молодого поколения. Накопление значительного образо–4
–
Стр.4
вательного ресурса увеличивает навыки обучаемости, расширяет возможности
соответствия требованиям конкурентного рынка труда, смены профессии и овладения
новой специальностью, дает возможности сравнительно быстрой оценки
внешней среды, что особенно важно при ее изменениях и выработки национальной
стратегии поведения [Логинов 2004].
Современными мировыми тенденциями развития высшего образования являются:
●
рост числа студентов, рост стоимости высшего образования и расходов на
него [Глобализация и системы обеспечения качества высшего образования 2007:
11-15; Клячко 2007].
● осознание того, что высшее образование стало необходимым условием получения
хорошо оплачиваемой работы и достижения карьерного роста [Логинов
2004; Требования работодателей к системе профессионального образования 2006].
● глобальная интернационализация и открытость образования. Уровень коммуникации
между научными сообществами позволяет внедрять новые современные
технологии повсеместно, новые знания становятся достоянием всего человечества
и влияют на процесс развития государства независимо от национальных,
религиозных и иных особенностей [Глобализация и системы обеспечения качества
высшего образования 2007: 11-15; Медведев 2006; Акулич 2005: 50-57].
● влияние на систему образования становления и развития информационного
общества, которое требует нового качества трудовых ресурсов и их способности к
инновациям [Дука 2004; Каюмов 2006; Сощенко 2007; Чернов 2003]
● создание особой информационно-образовательной среды – система Internet
[Раицкая 2012].
Как отмечает Л.К.Раицкая, Интернет как всемирная открытая сеть, объединяющая
множество взаимосвязанных компьютерных сетей, создает огромные условия
для самообучения и саморазвития. Интернет является открытой, надежной и
доступной системой. Ее особенными свойствами являются креативность (данная
среда создает возможности для индивидуального и коллективного творчества,
для стимуляции репродуктивного развития личности, развития автономности
личности); комплементарность к внутреннему и внешнему миру человека, а также
к пространству его жизнедеятельности и др. [Раицкая 2012].
Таким образом, современные условия требуют новых подходов к организации
обучения. Высшее образование должно быть ориентировано на развитие личности,
на его интеллектуальную деятельность, на развитие творческих способностей
человека. Для этого необходимы динамичность, гибкость и вариативность
обучения, опора на инновационные методы в образовании, индивидуализация,
разнообразие и гибкость образовательных программ. Кроме того, необходимо
культивировать самостоятельность студентов на всех этапах учебного процесса
(выбор учебных предметов, выбор методов их изучения, активность в добывании
новых знаний).
Представляется, что основными векторами развития высшего образования в
России должны стать:
–5 –
Стр.5
● Переориентация образовательного процесса с моносубъектной (основная
роль принадлежит преподавателю) на полисубъектную парадигму (преподаватель,
студент, группы студентов).
● Формирование содержания основной профессиональной образовательной
программы исходя из потребности рынка труда, особенностей профессиональной
деятельности и личностного развития субъекта.
● Реализация в полной мере возможностей информационной образовательной
среды и непосредственно среды вуза в системе подготовки профессионала.
● Развитие индивидуальной траектории обучения в соответствии с требованиями
стандартов (ФГОС ВО), реализующих компетентностный и деятельностный
подходы.
● Использование инновационных технологий обучения и контроля, способствующих
становлению субъектности будущих выпускников, развитие студентоцентрированного
образования [Проектирование основных образовательных программ вуза
при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных
образовательных стандартов 2010; Методические рекомендации по разработке
и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных
программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения 2007; Коноплина, Лазарев
2010; Бережная 2012; Бурлакова 2011; Пиралова 2012; Пищулина 2009; Филатов
2012; Болонский процесс: итоги десятилетия 2011; Проблемы модернизации высшего
образования в России 2010; Засыпкин, Зборовский, Шуклина 2011].
Предлагаемые направления развития отечественного образования, отражены
в нормативных документах, определяют максимальную гибкость и нелинейность
процесса, непрерывность образования, опору на талант, креативность и инициативность
человека как важнейший ресурс экономического и социального развития,
способности к адаптации [Жураковский, Сазонова 2010: 4-12; Лазарев 2011:
3-14; Лазарев, Ставринова 2007].
В современных условиях это возможно при изменении целей обучения, реорганизации
учебного процесса в целом, определении, в том числе роли и места контроля
качества образования как отдельной составляющей системы управления
образовательным процессом. Это во многом определяет необходимость структурной
реорганизации системы контроля, как на формальном, так на и на содержательном
уровне. Представляется, что контроль, организованный в деятельностной
парадигме, направленный на управление образовательным процессом будет
определенным образом создавать условия для формирования субъектной позиции
студента.
Однако, анализируя опыт модернизации современного высшего образования
в России, приходится констатировать, что в целом система контроля в вузах все
еще по многим признакам не соответствует требованиям управляющей системы.
По большому счету контроль носит бессистемный характер, описывается стихийностью,
нерациональным использованием методов и форм, отсутствием дидактической
направленности, объективных измерительных показателей, субъективностью
оценки и т.д.
–6 –
Стр.6
Современная оценка разработанности системы контроля в высшем образовании
позволило выделить следующие противоречия:
● развитие системы менеджмента качества и сохранение в большинстве вузов
традиционных подходов к теории и практике контроля деятельности студента
● определение требований к интенсификации и активизации учебной деятельности
студентов в условиях студентоцентрированного образования и сохранение
традиционных форм и методов организации обучения и контроля
● необходимость внедрения рейтинговой (модульно-рейтинговой) системы
контроля в связи с реализацией ФГОС ВО и методической неразработанностью
требований к ее организации.
Все это не позволяет определять контроль в современной высшей школе как средство
модернизации системы организации обучения. Но контроль, прежде всего, должен
рассматриваться не только как комплекс мероприятий, направленных на получение
информации о качественном состоянии учебного процесса в целом, его анализ и
принятие управленческих решений для коррекции, если это необходимо. Контроль
должен стать одним из действенных средств процесса управления учебно-познавательной
деятельностью студентов на всех ее этапах – постановка цели, организация
деятельности, контроль, коррекция и рефлексия. Что будет способствовать развитию
самостоятельности студентов, их профессиональных качеств и т.д.
Система контроля должна быть выстроена таким образом, чтобы была реализована
возможность изменения пассивной позиции студента на активную субъектную,
чтобы студент стал со-участником всего процесса. Это позволит определять
и его субъектную позицию в профессиональной деятельности, что является в
настоящее время целью подготовки кадров в системе высшего образования.
Для достижения поставленной цели система контроля должна обладать следующими
характеристиками:
● строиться на принципах системности, всесторонности, систематичности,
надежности, объективности, гласности и действенности;
● стать управляющим компонентом структуре организации учебной деятельности
студента;
● изменить позиции преподавателя с точки зрения управления, организации
процесса;
● изменить позиции студента с учетом его участия в формировании целей и
содержания образования, определения его результата, способов его контроля;
● при ее реализации должны использоваться современные образовательные
технологии, направленные на развитие всех субъектов образовательного процесса.
В этом случае создаются условия для формирования у студента субъектной
позиции в системе высшего образования через позицию субъекта учебной деятельности.
Одним
из вариантов системы контроля, создающего условия для становления
студента в качестве субъекта учебной деятельности и собственного развития
является система непрерывной аттестации, опробованная в Сургутском государственном
педагогическом университете.
–7 –
Стр.7
Система непрерывной аттестации представляет собой совокупность контрольных
и организационных мероприятий, направленных на выявление и оценку
степени соответствия подготовки студентов требованиям ФГОС ВО, анализ
имеющихся результатов, представление на этой основе аналитических и методических
материалов по совершенствованию организации процесса обучения и собственно
контроля качества обучения студентов. Основными организационными
мероприятиями являются текущий, рубежный и итоговый контроль. Основной
особенностью данной системы является то, что контроль становится распределенным
в течение всего периода обучения (по отдельной дисциплине) и итоговая
отметка выставляется как сумма баллов в результате их накопления студентом
при выполнении необходимых контрольных мероприятий. Организационно выделяется
две составляющие данной системы – модульная и рейтинговая. Модульная
определяет правила и принципы организации содержания обучения (по каждой
дисциплине), рейтинговая – систему оценивания. Таким образом, контроль
становится регулярным, планомерным, характеризуется прозрачностью требований
и объективностью результатов. Тем самым создаются условия и для управления
организацией учебного процесса и самостоятельной работы студента, и для
формирования субъектной позиции студента.
В настоящий момент назрела необходимость оценить возможные пути трансформации
контроля в высшей школе с точки зрения внедрения системы непрерывной
аттестации, рейтинг-контроля для создания условий формирования будущего
специалиста в качестве субъекта деятельности.
В монографии представлен анализ результатов внедрения такой системы в образовательный
процесс Сургутского государственного педагогического университета.
Считаем важным отметить, что основные принципы и содержание системы
непрерывного контроля в СурГПУ были сформулированы в начале 2000-х годов
первым проректором И.Г. Глушковым и успешно реализуются преподавательским
коллективом под руководством ректора СурГПУ Н.В.Коноплиной.
Монография предназначена для специалистов в области педагогики, теории и
методики профессионального образования, преподавателей, руководящего состава
вузов, а также может быть использована в качестве учебного материала преподавателями
учреждений профессионального образования, студентами и аспирантами
педагогического профиля.
Предложения и замечания по монографии можно направлять по адресу: ул. 50
лет ВЛКСМ, д. 10/2, Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская
область, 628417
Монография состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.
–8 –
Стр.8