Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях

0   0
АвторыБогатая Ольга Федоровна, Павалаки Ирина Федоровна, Рассказова Наталья Петровна
ИздательствоИздательство Аксиома
Страниц92
ID313530
АннотацияВ методических рекомендациях рассматриваются теоретические аспекты процессов инклюзии и интеграции на современном этапе развития специального образования; представлены модели обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; раскрыты организационные аспекты инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении, а также даны рекомендации по составлению основной общеобразовательной программы для инклюзивной группы дошкольного образовательного учреждения, индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного маршрута и индивидуально-образовательной программы.
Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях / О. Ф. Богатая, И. Ф. Павалаки, Н. П. Рассказова .— Тюмень : Издательство Аксиома, 2013 .— 92 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/313530 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО-ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» «Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях» Методические рекомендации Тюмень Аксиома 2013 ББК 74.50р+74.202.42р УДК 376:373(07) О-64 Авторы-составители: Богатая О.Ф. – старший научный сотрудник Лаборатории Инновационных образовательных технологий Павалаки И.Ф. – старший научный сотрудник Лаборатории Инновационных образовательных технологий, кандидат педагогических наук, доцент Рассказова Н.П. – заведующий кафедрой педагогического и специального образования, кандидат педагогических наук, доцент Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях. <...> В методических рекомендациях рассматриваются теоретические аспекты процессов инклюзии и интеграции на современном этапе развития специального образования; представлены модели обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; раскрыты организационные аспекты инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении, а также даны рекомендации по составлению основной общеобразовательной программы для инклюзивной группы дошкольного образовательного учреждения, индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного маршрута и индивидуально-образовательной программы. <...> Методические рекомендации могут быть полезны руководителям образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, специалистам образовательных учреждений: педагогам-психологам, учителям-логопедам и учителям-дефектологам, воспитателям инклюзивных групп, аспирантам, магистрантам, а также студентам педагогических вузов. <...> Методические рекомендации к составлению программы ДОУ, реализующего инклюзивную <...>
Организация_инклюзивного_образования_детей_с_ограниченными_возможностями_здоровья_в_дошкольных_образовательных_учреждениях.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО-ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» «Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях» Методические рекомендации Тюмень Аксиома 2013
Стр.1
ББК 74.50р+74.202.42р УДК 376:373(07) О-64 Авторы-составители: Богатая О.Ф. – старший научный сотрудник Лаборатории Инновационных образовательных технологий Павалаки И.Ф. – старший научный сотрудник Лаборатории Инновационных образовательных технологий, кандидат педагогических наук, доцент Рассказова Н.П. – заведующий кафедрой педагогического и специального образования, кандидат педагогических наук, доцент Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях. Методические рекомендации / Составители: О.Ф. Богатая, И.Ф. Павалаки, Н.П. Рассказова – Тюмень: Аксиома, 2013. – 92 с. В методических рекомендациях рассматриваются теоретические аспекты процессов инклюзии и интеграции на современном этапе развития специального образования; представлены модели обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; раскрыты организационные аспекты инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении, а также даны рекомендации по составлению основной общеобразовательной программы для инклюзивной группы дошкольного образовательного учреждения, индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного маршрута и индивидуально-образовательной программы. В приложении содержатся методические материалы, которые могут быть использованы при организации инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации могут быть полезны руководителям образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, специалистам образовательных учреждений: педагогам-психологам, учителям-логопедам и учителям-дефектологам, воспитателям инклюзивных групп, аспирантам, магистрантам, а также студентам педагогических вузов. Вместе с тем, методические рекомендации могут быть адресованы родителям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья. ББК 74.50р+74.202.42р УДК 376:373(07) © Сургутский государственный педагогический университет, 2013 © О.Ф. Богатая, И.Ф. Павалаки, Н.П. Рассказова, 2013 © Оформление. ООО «Аксиома», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение .................................................................................................................................. 4 ГЛАВА 1. Инклюзия и интеграция: проблемы и перспективы .............................. 7 ГЛАВА 2. Модели обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья ................................................................................................16 ГЛАВА 3. Организационные аспекты инклюзивной практики в ДОУ. Рекомендации к открытию инклюзивных групп ......................................................23 ГЛАВА 4. Методические рекомендации к составлению программы ДОУ, реализующего инклюзивную практику .......................................................................38 ГЛАВА 5. Методические рекомендации к составлению Индивидуальной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ ...............49 Заключение ..........................................................................................................................64 Список литературы ............................................................................................................65 Приложение 1 ...............................................................................................................68 Приложение 2 ...............................................................................................................69 Приложение 3 ...............................................................................................................71 Приложение 4 ...............................................................................................................74 Приложение 5 ...............................................................................................................76 Приложение 6 ...............................................................................................................77 Приложение 7 ...............................................................................................................78 Приложение 8 ...............................................................................................................80 Приложение 9 ...............................................................................................................81 Приложение 10 .............................................................................................................86 –3 –
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование в настоящее время рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала его обучения на ступени начального общего образования и таким образом подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении. Деятельность дошкольных образовательных учреждений в настоящее время регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»). В Стандарте учитываются «индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее – особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья» [29]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет содержание коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа и/ или инклюзивное образование должны быть направлены на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы. В настоящее время современная система образования позволяет включать каждого ребенка в образовательное пространство. Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья) в образовательный процесс по месту жительства – это совершенно иной подход в российском образовании. Такой подход терминологически определяется как инклюзия в образовании, и соответственно образование в русле такого подхода как инклюзивное (включенное) образование. Несмотря на имеющийся опыт в области инклюзивного образования, возникает ряд проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса. Остаются недостаточно разработанными организационные вопросы инклюзивного образования: как воспитатели и специалисты инклюзивной группы до–4 –
Стр.4
школьного образовательного учреждения должны организовать свою работу, чтобы нормально развивающиеся дети и дети с проблемами в развитии усваивали материал в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Остро стоит проблема совершенствования понятийного аппарата инклюзивного образования, ряд терминов дублируют друг друга, соответственно возникают трудности планирования образовательной деятельности. К сожалению, далеко не все воспитатели дошкольных учреждений имеют дефектологическое образование, психологически не готовы принять в своей группе ребенка с проблемами в развитии. Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и гибкость образовательной системы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. Для детей с нарушениями в развитии этот процесс определяется нормативно-правовой базой. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Гарантии прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции РФ, в Федеральных законах: ♦ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; ♦ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; ♦ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; ♦ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; ♦ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, коррекцию недостатков и реабилитацию регламентирована в типовых положениях: о дошкольном образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666); об образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196); о специальном (коррекционном) образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288). Кроме того, действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, –5 –
Стр.5
других ОУ, не являющихся коррекционными. Об этом свидетельствует Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях и рекомендации по отбору детей в такие классы (утв. приказом Минобразования России от 08.09.1992 № 333), а также письмо Минпроса РСФСР от 03.06.1988 № 10-136-6 «О специальных классах выравнивания для детей с задержкой психического развития». В данных методических рекомендациях представлены организационные вопросы инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении, описан регламент деятельности Психолого-медико-педагогической комиссии и Психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного образовательного учреждения, нормативно-правовые документы обеспечивающие реализацию образовательных программ для детей с ОВЗ. Описаны модели обучения и воспитания детей с ОВЗ и разработаны рекомендации по составлению основной общеобразовательной программы для инклюзивной группы дошкольного образовательного учреждения, индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного маршрута и индивидуально-образовательной программы. В приложении содержатся методические материалы, которые могут быть использованы при организации инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации могут быть полезны руководителям образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, специалистам образовательных учреждений: педагогам-психологам, учителям-логопедам и учителям-дефектологам, воспитателям инклюзивных групп, аспирантам, магистрантам, а также студентам педагогических вузов. Вместе с тем, методические рекомендации могут быть адресованы родителям, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. –6 –
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ