Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Управление начальной школой

Управление начальной школой №4 2015 (258,50 руб.)

0   0
Страниц84
ID312985
АннотацияПрофессиональное издание для руководителей общеобразовательных организаций, кураторов и педагогов начальных классов, администраторов школ и методистов. Контроль и оптимизация учебного процесса, повышение квалификации педагогов. Правильное ведение документации.
Управление начальной школой .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №4 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312985 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Независимая оценка качества образования: региональный опыт Актуальные вопросы реализации учебного плана Современные технологии формирования УУД учащихся День славянской письменности и культуры в школе ОТКРЫТА ПОДПИСКА НА II ПОЛУГОДИЕ 2015 ГОДА Не успеваете отслеживать все законодательные нововведения? <...> АПРЕЛЬ/2015 №4 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Глаголева Ю.И. – заведующая кафедрой начального образования ГБОУ ДПО (ПК) «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Сабельникова С.И. – заместитель директора АНО Школа «Президент» Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист-эксперт «МЦФЭР Образование» Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ «Центр образования № 548 “Царицыно”», г. Москва Служба клиентской поддержки Тел. <...> 16 Формирование учебного плана начального общего образования: актуализация вопроса <...>
Управление_начальной_школой_№4_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Управление_начальной_школой_№4_2015.pdf
Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор – Межанский М.А. Заместитель генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» – Дулинов М.В. АПРЕЛЬ/2015 №4 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Глаголева Ю.И. – заведующая кафедрой начального образования ГБОУ ДПО (ПК) «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Сабельникова С.И. – заместитель директора АНО Школа «Президент» Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист-эксперт «МЦФЭР Образование» Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ «Центр образования № 548 “Царицыно”», г. Москва Служба клиентской поддержки Тел.: 8 (495) 933-63-22, 937-90-82 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62, e-mail: pressa@mcfr.ru Подписные индексы «Роспечать» – 47670, 47671*; «Почта России» – 84191, 84200; «Пресса России» – 88242, 88243 * Полугодовой и годовой. www.menobr.ru www.proflit.ru Издательский дом МЦФЭР Директор – Гирихиди В.П. Главный редактор – Богданова Е.В. МЦФЭР Образование Коммерческий директор – Макарова С.М. Заместитель коммерческого директора – Полуэктова-Жежеря Ю.В. Директор по развитию образовательных и региональных проектов – Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор – Бодякина Т.П. tbodjakina@mcfr.ru Шеф-редактор – Медведева Ю.В. ymedvedeva@mcfr.ru Ответственный редактор – Савиных Г.П. gsavinykh@mcfr.ru Выпускающий редактор – Ткачева Н.И. ntkacheva@mcfr.ru Художник – Бизянова М.Е. Дизайн-концепция – Прыкина Ю.В. Дизайн-макет – Терещенков Д.А. Верстка – Соболев В.Ю. Секретарь – Шатуха М.В. mshatuha@mcfr.ru Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. E-mail: pervoklassnik@mcfr.ru Отдел продвижения Бренд-менеджер – Кондрашова Ю.О. Бренд-менеджер – Полтева Н.Ю. Ведущий бренд-менеджер – Владимирова А.С. Размещение рекламы Руководитель – Синицина Н.Ю. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 2745 nsinitsina@mcfr.ru Ведущий менеджер – Романенко Е.А. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 5710 eromanenko@mcfr.ru Все упоминаемые нормативные акты приводятся в редакции, актуальной на момент подписания номера в печать, с сохранением текста оригинала. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Присылаемые рукописи не рецензируются и не возвращаются. Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-32937 от 29.08.2008 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Цена свободная Подписано в печать 26.02.2015. Дата выхода в свет 17.03.2015. Формат 84 Ч 108/16. Тираж 7000 экз. Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 4,8. Изд. № 6867. Заказ № 402 ЗАО «МЦФЭР». Юридический адрес: 129090, Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография» Филиал «Чеховский Печатный Двор» 142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1 Сайт: www. chpd.ru, e-mail: salеs@chpd.ru, тел./факс: 8 (496) 726-54-10 © ЗАО «МЦФЭР», 2015 ISSN 2071-2251 04 9 772071 225156
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Инновации и перемены Рытов А.И., Зозуля Е.С. 4 Региональный опыт независимой оценки качества начального общего образования Принципы независимых оценочных процедур. Подходы к оценке метапредметных образовательных результатов. Дополнительная содержательная характеристика заданий. Аналитический блок оценки метапредметных образовательных результатов. Диагностика читательских умений. Диагностика в процессе наблюдения за проектной деятельностью учащихся. Оценка в области ИКТкомпетентности учащихся. Организация учебного процесса Губанова Е.В. 16 Формирование учебного плана начального общего образования: актуализация вопроса Изменения во ФГОС начального общего образования. Статус учебного плана в ООП НОО. Отражение в учебном плане вопросов промежуточной аттестации обу чающихся. Этнокультурный компонент учебного плана. Индивидуальный учебный план. Количество учебных планов в ООП НОО. Обеспеченность реализации учебного плана учебной литературой. Решение учебных проблем младших школьников Хирьянова И.С. 28 Формирование УУД младших школьников средствами информационнокоммуникационных технологий проектной деятельности Система УУД младших школьников. ИКТ на различных этапах проектной деятельности учащихся. Рефлексия учащихся в ходе проектной деятельности. Форма само оценки готовности педагога к сопровождению проектной деятельности учащихся. Контроль и оценка результатов обучения Кузнецова М.И. 37 Воспитательные эффекты оценочного инструментария Вопрос адаптации КИМ педагогами начальной школы. Формирование личностных образовательных результатов учащихся средствами КИМ. Текст КИМ по тематике Дня славянской письменности и культуры. Пример КИМ воспитательной направленности. Методическая мастерская Фомина О.А. 45 Интеллектуальное воспитание младших школьников Нормативно-правовые предпосылки системы интеллектуального воспитания. Понятие интеллектуального воспитания. Связь с результатами освоения учащимися ООП НОО. Роль рефлексивных упражнений и тренингов. Деятельность педагога по интеллектуальному воспитанию учащихся: формы и методы работы.
Стр.4
Открытый урок Шмакова А.С. 66 «Окончания глагола» Урок русского языка для учащихся 4-х классов с элементами праздничной тематики. Праздник в начальной школе Внеурочная деятельность Сабельникова С.И., Ульяхина Л.Г. 51 Учебное исследование в межпредметном педагогическом проекте Особенности межпредметного педагогического проекта. Подготовка и реализация проекта. Программно-методический контекст проектной деятельности педагога. Контроль учебных исследований учащихся в ходе проекта. Оценка сформированности у младших школьников навыков исследования. Школьные конфликты Ляхова О.М. 61 Сменная обувь как тема социального проекта младших школьников Статус форменной одежды обучающихся в информационно-образовательной среде школы. Предотвращение нежелательных инцидентов с учащимися. Формирование мотивации учащихся к ношению сменной обуви. Концепция социального проекта учащихся по сменной обуви. Гундорова Е.Ю. 72 «Праздник АЗБУКИ» Празднование Дня славянской письменности и культуры в начальной школе. Рекомендации к оформлению праздника. Сценарий мероприятия. А также 70 Календарь знаменательных событий и памятных дат мая 80 Веселая переменка От редакции Уважаемые читатели! Отправляя письма с материалами в редакцию, не забывайте указывать свои контактные данные: телефон, e-mail.
Стр.5
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 4/2015 Инновации и перемены Инновации и перемены Отечественная система независимой оценки качества общего образования активно развивается. Актуальный в этой связи опыт, касающийся начального общего образования, представлен в настоящей статье. В центре внимания авторов – оценка метапредметных образовательных результатов учащихся начальных классов. Приведены примеры КИМ; рассмотрены различные формы оценки. А.И. Рытов, д-р пед. наук, директор ГАУ «Московский центр качества образования», Е.С. Зозуля, заместитель директора ГАУ «Московский центр качества образования» Региональный опыт независимой оценки качества начального общего образования Принципы независимых оценочных процедур Департамент образования г. Москвы уделяет пристальное внимание сопровождению процесса введения и реализации в общеобразовательных организациях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Для этих целей создана и функционирует система диагностики образовательных достижений учащихся общеобразовательных организаций. В отношении начального общего образования эта система представлена комплексным мониторингом, включающим: • определение готовности первоклассников к обучению в школе; • определение динамики образовательных достижений по окончании учащимися 1, 2 и 3-го классов; • итоговые работы по окончании начальной школы. Все процедуры, кроме итоговых работ, проводятся по единым для города измерительным материалам в рамках внутришкольного контроля и внутренней системы оценки качества образования, осуществляемыми силами педагогических коллективов школ. Итоговые работы, как правило, выносятся на независимую диагностику, осуществляемую силами ГАУ «Московский центр качества образования». Московская региональная независимая диагностика образовательных до4 стижений базируется на принципах: • независимости процедур оценки, надежности и достоверности получаемых результатов, которые обеспечиваются строгим выполнением всех требований к процедуре разработки измерительных материалов, соблю
Стр.6
Инновации и перемены дением процедуры проведения диагностических работ с обязательным присутствием независимого наблюдателя; • единства требований к образовательным результатам (в их обязательной части и части, формируемой регионом), которые обеспечиваются содержанием и структурой региональных измерительных материалов. Организация независимой оценки Среди независимых диагностик выделяется ряд обязательных (для начальной школы такая диагностика в 2014/15 уч. г. одна), а остальные проводятся на добровольной основе. Образовательные организации не только сами выбирают диагностики, в которых они хотят принять участие, но и имеют право на принятие решения о сохранении (или исключении) результатов из общегородского регистра. Система региональных измерительных материалов для независимой диагностики обеспечивает комплексную оценку предметных и метапредметных образовательных результатов учащихся, стартовую диагностику и определение динамики образовательных результатов в рамках трехлетнего цикла мониторинговых исследований. С использованием информационно-аналитической системы «Московский Роль итоговой оценки регистр качества образования» (далее – МРКО), охватывающей большое число пользователей, выстраивается автоматизированная система мониторинга и сбора статистики. Для уровня начального образования наибольший интерес представляет СПРАВКА МРКО формирует региональную базу данных; аккумулирует результаты независимой оценки разным группам пользователей, в том числе в динамике; обеспечивает руководителей и специалистов системы управления образованием разного уровня аналитической информацией. Результаты независимой диагностики, сохраненные образовательными организациями, интегрируются в электронное портфолио обучающегося и в портфолио учителя и являются основой для выводов при проведении аккредитационной экспертизы образовательных организаций и аттестации педагогических кадров. итоговая оценка, объектом которой являются требования к предметным и метапредметным образовательным результатам учащихся, планируемым в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования. В соответствии с этими требованиями оценка включает в себя оценку достижения планируемых результатов блока «Выпускник научится» учебных программ по каждому предмету учебного плана и оценку достижения планируемых результатов междисциплинарных подпрограмм основной образовательной программы (далее – ООП) начального общего образования, в частности, оценку регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий учащихся. Для итоговой оценки на региональном уровне разрабатывается комплекс контрольно-измерительных материалов, который обеспечивает оценку предметных образовательных результатов, а также познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий (далее – УУД) учащихся на двух уровнях: базовом и повышенном. Подходы к оценке метапредметных результатов Метапредметные образовательные результаты рассматриваются ФГОС начального общего образования как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая самоорганизацию учебно-познавательной деятельности. 5
Стр.7
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 4/2015 Инновации и перемены К метапредметным образовательным результатам относят освоенные обучающимися межпредметные понятия и УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные). В связи с большим объемом познавательных УУД и разнообразием инструментария, который используется для их оценки в различных субъектах Российской Федерации, оцениваемые объекты были приведены в следующую систему (таблица) Формы и объекты оценки Виды метапредметных образовательных результатов Усвоение межпредметных понятий Познавательные УУД: • смысловое чтение; • логические операции; • методологические умения; • решение проблем; • информационно-коммуникационная компетентность Регулятивные и коммуникативные УУД метапредметных образовательных результатов учащихся Формы оценки Письменные контрольно-измерительные материалы Письменные контрольно-измерительные материалы. Встроенное педагогическое наблюдение в процессе проектной деятельности учащихся Встроенное педагогическое наблюдение в процессе проектной деятельности учащихся Как следует из таблицы, метапредметные образовательные результаты оцениваются либо письменно, либо посредством педагогического наблюдения. Письменные формы оценки в отношении учащихся начальной школы ориентированы в первую очередь на весь комплекс умений, связанных с читательской грамотностью, а также сопутствующий перечень общелогических приемов познания: подведение под понятие, сравнение, группировка и т. д. Оценивать познавательные УУД учащихся начальных классов можно двумя разными способами. Первый способ базируется на проведении итоговых работ по всем основным предметам учебного плана. Поскольку эта процедура предусмотрена ФГОС начального общего образования, то такие работы должны проводиться в конце 4-го класса. Что касается познавательных УУД, их формирование осуществляется на всех предметах, следовательно, и проверять их можно в рамках предметных итоговых работ. В этом случае в каждой работе выделяются группы заданий, которые проверяют одинаковые УУД. Приведем два таких примера на группировку объектов из работы по русскому языку и работы по окружающему миру. 1. Перед тобой пять слов: живот, кипеть, лень, пирог, клуб. Запиши эти слова в соответствующие клетки таблицы: Группы распределения 1 слог Все согласные мягкие В слове один звонкий согласный звук 6 Какое слово нельзя вписать ни в одну из ячеек таблицы? Запиши это слово в бланк ответа. 2 слога
Стр.8
Инновации и перемены 2. Перед тобой названия пяти животных: щука, майский жук, акула, кузнечик, стрекоза. Запиши названия этих животных в соответствующие клетки таблицы: Группы распределения Хищники Насекомые Рыбы После выполнения учащимися всех итоговых работ по каждому виду познавательных УУД группируются задания из разных предметов и анализируются результаты испытуемого при выполнении заданий, проверяющих одно и то же умение на материале разных предметов. Второй способ более приемлем в рамках независимой диагностики для оценки сформированности познавательных УУД по всей выборке учащихся. В этом случае предлагается комплексная работа, построенная на материале разных предметов. Варианты измерительных материалов составляются таким образом, чтобы каждый учащийся выполнял задания по всем выделенным для проверки группам познавательных метапредметных умений. В начальной школе в качестве базовых были выбраны следующие предметы: математика, чтение, окружающий мир, русский язык. Задания в варианте, как правило, предлагаются группами, для того чтобы снять проблемы слишком часто изменяющегося контекста. Каждая группа строится из заданий, требующих для их выполнения различной степени самостоятельности в овладении проверяемым способом деятельности. Как правило, задания в группе выстраиваются в порядке усложнения: от проверки простого узнавания алгоритма или использования способа деятельности в типовых учебных задачах к более сложным заданиям, требующим комбинирования и импровизации. В качестве примера ниже приведена группа заданий, проверяющая умения работать с информацией, представленной в виде таблицы. Здесь первые два задания проверяют понимание информации, представленной в строках таблицы, а третье – умение ранжировать информацию, представленную в столбце таблицы. На школьном стадионе проходили соревнования по бегу. Каждый участник должен был пробежать два раза вокруг футбольного поля. В таблице показаны результаты участников соревнования. Участники Максим Андрей Илья Иван Сергей Первый круг 135 с 137 с 140 с 160 с Второй круг 142с 133 с 2 мин 48 с 132 с 175 с Всего 277с 270 с 308 с 272 с Растительноядные 7
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.