Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Система контроля в вузе как условие формирования субъектной позиции студента

1   0
АвторыЗахожая Татьяна Михайловна
ИздательствоИздательство Аксиома
Страниц120
ID314565
АннотацияВ монографии представлены результаты теоретического анализа использования в организации образовательного процесса вуза системы непрерывной аттестации и рейтингового контроля знаний, определены основные принципы современной системы контроля качества обучения с точки зрения СМК. В работе дана характеристика этапов использования рейтинговых систем в вузах России, а также описан опыт СурГПУ по разработке текущего, рубежного и итогового контроля по отдельной дисциплине, варианты расчета рейтинговых показателей, оценка реализуемых мероприятий студентами.
ISBN978-5-906714-04-6
Система контроля в вузе как условие формирования субъектной позиции студента / Т. М. Захожая .— Тюмень : Издательство Аксиома, 2013 .— 120 с. — ISBN 978-5-906714-04-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/314565 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА–ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО-ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЛАБОРАТОРИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Захожая Т.М. <...> Система контроля в вузе как условие формирования субъектной позиции студента Монография Тюмень Аксиома 2013 ББК 74.484.4 УДК 378.1 З-38 ISBN 978-5-906714-04-6 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом СурГПУ. <...> Рецензенты: В.П. Засыпкин, д.социол.н., первый проректор СурГПУ; Е.С. Коваль, к.пед.н., начальник одела мониторинга качества обучения СурГПУ. <...> В работе дана характеристика этапов использования рейтинговых систем в вузах России, а также описан опыт СурГПУ по разработке текущего, рубежного и итогового контроля по отдельной дисциплине, варианты расчета рейтинговых показателей, оценка реализуемых мероприятий студентами. <...> Система непрерывной аттестации как условие формирования субъектной позиции студентов . <...> Структурная характеристика системы рейтингового контроля как условия формирования субъектной позиции участников образовательного процесса . <...> Рейтинговый контроль как условие совершенствования системы оценки результатов обучения . <...> Квалиметрические основы рейтинговой системы контроля качества обучения . <...> Технология организации квалиметрический системы рейтингового контроля по учебной дисциплине в Сургутском государственном педагогическом университете . <...> Использование инновационных технологий обучения и контроля, способствующих становлению субъектности будущих выпускников, развитие студентоцентрированного образования [Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов 2010; Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС <...>
Система_контроля_в_вузе_как_условие_формирования_субъектной_позиции_студента.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА–ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО-ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЛАБОРАТОРИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Захожая Т.М. Система контроля в вузе как условие формирования субъектной позиции студента Монография Тюмень Аксиома 2013
Стр.1
ББК 74.484.4 УДК 378.1 З-38 ISBN 978-5-906714-04-6 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом СурГПУ. З – 38 Захожая, Т. М. Система контроля в вузе как условие формирования субъективной позиции студента: монография / Т. М. Захожая ; Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа – Югры, ГОУ ВПО ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т», Лаб. инновац. образоват. технологий. – Тюмень: Аксиома, 2013. – 118, [2] с. Рецензенты: В.П. Засыпкин, д.социол.н., первый проректор СурГПУ; Е.С. Коваль, к.пед.н., начальник одела мониторинга качества обучения СурГПУ. В монографии представлены результаты теоретического анализа использования в организации образовательного процесса вуза системы непрерывной аттестации и рейтингового контроля знаний, определены основные принципы современной системы контроля качества обучения с точки зрения СМК. В работе дана характеристика этапов использования рейтинговых систем в вузах России, а также описан опыт СурГПУ по разработке текущего, рубежного и итогового контроля по отдельной дисциплине, варианты расчета рейтинговых показателей, оценка реализуемых мероприятий студентами. Монография адресована специалистам в области педагогики, теории и методики профессионального образования, а также может быть использована в качестве учебного материала преподавателями учреждений профессионального образования, студентами и аспирантами педагогического профиля. ISBN 978-5-906714-04-6 © Сургутский государственный педагогический университет, 2013 © Захожая Т.М., 2013 © Оформление. ООО «Аксиома», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение .................................................................................................................................. 4 ГЛАВА 1. Контроль учебной деятельности студентов как управляющий инструмент системы менеджмента качества ............................................ 9 1.1. Общие требования к организации контроля качества обучения .............. 9 1.2. Система непрерывной аттестации как условие формирования субъектной позиции студентов ....................................................................13 1.3. Современные требования к определению содержания контроля качества результатов обучения .....................................................................29 ГЛАВА 2. Опыт реализации рейтингового контроля качества обучения в российских вузах ..........................................................................................51 2.1. Эволюция рейтингового контроля качества обучения в вузах ................51 2.3. Структурная характеристика системы рейтингового контроля как условия формирования субъектной позиции участников образовательного процесса .....................................................................................66 ГЛАВА 3. Рейтинговый контроль как условие совершенствования системы оценки результатов обучения ...............................................................76 3.1. Квалиметрические основы рейтинговой системы контроля качества обучения ....................................................................................................76 3.2. Технология организации квалиметрический системы рейтингового контроля по учебной дисциплине в Сургутском государственном педагогическом университете ..............................................................85 3.3. Психолого-педагогические основания рейтингового контроля качества обучения ................................................................................................93 Заключение ........................................................................................................................102 Список использованных источников и литературы ..............................................104 –3 –
Стр.3
Посвящается памяти Игоря Геннадьевича Глушкова, Первого проректора СурГПУ, д.и.н., профессора, Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации ВВЕДЕНИЕ Современная система подготовки специалиста в высшей школе претерпевает серьезные изменения, обусловленные как общеевропейскими тенденциями развития, отражающими требования Болонского процесса, так и отечественными реалиями, выраженными в законодательно-нормативной базе. Как отмечается в Государственной программе Российской федерации на 20132020 годы «Развитие образования», современное российское образование должно соответствовать: ● инновационной модели развития российской экономики, являющейся стратегическим выбором России; ● социальным запросам населения России и задаче консолидации российского общества; ● требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования [Государственная программа Российской федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы]. В новом законе об Образовании (2012 г.) отражено отношение к нему как самоценности, где говорится, что целью высшего образования является как обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, так и удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования [Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»]. С переходом к рыночным отношениям высшее образование все больше рассматривается населением как важный экономический ресурс, обеспечивающий успешную самореализацию, социальную мобильность, материальное благосостояние. Следует отметить, что от 70 % до 93 % россиян считают необходимым дать или «скорее хотели бы дать» своим детям высшее образование. Примерно 89% родителей с высшим образованием и 58 % с начальным образованием безусловно хотят, что бы их дети обучались в высших учебных заведениях. Более 60 % респондентов – представителей «поколения реформ» уверены в том, что уровень образования определяет начальную ступень карьеры, и является необходимым в достижении жизненного благополучия [Лисаускене 2006: 111-115; Лисаускене 2005: 42-46; Градосельская 2003: 218-239]. Таким образом, отмечается возросшее значение образовательного ресурса в становлении карьеры молодого поколения. Накопление значительного образо–4 –
Стр.4
вательного ресурса увеличивает навыки обучаемости, расширяет возможности соответствия требованиям конкурентного рынка труда, смены профессии и овладения новой специальностью, дает возможности сравнительно быстрой оценки внешней среды, что особенно важно при ее изменениях и выработки национальной стратегии поведения [Логинов 2004]. Современными мировыми тенденциями развития высшего образования являются: ● рост числа студентов, рост стоимости высшего образования и расходов на него [Глобализация и системы обеспечения качества высшего образования 2007: 11-15; Клячко 2007]. ● осознание того, что высшее образование стало необходимым условием получения хорошо оплачиваемой работы и достижения карьерного роста [Логинов 2004; Требования работодателей к системе профессионального образования 2006]. ● глобальная интернационализация и открытость образования. Уровень коммуникации между научными сообществами позволяет внедрять новые современные технологии повсеместно, новые знания становятся достоянием всего человечества и влияют на процесс развития государства независимо от национальных, религиозных и иных особенностей [Глобализация и системы обеспечения качества высшего образования 2007: 11-15; Медведев 2006; Акулич 2005: 50-57]. ● влияние на систему образования становления и развития информационного общества, которое требует нового качества трудовых ресурсов и их способности к инновациям [Дука 2004; Каюмов 2006; Сощенко 2007; Чернов 2003] ● создание особой информационно-образовательной среды – система Internet [Раицкая 2012]. Как отмечает Л.К.Раицкая, Интернет как всемирная открытая сеть, объединяющая множество взаимосвязанных компьютерных сетей, создает огромные условия для самообучения и саморазвития. Интернет является открытой, надежной и доступной системой. Ее особенными свойствами являются креативность (данная среда создает возможности для индивидуального и коллективного творчества, для стимуляции репродуктивного развития личности, развития автономности личности); комплементарность к внутреннему и внешнему миру человека, а также к пространству его жизнедеятельности и др. [Раицкая 2012]. Таким образом, современные условия требуют новых подходов к организации обучения. Высшее образование должно быть ориентировано на развитие личности, на его интеллектуальную деятельность, на развитие творческих способностей человека. Для этого необходимы динамичность, гибкость и вариативность обучения, опора на инновационные методы в образовании, индивидуализация, разнообразие и гибкость образовательных программ. Кроме того, необходимо культивировать самостоятельность студентов на всех этапах учебного процесса (выбор учебных предметов, выбор методов их изучения, активность в добывании новых знаний). Представляется, что основными векторами развития высшего образования в России должны стать: –5 –
Стр.5
● Переориентация образовательного процесса с моносубъектной (основная роль принадлежит преподавателю) на полисубъектную парадигму (преподаватель, студент, группы студентов). ● Формирование содержания основной профессиональной образовательной программы исходя из потребности рынка труда, особенностей профессиональной деятельности и личностного развития субъекта. ● Реализация в полной мере возможностей информационной образовательной среды и непосредственно среды вуза в системе подготовки профессионала. ● Развитие индивидуальной траектории обучения в соответствии с требованиями стандартов (ФГОС ВО), реализующих компетентностный и деятельностный подходы. ● Использование инновационных технологий обучения и контроля, способствующих становлению субъектности будущих выпускников, развитие студентоцентрированного образования [Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов 2010; Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения 2007; Коноплина, Лазарев 2010; Бережная 2012; Бурлакова 2011; Пиралова 2012; Пищулина 2009; Филатов 2012; Болонский процесс: итоги десятилетия 2011; Проблемы модернизации высшего образования в России 2010; Засыпкин, Зборовский, Шуклина 2011]. Предлагаемые направления развития отечественного образования, отражены в нормативных документах, определяют максимальную гибкость и нелинейность процесса, непрерывность образования, опору на талант, креативность и инициативность человека как важнейший ресурс экономического и социального развития, способности к адаптации [Жураковский, Сазонова 2010: 4-12; Лазарев 2011: 3-14; Лазарев, Ставринова 2007]. В современных условиях это возможно при изменении целей обучения, реорганизации учебного процесса в целом, определении, в том числе роли и места контроля качества образования как отдельной составляющей системы управления образовательным процессом. Это во многом определяет необходимость структурной реорганизации системы контроля, как на формальном, так на и на содержательном уровне. Представляется, что контроль, организованный в деятельностной парадигме, направленный на управление образовательным процессом будет определенным образом создавать условия для формирования субъектной позиции студента. Однако, анализируя опыт модернизации современного высшего образования в России, приходится констатировать, что в целом система контроля в вузах все еще по многим признакам не соответствует требованиям управляющей системы. По большому счету контроль носит бессистемный характер, описывается стихийностью, нерациональным использованием методов и форм, отсутствием дидактической направленности, объективных измерительных показателей, субъективностью оценки и т.д. –6 –
Стр.6
Современная оценка разработанности системы контроля в высшем образовании позволило выделить следующие противоречия: ● развитие системы менеджмента качества и сохранение в большинстве вузов традиционных подходов к теории и практике контроля деятельности студента ● определение требований к интенсификации и активизации учебной деятельности студентов в условиях студентоцентрированного образования и сохранение традиционных форм и методов организации обучения и контроля ● необходимость внедрения рейтинговой (модульно-рейтинговой) системы контроля в связи с реализацией ФГОС ВО и методической неразработанностью требований к ее организации. Все это не позволяет определять контроль в современной высшей школе как средство модернизации системы организации обучения. Но контроль, прежде всего, должен рассматриваться не только как комплекс мероприятий, направленных на получение информации о качественном состоянии учебного процесса в целом, его анализ и принятие управленческих решений для коррекции, если это необходимо. Контроль должен стать одним из действенных средств процесса управления учебно-познавательной деятельностью студентов на всех ее этапах – постановка цели, организация деятельности, контроль, коррекция и рефлексия. Что будет способствовать развитию самостоятельности студентов, их профессиональных качеств и т.д. Система контроля должна быть выстроена таким образом, чтобы была реализована возможность изменения пассивной позиции студента на активную субъектную, чтобы студент стал со-участником всего процесса. Это позволит определять и его субъектную позицию в профессиональной деятельности, что является в настоящее время целью подготовки кадров в системе высшего образования. Для достижения поставленной цели система контроля должна обладать следующими характеристиками: ● строиться на принципах системности, всесторонности, систематичности, надежности, объективности, гласности и действенности; ● стать управляющим компонентом структуре организации учебной деятельности студента; ● изменить позиции преподавателя с точки зрения управления, организации процесса; ● изменить позиции студента с учетом его участия в формировании целей и содержания образования, определения его результата, способов его контроля; ● при ее реализации должны использоваться современные образовательные технологии, направленные на развитие всех субъектов образовательного процесса. В этом случае создаются условия для формирования у студента субъектной позиции в системе высшего образования через позицию субъекта учебной деятельности. Одним из вариантов системы контроля, создающего условия для становления студента в качестве субъекта учебной деятельности и собственного развития является система непрерывной аттестации, опробованная в Сургутском государственном педагогическом университете. –7 –
Стр.7
Система непрерывной аттестации представляет собой совокупность контрольных и организационных мероприятий, направленных на выявление и оценку степени соответствия подготовки студентов требованиям ФГОС ВО, анализ имеющихся результатов, представление на этой основе аналитических и методических материалов по совершенствованию организации процесса обучения и собственно контроля качества обучения студентов. Основными организационными мероприятиями являются текущий, рубежный и итоговый контроль. Основной особенностью данной системы является то, что контроль становится распределенным в течение всего периода обучения (по отдельной дисциплине) и итоговая отметка выставляется как сумма баллов в результате их накопления студентом при выполнении необходимых контрольных мероприятий. Организационно выделяется две составляющие данной системы – модульная и рейтинговая. Модульная определяет правила и принципы организации содержания обучения (по каждой дисциплине), рейтинговая – систему оценивания. Таким образом, контроль становится регулярным, планомерным, характеризуется прозрачностью требований и объективностью результатов. Тем самым создаются условия и для управления организацией учебного процесса и самостоятельной работы студента, и для формирования субъектной позиции студента. В настоящий момент назрела необходимость оценить возможные пути трансформации контроля в высшей школе с точки зрения внедрения системы непрерывной аттестации, рейтинг-контроля для создания условий формирования будущего специалиста в качестве субъекта деятельности. В монографии представлен анализ результатов внедрения такой системы в образовательный процесс Сургутского государственного педагогического университета. Считаем важным отметить, что основные принципы и содержание системы непрерывного контроля в СурГПУ были сформулированы в начале 2000-х годов первым проректором И.Г. Глушковым и успешно реализуются преподавательским коллективом под руководством ректора СурГПУ Н.В.Коноплиной. Монография предназначена для специалистов в области педагогики, теории и методики профессионального образования, преподавателей, руководящего состава вузов, а также может быть использована в качестве учебного материала преподавателями учреждений профессионального образования, студентами и аспирантами педагогического профиля. Предложения и замечания по монографии можно направлять по адресу: ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10/2, Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, 628417 Монография состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы. –8 –
Стр.8