Издатель: ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный директор – Межанский М.А.
Заместитель генерального директора –
директор ТН «МЦФЭР Образование» – Дулинов М.В.
ИЮНЬ/2014
№6
Редакционная коллегия
Анишина Т.П. – ведущий эксперт ТН «МЦФЭР Образование»
Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома
МЦФЭР
Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии
Международного университета природы, общества
и человека «Дубна»
Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения
квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования ФГБОУ ВПО «Московский
педагогический государственный университет»
Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования
ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»
Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального
и дошкольного образования ФГАОУ «Академия повышения
квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования»
Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт
стратегических исследований в образовании Российской
академии образования»
Сабельникова С.И. – заместитель директора Городского
методического центра Департамента образования города
Москвы
Спасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего
и профессионального образования Ленинградской области
Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента
государственной политики в сфере общего образования
Минобрнауки России
Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского
института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский
городской педагогический университет»
Экспертный совет
Гулидов П.В. – юрист-эксперт ТН «МЦФЭР Образование»
Пильдес М.Б. – директор ГБОУ «Гимназия № 56»,
г. Санкт-Петербург
Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548
«Царицыно», г. Москва
Издательский дом МЦФЭР
Директор – Гирихиди В.П.
Главный редактор – Богданова Е.В.
Тематическое направление «МЦФЭР Образование»
Коммерческий директор – Макарова С.М.
Директор по развитию образовательных
и региональных проектов – Слепушенко О.А.
Объединенная редакция «Образование»
Главный редактор – Бодякина Т.П.
tbodjakina@mcfr.ru
Шеф-редактор – Медведева Ю.В.
ymedvedeva@mcfr.ru
Ответственный редактор – Герасимова А.В.
agerasimova@mcfr.ru
Редакторы:
Пинашина Т.А.
tpinashina@mcfr.ru
Сайкова Н.В.
nsaykova@mcfr.ru
Кашкина С.Ю.
Выпускающий редактор – Ткачева Н.И.
ntkacheva@mcfr.ru
Художник – Бизянова М.Е.
Дизайн-концепция – Прыкина Ю.В.
Дизайн-макет – Терещенков Д.А.
Верстка – Соболев В.Ю.
Секретарь – Шатуха М.В.
mshatuha@mcfr.ru
Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17
Тел.: 8 (495) 937-90-80
Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. E-mail: pervoklassnik@mcfr.ru
Отдел продвижения
Бренд-менеджер – Кондрашова Ю.О.
Бренд-менеджер – Полтева Н.Ю.
Ведущий бренд-менеджер – Владимирова А.С.
Размещение рекламы
Руководитель – Синицина Н.Ю.
Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 2745
nsinitsina@mcfr.ru
Отдел по работе с клиентами:
Тел.: (495) 937-90-82, 933-63-17;
e-mail: ap@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте:
по факсу: (495) 933-52-62, e-mail: pressa@mcfr.ru
Подписные индексы
«Роспечать» – 47670, 47671*;
«Почта России» – 84191, 84200;
«Пресса России» – 88242, 88243
* Полугодовой и годовой.
www.menobr.ru
www.proflit.ru
Ведущий менеджер – Романенко Е.А.
Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 5710
eromanenko@mcfr.ru
Все упоминаемые нормативные акты приводятся в редакции, актуальной
на момент подписания номера в печать, с сохранением текста оригинала.
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка
материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Присылаемые рукописи не рецензируются и не возвращаются.
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-32937 от 29.08.2008
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
Цена свободная
Подписано в печать 28.04.2014. Формат 84 Ч 108/16. Тираж 7000 экз.
Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 4,8. Изд. № 6044. Заказ № 373-ОП
ЗАО «МЦФЭР». Юридический адрес: 129090, Москва, ул. Щепкина, д. 25/20
Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1»
428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15.
Тел. +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87. www.volga-print.ru.
© ЗАО «МЦФЭР», 2014
ISSN 2071-2251
06
9 772071 225149
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Контроль и оценка
результатов обучения
Науменко Ю.В.
4 Особенности формирования
у учащихся личностных
и метапредметных результатов
освоения учебного предмета
«Физическая культура»
Примеры динамических моделей формирования
у школьников личностных
и метапредметных результатов обучения
на материале учебного предмета «Физическая
культура». Модели составлены
в соответствии с примерной программой
по физической культуре и программой
по физической культуре В.И. Ляха.
Методическая мастерская
Ляхова О.М.
13 Организация и проведение
олимпиад по литературному
чтению в начальной школе
Цели и задачи проведения олимпиад
в начальной школе. Подготовка к олимпиадам.
Требования к составлению
олимпиадных заданий. Особенности
организации и проведения олимпиад.
Критерии оценивания результатов
олимпиад. Материалы для проведения
олимпиад по литературному чтению
для учащихся 2–4-х классов.
35
Жукова Т.А.
Развитие
у младших школьников
функциональной грамотности
Особенности читательской деятельности
и функциональной грамотности учащегося.
Основные признаки функциональной
грамотности младшего школьника.
Описание задания для учащихся
3–4-х классов «Поход в дельфинарий»,
направленного на формирование
у учеников функциональной грамотности,
умения находить нужные данные,
верно их интерпретировать и использовать
в своей деятельности. Рекомендации
по оцениванию выполнения учащимися
задания.
Организация
учебного процесса
Осипова Л.И.
42 Организация работы
младших школьников
с классной газетой
Цели, задачи, механизмы и план реализации
проекта «Классная газета».
Ожидаемые результаты работы в рамках
проекта «Классная газета». Примерный
план работы редакционной группы
классной газеты. Памятка для учащихся
«Написание заметки в газету».
Описание хода интегрированного урока
русского языка и литературного чтения
в 4-м классе по теме «Искусство составления
писем».
Стр.4
Открытый урок
Сабельникова С.И., Ульяхина Л.Г.
Копилка
современных форм
воспитательной работы
Прохорова С.Ю.
51 Поликультурное образование
в многонациональной школе
Специфика методов поликультурного
образования. Модель системы поликультурного
образования. Условия формирования
системы организации поликультурного
образования в ОО. Уровни
формирования поликультурной компетентности
у учащихся. Роль школьного
музея в организации поликультурного
образования. Проектно-исследовательская
деятельность учащихся в рамках организации
поликультурного образования.
Развитие творческой
активности учащихся
Калинина С.В.
59 Проектно-исследовательская
деятельность учащихся:
подготовка к организации
Последовательность действий учителя
по организации проекта. Виды проектов.
Исследование внутреннего потенциала
детей. Этапы работы учащихся над проектом.
Основные проблемы, с которыми
сталкиваются педагоги при организации
проектно-исследовательской деятельности
учеников начальных классов.
Примерный план организации проектной
деятельности в классе. Описание методики
исследования интересов учащихся
«Карта интересов младших школьников».
Описание методики «Интеллектуальный
портрет». Анкета для родителей учащихся
«Способности младшего школьника».
70 «Заезжай ты поклониться
в изумрудный терем мой…»
Урок-экскурсия в 3-м классе, направленный
на приобщение учащихся
к исследовательской деятельности.
Описание хода урока.
Праздник
в начальной школе
Предигер А.В.
75 «Охота на мамонта»
Физкультурно-досуговое мероприятие
для младших школьников в детском
оздоровительном лагере. Правила
спортивной игры. Описание испытаний:
«Ритуальные танцы», «Пещера ужасов»,
«Тропа охотников», «Поиск следов
по карте», «Охота на мамонта».
А также
30 Международное
исследование качества
чтения и понимания текста
PIRLS: анализ результатов
и их использование
в начальной школе
73 Календарь знаменательных
событий и памятных дат июля
78 Веселая переменка
От редакции
Уважаемые читатели!
Отправляя письма с материалами
в редакцию, не забывайте указывать
свои контактные данные: телефон, e-mail.
Стр.5
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 6/2014
Контроль и оценка результатов обучения
При определении личностных и метапредметных результатов освоения
учащимися основной образовательной программы начального общего
образования важно учитывать специфику каждого отдельного учебного
предмета. Рассмотрим примеры динамических моделей формирования
у школьников личностных и метапредметных результатов обучения
на материале учебного предмета «Физическая культура».
Ю.В. Науменко,
д-р пед. наук, проф. каф. педагогики
ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная
академия физической культуры»
Особенности формирования у учащихся
личностных и метапредметных результатов
освоения учебного предмета
«Физическая культура»
С 1 сентября 2010 г. все школы России приступили к введению федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее – ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009
№ 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования». В основе
ФГОС лежит системно-деятельностный подход, согласно которому развитие
личности учащегося с учетом формирования у него универсальных
учебных действий (далее – УУД) составляет цель и основной результат образования.
ФГОС
устанавливает требования к результатам учащихся, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования (далее –
ООП):
• личностным, включающим: готовность и способность учащихся к саморазвитию;
сформированность у них мотивации к обучению и познанию;
ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные
позиции, социальные компетенции, личностные качества;
сформированность у младших школьников основ гражданской
идентичности;
4
• метапредметным, включающим освоенные учащимися УУД (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
Стр.6
Контроль и оценка результатов обучения
• предметным, включающим полученный учащимися в ходе освоения учебного
предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности
по получению нового знания, его преобразованию и применению,
а также систему основополагающих элементов научного знания,
лежащих в основе современной научной картины мира.
В частности, для учебной дисциплины «Физическая культура» указанные
выше результаты подробно прописаны в примерной программе по физической
культуре*.
Педагогу необходимо только представить качественную динамическую
характеристику процесса формирования каждого качества по годам обучения
(особенно личностного и метапредметного). Такая динамическая модель формирования
личностных и метапредметных результатов учащихся в рамках
учебной дисциплины «Физическая культура» является необходимой для формирования
критериальной оценки результатов освоения учащимися ООП,
деятельности педагогических работников общеобразовательных организаций
(далее – ОО), функционирования системы образования в целом.
К сожалению, как показывают наши наблюдения и беседы с учителями физической
культуры и администрацией ОО, именно представление такой динамической
модели формирования личностных и метапредметных результатов
учащихся по всем учебным предметам начального общего образования (а не
только по физической культуре) является актуальной проблемой. Отсутствие
понимания четкости и однозначности в последовательности формирования
личностных и метапредметных результатов практически не позволяет педагогу
реализовать ФГОС именно в той методологической парадигме, как он
был спроектирован.
Основываясь на наших методических наработках и на трудах А.В. Хуторс -
кого**, мы предлагаем следующее методологическое решение данной проблемы.
А.В.
Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает
следующие определения:
• Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,
умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению
к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для
качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
• Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей
компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету
деятельности.
С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные
компетентности (личностные и метапредметные результаты) представляют
собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся,
связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса
знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного
круга вопросов.
* Примерная программа по физической культуре // Примерные программы по учебным предметам.
Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. М., 2010. – Примеч. авт.
** Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Ознакомиться с докладом
можно на сайте: www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. – Примеч. авт.
5
Стр.7
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 6/2014
Контроль и оценка результатов обучения
Следовательно, этапы целевого осмысления учащимися применения комплекса
знаний, умений и способов деятельности (обобщенная динамическая
модель формирования личностных и метапредметных результатов обучения)
могут быть описаны в следующих терминах: знание – понимание – оценка –
стремление – готовность.
Знание предполагает прямое (дословное) воспроизведение фактов и действий
по изучаемой дисциплине.
Понимание – объяснение фактов (последовательности выполнения действий
или просто действий) с привлечением примеров из реальной жизни.
Оценка – оценивание своих и чужих действий (поступков) на соответствие
определенным эталонам (ценностям, правилам).
Стремление помочь педагогу (однокласснику) в совершении определенного
действия и/или применения знания как сознательная попытка самостоятельно
получить результат и/или внести коррективы в определенную деятельность
для повышения ее эффективности.
Готовность – выполнение определенных действий (поступков) с минимальной
поддержкой педагога в результате убежденности в необходимости
их совершения (в определенной последовательности, по заданным правилам,
в соответствии с данными образцами) и с учетом индивидуальных психофизиологических
особенностей.
Используя предложенные термины, дадим развернутую характеристику
формирования личностных и метапредметных результатов обучения младших
школьников по годам обучения.
В приложении 1 представлена динамическая модель формирования
у младших школьников личностных результатов обучения в соответствии
с примерной программой по физической культуре. В приложении 2 – динамическая
модель формирования у младших школьников метапредметных
результатов обучения в соответствии с примерной программой по физической
культуре.
Учитывая, что учителя физкультуры, как правило, редко используют примерную
программу по физической культуре, а проектируют образовательный
процесс на основе авторских рабочих программ (В.Я. Лях, А.П. Матвеев,
И.А. Винер и др.), необходимо (и возможно) конкретизировать (уточнить)
предложенную динамическую модель формирования личностных и метапредметных
результатов обучения младших школьников в соответствии с содержательными
особенностями авторской рабочей программы.
В качестве примера покажем, как это можно сделать для личностных и метапредметных
результатов, прописанных в рабочей программе В.И. Ляха*.
В приложении 3 представлена динамическая модель формирования
у младших школьников личностных результатов обучения в соответствии
с рабочей программой по физической культуре В.И. Ляха. В приложении 4 –
динамическая модель формирования у младших школьников метапредметных
результатов обучения в соответствии с рабочей программой по физической
культуре В.И. Ляха.
6
* Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха.
1–4 классы: пособ. для учителей общеобразовательных учреждений. М., 2012. – Примеч. авт.
Стр.8
Контроль и оценка результатов обучения
Приложение 1
Динамическая модель формирования у младших школьников
личностных результатов обучения в соответствии
с примерной программой по физической культуре*
Классы
Уровни сформированности личностных результатов освоения учащимися ООП
12
Активное включение учащихся в общение и взаимодействие со сверстниками
на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания
1 Знание примеров следования принципам «фейр-плей»* отечественных и зарубежных спортсменов.
Среди принципов «фейр-плей»: уважение к сопернику, уважение к правилам и решениям судей, равные шансы
всех спортсменов, самоконтроль спортсмена (умение адекватно воспринимать любой исход состязания)
2 Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах из спорта) принципов «фейр-плей»
3–4 Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах из жизни) принципов «фейр-плей».
Оценка собственных поступков и поступков одноклассников на уроках физической культуры и при проведении
спортивных соревнований на соответствие принципам «фейр-плей».
Готовность следовать принципам «фейр-плей» не только на занятиях физической культурой и во время проведения
соревнования, но и в повседневной жизни
Проявление учащимися положительных качеств личности
и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях
1 Знание примеров проявления «командного духа» отечественными спортсменами
2 Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах из спорта) понятия «командный дух».
Стремление помочь педагогу поддерживать «командный дух» в различных ситуациях на уроках физической культуры
и при проведении спортивных соревнований
3–4 Оценка собственных поступков и поступков одноклассников на уроках физической культуры и при проведении
спортивных соревнований на проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями.
Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) необходимости в различных социальных
ситуациях действовать на достижение общественного благополучия («командный дух» России).
Готовность разрешать спорные ситуации путем переговоров и взаимных уступок для сохранения «командного духа»
и достижения общего успеха и общего благополучия
Проявление учащимися дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей
1–2 Понимание (разумное и доступное объяснение) личной ответственности за свои поступки на примерах из жизни
параолимпийцев и поведения известных спортсменов, необходимости проявления дисциплинированности,
трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей.
Стремление проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство на занятиях физической культурой и во
время проведения соревнований
3–4 Оценка собственных поступков и поступков одноклассников на уроках физической культуры и при проведении
спортивных соревнований на проявление личной ответственности и самостоятельности, дисциплинированности,
трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели.
Готовность проявлять личную ответственность за свое отношение к занятиям физической культурой и за свои
поступки на занятиях и во время проведения соревнований
Оказание учащимися бескорыстной помощи сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов
1–2 Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах из спорта) принципов «фейр-плей»
и «командного духа» (оказание бескорыстной помощи сверстникам, нахождение общего языка и общих интересов)
3–4 Готовность оказания бескорыстной помощи сверстникам на занятиях и во время проведения соревнований,
нахождение с ними общего языка и общих интересов как проявление принципов «фейр-плей» и «командного духа»
* Фейр-пле́й (англ. fair play – приблизительный перевод «честная игра»; также в английском языке используется понятие
sportsmanship) – свод этических и моральных законов, основанных на внутреннем убеждении индивидуума в благородстве
и справедливости в спорте. – Примеч. ред.
7
Стр.9