Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 569767)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

История зарубежной литературы ХХ века (190,00 руб.)

0   0
АвторыПогребная Яна Всеволодовна
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц102
ID314109
АннотацияПособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения и включает планы практических занятий, содержащих, в свою очередь, вопросы для обсуждения, материалы для подготовки, методические рекомендации, рекомендуемую литературу и Интернет-ресурсы, задания для контроля владения компетенциями и инновационные творческие задания. Пособие предназначено для студентов направления 031300.62 – Журналистика всех форм обучения, а также может быть использована на заочных отделениях специальностей «Культурология» и «Библиотековедение».
Кому рекомендованоПособие предназначено для студентов направления 031300.62 – Журналистика всех форм обучения, а также может быть использована на заочных отделениях специальностей «Культурология» и «Библиотековедение».
УДК82
ББК83.3
История зарубежной литературы ХХ века : учебно-методическое пособие : Направление подготовки 031300.62 – Журналистика. Бакалавриат / Я. В. Погребная .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2014 .— 102 с. — URL: https://rucont.ru/efd/314109 (дата обращения: 18.09.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 031300.62 – Журналистика Бакалавриат Ставрополь 2013 УДК 82(091) (075.8) ББК 83.3 я73 И 90 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета И 90 История зарубежной литературы ХХ века: учебнометодическое пособие / авт.-сост. <...> Пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения и включает планы практических занятий, содержащих, в свою очередь, вопросы для обсуждения, материалы для подготовки, методические рекомендации, рекомендуемую литературу и Интернет-ресурсы, задания для контроля владения компетенциями и инновационные творческие задания. <...> Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Историко-литературная дисциплина «История зарубежной литературы ХХ века» входит в основную образовательную программу подготовки бакалавров по направлению 031300 – Журналистика, в состав общепрофессионального цикла, базовую часть (Б. <...> В истории зарубежной литературы ХХ века намеренно замалчивались некоторые художественные процессы (литература и музыка битников и хиппи или рок-культура), игнорировались крупные эстетические явления (например, «Лолита» В. В. Набокова), в то время как про3 изведения искусства незначительные по своим эстетическим достоинствам, но идеологически близкие коммунистической доктрине, выдвигались абсолютно необоснованно на передний край культуры. <...> Процесс переоценки ценностей находит выражение не только в изменении концепции истории культуры, но и в обновлении и обогащении путей и методов описания и исследования как самого процесса развития культуры, так частных <...>
История_зарубежной_литературы_ХХ_века.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 031300.62 – Журналистика Бакалавриат Ставрополь 2013
Стр.1
УДК 82(091) (075.8) ББК 83.3 я73 И 90 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета И 90 История зарубежной литературы ХХ века: учебнометодическое пособие / авт.-сост. Я. В. Погребная. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 102 с. Пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения и включает планы практических занятий, содержащих, в свою очередь, вопросы для обсуждения, материалы для подготовки, методические рекомендации, рекомендуемую литературу и Интернет-ресурсы, задания для контроля владения компетенциями и инновационные творческие задания. Пособие предназначено для студентов направления 031300.62 – Журналистика всех форм обучения, а также может быть использована на заочных отделениях специальностей «Культурология» и «Библиотековедение». УДК 82(091) (075.8) ББК 83.3 я73 Автор-составитель д-р филол. наук, проф. Я. В. Погребная Рецензенты: канд. филол. наук, доцент О. А. Ганжара канд. филол. наук, доцент А. М. Горбачев © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2014 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Историко-литературная дисциплина «История зарубежной литературы ХХ века» входит в основную образовательную программу подготовки бакалавров по направлению 031300 – Журналистика, в состав общепрофессионального цикла, базовую часть (Б.3), раздел «История мировой литературы». Дисциплина выступает итоговой для процесса изучения истории зарубежной литературы бакалаврами по специальности «Журналистика». Самим местом дисциплины в структуре учебного процесса определяется ее итоговый характер. Но, с другой стороны, дисциплина посвящена анализу текущего литературного процесса, произведений ныне здравствующих классиков, таких как, например, Милан Кундера. Объектом литературоведческого анализа выступают не только явления, уже ставшие фактами истории искусства и литературы, место и значение которых в парадигме художественного процесса уже определилось, но и развивающиеся, динамичные художественные течения и методы, еще не получившие в системе культуры окончательной идентификации, например, творчество Ч. Паланика, А. Нотомб, А. Баррикко, Ф. Бегбедера, А. Рой, Э. Элинек и других современных писателей. Таким образом, возникает известное противоречие между итоговым характером дисциплины, обусловленным ее местом в структуре учебного процесса, и самим ее содержанием. Создавшееся противоречие требует разработки адекватной методической концепции, отвечающей особенностям содержания дисциплины. Кроме того, назрела настоятельная необходимость обновления общего содержания дисциплины, включая и методологическую основу ее организации, которая во многом еще зависит от концепции содержания дисциплины, разработанной в советский период. В советское время преподавание всех гуманитарных дисциплин, а истории зарубежной литературы ХХ века в полной мере, было подчинено внешним идеологическим задачам. В истории зарубежной литературы ХХ века намеренно замалчивались некоторые художественные процессы (литература и музыка битников и хиппи или рок-культура), игнорировались крупные эстетические явления (например, «Лолита» В. В. Набокова), в то время как про3
Стр.3
изведения искусства незначительные по своим эстетическим достоинствам, но идеологически близкие коммунистической доктрине, выдвигались абсолютно необоснованно на передний край культуры. В течение последних двадцати лет возникшая аберрация постепенно снимается, истинные культурные ценности занимают принадлежащее им по праву место. Процесс переоценки ценностей находит выражение не только в изменении концепции истории культуры, но и в обновлении и обогащении путей и методов описания и исследования как самого процесса развития культуры, так частных способов и приемов анализа конкретного явления культуры, определенного художественного произведения. При этом, один путь анализа произведения дополняется и обогащается другим: методология постфрейдизма и концепция архетипов К.-Г. Юнга, направленная на идентификацию мифоритуального смыслового пласта и определения его эстетической функции в структуре целого, удачно дополняется концепцией деконструкции текста, разработанной Ж. Дерридой; структурный анализ может сочетаться с интерпретацией содержания произведения в терминах «новой критики» или рецептивной эстетики. Сочетание различных методов и приемов анализа текста расширяет горизонты его понимания и возможности его интерпретации студентами. Структура дисциплины, особенности ее построения и методика преподавания определяются в первую очередь спецификой развития культуры и литературы на протяжении ХХ века. В зарубежной литературе ХХ века наметилась отчетливая тенденция объединения мирового культурного процесса. Национальные и языковые границы, и ранее не имевшие для европейской литературы определяющего значения, теперь фактически утрачивают актуальность. Известный афоризм Гете, что полностью понять писателя можно, только побывав на его родине, приобретает характер метафоры, а не буквального указания. Если феномен Дж. Конрада или Лотреамона, эмиграция Э.А. По или Р. Шатобриана были для литературы XIX века исключением, то ХХ век стал в истории культуры эпохой бесприютных скитальцев: Т. Тзара и С. Беккет, В. Набоков и И. Бродский, Х. Кортасар и Э. Ионеско, Дж. Фаулз и С. Вальехо – вот далеко не полный перечень художников, поменявших не только отечество, но порой и язык. Х. Кортасар шутливо замечал, что вопрос о причинах отъезда из Аргентины, непременно за4
Стр.4
даваемый ему журналистами, в конце концов будет поставлен последним интервьюером – апостолом Павлом. Самый знаменитый роман Набокова «Лолита» сначала был издан во Франции, а затем при поддержке английского писателя Г. Грина – на родине, в США. Единство мирового литературного процесса приводит к выработке устойчивого эстетического концепта, общности тем, образов, сюжетов, мотивов, проблем и персонажей в творчестве писателей, принадлежащих к разным национальным литературам. Поэтому целесообразно выстраивать содержание дисциплины, исходя не из дифференциации литературного процесса, рассматривая историю национальной литературы автономно, но по общим проблемным направлениям (тема «потерянного поколения», тема судьбы и преодоления власти обстоятельств, тема детства, тема молодого человека, тема сверхъестественного), особенностям типа художественного сознания и жанра (модернистский роман в литературе начала ХХ века, антиутопия ХХ века, роман «магического реализма», «театр абсурда», «новый роман»), соответственно с типологией жанра (фантастический роман, исторический роман, семейная хроника), особенностям композиции и сюжета произведения (миф и литература, текст в тексте как композиционный принцип), учитывая функциональный критерий (массовая литература, литература и кино), в соответствии с ведущей философской концепцией (экзистенциализм и художественная литература). Необходимо отметить, что тематическая организация содержания дисциплины позволяет достаточно полно проанализировать значительное число художественных произведений, несмотря на небольшое количество часов аудиторной работы над дисциплиной, запланированных программой. Однако тематическая организация дисциплины не означает игнорирование анализа мирового литературного процесса в контексте его взаимосвязей с текущей гражданской историей и развивающимся культурным процессом, равно как и исключение из числа актуальных проблемы национального своеобразия литературы и культуры, необходимости изучения и анализа национальной литературы как системного художественного единства, изучения аспекта взаимосвязей и взаимообогащения различных национальных литератур. Особенности национального менталитета, категория национального как эстетический фактор составляют ис5
Стр.5