ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1459)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, директор Федерального института развития образования, академик РАО
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
èòðèé Григорьев, доцент, кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Íèà Öåëèùåâà, председатель наблюдательного совета АНО «ИД «Народное образование»
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Евгений Руднев (редактор выпуска), Елена Шишмакова (редактор),
Алексей Шуриков (консультант), Татьяна Озерецкая (перевод)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Елена Биланова, Ирина Маслова (корректоры)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
E-mail: narob@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайте:
www.narodnoe.org; www.narobraz.ruîå образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹9-10’2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В.И. Слободчиков,
И.В. Королькова,
А.А. Остапенко,
М.В. Захарченко,
Е.В. Шестун,
С.Ю. Рыбаков,
Д.А. Моисеев,
С.Н. Коротких
Системный кризис отечественного
образования и пути его преодоления
Положение о XV Международном
конкурсе им. А.С. Макаренко
Л.П. Зеленова,
А.М. Кац
Экономический смысл понятия
«образовательные услуги»
и его неосмысленное
применение в образовании
А.А. Вербицкий
Диалектика содержания
и формы в образовании
Н.А. Шобонов
Государственнообщественное
управление
в условиях реализации
Федерального закона
«Об образовании в РФ»
7
Анализ образовательной политики в Российской Федерации. Поиск
Россией собственного пути в образовании. Деконструкция Доктрины образования
до 2025 года как мошенничество. Отсутствие иерархии целей
в Законе «Об образовании» от 2013 года. Программа развития
до 2020 года как документ, лишённый адекватного понимания образования.
Попытка создания касты менеджеров-экономистов, направляющих
финансовые ресурсы в свою пользу. Национальная безопасность и потребность
в создании новой модели образования. Выстраивание педагогического
процесса на основе возрастной психологии.
21
С 1 по 5 апреля 2017 года пройдёт XV Международный конкурс
им. А.С. Макаренко и очередные Макаренковские чтения.
29
Услуги в экономической теории и нормативно-правовом поле. Анализ
нормативной базы и различия в толковании «образовательных услуг».
Понятие «услуги» в современной либеральной экономической концепции.
40
Проблема соотношения содержания образования и форм учебной
деятельности студентов. Содержание и форма — парные философские
категории, соответственно, изменившееся содержание образования должно
обрести адекватные ему формы обучения и воспитания.
46
Государственно-общественное управление образованием как одно
из направлений государственной образовательной политики. Основные
подходы к ГОУО и вопросы для оперативного решения.
2
Народное образование 9-10’2016
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
И.З. Гликман
Подлинный смысл воспитания
53
Потребность современных школьников в труде. Школа учёбы и школапроизводство
— методологические различия и образовательные эффекты.
Производственный процесс как основа школы жизни.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Н.Ю. Синягина
Повышение квалификации
руководителей: мотивация
и предпочтения
61
Результаты исследования повышения квалификации руководителей разного
уровня — опроса слушателей курсов повышения квалификации
по вопросам их личностно-профессионального развития. Характеристика
мотивов и предпочтений в части повышения профессиональной
компетентности, анализ динамики личностного роста, степени профессиональной
подготовки и переподготовки, сформированности системы
взглядов, смыслов, позиций, выраженности профессионально-личностной
«Я-концепции», направленности на образование и готовности
к этому процессу.
М.М. Поташник
Волшебница с улицы
Долина Роз
Портрет необычного
директора гимназии
А.А. Дробот
Аттестация
по стандарту «педагог»
В.В. Робский
Стандарт для предшколы:
как не утратить смысл
Н.Ф. Анохина
Взаимодействие
школы и СМИ
66
Деятельность директора школы в современных реалиях. Круг
управленческих проблем и их практическое решение на примере
гимназии «Интеллект» г. Ессентуки. Деловые и личностные качества
директора.
75
Вхождение в профессию на основе стандарта педагога. Аттестация
на соответствие занимаемой должности и присвоение новой квалификационной
категории. Организационные и нормативно-правовые аспекты
процедуры.
81
Трансформация профессиональной деятельности педагога при переходе
на стандарт дошкольного образования. Основные трудности. Пошаговый
алгоритм планирования результатов. Успешное освоение стандарта.
91
Негативные тенденции отражения состояния образования в СМИ.
Отсутствие мотивации школы во взаимодействии со СМИ. Представление
школы в СМИ как эффективная стратегия создания позитивного
образа в сообществе и приобретения конкурентных преимуществ.
3
Народное образование 9-10’2016
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
З.А. Абасов
Как работать с неуспевающими
школьниками?
А.А. Мурашов
Чувство слова:
аспекты формирования
творческого отношения
В.С. Аванесов
Новые тестовые формы.
Можно ли улучшить ЕГЭ?
97
Проблема неуспеваемости в массовой школе. Анализ причин.
Методическое обеспечение работы учителя с неуспевающими учащимися.
106
Рекомендации педагогам в освоении русского языка и слова.
Формирование чувства слова — важнейшая задача педагога.
Методические приёмы и иллюстрации формирования чувства слова.
117
Необходимость преодоления консерватизма при применении тестовых
форм в аттестационных технологиях. Предлагается вместо заданий
с выбором одного правильного ответа использовать задания с выбором
нескольких правильных ответов. Такие задания позволяют проверить
почти все виды знаний, формируют дивергентное мышление, связанное
с креативными способностями, и проводятся в автоматизированном
режиме. Правильный выбор формы заданий зависит от вида
проверяемых знаний.
А.В. Диков
Цифровая хроника:
образовательный потенциал
129
Интернет-сервисы timeline в образовательном процессе. Цифровая лента
времени — эффективный электронный образовательный ресурс,
позволяющий применять информационные технологии и осваивать знания.
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ
А.А. Ермолин
Детское движение
в современной школе:
«êóäà æèòü?»
Г.В. Резапкина
Тренды профориентации
137
Нормативные документы, регламентирующие воспитание в России
и запрос родителей на образование. Подход CDIO к воспитанию
человека нового времени. Интегрированный учебный план. Движение
к продуктивной системе воспитания.
150
Подходы и стереотипы профориентационной работы, которые не
способствуют реалистичному и осознанному выбору профессии. Стратегия
и тактика профессиональной ориентации молодёжи. Условия достижения
баланса между потребностями человека и общества, профессиональными
намерениями молодёжи и требованиями рынка труда.
Д.В. Верин-Галицкий
Экспедиция и поход
как школа взросления
4
154
Экспедиция и поход как уникальная отечественная воспитательная
технология. Положение и статус профессионалов в области детского
туризма в современном образовании. Обеспечение воспроизводства кадров.
Народное образование 9-10’2016
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Е.С. Гришина
«Психологический возраст»
в коллективе
160
Развитие взаимоотношений внутри образовательного коллектива с точки
зрения психологических различий. Разработка понятия «психологический
возраст», классификация психологического возраста, основные признаки
каждой группы: уровень самостоятельности, способность к действию, самоопределение
во времени. Анализ возрастной диалектики образовательного
коллектива, недопустимость психологического старения преподавательского
состава.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ
Ю.В. Аннушкин
Интернет: пространство
возможностей или угрозы
для развития?
Д.А. Богданова
Информационный мир:
прятки по-новому
Н.А. Бондаренко,
С.В. Кривцова,
С.В. Суханова,
Е.П. Суханов
Как понимают психологическую
безопасность учителя,
учащиеся и родители
163
Важнейшие свойства виртуальной реальности в пространстве
фундаментальных мотиваций человеческой экзистенции. Отличия
реального и виртуального миров. Позитивные и негативные эффекты
обучения в виртуальной среде.
169
Безопасность в Интернете. Приложения в сети, которые могут таить
опасность для психики и здоровья детей и подростков. Знание,
позволяющее взрослым быть бдительными в воспитании подрастающего
поколения в информационный век.
173
Результаты научно-практического исследования субъективных
параметров безопасности образовательной среды. Описание феномена
психологической безопасности всеми участниками образовательного
процесса: педагогами, учащимися и родителями. Авторская
интерпретация психологической безопасности.
Стр.6