ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОУ ВПО ХМАО-ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
«Организация инклюзивного
образования детей с ограниченными
возможностями здоровья
в дошкольных образовательных
учреждениях»
Методические рекомендации
Тюмень
Аксиома
2013
Стр.1
ББК 74.50р+74.202.42р
УДК 376:373(07)
О-64
Авторы-составители:
Богатая О.Ф. – старший научный сотрудник Лаборатории Инновационных
образовательных технологий
Павалаки И.Ф. – старший научный сотрудник Лаборатории Инновационных
образовательных технологий, кандидат педагогических наук, доцент
Рассказова Н.П. – заведующий кафедрой педагогического и специального образования,
кандидат педагогических наук, доцент
Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями
здоровья в дошкольных образовательных учреждениях. Методические
рекомендации / Составители: О.Ф. Богатая, И.Ф. Павалаки, Н.П. Рассказова
– Тюмень: Аксиома, 2013. – 92 с.
В методических рекомендациях рассматриваются теоретические аспекты процессов
инклюзии и интеграции на современном этапе развития специального образования;
представлены модели обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья; раскрыты организационные аспекты инклюзивной
практики в дошкольном образовательном учреждении, а также даны рекомендации
по составлению основной общеобразовательной программы для инклюзивной
группы дошкольного образовательного учреждения, индивидуальной
образовательной траектории, индивидуального образовательного маршрута и
индивидуально-образовательной программы.
В приложении содержатся методические материалы, которые могут быть использованы
при организации инклюзивной практики в дошкольном образовательном
учреждении.
Методические рекомендации могут быть полезны руководителям образовательных
учреждений, реализующих инклюзивную практику, специалистам
образовательных учреждений: педагогам-психологам, учителям-логопедам и
учителям-дефектологам, воспитателям инклюзивных групп, аспирантам, магистрантам,
а также студентам педагогических вузов. Вместе с тем, методические
рекомендации могут быть адресованы родителям, имеющим ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.
ББК 74.50р+74.202.42р
УДК 376:373(07)
© Сургутский государственный педагогический университет, 2013
© О.Ф. Богатая, И.Ф. Павалаки, Н.П. Рассказова, 2013
© Оформление. ООО «Аксиома», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .................................................................................................................................. 4
ГЛАВА 1. Инклюзия и интеграция: проблемы и перспективы .............................. 7
ГЛАВА 2. Модели обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья ................................................................................................16
ГЛАВА 3. Организационные аспекты инклюзивной практики в ДОУ.
Рекомендации к открытию инклюзивных групп ......................................................23
ГЛАВА 4. Методические рекомендации к составлению программы ДОУ,
реализующего инклюзивную практику .......................................................................38
ГЛАВА 5. Методические рекомендации к составлению Индивидуальной
образовательной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ ...............49
Заключение ..........................................................................................................................64
Список литературы ............................................................................................................65
Приложение 1 ...............................................................................................................68
Приложение 2 ...............................................................................................................69
Приложение 3 ...............................................................................................................71
Приложение 4 ...............................................................................................................74
Приложение 5 ...............................................................................................................76
Приложение 6 ...............................................................................................................77
Приложение 7 ...............................................................................................................78
Приложение 8 ...............................................................................................................80
Приложение 9 ...............................................................................................................81
Приложение 10 .............................................................................................................86
–3 –
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на
образование в настоящее время рассматривается как одна из важнейших задач
государственной политики в области образования.
В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с
ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для
получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических
особенностей.
Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее
выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы
с детьми, имеющими такие нарушения. Своевременное оказание необходимой
психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет
обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала
его обучения на ступени начального общего образования и таким образом
подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.
Деятельность дошкольных образовательных учреждений в настоящее время
регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (ФГОС ДО) (Приказ Министерства образования и
науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»). В Стандарте учитываются
«индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной
ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им
образования (далее – особые образовательные потребности), индивидуальные
потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями
здоровья» [29].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
определяет содержание коррекционной работы с детьми дошкольного
возраста с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа и/
или инклюзивное образование должны быть направлены на обеспечение коррекции
нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями
здоровья и оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы.
В
настоящее время современная система образования позволяет включать
каждого ребенка в образовательное пространство. Включение детей с особыми
образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными
возможностями здоровья) в образовательный процесс по месту жительства
– это совершенно иной подход в российском образовании. Такой подход
терминологически определяется как инклюзия в образовании, и соответственно
образование в русле такого подхода как инклюзивное (включенное) образование.
Несмотря на имеющийся опыт в области инклюзивного образования, возникает
ряд проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса.
Остаются недостаточно разработанными организационные вопросы инклюзивного
образования: как воспитатели и специалисты инклюзивной группы до–4
–
Стр.4
школьного образовательного учреждения должны организовать свою работу,
чтобы нормально развивающиеся дети и дети с проблемами в развитии усваивали
материал в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Остро стоит проблема совершенствования понятийного аппарата инклюзивного
образования, ряд терминов дублируют друг друга, соответственно возникают
трудности планирования образовательной деятельности.
К сожалению, далеко не все воспитатели дошкольных учреждений имеют дефектологическое
образование, психологически не готовы принять в своей группе
ребенка с проблемами в развитии.
Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и гибкость
образовательной системы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ. В самом
инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию,
создавать новые формы и способы организации образовательного процесса
с учетом индивидуальных особенностей детей.
Для детей с нарушениями в развитии этот процесс определяется нормативно-правовой
базой.
Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими
международными документами в области образования предусматривает
принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями
здоровья – как взрослых, так и детей. Гарантии прав детей с ограниченными возможностями
здоровья на получение образования закреплены в Конституции РФ,
в Федеральных законах:
♦ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
♦
от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»;
♦ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации»;
♦ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации»;
♦ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации».
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование,
коррекцию недостатков и реабилитацию регламентирована в типовых
положениях: о дошкольном образовательном учреждении (утв. постановлением
Правительства РФ от 12.09.2008 № 666); об образовательном учреждении (утв. постановлением
Правительства РФ от 19.03.2001 № 196); о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от
12.03.1997 № 288).
Кроме того, действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать
обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями
здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных
учреждениях, учреждениях начального профессионального образования,
–5 –
Стр.5
других ОУ, не являющихся коррекционными. Об этом свидетельствует Примерное
положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных
учреждениях и рекомендации по отбору детей в такие классы (утв. приказом
Минобразования России от 08.09.1992 № 333), а также письмо Минпроса РСФСР
от 03.06.1988 № 10-136-6 «О специальных классах выравнивания для детей с задержкой
психического развития».
В данных методических рекомендациях представлены организационные вопросы
инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении,
описан регламент деятельности Психолого-медико-педагогической комиссии и
Психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного образовательного
учреждения, нормативно-правовые документы обеспечивающие реализацию
образовательных программ для детей с ОВЗ. Описаны модели обучения и воспитания
детей с ОВЗ и разработаны рекомендации по составлению основной
общеобразовательной программы для инклюзивной группы дошкольного образовательного
учреждения, индивидуальной образовательной траектории, индивидуального
образовательного маршрута и индивидуально-образовательной
программы.
В приложении содержатся методические материалы, которые могут быть использованы
при организации инклюзивной практики в дошкольном образовательном
учреждении.
Методические рекомендации могут быть полезны руководителям образовательных
учреждений, реализующих инклюзивную практику, специалистам
образовательных учреждений: педагогам-психологам, учителям-логопедам и
учителям-дефектологам, воспитателям инклюзивных групп, аспирантам, магистрантам,
а также студентам педагогических вузов. Вместе с тем, методические рекомендации
могут быть адресованы родителям, воспитывающих ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.
–6 –
Стр.6