Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Психодиагностика личности: избранные психологические методики и тесты

0   0
АвторыПрядеин Валерий Павлович
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц246
ID314057
АннотацияВ монографию вошли разнообразные методики, прошедшие проверку на надежность и валидность, разработанные автором и под его руководством. Данный инструментарий может быть использован в преподавании психологии и научно-исследовательской деятельности преподавателями и аспирантами, педагогами-психологами работающими в школах, практическими психологами и всеми теми, кто на профессиональном уровне занимается экспериментальной психологией и психодиагностикой.
ISBN978-5-93190-313-2
Психодиагностика личности: избранные психологические методики и тесты / В. П. Прядеин .— Сургут : РИО СурГПУ, 2013 .— 246 с. — ISBN 978-5-93190-313-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/314057 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П 85 Психодиагностика личности : избранные психологические методики и тесты : [монография] / В.П. Прядеин ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» [и др.] <...> 80 Тест «Экспертная оценка ответственности, воли и симптомокомплексов качеств их составляющих» . <...> 82 Диагностика симптомокомплексов качеств отнесенных к ответственности и воле . <...> 85 Тест «Экспресс-диагностика симптомокомплексов качеств отнесенных к ответственности и воле» . <...> 102 Опросник диагностики саморегуляции ДИАСАМ (совместно с К.В. Злоказовым) . <...> Прядеин – 5 –  А Ь Понятие «исполнительность» в психологических и педагогических словарях практически отсутствует, не смотря на то, что об исполнительности ребенка и взрослого, о необходимости выполнения заданий говорится в различных разделах возрастной и педагогической психологии. <...> Шкала оценок: 7 баллов – безусловно да, полностью согласен; 6 баллов – да, согласен; 5 баллов – возможно да, более согласен, чем не согласен; 4 балла – ответ нейтральный, нечто среднее между да и нет (прибегать к этому ответу не чаше одного раза на семь утверждений, а по возможности и вообще не использовать); 3 балла – возможно нет, более не согласен, чем согласен; 2 балла – нет, не согласен; 1 балл – безусловно нет, полностью не согласен. <...> Я вполне ответственный человек и не хочу, чтобы меня контролировали. <...> Я счастлив, когда при исполнении заданий удается сделать все, даже отдельные мелочи. <...> Мои желания не влияют на выполнение общественных поручений, т.к. я твердо убежден, что общественное – выше личного. <...> Исполнительность – это выполнение своих функциональных обязанностей на работе. <...> Я не хочу лишних осложнений – этим во многом объясняется моя исполнительность. <...> Из двух дел, одно из которых требует простой исполнительности, а за другое надо нести ответственность, я бы выбрал более простое. <...> Если задание не удается, я начинаю искать причины <...>
Психодиагностика_личности_избранные_психологические_методики_и_тесты.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЛАБОРАТОРИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ: ИЗБРАННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ И ТЕСТЫ Сургут 2013 В .П . П РЯ Д Е И Н
Стр.1
УДК 159.923 ББК 88.91 П 85 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Рецензенты: Кандидат психологических наук, доцент Сургутского государственного педагогического университета Бортникова Л.Г. Кандидат психологических наук, доцент Шадринского государственного педагогического института Истомина С.В. Прядеин, В. П. П 85 Психодиагностика личности : избранные психологические методики и тесты : [монография] / В.П. Прядеин ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» [и др.]. – Сургут : РИО СурГПУ, 2013. – 245, [1] с. ISBN 978-5-93190-313-2 В монографию вошли разнообразные методики, прошедшие проверку на надежность и валидность, разработанные автором и под его руководством. Данный инструментарий может быть использован в преподавании психологии и научно-исследовательской деятельности преподавателями и аспирантами, педагогами-психологами работающими в школах, практическими психологами и всеми теми, кто на профессиональном уровне занимается экспериментальной психологией и психодиагностикой. ББК 88.91 УДК 159.923 ISBN 978-5-93190-313-2 – 2 – © Прядеин В.П., 2013 © Сургутский государственный педагогический университет, 2013
Стр.2
А ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................................................... 5 МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТИ .................................................................... 6 Многомерно-функциональная диагностика исполнительности (ИСП–1К) ................................................. 6 Диагностика стиля исполнительности (ИСП–2К)........................................................................................... 13 Экспресс диагностика стиля исполнительности (ИСП–2Э)........................................................................... 19 Диагностика мотивации исполнительности (ИСП–3К) .................................................................................. 23 Экспресс диагностика мотивация исполнительности (ИСП–3Э) ................................................................. 27 МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ......................................................................... 30 Многомерно-функциональная диагностика ответственности (ОТВ–70) ..................................................... 36 Многомерно-функциональная диагностика ответственности (ОТВ–110) (совместно с О.В. Мухлыниной) ...................................................................................................................... 41 Тест «Ответственность раньше, сейчас» (ОРС) .............................................................................................. 47 Тест «Экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО) ................................................................................. 49 Тест «Принятие ответственности» ................................................................................................................... 51 Опросник «Дисциплинированность» (Д–К) (совместно с Н.В. Воротниковой) .................................................................................................................... 53 МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ВОЛЕВОЙ АКТИВНОСТИ ................................................................. 60 Диагностика волевого усилия ...................................................................................................................... 61 Задание 1. «Написание простых элементов» .................................................................................................. 61 Задание 2. «Обвод» ............................................................................................................................................ 64 Задание 3. «Таблица Ландольта» ..................................................................................................................... 64 Задание 4. «Таблица Анфимова» ...................................................................................................................... 66 Задание 5. «Простое сложение» ....................................................................................................................... 68 Задание 6. «Сложное сложение» ...................................................................................................................... 70 Задание 7. «Составление слов» ........................................................................................................................ 72 Тест «Динамограф» ........................................................................................................................................... 72 Методики диагностики потребности в преодолении препятствий....................................................... 73 Задание 1. «Кубики» .......................................................................................................................................... 73 Задание 2. «Телефон» ........................................................................................................................................ 74 Задание 3. «Квадраты» ...................................................................................................................................... 74 Задание 4. «Перепутанные линии» .................................................................................................................. 75 Задание 5. «Карандаш» ..................................................................................................................................... 77 Методики диагностики содержательного аспекта воли ........................................................................ 79 Опросник «Воля» ............................................................................................................................................... 80 Тест «Экспертная оценка ответственности, воли и симптомокомплексов качеств их составляющих» ....................................................................................... 82 Диагностика симптомокомплексов качеств отнесенных к ответственности и воле ................................... 85 Тест «Экспресс-диагностика симптомокомплексов качеств отнесенных к ответственности и воле» ................................................................................................................................ 88 Тест «Характеристика воли» ............................................................................................................................ 90 Тест «Анализ целеустремленности» ................................................................................................................ 90 МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СТРАХА ................................................................................................... 91 Многомерно-функциональная диагностика «Страха» (ДС) (совместно с А.Ф. Чернавским) ........................................................................................................................ 91 Вопросник «Страх, радость, гнев» (СРГ) ........................................................................................................ 98 Тест «Страх» ...................................................................................................................................................... 100 МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ............................................................................. 102 Опросник диагностики саморегуляции ДИАСАМ (совместно с К.В. Злоказовым) ................................... 102 Дополнительные характеристики к вопроснику ДИАСАМ .......................................................................... 114 Диагностика саморегуляции (ДС–30) .............................................................................................................. 116 Опросник «Саморегуляция» (ОС) (модификация методики А.К. Осницкого) ............................................ 118 – 3 –
Стр.3
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПРОГНОЗА ............................................................................... 125 Типологический опросник прогноза (ТОП) ................................................................................................. 125 Тест «Тревожность-прогноз» (Бачки) ........................................................................................................... 127 Тест «Измени слово» (совместно с В.А. Сухоносовым) ............................................................................. 127 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ......................................................................... 129 Опросник «Типология управления» ............................................................................................................. 129 Опросник «Авторитарность, эгоцентризм, самодостаточность» (Наполеон) ........................................... 131 Опросник «Ответственность, саморегуляция, строгость, риск» (Оса) ...................................................... 134 Опросник «Управление» ................................................................................................................................ 137 Методика «Психологическая совместимость» (Пятнашки) ....................................................................... 139 Методика «Марбургская игра» ...................................................................................................................... 145 Методика «Карточный домик» ...................................................................................................................... 146 Методика «Совесть, коррупция, соц. реализм» (Альтруизм) ..................................................................... 148 Методика «Рассудительность» ...................................................................................................................... 152 Методика «Адекватность-неадекватность» (АД) ........................................................................................ 154 Методика «Стоматология» ............................................................................................................................ 155 Методика «Социальный реализм» ................................................................................................................ 157 Методика «Отношение к власти» ................................................................................................................. 160 Многомерно-функциональная диагностика конфликтности (совместно с И.В. Свириденко) ................ 162 Методика «Жизненный опыт» (ЖО) (совместно с О.А. Цветковой) ......................................................... 166 ДИАГНОСТИКА КОНФОРМИЗМА, ИСКРЕННОСТИ – НЕИСКРЕННОСТИ............................. 173 Многомерно-функциональная диагностика лжи» (Лж № 0) (совместно с И.А. Церковниковой) .......... 173 Диагностика конформизма – самостоятельности (ИСП–4)......................................................................... 177 МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ .................................. 180 Методика «Антропометрия» ......................................................................................................................... 180 Методика «Вид спорта» ................................................................................................................................. 181 Методика «Моя психология» ........................................................................................................................ 183 Методика «Приоритетные качества» (ПК) ................................................................................................... 187 Методика «Учитель (тренер) глазами ученика» .......................................................................................... 190 Методика «Отношение к тренировочному и соревновательному процессу» (ОТС) ............................... 192 ДИАГНОСТИКА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ..................................................... 198 Опросник «Безопасность жизнедеятельности» (БЖ–К) ............................................................................. 198 МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТА............................................................................................ 205 Тест «Определение ведущего возраста и его составляющих» (ВОЗР) (совместно с И.В. Свириденко) ..................................................................................................................... 205 Тест «Экспресс диагностика возраста» (ЭДВ) (совместно с И.В. Свириденко) ....................................... 209 ПСИХОДИАГНОСТИКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (ШКОЛА – ВУЗ) .......................................... 212 Тест «Экспертная оценка руководства школы и учителей» ....................................................................... 212 Тест «Исполнительность – ответственность» .............................................................................................. 216 Тест «Склонность к наркомании и асоциальному поведению» (НАП) ..................................................... 218 Методика. «Учитель (практикант, стажер) глазами ученика» (Стажер) ................................................... 220 ДИАГНОСТИКА ВНУШАЕМОСТИ ....................................................................................................... 223 Тест «Глазомер» .............................................................................................................................................. 223 Тест «Кубики» ................................................................................................................................................. 225 Тест «Зеленый свет» ....................................................................................................................................... 229 Тест «Скорость счета» .................................................................................................................................... 230 МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕОБЛАДАНИЯ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ .............................................................................. 233 Вопросник «Сила, подвижность, уравновешенность» (СПУ) .................................................................... 233 Вопросник «Экспресс-диагностика СПУ» (сила, подвижность, уравновешенность) .............................. 237 Тест «Ассоциация по плоской фигуре»......................................................................................................... 239 Тест «Составление плоской фигуры»............................................................................................................ 241 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................................................................................... 244 – 4 –
Стр.4
 Создание предлагаемых психодиагностических методик связано с:  дефицитом тестов по системно-функциональной диагностике отдельных свойств и качеств человека;  необходимостью использование надежного инструментария в научных целях, прошедшего проверку на надежность и валидность;  расширением «узких» мест и взглядов на казалось бы известные психологические феномены;  желанием упростить некоторые из существующих методик, без потери их психодиагностической ценности, для проведения практических занятий со студентами;  облегчением работы педагога-психолога в школе;  оказанием действенной помощи спортивным психологам;  расширением круга лиц заинтересованных в создании психодиагностических методик и накоплении базы данных по отдельным психологическим направлениям. В монографию вошли методики по диагностике отдельных качеств и свойств личности: исполнительности, дисциплинированности, ответственности, воли и волевых качеств, страха, искренности, внушаемости и конформизма, свойств ВНД и преобладания первой и второй сигнальных систем. Часть методик направлена на исследование в социальной сфере, в области физической культуры и спорта, в школе. Методологической основой для создания ряда методик послужил системно-функциональный подход к изучению личности и ее свойств (школа А.И. Крупнова). При разработке методик мы также опирались на психологию интегральной индивидуальности (школа В.С. Мерлина – Б.А. Вяткина), в частности, исходили из связи разноуровневых свойств индивидуальности. Хотелось бы выразить глубокую благодарность Эре Александровне Голубевой и Александру Ивановичу Крупнову – моим научным руководителям, оказывающим мне неоценимую помощь и поддержку на всех этапах моей научной деятельности. Слова признательности к.психол.н., доценту Кириллу Витальевичу Злоказову оказавшему помощь в статистической обработке ряда диагностических методик, а также всем аспирантам (и ныне действующим кандидатам психологических наук, которых я считаю полноправными соавторами), за сотрудничество и помощь в апробации ряда методик и тестов. Доктор психологических наук, профессор профессор кафедры психологии, факультета психологии и педагогики СурГПУ В.П. Прядеин – 5 –
Стр.5