Ц.Н. Аюшова, Калмыцкий госуниверситет (г. Элиста) КОНЦЕПТ «РОДИНА» В КАЛМЫЦКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ Как известно, язык является транслятором культурной информации, поэтому он хранит «увлекательную повесть тысячелетних усилий человека познать и объяснить мир и себя в этом мире» (Маслова 1997: 8). <...> И одним из эффективных способов его изучения является изучение на основе интеграции лингвистики и культурологии. <...> Данная статья выполнена в русле лингвокультурологических исследований. <...> Концепт «Родина» является сложным ментальным образованием, который не был еще предметом специального лингвокультурологического анализа. <...> Вместе с тем этот концепт играет особую роль в культуре калмыцкого народа и является значимым для формирования национальной языковой картины мира калмыков. <...> Один и тот же мир постигается этносом различным образом, и у каждого народа, даже близкородственного, существуют разные способы видения мира, своя картина мира. <...> Этническое обуславливает принадлежность той или иной языковой личности к определённой группе людей, связанной общностью происхождения, общими антропогенетическими признаками, общностью языка, территорий и, наконец, общностью культуры. <...> Будучи ключевым компонентом национальной культуры, концепт «Родина» является мерилом ценностей калмыцкого этноса, отражает важнейшие категории и установки жизненной философии, психологии народа - носигеля языка. <...> В основе же мировоззрения калмыцкого этноса лежат его представления о самом себе во взаимоотношениях с окружающей средой, которые проецируются в своеобразии картины мира калмыков. <...> При этом «языковая картина мира является частью ментальной картины мира» (Карасик 2004: 224). <...> Образ Родины у калмыков ассоциируется с территорией, местом проживания и передаётся лексемами: Алтай, Хангай, Джунгария, Республика Калмыкия, с водными источниками: Или, Иртыш, Волга, с названиями таких административно-территориальных единиц, как улус, нутук <...>