Используйте хореографические композиции
лауреатов Московского городского
фестиваля «В мире классической музыки»
в номинации «Танцевальное творчество»
Подпишитесь на журнал
«Справочник музыкального
руководителя»
Стоимость подписки в редакции:
на I полугодие 2015 года – 1287 руб.
на 2015 год – 2574 руб.
Открыта
подписка!
Оформить подписку так же просто, как перевернуть страницу
В интернет-магазине
www.proflit.ru/edu
В редакции
Тел.: 8 (495) 937-9082, 933-6317
На почте (годовой и полугодовой индексы)
«Роспечать» – 70439, 84541
«Почта России» – 31408, 24379
«Пресса России» – 41265, 43656
Реклама
Стр.3
Как оформить подписку на издания
«МЦФЭР Образование»
По телефону
8 (495) 937-9082
В интернет-магазине
www.proflit.ru/edu
На почте
Воспользуйтесь каталогами
«Роспечать», «Почта России», «Пресса России»
Годовые и полугодовые подписные индексы изданий
Издание
Комплект журналов «Образцовая школа.
Управление»
Комплект журналов «Образцовая школа.
Обучение и воспитание»
Журнал «Справочник руководителя
образовательного учреждения»
Журнал «Справочник заместителя директора
школы»
Журнал «Справочник классного руководителя»
Журнал «Управление начальной школой»
Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа»
Журнал «Нормативные документы
образовательного учреждения»
Журнал «Управление образовательным
учреждением в вопросах и ответах»
Комплект журналов «Образцовый детский сад»
Журнал «Справочник руководителя дошкольного
учреждения»
Журнал «Справочник педагога-психолога.
Детский сад»
Журнал «Справочник музыкального
руководителя»
Журнал «Справочник старшего воспитателя
дошкольного учреждения»
Журнал «Медицинское обслуживание и организация
питания в ДОУ»
47674
47683
82999
81371
36423
47671
84294
20589
47554
47687
83638
84295
«Роспечать»
«Почта России»
84171
84133
16689
73237
99350
84200
16690
63485
84188
84181
12516
16687
73194
84122
99742
73236
99347
84191
12607
63484
79909
73341
12515
12606
«Пресса России»
год полугодие год полугодие год полугодие
81373
88239
47676
81319
81366
36421
47670
80804
20588
48889
81375
83637
80821
88241
10291
88139
88032
88243
44906
87938
88240
88250
43667
44908
88140
88287
44733
88138
88030
88242
44949
87937
88175
88142
38860
44950
70439 84541 31408 24379 41265 43656
36906
46115
36905
37291
73485
79429
99647
10270
88141
89070
88065
88522
Подробную информацию об изданиях «МЦФЭР Образование»
вы можете посмотреть на сайтах www.resobr.ru и www.menobr.ru
Реклама
Стр.4
№10 ОКТЯБРЬ 2014
УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный директор
Межанский М.А.
Заместитель генерального директора,
директор «МЦФЭР Образование» Дулинов М.В.
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР
Директор Гирихиди В.П.
Главный редактор
МЦФЭР Образование
Коммерческий директор
Богданова Е.В.
Макарова С.М.
Заместитель коммерческого
директора Полуэктова-Жежеря Ю.В.
Директор по развитию
образовательных
и региональных проектов Слепушенко О.А.
Объединённая редакция «Образование»
Главный редактор
Редакция
Ответственный редактор
Выпускающий редактор
Секретарь редакции
Бодякина Т.П.
Анишина Т.П.
Семёнова В.В.
Редактор Кашкина С.Ю.
Дизайн Лузенинова Н.Н.
Вёрстка Титова С.Ю.
Калганова Н.Н.
Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный)
Адрес редакции: 127287, г. Москва,
ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17
Тел.: 8 (495) 937-90-80
www.resobr.ru
Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9
e-mail: muz@mcfr.ru
Интернет-магазин: www.profl it.ru
Подписные индексы
«Роспечать» – 70439 (годовой), 84541 (полугодовой)
«Почта России» – 31408 (годовой), 24379 (полугодовой)
«Пресса России» – 41265 (годовой), 43656 (полугодовой)
Отдел продвижения
Владимирова А.С.
Кондрашова Ю.О.
Полтева Н.Ю.
Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный)
Размещение рекламы
Тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45)
e-mail: nsinitsina@mcfr.ru
Отдел по работе с клиентами
Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62
e-mail: ap@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru
Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных
материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением
авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале,
допускается только с письменного согласия редакции.
Свидетельство: ПИ № ФС77-47365 от 18.11.2011.
Подписано в печать 17.09.2014. Выход в свет 03.10.2014.
Формат 84 Ч 108 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 8,4. Тираж 8000 экз. Изд. № 6441. Заказ № 871-ОП
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20
Цена свободная
Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1»
428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15
Тел.: +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87
www.volga-print.ru
© ЗАО «МЦФЭР», 2014
ISSN 2226-4043
10
Синицина Н.Ю.
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Анишина Т.П.
ответственный редактор журнала
«Справочник музыкального руководителя»
Богданова В.В.
доц. каф. эстетического воспитания детей
дошкольного возраста факультета дошкольной
педагогики и психологии МПГУ
Гилевич Л.Г.
гл. спец. Управления культуры администрации
г. Южно-Сахалинска, музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Груздова И.В.
канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики
преподавания Гуманитарно-педагогического
института Тольяттинского государственного
университета
Деркунская В.А.
канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики
РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
Комарова Т.С.
д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания
педагогического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова
Шахова А.О.
музыкальный руководитель ГБОУ СОШ
№ 1005 «Алые паруса», г. Москва
Кузнецова Г.В.
ст. науч. сотр. отдела дошкольного образования
ФГАУ «Федеральный институт развития образования»
Радынова О.П.
д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического
воспитания детей дошкольного возраста факультета
дошкольной педагогики и психологии МПГУ
Цапенко М.М.
зам. начальника управления дошкольного и общего
образования Департамента образования г. Москвы
Циркова Н.П.
методист, ст. преп. каф. педагогики и методики
дошкольного образования Московского института
открытого образования, куратор курсов повышения
квалификации музыкальных руководителей г. Москвы
Фадеева С.А.
д-р пед. наук, зав. каф. теории и практики
воспитания и дополнительного образования
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития
образования»
9 772226 404146
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ № 10 ОКТЯБРЬ 2014
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
6
ФГОС дошкольного образования:
вопросы введения и применения
на практике
Разъяснения специалистов
ФГАУ «Федеральный институт развития
образования», касающиеся самых различных
аспектов применения стандарта на практике.
Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014
№ 08-249 «Комментарии к ФГОС
дошкольного образования»
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ
ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ
Коренблит С.С., Берестов В.Д.,
Кузнецова Г.В., Уваров А.Ю.
19
21
Поём и играем в театре кукол
Песня для кукольного представления
«Звездочёт»
Коренблит С.С., Слуцкий М.Г.,
Шакарова М.А., Уваров А.Ю.
Азбука: обучение алфавиту
с помощью песен
Буквы Д, Е, Ё. Ноты и слова песен
НОТНЫЙ ФОНД:
КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ
25
Ярцева Е.С.
Добро пожаловать
в музыкальный зоопарк
Слушаем и отгадываем музыкальные загадки
по классическим музыкальным произведениям.
Кузнечик
37
44
29
27
28
С. Прокофьев.
Шествие кузнечиков
С. Слонимский.
Кузнечик
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
ТАНЦКЛАСС
Ивкова Л.И.
Вальс цветов
Танец для девочек 5–6 лет.
Хореографическая композиция
лауреата московского
городского фестиваля
«В мире классической музыки»
в номинации «Танцевальное творчество»
на музыку П.И. Чайковского.
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
СЦЕНАРИИ
Туловская Н.М.
Заколдованные снегири
Новогодний сценарий
для детей старшего возраста
Немов С.В., Микая Е.С.,
Шахова А.О.
Золушка
Сценарий новогоднего утренника
в подготовительной группе
4
СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Стр.6
Содержание
ПЕСЕННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
58
Скоро, скоро скажем:
«Здравствуй, Новый год!»
Дмитрий Воскресенский, Ирина Коробушкина:
«Новый год», «Ночь расскажет нам сказку».
Александр Комаров, Лидия Радикова:
«Новогодний хоровод».
Александр Комаров, Елена Кравченко:
«Весёлый хоровод».
Мария Егорова, Людмила Егорова:
«Деду Морозу», «Саночки».
Елена Киргизова: «Ёлочка лесная».
Светлана Солодова: «Снежинки».
Александр Комаров, Нина Ипатова:
«Баба Яга на новогоднем празднике»
(инсценировка песни для детей дошкольного
и младшего школьного возраста)
35
А ТАКЖЕ
ВОПРОС – ОТВЕТ
Распространяется ли высшая
категория, присвоенная
музыкальному руководителю
по основному месту работы,
на работу по совместительству?
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
W
WWW
– Дополнительные материалы
к статье смотрите на сайте
www.resobr.ru
Доступ к дополнительным электронным
материалам для организации воспитательнообразовательной
деятельности
Сайт: www.resobr.ru
Промокод: doremi2014
Подробную инструкцию см. на 3-й обложке журнала
№ 10 октябрь 2014
5
Реклама
Стр.7
Актуальная тема
ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ВОПРОСЫ ВВЕДЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ
НА ПРАКТИКЕ
До 1 января 2016 года установлен переходный
период для проведения экспертизы и формирования
реестра примерных основных образовательных
программ, которые должны создать методическую
базу для полноценного внедрения ФГОС в систему
дошкольного образования.
У руководителей и специалистов, осуществляющих
государственное управление в сфере образования,
руководителей образовательных организаций
и практических работников, реализующих
образовательные программы дошкольного
образования, возникают самые разные вопросы
по введению федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования
(далее – ФГОС ДО). Предлагаем ознакомиться
с разъяснениями и комментариями
специалистов ФГАУ «Федеральный институт развития
образования», касающимися различных
аспектов применения стандарта на практике
(приложение).
Отмечается, что содержание образовательной
программы не должно быть заранее расписано по
конкретным образовательным областям, поскольку
оно определяется конкретной ситуацией в группе:
индивидуальными склонностями детей, их интересами,
особенностями развития. Педагоги, работающие
по программам, ориентированным на
1
ребёнка, формируют содержание по ходу образовательной
деятельности, решая задачи развития
детей в зависимости от сложившейся образовательной
ситуации, опираясь на интересы отдельного
ребёнка или группы детей.
ВАЖНО
С 1 сентября 2013 г. дошкольное образование
является уровнем общего образования.
С 1 января 2014 г. вступил в силу новый
федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования.
Соотношение частей образовательной программы
носит рекомендательный характер и призвано
примерно оценить пропорцию между обязательной
частью программы и частью, формируемой
участниками образовательных отношений.
Отмечается также, что реализация программы
дошкольного образования не подразумевает ограничений
на оказание дополнительных платных образовательных
услуг воспитанникам. Получение
воспитанниками таких услуг должно регламентироваться
договорами.
См.: письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов
и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО». – Примеч. ред.
2
См.: письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». – Примеч. ред.
6
СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Стр.8
Актуальная тема
Приложение
Комментарии к федеральному государственному
образовательному стандарту дошкольного образования
Общие положения
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитываются
возможности освоения ребёнком образовательной программы на разных этапах её реализации
(подп. 2 п. 1.3 раздела I1
).
Комментарий: в данном пункте ФГОС ДО содержится указание на учёт при разработке и реализации образовательной
программы (далее – программа) в организации, осуществляющей образовательную деятельность
(далее – ОО (образовательная организация)) разных возрастных возможностей детей. На практике
чаще всего (в условиях организации одновозрастных групп) программа формируется для детей разного
возраста, с разбивкой на этапы освоения: начальный – для детей раннего (младенческого) возраста, завершающий
– для старшего дошкольного возраста. Разнообразие возрастных возможностей детей диктует
создание разных условий, что учитывается требованиями ФГОС ДО. В то же время данная норма фиксирует
приоритет индивидуальных возможностей и интересов ребёнка над содержанием программы на том или
ином этапе её освоения в группе детей, например, при появлении ребёнка в группе детского сада в середине/конце
освоения программы группой. В этом случае педагоги должны ориентироваться на интересы, возможности
и склонности ребёнка, а не на содержание текущего этапа программы.
Требования
к структуре образовательной программы
дошкольного образования и её объёму
Струк турные подразделения в одной ОО (далее – группы) могут реализовывать разные программы
(п. 2.2 раздела II).
Комментарий: В соответствии с данным пунктом ФГОС ДО,2
группы различной направленности (общеразвивающей,
компенсирующей, оздоровительной или комбинированной), являющиеся структурными подразделениями
дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) и ведущие образовательную деятельность,
могут реализовывать разные образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО
и с учётом примерных основных образовательных программ дошкольного образования. При реализации
нескольких образовательных программ дошкольного образования каждая из них должна быть утверждена
ОО и должна соответствовать требованиям п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Закон). При этом, если образовательная программа для отдельной
группы ДОО разрабатывается с использованием примерной основной образовательной программы,
обязательная часть образовательной программы группы в соответствии с п. 2.12 ФГОС ДО может быть
оформлена в виде ссылки на соответствующую примерную основную образовательную программу.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, в соответствии с п. 2.12
ФГОС ДО, также может быть оформлена в виде ссылки на соответствующую методическую литературу, пред1
Здесь
и далее: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования». – Примеч. ред.
2
А также в соответствии с п. 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования. (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013
№ 1014). – Примеч. ред.
№ 10 октябрь 2014
7
Стр.9