ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологии и педагогики
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ
В СТУДЕНЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ-2014
Материалы Всероссийской очно-заочной
научно-практической студенческой конференции
СУРГУТ 2014
-1
Стр.1
УДК 373(08)
ББК 74.1+74.20я431
А 43
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета СурГПУ
Рецензент:
Абрамовских Н.В., доктор педагогических наук, профессор факультета психологии и педагогики
ГОУ ВПО ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
А 43
Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях-2014 : материалы Всероссийской
оч.-заоч.науч.-практ. конф от 18 апреля 2014 г.» / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования
ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; под общ. ред. Е.А. Шанц. – Сургут : РИО СурГПУ, 2014. – 219, [1] с.
В сборнике представлены статьи научно-исследовательских работ студентов, магистрантов, аспирантов
ГОУ ВПО ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» и других
вузов России. Статьи посвящены проблемам модернизации образовательного пространства; воспитания
личности дошкольника и младшего школьника; раскрывают социальную и психологическую
ценность детства. Важнейшими задачами конференции и данного издания являются поиск решений по
актуальным проблемам современной дошкольной педагогики и педагогики начального образования;
активизация исследовательской работы студентов, научная интеграция студенческого сообщества; установление
и расширение контактов между студентами, обмен опытом, результатами научных исследований
в области дошкольного и начального образования.
Материалы публикуются в авторской редакции. Редакционная коллегия за достоверность информации,
опубликованной в сборнике, ответственности не несет. При цитировании материалов ссылка на
данный сборник трудов и авторов обязательна.
УДК 373(08)
ББК 74.1+74.20я431
ISBN 978-5-93190-337-8
-2
Сургутский государственный
педагогический университет, 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
СЕКЦИЯ 1.
АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Алексеева В.В., Зайцева О.Ю. Условия развития креативного потенциала студентов на начальных
этапах обучения в вузе ..................................................................................................................................... 8
Гайнуллина И.Р., Абрамовских Н.В. Проектная деятельность педагога дошкольной
образовательной организации .......................................................................................................................... 9
Козлитина Е.А., Шинкарева Л.В. Субъектность педагогов дошкольного учреждения: сущность,
структура .......................................................................................................................................................... 11
Коршина О.П., Мичурина Ю.А. Организационно-педагогические условия художественноэстетического
развития детей в дошкольном образовательном учреждении ................................................. 13
Матвейчук Е.Н., Коротаева Е.В. Современный подход к профессиональной деятельности педагога
дошкольного образования ................................................................................................................................ 14
Микова М.В., Григоричева И.В. Гендерная идентичность педагога как важный аспект
формирования личности учащихся начальных классов .................................................................................. 16
Назарук В.С., Лысикова Т.С. Индивидуальные образовательные маршруты в начальной школе ........ 17
Сушкова А.А., Зайцева О.Ю. Родительская ответственность как компонент родительского
отношения ........................................................................................................................................................ 19
СЕКЦИЯ 2.
СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ДЕТСТВА
Банаева А.П., Зайцева О.Ю. Психолого-педагогические основы воспитательного процесса
в семье .............................................................................................................................................................. 21
Безуглова А.П., Болтунова Г.М. Конфликтная ситуация как средство формирования социального
опыта младших школьников ............................................................................................................................ 22
Боброва Ю.О., Левшина Н.И. Возможности песочной терапии в развитии речи детей старшего
дошкольного возраста ...................................................................................................................................... 24
Бухарова Л.В., Зайцева О.Ю. Гиперактивность, как психолого-педагогическая проблема
современного детства ....................................................................................................................................... 25
Епанчинцева Д.С., Коротовских Т.В. Понятие и этиология афазии ...................................................... 27
Каргин А.Р., Попова Е.Ф. Использование музыкальных упражнений в коррекции
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией ................................... 29
Клубенко Ю.С., Галкина И.А. Особенности коррекции стрессовых состояний дошкольника
на основе тренинговых технологий ................................................................................................................. 31
Максаева Ю.А., Трубайчук Л.В. Развитие одаренности детей дошкольного возраста средствами
легоконструирования в условии интеграции образовательных областей ....................................................... 32
Меньщикова Е.Н., Зайцева О.Ю. К проблеме развития художественного восприятия детей
в образовательной среде ДОУ ......................................................................................................................... 35
Мухаметшина В.Р., Филиппова А.Р. Технология использования сюжетно-ролевой игры в процессе
социализации ребенка старшего дошкольного возраста ................................................................................. 36
Ненахова А.А., Трубайчук Л.В. Развитие одаренности детей дошкольного возраста средствами
словесного творчества ...................................................................................................................................... 38
Парфенова Т.Л., Середкина Н.Д. К проблеме развития самооценки детей старшего дошкольного
возраста ............................................................................................................................................................ 39
Пинчук Е.В., Косьмина М.А. Развитие пространственных представлений у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением зрения .................................................................................................. 41
Романчук А.С., Попова Е.Ф. Использование пальчикового театра в формировании связной
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня ......................................... 42
Рукосуева И.К., Галеева Е.В. К вопросу о развитии социальных эмоций у детей дошкольного
возраста ............................................................................................................................................................ 44
-3
Стр.3
Степанова А.С., Трубайчук Л.В. Индивидуальное сопровождение ребенка дошкольного возраста
из социально-неблагополучной семьи ............................................................................................................. 45
Уразова А.Р., Трубайчук Л.В. Теоретические основы разработки индивидуального маршрута
социально-личностного развития дошкольника .............................................................................................. 47
Федотова Д.Е., Попова Е.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста
в период адаптации к ДОУ .............................................................................................................................. 49
Ферзалиева А.Т., Зырянова С.М. Особенности проявления музыкальной одаренности у детей
дошкольного возраста ...................................................................................................................................... 50
Фролова Т.А., Попова Е.И. Педагогические условия формирования социального здоровья
у младших школьников .................................................................................................................................... 52
Чистякова Е.В., Кипина О.А. К проблеме эмоционального благополучия детей дошкольного
возраста ............................................................................................................................................................ 54
Чудинова А.Н., Ефимова Е.А. Развитие интеллектуальной одаренности у детей старшего
дошкольного возраста ...................................................................................................................................... 56
СЕКЦИЯ 3.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Алькина Т.П., Нестерова А.А. Использование технических средств обучения в процессе
формирования метапредметных действий младших школьников .................................................................. 58
Биянова К.Е., Куликова Т.С. Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста
посредством прыжков через скакалку ............................................................................................................. 59
Волкова И.В., Куликова Т.С. Методы формирования представлений о строении
и функционировании организма человека у детей старшего дошкольного возраста ..................................... 61
Григорьева М.Ю., Абрамовских Н.В. Диагностика сформированности навыков социального
взаимодействия у детей младшего школьного возраста ................................................................................. 63
Громова А., Филиппова А.Р. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
средствами детской книги ................................................................................................................................ 65
Гунько А.В., Лысикова Т.С. Особенности развития коммуникативных умений у младших
школьников ...................................................................................................................................................... 66
Далбашы Е.Н. Условия развития речевых навыков детей-билингвов за рубежом .................................. 68
Кочетова В., Филиппова А.Р. Педагогические условия формирования готовности к школе
у детей старшего дошкольного возраста ......................................................................................................... 70
Кукушкина И.В., Колесова С.В. Влияние групповой и парной форм работы у младших школьников
на развитие умения сотрудничать в процессе обучения ................................................................................. 71
Панкова Я.И., Мисюкевич А.Н. К проблеме развития визуальной креативности детей старшего
дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности ................................................................ 73
Першина В.В., Галкина И.А. Проблема правильного выбора игрушки для детей дошкольного
возраста ............................................................................................................................................................ 75
Рушина А.Г., Брылева О.А. Медиация в обучении как метод формирования толерантной
личности ........................................................................................................................................................... 76
Сильченко Е.А., Нестерова А.А. Проектная деятельность в начальных классах ................................... 77
Суханова О.А., Ган Н.Ю. Изучение проблемы развития игровой деятельности родителей
и детей в семье ................................................................................................................................................. 79
Сысюк А.О., Зайцева О.Ю. К проблеме интеллектуальной готовности детей к школе ......................... 81
Табанакова В.А., Зайцева О.Ю. К проблеме педагогического руководства дидактическими
играми в ДОУ ................................................................................................................................................... 82
Титова М.О., Галеева Е.В. Психолого-педагогические условия адаптации первоклассников
к школе ............................................................................................................................................................. 84
Тракова М.В., Богомолова М.И. История становления и развития частного школьного
образования в России с последней четверти XVIII века по настоящее время ................................................ 86
Тугушева Ю.А., Синебрюхова В.Л. Учебные проекты по математике как средство
формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста ....................................... 87
-4
Стр.4
Тютина И.В., Кущ Н.В. Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе
ручного труда ................................................................................................................................................... 90
Уйранова О.А., Андрианова Е.И. Театрализованная игра как средство формирования культуры
общения у старших дошкольников .................................................................................................................. 92
Широкова С.А., Унитицкая А.Р., Абашина В.В. Коммуникативная компетентность педагогов
дошкольной образовательной организации ..................................................................................................... 93
Черная Т.И., Багичева Н.В. Развитие читательского интереса у младших школьников ....................... 95
Шустова Н.П., Кипина О.А. Подвижные игры как средство развития двигательной активности
у детей старшего дошкольного возраста ......................................................................................................... 96
Щепина А.И., Хорошева Т.Б. Проведение этических бесед с детьми старшего дошкольного
возраста с использованием проблемных ситуаций ......................................................................................... 97
Эбель Е.В., Попова Е.И. Содержание формирования основ безопасного поведения
у детей старшего дошкольного возраста ......................................................................................................... 99
Янькова А.П., Шинкарева Н.А. Полоролевое самосознание мальчиков и девочек пятого
года жизни ........................................................................................................................................................ 101
Яшкина О.И., Хорошева Т.Б. Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказам
из коллективного опыта в процессе ознакомления с родным городом ........................................................... 103
СЕКЦИЯ 4.
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Абдрахимова Э.Ф., Котлякова Т.А. Формирование интереса к культурно-историческим ценностям
родного края у дошкольников ......................................................................................................................... 105
Айдбаева А.Г., Лашкова Л.Л. Детская художественная литература как средство формирования
культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста .......................................... 107
Арабов Э.Н., Турченко В.И. Правовое воспитание старших дошкольников .......................................... 108
Байдашева Л.М., Каратаева Н.А. Художественная литература как средство формирования
представлений о смелости у детей старшего дошкольного возраста .............................................................. 110
Баранова М.С., Нестерова А.А. Формирование патриотизма у младших школьников на уроках
«Окружающий мир» ......................................................................................................................................... 114
Бикбаева Н.А., Зайцева О.Ю. Познавательно-исследовательская деятельность как средство
развития экологических представлений .......................................................................................................... 115
Боброва О.В., Абрамовских Н.В. Особенности развития связной речи у детей старшего
дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством ...................................... 117
Большакова К.Е., Лашкова Л.Л. Формирование выразительности речи у детей старшего
дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой .................................................... 118
Булыгина М.А., Кипина О.А. К вопросу о развитии познавательных интересов у детей
дошкольного возраста ...................................................................................................................................... 119
Волощук Я.В., Зайцева О.Ю. Этическая беседа как средство развития универсальных
предпосылок к учебной деятельности ............................................................................................................. 121
Демидова О.Г., Захарова Л.М. Формирование естественнонаучных представлений у детей
старшего дошкольного возраста ...................................................................................................................... 122
Демидова Н.С., Алексеева О.В. Формирование логических универсальных действий на уроках
у детей младшего школьного возраста ............................................................................................................ 124
Долинер О.Е., Кусова М.Л. Пути формирования языковой картины мира на уроках русского
языка у младших школьников ......................................................................................................................... 126
Дьяченко И.В., Зырянова С.М. Воспитание ценностного отношения к миру природы у детей
дошкольного возраста ...................................................................................................................................... 128
Евлантьева О.И., Кусова М.Л. Цикл мероприятий, способствующий формированию читательской
компетентности младших школьников во внеурочной деятельности ............................................................ 130
Ережепова И.М., Кипина О.А. Проблема формирования безопасности жизнедеятельности у детей
дошкольного возраста ...................................................................................................................................... 131
Зеленина Т.Г., Зайцева О.Ю. Развитие художественно-творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста средствами аппликации .............................................................................................. 133
-5
Стр.5
Иванова В.П., Левшина Н.И. Роль формирования коммуникативных качеств речи в социализации
дошкольников .................................................................................................................................................. 135
Иванова А.С. Совместные формы организации деятельности педагога с детьми в режимных
моментах в рамках дизайн-проекта ................................................................................................................. 136
Касимова А.Л., Шкляева Н.М. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с деревьями
Удмуртии в проектной деятельности .............................................................................................................. 138
Коньшина Н.Р., Зырянова С.М. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей
младшего дошкольного возраста средствами фольклора ................................................................................ 139
Козлова А., Нестерова А.А. Организация работы по развитию познавательных УУД младших
школьников через применение игровых технологий ...................................................................................... 142
Коузов А.А., Трубайчук Л.В. Гендерное сопровождение детей дошкольного возраста при
физическом развитии ....................................................................................................................................... 143
Клюева И.И., Кипина О.А. Изучение воспитанности ценностного отношения к семейным
традициям у учащихся младших классов ........................................................................................................ 145
Кузнецова Е.С., Смольникова Н.Г. Педагогические условия ознакомления с живописью
иркутских художников детей старшего дошкольного возраста ...................................................................... 146
Кузнецова А.А., Кипина О.А. Воспитание культуры здоровья у детей старшего дошкольного
возраста ............................................................................................................................................................ 148
Курина Ж.Е., Алексеева О.В. Театрализованная деятельность как средство педагогического
сопровождения адаптации первоклассников к школьному обучению ........................................................... 149
Кудрявцева Н.А., Зырянова С.М. Формы приобщения детей предшкольного возраста к народной
культуре ............................................................................................................................................................ 151
Липатова Е., Нестерова А.А. Формирование эстетического отношения младших школьников
к природе на уроках «Окружающий мир» ....................................................................................................... 152
Макарова Е.И., Барышева Т.А. Актуальные интересы школьников 4 класса с различным
уровнем выраженности признаков компьютерной зависимости .................................................................... 154
Марковская В.А., Попова Е.И. Педагогические условия формирования познавательного интереса
у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультипликационных фильмов ................. 156
Маношина А.И. Использование ИКТ в формировании безопасного поведения детей 4–5 лет .............. 158
Мельникова С.В., Зайцева О.Ю. К проблеме развития познавательных интересов в онтогенезе ........ 159
Микерина А.С., Трубайчук Л.В. Методическое обеспечение познавательного развития детей
дошкольного возраста ...................................................................................................................................... 161
Митулова А.В., Андрианова Е.И. Развитие познавательных интересов старших дошкольников
в процессе совместной деятельности с педагогом ......................................................................................... 163
Молявко А.М., Синебрюхова В.Л. Использование художественно-конструкторских задач
на уроках технологии при формировании познавательной деятельности младших школьников .................. 165
Мышкина И.А., Шкляева Н.М. Электронные дидактические игры как средство обобщения
и систематизации представлений детей старшего дошкольного возраста о беспозвоночных Удмуртии ...... 169
Муратова Т.Н., Зайцева О.Ю. Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей
детей раннего возраста ..................................................................................................................................... 170
Мустафина Р.В., Захарова Л.М. Развитие познавательного интереса у старших дошкольников
в процессе ознакомления с родным краем ....................................................................................................... 172
Николайчук А.Б., Алексеева О.В. Педагогические условия процесса формирования
исследовательских умений младших школьников на уроках-исследованиях ................................................ 174
Осенних М.И., Крежевских О.В. Моделирование как средство формирования экологических
представлений у детей старшего дошкольного возраста ................................................................................ 175
Орлова Т.С., Галкина И.А. К теории вопроса о развитии любознательности у детей старшего
дошкольного возраста ...................................................................................................................................... 177
Поздеева Г.В., Хорошева Т.Б. Использование русской народной сказки в воспитании культуры
поведения у детей старшего дошкольного возраста ....................................................................................... 179
Распутина Ю.А., Зырянова С.М. Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам подготовки детей
старшего дошкольного возраста к школе ........................................................................................................ 181
Резвякова А.Н., Синебрюхова В.Л. Использование графических способов работы с информацией
при формировании математической грамотности у детей младшего школьного возраста ............................ 182
-6
Стр.6
Рекаева К.В., Вербенец А.М. Особенности освоения детьми старшего дошкольного возраста
иностранного языка .......................................................................................................................................... 184
Рейтер Н.А., Шуритенкова В.А. Роль игры в речевом развитии дошкольника ...................................... 186
Савина Т.Э., Шкляева Н.М. Содержание ознакомления детей старшего дошкольного возраста
с земноводными Удмуртии .............................................................................................................................. 187
Савинова Д.Н., Шкляева Н.М. Наблюдение на прогулках как метод ознакомления детей
старшего дошкольного возраста со взаимосвязями в природе ....................................................................... 189
Санарова Е.С., Турченко В.И. Совершенствование обучения пению детей младшего дошкольного
возраста ............................................................................................................................................................ 190
Стегленко Н.А., Зырянова С.М. Устное народное творчество как средство формирования словаря
у детей старшего дошкольного возраста ......................................................................................................... 192
Суздальцева Я.В., Ефимова Е.А. Сказка как средство патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста ...................................................................................................................................... 194
Тимеркаева Е.В., Зырянова С.М. Условия самореализации детей старшего дошкольного возраста
в проектной деятельности ................................................................................................................................ 196
Трефилова Ю.В., Шкляева Н.М. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста
с млекопитающими Удмуртии в процессе проктной деятельности ................................................................ 198
Фаззалова А.Л., Зырянова С.М. Воспитание познавательного интереса к природе у детей
старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы ................................................... 199
Филатова В.И., Зырянова С.М. Особенности воспитания интереса к школе у детей старшего
дошкольного возраста ...................................................................................................................................... 201
Филатова Н.А., Шкляева Н.М. Содержание ознакомления детей старшего дошкольного возраста
с профессиями сферы «Человек-природы» ..................................................................................................... 203
Фомичева Н.А., Зырянова С.М. Использование фольклора в формировании культурногигиенических
навыков у детей младшего дошкольного возраста ................................................................. 205
Фриц К.Ю., Зырянова С.М. К вопросу о сенсорном воспитании детей младшего дошкольного
возраста ............................................................................................................................................................ 207
Хакимова А., Алексеева О.В. Рефлексия учебной деятельности как способ формирования
адекватной самооценки младших школьников ............................................................................................... 208
Черниева Е.Н., Алексеева О.В. Формирование библиографической компетентности у детей
младшего школьного возраста ......................................................................................................................... 210
Шиманская Г.А., Каратаева Н.А. Особенности формирования гендерных представлений
у детей дошкольного возраста ......................................................................................................................... 212
Щепина Е.В., Шкляева Н.М. Дидактическая игра как средство обобщения и систематизации
представлений детей старшего дошкольного возраста о природных памятниках Удмуртии ........................ 216
Эседова Г.М., Абрамовских Н.В. Экологическое воспитание младших школьников на уроках
ознакомления с окружающим миром .............................................................................................................. 217
-7
Стр.7