Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639871)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Модели взаимодействия субъектов государственно-частного партнерства в вопросах повышения энергоэффективности (290,00 руб.)

0   0
Авторыпод ред. Л. И. Ушвицкого, Н. Н. Яковенко
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц374
ID314120
АннотацияМонография предназначена для руководителей и специалистов в областях деятельности, связанных с организацией государственно-частных партнерств, с обеспечением энергоэффективности, а также профессорско-преподавательского состава, студентов, магистрантов, аспирантов вузов.
ISBN978-5-9296-0695-3
Модели взаимодействия субъектов государственно-частного партнерства в вопросах повышения энергоэффективности : коллективная монография / под ред. Л. И. Ушвицкого, Н. Н. Яковенко .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2014 .— 374 с. — Библиогр.: с. 342-345 .— ISBN 978-5-9296-0695-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/314120 (дата обращения: 23.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В мировой экономике накоплен определенный опыт развития ГЧП, где оно реализуется в различных областях деятельности. <...> 3 Модели взаимодействия субъектов государственно-частного партнерства в вопросах повышения энергоэффективности Концессия – концедент может принимать на себя отдельные риски, в том числе гарантировать уровень доходности либо производить выплаты в зависимости от эксплуатационной готовности (availabilitypayments) и/или иные компенсационные платежи. <...> Роль повышения энергоэффективности определена государственной программой Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 321 и предусматривающей снижение энергоемкости внутреннего валового продукта в 2020 году на 13,5 % за счет реализации комплекса мероприятий Программы. <...> Энергетическая эффективность экономики, как один из важнейших обобщающих показателей, включает в себя следующую систему индикаторов, характеризующих: – производимый эффект потребления энергетических ресурсов на рост экономики; – состояние энергопроизводящего и энергопотребляющего оборудования и деятельность топливно–энергетического комплекса; – условия и возможности энерго- и топливоснабжения потребителей энергоресурсов. <...> При этом целью национальной политики должно стать не просто сокращение объемов потребляемой энергии, а повышение энергоэффективности отдельных отраслей, регионов и российской экономики в целом. <...> Рейтинговое агентство Deloitte and Touche определяет ГЧП как любые средне- или долгосрочные взаимоотношения между государственным и частным сектором, основанные на разделении рисков и доходов, объединении профессиональных знаний и совместном финансировании и служащие достижению определенных политических результатов [49]. <...> По мнению С. А. Михайлова, государственно-частное партнерство представляет собой транзакцию по согласованию интересов частного предпринимательства <...>
Модели_взаимодействия_субъектов_государственно-частного_партнерства_в_вопросах_повышения_энергоэффективности.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ МОНОГРАФИЯ Под редакцией доктора экономических наук Л. И. Ушвицкого, кандидата экономических наук Н. Н. Яковенко Ставрополь 2014
Стр.1
УДК 334.7:338 ББК 65.050:65.9(2)09 М 74 Авторский коллектив: Борис О. А. – глава 4 (4.1) Воронцова Г. В. – глава 3 (3.1), глава 5 (5.1, 5.2, 5.3) Заволокин В. А. – глава 5 (5.1) Кузьменко В. В. – глава 1 (1.1, 1.2, 1.3), глава 2 (2.1, 2.2, 2.3) Ларионова Н. А. – глава 4 (4.2, 4.3) Молодых В. А. – глава 1 (1.1, 1.2, 1.3) Момотова О. Н. – глава 3 (3.1), глава 5 (5.1, 5.2, 5.3) Мухорьянова О. А. – глава 3 (3.2) Недвижай С.В. – глава 3 (3.2) Новикова И. В. – глава 5 (5.2, 5.3) Островская В. Н. – глава 3 (3.1), глава 5 (5.1, 5.2) Панькова Л. Н. – глава 4 (4.2, 4.3) Парахина В. Н. – глава 4 (4.1, 4.2) Пьянов А.И. – глава 6 (6.1, 6.2) Рубежной А. А. – глава 2 (2.1, 2.2, 2.3) Савченко И. П. – глава 3 (3.1) Устаев Р. М. – глава 4 (4.1) Чупрова Д. Б. – глава 6 (6.2) Шацкая Е. Ю. – глава 6 (6.1, 6.2) Яковенко Н. Н. – введение, глава 6 (6.2, 6.3), заключение М 74 Модели взаимодействия субъектов государственно-частного партнерства в вопросах повышения энергоэффективности: коллективная монография / под ред. Ушвицкого Л. И., Яковенко Н. Н. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 374 с. ISBN 978-5-9296-0695-3 Монография предназначена для руководителей и специалистов в областях деятельности, связанных с организацией государственно-частных партнерств, с обеспечением энергоэффективности, а также профессорско-преподавательского состава, студентов, магистрантов, аспирантов вузов. УДК 334.7:338 ББК 65.050:65.9(2)09 Резензенты: д-р экон. наук, профессор Н. В. Клочкова (Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина), д-р экон. наук, профессор, гл. науч. сотр. И. В. Митрофанова (Инстиут социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН) © Коллектив авторов, 2014 ISBN 978-5-9296-0695-3 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2014
Стр.2
Введение ВВЕДЕНИЕ В условиях становления в России экономической системы, основанной на сочетании рыночной саморегуляции и централизованного государственно-корпоративного регулирования, объективно необходимы механизмы координации этих процессов. Одним из них является государственно-частное партнерство (ГЧП), которое предполагает привлечение субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием российского или иностранного юридического лица, либо объединения юридических лиц, либо индивидуальных предпринимателей для выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации или новому строительству объектов общественной (социальной) инфраструктуры, а так же предоставлению публичных услуг с их использованием на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности путем заключения и исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве. Предметом партнерства является участие государства и бизнеса (на заранее оговоренных и юридически оформленных на паритетных основаниях) в финансировании проекта, управлении проектом, разделении (обеспечении) проектных рисков, распределении прибыли. В мировой экономике накоплен определенный опыт развития ГЧП, где оно реализуется в различных областях деятельности. Так, в Великобритании – это школы, госпитали, тюрьмы и оборона, инфраструктура и дороги; в Канаде – энергетика, транспорт, окружающая среда, обеспечение водой, уборка мусора, информационные технологии, здоровье, организация отдыха и образование; в Греции – транспортные проекты, в частности дороги и аэропорт; в Ирландии – дороги и городские транспортные системы; в Австралии – транспорт и обновление городов; в Нидерландах – социальное жилье и восстановление городской среды; в Испании – платные автомобильные дороги и восстановление городской среды; в США – проекты, совмещающие защиту окружающей среды с коммерческим успехом и восстановлением сельской среды; в Израиле- дороги, легкое метро, промышленные объекты. В Российской Федерации ГЧП развивалось в рамках моделей, которым присущи варианты распределения рисков и возврата инвестиций, не всегда совпадающие с международной практикой аналогичных проектных форм. Наибольшее распространение получили перечисленные ниже модели ГЧП. Госконтракт – государственный заказчик выплачивает исполнителю твердую сумму. Boot-root государственное (профильное государственное предприятие) возмещает инвестиционные затраты и берет на себя «прямые», обеспеченные обязательства. Арендная схема – частный инвестор окупает инвестиции за счет эксплуатации, выплачивает арендную плату за пользование объектом и, как правило, несет проектные риски. Boo-roo – проектные риски несет инвестор. Обязательства государства ограничиваются в основном гарантией обеспечения поставок сырья и/или закупок продукции, а так же/или гарантией фиксированного тарифа. 3
Стр.3
Модели взаимодействия субъектов государственно-частного партнерства в вопросах повышения энергоэффективности Концессия – концедент может принимать на себя отдельные риски, в том числе гарантировать уровень доходности либо производить выплаты в зависимости от эксплуатационной готовности (availabilitypayments) и/или иные компенсационные платежи. В России накоплен опыт успешной реализации проектов ГЧП, в области жилищно-коммунального хозяйства: станций водоподготовки и очистки сточных вод; мусоросжигательных заводов и иных объектов коммунального хозяйства. Для первых проектов ГЧП был характерен ряд особенностей: государство принимало на себя основную часть проектных рисков; возврат инвестиционных затрат осуществлялся государством при условии завершения строительства/реконструкции на практически безрисковой (для частного сектора) основе, риски строительства и эксплуатации были разделены; банковское финансирование предоставлялось при наличии дополнительного обеспечения от иностранных спонсоров или иностранных государственных субъектов; проекты ГЧП развивались в основном на региональном уровне. В настоящее время готовится целый ряд концессионных проектов в различных сферах (прежде всего – в транспортной), в рамках которых предполагается более гармоничное распределение рисков и несение частным сектором значительной части проектных, в т. ч. эксплуатационных рисков. С целью упорядочения функционирования ГЧП в стране идет обсуждение проекта федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». В настоящее время приняты региональные законы о ГЧП в 62 субъектах РФ, еще в 7 ведется работа по законопроектам разной степени готовности. Преимущества проектов ГЧП неоспоримы это, прежде всего, привлечение средств частного сектора для финансирования объектов общественного значения; уменьшение государственных расходов по эксплуатации объектов инфраструктуры; сокращение стоимости и времени осуществления проекта; разделение рисков проекта между государством и частным сектором; обеспечение эффективного управления проектом в результате передачи управленческих функций частному сектору; привлечение инновационных технологий в инфраструктурные проекты; возможность для государства сохранить право собственности на объекты инфраструктуры; улучшение инвестиционного климата. Согласно оценкам экспертов, до 2020 на развитие производственной и социальной инфраструктуры России потребуются инвестиции в размере более 1 трлн долл. США: автомобильные дороги – 195 млрд долл., железные дороги – 204 млрд долл., электроэнергетика – 462 млрд долл., здравоохранение – 380 млрд долл. В силу этого наибольший интерес вызывают проекты ГЧП в соответствующих областях деятельности: транспорт, ЖКХ (водоочистка, мусоропереработка и т.п.), социальная инфраструктура (образование, здравоохранение), оборонная промышленность, инфраструктура. 4
Стр.4
Введение Особую значимость внедрение государственно-частного партнерства приобретает в области энергоэффективности, поскольку рациональное использование энергоресурсов является одним из факторов обеспечения энергетической, а, следовательно, и экономической безопасности страны. Роль повышения энергоэффективности определена государственной программой Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 321 и предусматривающей снижение энергоемкости внутреннего валового продукта в 2020 году на 13,5 % за счет реализации комплекса мероприятий Программы. В Российской Федерации созданы необходимые условия для реализации контрактных форм ГЧП, широко используемых в мировой практике. Однако их практическому воплощению препятствуют следующие нерешенные проблемы: отсутствие реального рынка качественных проектов ГЧП, неразвитость конкурентных рынков частных провайдеров, ограничения по привлечению заемных средств, неготовность государства брать на себя риски и ответственность по проектам ГЧП. Кроме того барьером является и острая нехватка знаний и компетенций в области ГЧП. Для качественного функционирования ГЧП, прежде всего, необходимо: развитие соответствующих институтов, соблюдение прозрачных и эффективных процедур реализации проектов, ответственность органов власти перед обществом, компетентные государственный и частный сектора, то есть в целом «эффективное управление» процессом внедрения и функционирования ГЧП. 5
Стр.5