Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610594)
Контекстум
Справочник заместителя директора школы

Справочник заместителя директора школы №6 2015 (407,00 руб.)

0   0
Страниц116
ID312915
АннотацияСпециализированное издание об организации образовательного процесса, методической и экспериментальной работы для заместителей директора школы. Вопросы качества образования, педагогической деятельности. Нормативная поддержка.
Справочник заместителя директора школы .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №6 .— 116 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312915 (дата обращения: 10.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№6/июнь/2015 www.menobr.ru Театральный проект «Классика в классе» Методика применения онлайн-конструктора универсальных дидактических игр classtools.ru Проектное бюро как форма учебного взаимодействия в рамках реализации ФГОС общего образования Внутрикорпоративная система подготовки педагогов к профессиональным конкурсам УЧЕБНАЯ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА Реклама Завершается подписка на II полугодие 2015 года Журнал «Справочник заместителя директора школы» Выгодно! <...> : 8 (495) 937-9082, 933-6322; e-mail: ap@mcfr.ru № 6/июнь/2015 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Рытов А.И. – ректор ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 402 г. Москвы Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно» Нормативная база представлена по состоянию на 08.05.2015 Актуальная тема 5 Театральный проект «Классика в классе» Интервью с В.С. Спесивцевым, театральным режиссером, педагогом, художественным руководителем Московского молодежного театра, заслуженным <...>
Справочник_заместителя_директора_школы_№6_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_заместителя_директора_школы_№6_2015.pdf
№ 6/июнь/2015 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Рытов А.И. – ректор ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 402 г. Москвы Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно»
Стр.3
Нормативная база представлена по состоянию на 08.05.2015 Актуальная тема 5 Театральный проект «Классика в классе» Интервью с В.С. Спесивцевым, театральным режиссером, педагогом, художественным руководителем Московского молодежного театра, заслуженным деятелем искусств РФ, народным артистом РФ о театральном проекте «Классика в классе», развитии интереса к русской и мировой литературе и специфике интеграции художественного текста в жизнь современного старшеклассника Организуем педагогическую деятельность Водяницкая О.И. 11 Программно-методическое обеспечение учебного предмета «Физическая культура» Особенности учебного предмета «Физическая культура». Образование в области физической культуры. Взаимодействие субъектов образовательных отношений на уроке физической культуры. Цели преподавания физической культуры. Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта. Учебники и учебные пособия. Образовательные результаты обучающихся. Профессиональная компетентность учителя Применяем педагогические инновации Жемчужников Д.Г. 24 Методика применения онлайн-конструктора универсальных дидактических игр classtools.ru Проблемы применения конструкторов дидактических игр. Российский ресурс для создания дидактических игр. Инструкции по использованию онлайнконструктора. Применение дидактических игр в образовательном процессе. Учебно-логические умения, развиваемые средствами classtools.ru Тымко О.З. 40 Технология веб-квеста на основе сервисов веб 2.0 Особенности технологии веб-квеста. Виды заданий для веб-квестов. Организация веб-квеста: линейка исторических веб-квестов, подготовка заданий на основе сервисов веб 2.0, критерии оценивания успешности выполнения заданий
Стр.4
Работаем с кадрами Дробот А.А., Марюфич Т.В. 48 Модель инновационно-методической работы образовательной организации Когнитивный, деятельностный и личностный аспекты профессиональной деятельности педагога. Организация инновационно-методической работы и ее основные направления. Содержание и форма предъявления результатов индивидуального профессионального развития педагога. Оценка результатов инновационно-методической работы Формируем профессиональные компетенции Патрикова Т.С. 64 Внутрикорпоративная система подготовки педагогов к профессиональным конкурсам Программа подготовки педагогов к участию в профессиональных конкурсах. Технологические карты для занятий с педагогами в рамках внутрикорпоративного повышения квалификации: «В погоне за звездой», «Современные педагогические технологии», «Что такое мастер-класс?», «Современные подходы к аттестации педагогических кадров», «Я все сумею! Я все смогу!», «Ярмарка идей для группы поддержки». Оценочный лист качества подготовки и проведения мас тер-класса. Таблица анализа мастер-класса Проводим мастер-класс Асташкина Л.А., Бауэр Л.И. 77 Формирование регулятивных УУД учащихся средствами внеурочной деятельности на кружке «Юный химик» Кружок «Юный химик» для учащихся 6-го класса как форма организации внеурочной деятельности. Фрагмент тематического планирования программы кружка «Юный химик». Примеры учебно-практических задач на занятии по теме «Углерод и его свойства». Инструктивная карта. Лист самооценки к инструктивной карте Метелкина Л.А. 86 Проектное бюро как форма учебного взаимодействия в рамках реализации ФГОС основного общего образования Модульный курс «Проектное бюро». Структура и содержание курса для учащихся 5-го класса. Практическая работа обучающихся в форме краткосрочных межпредметных проектов. Организационные карты реализации краткосрочных межпредметных проектов «Осенние забавы в городе мастеров», «Я и мой край»
Стр.5
Электронная система «Образование» 96 Оценка качества образования Материалы электронной системы «Образование», которые помогут заместителю руководителя ОО в организации независимой оценки качества образования и развитии внутренней системы оценки качества образования. Шаблон документа «Содержание оценки метапредметных результатов освоения учащимися основной образовательной программы» 101 Заместитель директора спрашивает Проблема отчисления и зачисления обучающегося-иностранца в образовательную организацию Нормативное регулирование образовательного процесса 104 О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601
Стр.6
Актуальная тема В 2015 году реализуется комплексная государственная программа «Год литературы», направленная на пропаганду чтения и книжной культуры во всех ее проявлениях, развитие интереса к русской и мировой литературе. В числе основных мероприятий – международный писательский форум «Литературная Евразия», проекты «Литературная карта России», «Библионочь-2015», «Лето с книгой», «Всемирный день книги», «Живая классика» и «ReadRussia / Читай Россию», конкурс «Литературная столица России». О том, как можно интегрировать текст классического литературного произведения в жизнь современного старшеклассника, нам рассказал Вячеслав Семенович Спесивцев, театральный режиссер, педагог, художественный руководитель Московского молодежного театра, народный артист РФ. Театральный проект «Классика в классе» Вячеслав Семенович, расскажите, пожалуйста, о проекте «Классика в классе». Московский молодежный театр с 2009 г. реализует проект «Классика в классе» – театральный урок литературы для учащихся и учителей, который проводится как на сцене театра, так и в любой школе, т. е. на совсем не театральной сцене. Уникальность спектакля-урока в том, что учащиеся сами принимают участие в театральной постановке. Они с головой окунаются в текст художественного произведения, когда прямо в класс заходят персонажи знаменитых классических произведений. Любой старшеклассник может вместе с Лопахиным расчертить вишневый сад на дачные участки, разучить с Репетиловым бессмертные строки А.С. Грибоедова… Театральный урок – не просто спектакль, это неповторимая постановка, насыщенная элементами ролевой игры. «Классика в классе» включает 17 спектаклей по произведениям: «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Гроза» и «Бесприданница» А.Н. Островского, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Вишневый сад» А.П. Чехова, «На дне» М. Горького, «Дорогие мои хорошие…» С.А. Есенина, «Яма» А.И. Куприна, «Прощание с Матерой» В.Г. Распутина, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира*. * Подробнее о Московском молодежном театре см.: www.spesivcev.ru. № 6 • 2015 5
Стр.7
Как возникла идея театрального проекта «Классика в классе»? Проект «Классика в классе» основывается на идее неразрывной связи искусства и жизни, встраивания текста в ежедневное существование человека. Эта идея имеет смысл, начиная от Древней Греции и до настоящего времени. В дни определенных праздников античный театр собирал все население города и окрестностей. Десять дней жители греческих полисов смотрели пьесы Эсхила, Софокла, Еврипида, понимание которых было необходимо для строительства демократии. В демократическом полисе, например в Афинах, государственные вопросы решались народным собранием, соблюдались равенство граждан перед законом и свобода слова. Именно в таком полисе происходило развитие театра, который затрагивал проблемы политического строя, внешней политики, воспитания молодежи и др. Без театра невозможно было себе представить жизнь как отдельного человека, так и общества в целом. Литература – это духовное здание, которое определяет существование человека в культуре, дает ему возможность понять, кто он есть. Но заставить читать ребенка невозможно. И можно понять школьников, которые не хотят читать тексты, анализировать сложную структуру художественного произведения, потому что эти тексты написаны для театра, т. е. они изначально предназначены для восприятия зрителя, а не читателя. Один из спектаклей-уроков поставлен по тексту Л.Н. Толстого «Война и мир». Изучая этот роман на уроках, в самом лучшем случае учащиеся отслеживают сюжет, узнав, кто и за кого вышел замуж. А вся философия Л.Н. Толстого о войне и мире часто остается для них непознанной и непонятой. Поэтому в спектакле «Война и мир» философские рассуждения героев о войне и мире обязательно включены в их монологи. И мысли Л.Н. Толстого про войну кажутся настолько современными. Например, о том, что «война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну...»*. Поэтому, если написанное Л.Н. Толстым заставляет задуматься зрителя о сегодняшнем дне, о современной ему истории, задать себе вопрос «О чем это?», то свое главное предназначение и все свои задачи проект «Классика в классе» выполняет. Как театр может повлиять на интерес к чтению, если учащегося не интересует ни театр, ни литература? Современный молодой человек, выпускник школы, воспринимает модель мира несколько по-другому, чем его ровесник XX в. Этот мир синкретичен: он объединяет реальное и виртуальное пространство. И классический литературный текст в такой модели мира, во-первых, воспринимается с трудом, а во-вторых, чаще всего вообще не находит способов коммуникации с читателем. Четыре тома «Войны и мира» трудно представить главными составляющими в жизни интернет-пользователя или профессионального блогера. На мой взгляд, в Интернет человек уходит, когда истратил весь потенциал общения с друзьями, а потенциал общения с культурой, языком, художественным текстом в себе не открыл. Сегодня проще и быстрее не писать комментарии, например, к фотографии, а поставить лайки, и все – внимание к себе обеспечено. И вот в такую виртуальную жизнь тоже должно приходить произведение классической литературы, а вместе с ним и театр. Как * Андрей Болконский: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. <…> Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями <…>. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду... Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. <…>» // Толстой Л.Н. Война и мир. Т. III. Ч. II. XXV. 6 Справочник заместителя директора школы
Стр.8
Актуальная тема это происходит? Московский молодежный театр вместе с проектом «Классика в классе» осуществляет международный театральный проект «Онлайн-театр». На страничку в социальной сети пока неизвестного нам пользователя заходит актер Московского молодежного театра (например, Семен Спесивцев) и предлагает поговорить о театре, а потом принять участие в театральной постановке пьесы У. Шекспира. Мы набираем «сборную» Ромео и Джульетт и проводим репетиции с помощью Skype. Театральная подготовка или театральное образование есть далеко не у всех желающих участвовать в таком спектакле. Это не главное условие. Для того, чтобы играть в спектакле, необходимо прочесть пьесу. Поэтому вместе с предложением участвовать в проекте «Онлайнтеатр» у интернет-пользователя закономерно возникает необходимость прочитать пьесу У. Шекспира «Ромео и Джульетта». При этом читать Шекспира его никто не заставляет. События пьесы проходят в течение четырех действий (знакомство, венчание, расставание, смерть главных героев), и каждое действие играет новая пара из разных стран (Россия, Литва, Габон, Казахстан, Австрия, Нигерия, Белоруссия, Грузия, Греция). Пар главных героев может быть не четыре, а восемь или больше (сколько наберем). Все Ромео и Джульетты исполняют роли на родных языках. 14 февраля 2014 г. на сцене театра с огромным успехом прошел этот спектакль. Мы планируем продолжить проект «Онлайн-театр». Возникает вопрос о том, не является ли спектакль-урок подменой изучения литературного произведения? Чем отличается спектакль-урок от сборника «Произведения русской литературы в кратком изложении»? Главное предназначение спектакля – мотивация любого ребенка на чтение литературного произведения, а не подмена его изучения или театрализация сборника «Произведения русской литературы в кратком изложении». Одного учащегося, который никогда не читал и не испытывал потребности читать «Вишневый сад», можно мотивировать, предложив участвовать в действии, происходящем на сцене. Другого ребенка, старательно занимающегося на уроках литературы, осознанно и вдумчиво читающего, можно заставить задуматься над какой-либо фразой и повторно прочитать литературное произведение. После одного из театральных уроков «Вишневый сад» ко мне подошла одна ученица и спросила, правда ли, что автором художественного образа «люди – деревья» из вишневого сада* является А.П. Чехов. Она удивилась и решила, что ей необходимо еще раз прочитать «Вишневый сад». Именно в этот момент понимаешь, что главная задача спектакля-урока – расшевелить в обычном человеке думающего читателя – достигнута. Вячеслав Семенович, проектируя спектакль-урок, каким образом вы выбираете приемы, которые совершенно точно заинтересуют современного старшеклассника? Самый главный прием – это «включить» зрителя в события, происходящие на сцене. В литературном произведении существует множество пластов авторского повествования, смыслов, связанных с разными персонажами: главные герои, второстепенные, образ автора, образ рас* Диалог Ани и Пети Трофимова в конце II действия «Вишневого сада»: «Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней…». № 6 • 2015 7
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически