Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Справочник заместителя директора школы

Справочник заместителя директора школы №7 2015 (407,00 руб.)

0   0
Страниц116
ID312916
АннотацияСпециализированное издание об организации образовательного процесса, методической и экспериментальной работы для заместителей директора школы. Вопросы качества образования, педагогической деятельности. Нормативная поддержка.
Справочник заместителя директора школы .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №7 .— 116 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312916 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 7/июль/2015 www.menobr.ru Формирование географической культуры обучающихся Проектная деятельность в условиях внедрения эффективного учебного плана Скринингпедагогический совет при реализации ФГОС общего образования Методика самооценки соответствия педагога требованиям Профстандарта УЧЕБНАЯ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА Реклама Специализированный журнал «Госзаказ в образовании» Чем могу быть полезен? <...> : 8 (495) 937-90-80, 937-90-82 по e-mail: ap@mcfr.ru В интернет-магазине www.proflit.ru/goszakaz На почте по каталогам «Роспечать» – 70861 «Почта России» – 99944 «Пресса России» – 94043  Проанализирую судебную практику и решения ФАС России по спорным ситуациям, чтобы вы не повторяли чужих ошибок  Не забуду в каждом материале указать ссылки на действующее законодательство, подтверждающие правомерность информации № 7/июль/2015 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Логвинова И.М. – руководитель Центра дополнительного профессионального образования «Академия» ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Рытов А.И. – ректор ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 402 г. Москвы <...>
Справочник_заместителя_директора_школы_№7_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_заместителя_директора_школы_№7_2015.pdf
№ 7/июль/2015 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Логвинова И.М. – руководитель Центра дополнительного профессионального образования «Академия» ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Рытов А.И. – ректор ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 402 г. Москвы Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно»
Стр.3
Нормативная база представлена по состоянию на 05.06.2015 Актуальная тема 5 Развитие географической культуры обучающихся Интервью с А.А. Лобжанидзе, зав. каф. экономической и социальной географии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», канд. геогр. наук, д-ром пед. наук, проф., президентом Межрегиональной ассоциации учителей географии России, зам. председателя Комиссии по географическому и экологическому образованию ВОО «Русское географическое общество» о комплексе мер, способствующих развитию географической культуры обучающихся Организуем педагогическую деятельность Ривкин Е.Ю. 15 Проектная деятельность обучающихся в условиях внедрения эффективного учебного плана Особенности проектной деятельности. Результаты освоения основной образовательной программы, достигаемые в процессе проектной деятельности. Технологическая карта реализации проекта. План-график выполнения проектной работы. Оценочный лист проектной работы. Примерная структура положения о проектной деятельности в образовательной организации Белоножко С.В. 26 Метапредметное содержание методической работы в общеобразовательной организации Метапредметное содержание методической работы в ОО. Написание сочинения-рассуждения по русскому языку и эссе по обществознанию. Примеры заданий по русскому языку и обществознанию для обучения написанию эссе Применяем педагогические инновации Жемчужников Д.Г. 39 Использование портала arcademics.com в образовательном процессе Работа с сервисом arcademics.com. Дидактические типы игр: «Выбор верного ответа из вариантов» («Гонки», «Прыжки по островам», «Перетягивание каната», «Круговая оборона» и др.); «Подбор пары» («Карты по кругу»); «Клавиатурные тренажеры». Техническая реализация игр. Настройка образовательного контента. Применение игр в образовательном процессе
Стр.4
Работаем с кадрами Гоглова М.Н., Покосовская О.В. 54 Скрининг-педагогический совет как активная форма методического сопровождения введения ФГОС основного общего образования Цели, задачи, организационные формы работы участников. Организация подготовительного этапа: анкета для выявления профессиональных затруднений педагога в период перехода на ФГОС общего образования. Практический этап: актуализация понятийного аппарата; отличия ФКГОС и ФГОС общего образования; выполнение кейса «Профессиональные компетенции педагога»; мозговой штурм для определения рисков педагогической деятельности при введении ФГОС общего образования Нечаев М.П. 66 Методика самооценки соответствия педагога требованиям Профстандарта педагога (трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение») Компетенции педагогического работника. Самооценка соответствия педагогического работника требованиям Профстандарта педагога. Алгоритм деятельности ОО по приведению уровня владения трудовой функцией «Общепедагогическая функция. Обучение» к уровню требований Профстандарта педагога Рощина Н.Л. 71 Формирование управленческой команды по развитию кадрового ресурса в условиях создания образовательного комплекса Образовательный комплекс. Распределение ролей в управленческой команде на основе теста Р.М. Белбина. Распределение функций инновационного менеджера ОО в управленческой команде. Роли членов управленческой команды при подготовке педагогического совета. Функциональные и командные роли членов управленческой команды в условиях образовательного комплекса Формируем профессиональные компетенции Патрикова Т.С. 81 Проектирование индивидуального образовательного маршрута на уроке Дифференцированное обучение. Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута на уроке. Этапы проектирования индивидуальной образовательной траектории. Модель урока по технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута. Технологическая карта мастер-класса «Успешным будет каждый (технология построения индивидуального образовательного маршрута)»
Стр.5
Электронная система «Образование» 89 Самооценка ИКТ-компетентности педагога Формирование ИКТ-компетентности обучающихся в структуре примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Необходимость выявления уровня ИКТ-компетентности педагога. Лист самооценки ИКТ-компетентности педагога в соответствии с ФГОС общего образования как форма определения ИКТ-компетентности учителя 95 Заместитель директора спрашивает Обязанность педагога предоставлять рабочую программу для размещения на сайте образовательной организации. Проведение в период летних каникул промежуточной аттестации с целью ликвидации академической задолженности обучающегося. Нормативные документы для формирования календарного учебного графика ОО при установлении продолжительности учебного года и каникул Нормативное регулирование образовательного процесса 98 О федеральном учебно-методическом объединении по общему образованию Приказ Минобрнауки России от 25.03.2015 № 277 103 О направлении Методических рекомендаций по НОКО (извлечения) Письмо Минобрнауки России от 03.04.2015 № АП-512/02 А также 13 Планинг 52 Адаптация учащихся 10-х классов
Стр.6
Актуальная тема Актуальная темa Важной функцией географии как учебного предмета является формирование идентичности человека, которая включает в себя систему представлений о мультикультурном окружающем мире с точки зрения единства человечества и разнообразия стран и населяющих их народов. География – это один из основных учебных предметов, реализующих метапредметное содержание. Без знаний, которые получает учащийся в процессе изучения географии, невозможно качественное освоение иных учебных дисциплин: истории, литературы, физики, биологии. О комплексе мер, способствующих развитию географической культуры обучающихся, нам рассказал Александр Александрович Лобжанидзе, зав. каф. экономической и социальной географии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», канд. геогр. наук, д-р пед. наук, проф., президент Межрегиональной ассоциации учителей географии России, зам. председателя Комиссии по географическому и экологическому образованию ВОО «Русское географическое общество». Развитие географической культуры обучающихся Александр Александрович, в последнее время внедряются или планируются к разработке концепции преподавания различных предметов. Предполагается ли подготовка подобного документа, регламентирующего развитие географии? Да, подобный документ планируется разработать. Это будет концепция не только развития учебного предмета «География» или развития географического образования, но и формирования географической культуры на разных уровнях общего образования, профессионального образования, системы дополнительного образования. Понятие «географическая культура» включает в себя культуру взаимодействия с природой, культуру межнациональных отношений, № 7 • 2015 региональную культуру труда и тесно связана с характером окружающей среды, историкогеографической обстановкой, национальными традициями. Географическая культура – не только определенные знания, освоенные учащимися на разных уровнях получения образования, но и поддержка различных направлений географического образования в России. Например, развитию картографии способствуют такие проекты, как создание «Национального 5
Стр.7
атласа России» или атласа «Военно-исторические маршруты России», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Еще одним примером может быть создание для учащихся общеобразовательных организаций или студентов вузов геоинформационных систем, позволяющих проектировать свои собственные карты, создавать туристические маршруты для изучения родной страны и развития внутреннего туризма, а также различные телевизионные проекты о странах и континентах. Комиссия Русского географического общества по географическому и экологическому образованию* инициировала проект создания нового учебника «География России» и в настоящее время работает в тесном взаимодействии с Ассоциацией «Российское историческое общество», члены которой уже разработали «Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории». На сайте Русского географического общества можно было до 31 мая 2015 г. оставить свои предложения по содержанию и структуре курса «География России» для формирования концепции нового учебно-методического комплекса по географии для 8–9-х классов общеобразовательных организаций. Следующим этапом станет создание Концепции географического образования, которая акцентирует статус географии как самостоятельной учебной дисциплины, содержание которой не включается в естественнонаучную или в общественно-научную образовательную область. Какие проблемы в преподавании учебного предмета «География» существуют в настоящее время? Первая проблема, связанная с преподаванием географии, – это уменьшение количества часов учебного плана. Вторая проблема связана с предметным содержанием географии. В дореволюционной системе образования география изучалась очень подробно. Учащиеся получали знания о ландшафтах России и других стран, населении. Преподавались целые курсы, связанные с изучением отдельных материков. В советской школе сложилась следующая структура: курс географии начинался в 6-м классе, на него отводилось 2 ч в неделю. Этот начальный курс был достаточно сложным и практико-ориентированным по содержанию, закладывал основные понятия физической географии (карта, климат, рельеф, природная зональность и т. п.). Он выполнял самую главную роль для дальнейшего достижения высоких образовательных результатов – формировал устойчивый интерес к географии как к учебному предмету. В 6-м классе учащиеся имели достаточно неплохие знания по природоведению (естествознанию) и некоторые знания по математике, которые необходимо применять на уроках географии (знания координат, масштаба и др.). Федеральный базисный учебный план 2004 г.** предполагал изучение географии с 6-го класса: 6-й класс – 1 ч, 7–9-е классы – 2 ч в неделю. До федерального базисного учебного плана 2004 г. география была представлена 3 ч в неделю. Ее изучение начиналось в 7-м классе с освоения «Курса физической географии материков и океанов». Семиклассники имели возможность закрепить все свои знания об оболочках Земли, полученные в 6-м классе. Каждый материк изучался по определенному плану, начиная от географического положения, где можно было более подробно поработать с системой координат, и продолжая изучени* Подробнее см.: www.rgo.ru/ru/obshchestvo/struktura/komissiya-po-geograficheskomu-iekologicheskomu-obrazovaniyu. ** Приказ Минобрнауки России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». 6 Справочник заместителя директора школы
Стр.8
Актуальная тема ем рельефа, климата, природной зональности каждого материка, аквальных комплексов Земли. Такая подача материала давала возможность учащемуся постоянно совершенствовать систему физико-географических знаний. В настоящее время Примерная основная образовательная программа основного общего образования, прошедшая процедуру общественного обсуждения и одобренная федеральным учебно-методическим объединением* по общему образованию**, предлагает начинать курс географии в 5-м классе***. На него отведен 1 час, в 6-м классе тоже 1 ч. При минимальном количестве часов учителю географии, преподающему в 5–6-х классах, приходится заниматься не только географией, но также пропедевтикой математики (при определении масштаба, координат) и физики (для объяснения вращения Земли необходимы знания физических законов хотя бы на начальном уровне). В 7-х классах география изучается 2 ч в неделю (как и до введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования), но изменилось содержание учебного курса – изучается «Курс физической географии и страноведение». С точки зрения содержания учебного материала, которое было отведено на физическую географию, – это потеря, т. к. не уделено достаточного внимания природным аспектам материков (то, что ранее изучалось в 6-м классе, теперь закрепляется в 7-м классе, но на меньшем объеме учебного материала). В 8–9-х классах сохранились 2 ч в неделю. Необходимо отметить, что в 7–9-х классах отведено достаточное количество часов при современных технологиях преподавания предмета. Но курс поменялся содержательно: ранее отдельно изучалась физическая география России, а потом экономическая и социальная география (население, хозяйство, география отдельных экономических регионов). В настоящее время это комплексный курс, предусматривающий сквозное изучение разделов «Природа» и «Хозяйство» в их взаимодействии. При этом исчезло понимание природных районов, потому что превалируют социально-экономические районы. Если ранее изучали русскую равнину как отдельный физико-географический объект, то сегодня русская равнина рассматривается как составляющая экономико-географического положения Европейского центра, частично Европейского юга или Уральского и Поволжского экономических районов. Также изменился еще один аспект преподавания географии (третья проблема) – из учебного плана изъят региональный компонент, который был тесно связан с изучением географии родного края и патриотическим воспитанием. Указанное направление может быть изучено за счет часов из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. В ряде регионов (Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Республика Башкортостан, Алтайский край) написаны целые курсы для учащихся по географии родного края, созданы мультимедийные диски, подготовлены атласы. Сложилась целая школа изучения национальной географии, интегрированная с историей и национальным языком. Поэтому необходимо предотвратить потерю этого компонента географического образования. Что касается уровня среднего общего образования, то количество часов, отведенное на преподавание географии, оставалось неизменным: 10-й класс – 2 ч. В дальнейшем целесообразно сохранить такое распределение учебной нагрузки, не разбивая изучение географии на 10-й и 11-й классы по 1 ч в неделю, т. к. необходимо учитывать интересы выпускников, подготовку к государственной итоговой аттестации и выбор профильных предметов, который не связан с географией. Четвертая проблема, которая также может быть обозначена, заключается в высокой * Приказ Минобрнауки России от 25.03.2015 № 277 «О федеральном учебно-методическом объединении по общему образованию». ** Подробнее см.: http://rusacademedu.ru/umo. *** Подробнее см.: http://fgosreestr.ru/node/2068. № 7 • 2015 7
Стр.9