Учредитель и издатель: ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный директор – Межанский М.А.
Заместитель генерального директора –
директор «МЦФЭР Образование» – Дулинов М.В.
АВГУСТ/2014
№8
Редакционная коллегия
Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование»
Богданова Е.В. – главный редактор
Издательского дома МЦФЭР
Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии
Международного университета природы,
общества и человека «Дубна»
Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения
квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования ФГБОУ ВПО «Московский
педагогический государственный университет»
Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования
ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»
Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального
и дошкольного образования ФГАОУ «Академия повышения
квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования»
Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ
«Институт стратегических исследований в образовании
Российской академии образования»
Сабельникова С.И. – заместитель директора
Городского методического центра
Департамента образования города Москвы
Спасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего
и профессионального образования Ленинградской области
Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента
государственной политики в сфере общего образования
Минобрнауки России
Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского
института столичного образования ГБОУ ВПО
«Московский городской педагогический университет»
Экспертный совет
Гулидов П.В. – юрист-эксперт «МЦФЭР Образование»
Пильдес М.Б. – директор ГБОУ «Гимназия № 56»,
г. Санкт-Петербург
Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548
«Царицыно», г. Москва
Издательский дом МЦФЭР
Директор – Гирихиди В.П.
Главный редактор – Богданова Е.В.
МЦФЭР Образование
Коммерческий директор – Макарова С.М.
Заместитель коммерческого директора – Полуэктова-Жежеря Ю.В.
Директор по развитию образовательных
и региональных проектов – Слепушенко О.А.
Объединенная редакция «Образование»
Главный редактор – Бодякина Т.П.
tbodjakina@mcfr.ru
Шеф-редактор – Медведева Ю.В.
ymedvedeva@mcfr.ru
Ответственный редактор – Пинашина Т.А.
tpinashina@mcfr.ru
Редакторы:
Сайкова Н.В.
nsaykova@mcfr.ru
Кашкина С.Ю.
Выпускающий редактор – Ткачева Н.И.
ntkacheva@mcfr.ru
Художник – Бизянова М.Е.
Дизайн-концепция – Прыкина Ю.В.
Дизайн-макет – Терещенков Д.А.
Верстка – Соболев В.Ю.
Секретарь – Шатуха М.В.
mshatuha@mcfr.ru
Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17
Тел.: 8 (495) 937-90-80
Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. E-mail: pervoklassnik@mcfr.ru
Отдел продвижения
Бренд-менеджер – Кондрашова Ю.О.
Бренд-менеджер – Полтева Н.Ю.
Ведущий бренд-менеджер – Владимирова А.С.
Размещение рекламы
Руководитель – Синицина Н.Ю.
Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 2745
nsinitsina@mcfr.ru
Отдел по работе с клиентами:
Тел.: (495) 937-90-82, 933-63-17;
e-mail: ap@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте:
по факсу: (495) 933-52-62, e-mail: pressa@mcfr.ru
Подписные индексы
«Роспечать» – 47670, 47671*;
«Почта России» – 84191, 84200;
«Пресса России» – 88242, 88243
* Полугодовой и годовой.
www.menobr.ru
www.proflit.ru
Ведущий менеджер – Романенко Е.А.
Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 5710
eromanenko@mcfr.ru
Все упоминаемые нормативные акты приводятся в редакции, актуальной
на момент подписания номера в печать, с сохранением текста оригинала.
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка
материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Присылаемые рукописи не рецензируются и не возвращаются.
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-32937 от 29.08.2008
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
Цена свободная
Подписано в печать 02.07.2014. Дата выхода в свет 18.07.2014.
Формат 84 Ч 108/16. Тираж 7000 экз.
Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 4,8. Изд. № 6266. Заказ № 701-ОП
ЗАО «МЦФЭР». Юридический адрес: 129090, Москва, ул. Щепкина, д. 25/20
Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1»
428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15.
Тел. +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87. www.volga-print.ru.
© ЗАО «МЦФЭР», 2014
ISSN 2071-2251
08
9 772071 225149
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Новый образовательный
стандарт в действии
Сабельникова С.И.
4 Составление пояснительной
записки к учебному плану
и плану внеурочной
деятельности для начального
общего образования
Методические рекомендации по составлению
пояснительной записки к учебному
плану и плану внеурочной деятельности
начального общего образования по
пунктам: нормативно-правовая база;
задачи, решаемые посредством реализации
учебного плана и плана внеурочной
деятельности; общие положения учебного
плана; условия реализации учебного
плана; обязательная часть – учебный
план; вариативная часть – план внеурочной
деятельности; учебный план; план
внеурочной деятельности; связь учебного
плана и плана внеурочной деятельности.
Сетка часов учебного плана начального
общего образования. Выдержки из нормативно-правовых
документов, касающиеся
разработки учебного плана и плана
внеурочной деятельности. Шкала трудности
предметов для 1–4-х классов.
Организация
учебного процесса
Флегонтова Л.И.
13 Мультипликационный фильм
как средство формирования
универсальных учебных
действий
Проектирование учебной ситуации.
Обу чение младших школьников с помощью
дидактических видеоматериалов.
Использование мультипликационного
фильма в образовательном процессе.
Систематизированное описание мультипликационных
фильмов, используемых
в урочной и внеурочной деятельности
младших школьников: «Наш друг Пишичитай»,
«В стране невыученных уроков»,
«Приключения запятой и точки», «Смешарики»,
«Лунтик», «Козленок, который умел
считать до десяти», «Коля, Оля и Архимед»,
«Как верблюжонок и ослик в школу
ходили», «Недодел и передел», «Вовка
в Тридевятом царстве».
Пасынок Ю.Ю.
32 Система словарной работы
в начальной школе:
проблемы и перспективы
Определение понятия «трудные слова».
Толкование лексемы. Этимологический
анализ. Работа с синонимами. Работа
над антонимией. Работа над фразеологией.
Варианты знакомства учащихся
с синонимами и антонимами. Памятки
для учащихся. Лексико-орфографические
упражнения при изучении слов из словаря.
Виды диктантов. Изучение непроверяемых
написаний в начальных классах.
Первичное восприятие группы слов.
Закрепление правописания группы слов.
Лексические упражнения, направленные
на развитие у детей внимания к слову,
наблюдения за синонимами, антонимами,
многозначностью слов, фразеологическими
сочетаниями. Упражнения в конструировании
словосочетаний и предложений
в начальной школе. Упражнения
по развитию речи у младших школьников.
Смысловые группы словарных слов
для изучения в начальной школе.
Стр.4
Открытый урок
Золотовская М.А.
58 «Решение задач на движение»
Урок математики в 4-м классе. Описание
хода урока.
Кузнецова И.В.
64 «Созвездие Здоровья»
Решение учебных проблем
младших школьников
Моргачева Е.Н., Лагутина А.В.
48 Реализация информационнопросветительского
направления
коррекционной
работы в рамках ФГОС
начального общего
образования
Формы информационно-просветительской
работы с педагогами, родителями
и обучающимися. Пример информационно-просветительской
работы с родителями.
Режим дня в период привыкания
ребенка к школе. Варианты решения
возможных проблем. Помощь ребенку со
стороны родителей при возникновении
трудностей. Дистанционная коррекция
нарушений чтения и письма.
Копилка
современных форм
воспитательной работы
Обласова Л.С., Киреева Н.С.,
Гольцова Е.В.
54 Профилактика детского
дорожно-транспортного
травматизма средствами
проектной деятельности
Познавательно-игровой проект по профилактике
дорожно-транспортного травматизма
«Светофорик»: цель, задачи, этапы
реализации, прогнозируемые результаты.
Внеклассное занятие по формированию
навыков здорового образа жизни у учащихся
2–3-го классов. Описание хода
занятия.
Праздник
в начальной школе
Захарова Н.С.
72 «О школе и в шутку, и всерьез»
Сценарий КВН для учеников 2-го класса.
Описание конкурсов и заданий для
учащихся. Пример выступления команды
на конкурсе «Приветствие». Пример выступления
команды на конкурсе «Домашнее
задание».
А также
70 Календарь знаменательных
событий и памятных дат
сентября
80 Веселая переменка
Стр.5
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 8/2014
Новый образовательный стандарт в действии
Представленные методические рекомендации по составлению пояснительной
записки к учебному плану и плану внеурочной деятельности для
начального общего образования – это попытка осмыслить связи между
обязательной частью учебного плана и частью, формируемой участниками
образовательного процесса; между учебным планом и планом внеурочной
деятельности; между предметными и метапредметными, личностными
результатами. Материал носит рекомендательный характер и содержит
примерные названия курсов внеурочной деятельности.
С.И. Сабельникова,
зам. директора Городского методического центра
Департамента образования города Москвы
Составление пояснительной записки к учебному
плану и плану внеурочной деятельности
для начального общего образования
Анализ учебных планов и планов внеурочной деятельности образовательных
организаций (далее – ОО) показывает, что в большинстве случаев два локальных
документа организационного раздела основной образовательной
программы никак не связаны между собой. Кроме этого, не всегда понятно,
каких образовательных результатов достигает учащийся, посещающий занятия
внеурочной деятельности.
Учебный план начального общего образования обеспечивает введение
в действие и реализацию требований федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), определяет
общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам
(годам обучения).
Обязательным приложением к учебному плану является пояснительная
4
записка, в которой раскрывают:
• основание для написания учебного плана (нормативные документы);
• целевые ориентиры;
• организационные механизмы реализации основной образовательной
программы.
Пояснительная записка (см. приложение) составляется к учебному плану каждого
уровня общего образования (начального, основного, среднего (полного)).
Стр.6
Новый образовательный стандарт в действии
Приложение
Пояснительная записка к учебному плану и плану внеурочной деятельности
начального общего образования ГБОУ СОШ № ___ на ___/___ уч. г.
Структура документа:
I. Нормативно-правовая база.
II. Задачи, решаемые посредством реализации учебного плана и плана внеурочной деятельности.
III. Учебный план. Общие положения.
IV. Условия реализации учебного плана.
V. Обязательная часть – учебный план.
VI. Вариативная часть – план внеурочной деятельности.
VII. Учебный план ГБОУ СОШ № ___.
VIII. План внеурочной деятельности ГБОУ СОШ № ___.
IX. Связь учебного плана и плана внеурочной деятельности.
I. Нормативно-правовая база
Нормативно-правовая база разработки учебного плана ГБОУ СОШ № ___ для начального уровня
общего образования (примерный перечень документов):
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного
стандарта начального общего образования»;
• федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
•
СанПин 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
• распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р «Об утверждении Плана действий по
модернизации общего образования на 2011–2015 годы»;
• Устав ГБОУ СОШ № ___.
II. Задачи, решаемые посредством реализации учебного плана
и плана внеурочной деятельности
Учебный план и план внеурочной деятельности направлены на решение следующих задач (указаны
примерные задачи):
• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее –
ООП) начального общего образования через организацию урочной и внеурочной деятельности;
• выявление и развитие способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков,
организация общественно-полезной деятельности, в т. ч. социальной практики;
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества
и проектно-исследовательской деятельности;
• эффективное использование времени, отведенного на реализацию части основной образовательной
программы, формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами
обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой ОО;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного
типа;
• организация эффективной самостоятельной деятельности обучающихся.
5
Стр.7
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 8/2014
Новый образовательный стандарт в действии
III. Учебный план. Общие положения
Учебный план ГБОУ СОШ № ___, посредством которого реализуется основная образовательная
программа начального общего образования (далее – учебный план), в соответствии с п. 22. ст. 2. гл. I
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», «определяет
перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности».
Учебный план начального общего образования является частью организационного раздела ООП
и служит одним из основных механизмов ее реализации.
В учебном плане отражены:
• учебные предметы и их распределение по периодам обучения;
• период освоения учебного курса (количество часов в неделю, общее количество часов);
• максимальный объем учебной нагрузки обучающихся (в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 от
29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях»).
Для развития потенциала одаренных и талантливых детей могут разрабатываться, с участием самих
обучающихся и их семей, индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная
траектория развития обучающегося.
Реализация индивидуальных учебных планов может быть организована с помощью дистанционных
технологий.
Учебный план обеспечивает возможность обучения на государственном (русском) языке Российской
Федерации.
Показатель
Продолжительность учебного года
Учебная неделя
Максимально допустимая аудиторная
нагрузка
Общее количество часов учебных занятий
за 4 года
Количество уроков в день
Продолжительность урока
IV. Условия реализации учебного плана
Величина
Срок освоения основной образовательной
программы
4 года (135 учебных недель)
33 недели (1-й класс), 34 недели (2–4-е классы)
5 дней
21 ч (1-й класс), 23 ч (2–4-е классы)
3039 (21 Ч 33 + 23 Ч 34 Ч 3)
Не более 4, 1 день в неделю – не более 5 уроков за счет урока физической
культуры (1-й класс), не более 5 (2–4-е классы)
35 мин (первое полугодие 1-го класса), 45 мин (второе полугодие 1-го
класса – 4-й класс)
V. Обязательная часть – учебный план
6
1-й вариант: учебный план состоит из обязательной части
Обязательная часть учебного плана определяет перечень учебных предметов и время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения, в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки России
от 06.10.2009 № 373).
Учебный план имеет вариант понедельного распределения учебных часов.
Стр.8
Новый образовательный стандарт в действии
При организации учебного процесса возможно проведение интегрированных занятий, чередование
урочной и внеурочной деятельности, реализация модульного принципа обучения с сохранением
количества часов, отводимых на предмет.
2-й вариант: учебный план состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса
В соответствии с ФГОС начального общего образования, «в целях обеспечения индивидуальных
потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного
процесса, предусматривает:
• учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
• учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные».
В
этом случае учебный план может состоять из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса. Объем допустимой нагрузки обеих частей не должен превышать
максимального уровня (21 и 23 ч соответственно).
VI. Вариативная часть – план внеурочной деятельности
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования,
обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных
представителей), ОО.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражена в плане внеурочной деятельности,
которая является неотъемлемой частью ООП (организационный раздел).
Внеурочная деятельность организуется по всем направлениям развития личности (духовнонравственное,
физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное), что отражено в рабочих программах курсов внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность реализуется в следующих формах: экскурсии, кружки, секции, школьные
научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно
полезные практики.
Занятия внеурочной деятельности проводятся на добровольной основе, по выбору учащихся
и их родителей (законных представителей) в объеме не более 10 ч в неделю.
Учебный план и план внеурочной деятельности являются неотъемлемыми частями ООП начального
общего образования и дополняют друг друга.
Занятия внеурочной деятельности не учитываются при расчете максимально допустимой нагрузки
обучающихся в случае, если они не являются учебными занятиями! Деятельность, реализуемая
через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные
научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, не является
учебным занятием.
В локальном акте ОО должно быть указано, что внеурочная деятельность в начальной школе не
является учебным занятием, что она способствует достижению метапредметных и личностных
результатов, проводится в отличных от урока формах.
VII. Учебный план
ОО самостоятельно разрабатывает и утверждает учебный план. В приведенных ниже таблицах
указаны названия учебных предметов (в соответствии с ФГОС начального общего образования) и обязательное
количество часов для предметов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Физическая
культура», которое изменять нельзя. Остальные часы распределяются с учетом освоения учащимися
программного материала того или иного учебного предмета. Учебный план может содержать
названия образовательных областей в соответствии с ФГОС начального общего образования.
7
Стр.9