№ 4/апрель/2015
Редакционная коллегия
Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование»
Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР
Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический
государственный университет»
Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский
институт открытого образования»
Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований
в образовании Российской академии образования»
Рытов А.И. – директор ГБУ «Московский центр качества образования»
Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики
в сфере общего образования Минобрнауки России
Чернобай Е.В. – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры развития
образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования»
Экспертный совет
Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование»
Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 402 г. Москвы
Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно»
Стр.3
Нормативная база представлена по состоянию на 11.03.2015
Актуальная тема
5 ФГОС начального общего образования обучающихся
с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Интервью с Л.П. Фальковской, нач. отдела образования детей с проблемами
развития и социализации Департамента государственной политики в
сфере защиты прав детей Минобрнауки России, о специфике содержания
ФГОС обучающихся с ОВЗ в связи с выходом приказов Минобрнауки России
от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» и № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Организуем педагогическую деятельность
Пототня Е.М.
21 Формирование умения задавать вопросы
Вопрос как средство развития критического мышления. Формирование
умения задавать вопросы. Вопросы по названию темы; к рассказу учителя;
к тексту; к сообщениям учащихся; к самостоятельно изучаемому материалу;
для сравнения объектов; обучающихся друг к другу. Возможность задавать
вопросы перед контролем и при выполнении сложных заданий
34 ИТ-решения как средство модернизации
образовательного процесса
Внедрение и использование современных ИТ-решений и оборудования. Сетевое
цветное многофункциональное устройство bizhub C224e для высококачественной
цветной и монохромной печати. Возможности использования
многофункционального устройства bizhub C224e для организации образовательной
деятельности учащихся
Заславский А.А., Галеева Н.Л.
36 Приемы управления ситуацией учебного успеха учащегося
(на примере информатики и ИКТ)
Задачи учителя как субъекта, управляющего образовательным процессом.
Проектирование матрицы внутренних ресурсов обучающихся в соответствии
с требованиями ФГОС основного общего образования к образовательным
результатам. Особенности личностно ориентированного занятия.
Развитие высших психических функций, способов восприятия информации,
активизация деятельности ведущего полушария мозга на уроках информатики
и ИКТ. Формирование универсальных учебных действий
Стр.4
Работаем с кадрами
Мотуренко Н.В.
56 Аттестация педагогических работников
в целях установления квалификационных категорий
(из опыта работы г. Москвы)
Задачи и цели аттестации. Региональная модель аттестации педагогических
работников с целью установления квалификационных категорий,
разработанная в г. Москве. Обобщенные требования к педагогическому
работнику. Алгоритм проведения организационно-методических процедур
сопровождения аттестации педагогических работников с целью установления
квалификационной категории
Проводим мастер-класс
Медведева Ю.В.
78 Междисциплинарный урок с использованием
исторических фактов о Великой Отечественной войне
Междисциплинарные учебные программы. Междисциплинарный урок. Планирование
темы и целей междисциплинарного урока. Цели междисциплинарного
урока «Публицистический стиль речи». Технологическая карта
междисциплинарного урока «Публицистический стиль речи»
Электронная система «Образование»
87 Положение о портфолио обучающегося
Технология портфолио как инструмент учета индивидуальных образовательных
достижений учащихся. Нормативно-правовая база для создания
локального нормативного акта «Положение о портфолио обучающегося».
Шаблон документа «Положение о портфолио обучающегося»
95 Заместитель директора спрашивает
Проблема необходимости повторного прохождения обучающимся психолого-медико-педагогической
комиссии: с целью получения разрешения на выбор
формы государственной итоговой аттестации в 9-м классе; для перевода
в 5-й класс после завершения освоения уровня начального общего образования
и обучения по адаптированной общеобразовательной программе для
обучающихся с нарушениями зрения
Стр.5
Нормативное регулирование
образовательного процесса
97 О внесении изменений в Порядок проведения
государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего
общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки
Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400
Приказ Минобрнауки России от 16.01.2015 № 9
108 О сохранении системы
специализированного коррекционного образования
Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК-2270/07
А также
15
Планинг
17 Сроки проведения государственной итоговой аттестации
в 2015 г.
Стр.6
Актуальная тема
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья в декабре 2014 г. приказами
Минобрнауки России № 1598 и № 1599 были утверждены федеральные
государственные образовательные стандарты обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья. О специфике их содержания нам рассказала
Лариса Павловна Фальковская, нач. отдела образования детей с проблемами
развития и социализации Департамента государственной политики
в сфере защиты прав детей Минобрнауки России, канд. психол. наук.
ФГОС начального общего образования
обучающихся с ОВЗ и ФГОС
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Лариса Павловна, чем отличается федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья от федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)?
В соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный
закон № 273-ФЗ) для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее –
ОВЗ) могут быть разработаны федеральные
государственные образовательные стандарты
(далее – ФГОС) или специальные требования
к организации образовательного процесса*.
Минобрнауки России учитывало, что
образовательные возможности и специфические
потребности обучающихся с ОВЗ значительно
варьируются в зависимости от ведущих
нарушений развития и существует множество
нюансов интеграции учащихся с ОВЗ
в систему общего образования, связанных
с необходимостью выравнивания стартовых
возможностей получения образования. Поэтому
для всех категорий обучающихся с ОВЗ,
которые обозначены в ст. 79 Федерального
* Пункт 6 ст. 11 гл. 2: «В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные
стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные
образовательные стандарты специальные требования».
№ 4 • 2015
5
Стр.7
закона № 273-ФЗ («глухих, слабослышащих,
позднооглохших, слепых, слабовидящих,
с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, с задержкой
психического развития, с умственной
отсталостью, с расстройствами аутистического
спектра, со сложными дефектами и других
обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»), требуется отдельный ФГОС
начального общего образования.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014
№ 1598 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
обязателен для реализации как в отдельных
образовательных организациях (далее –
ОО), осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам* (ранее
специальные (коррекционные) учреждения),
так и в общеобразовательных организациях
для разработки адаптированных образовательных
программ конкретного учащегося с
ОВЗ.
ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениям), утв.
приказом Минобрнауки России от 19.12.2014
№ 1599, охватывает весь период получения
образования, потому что для этой категории
обучающихся (с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
сложными и множественными нарушениями
развития) не определены уровни образования,
а учитываются их специ фические образовательные
потребности.
Планируется ли дальнейшая разработка ФГОС основного
общего образования и ФГОС среднего общего образования
для обучающихся с ОВЗ?
В настоящее время в текст ФГОС основного
общего образования и ФГОС среднего
общего образования вносятся специальные
требования по организации образовательного
процесса учащихся с ОВЗ. Например,
учащийся с нарушением слуха может обучаться
на уровне начального общего образования
в ОО, осуществляющей образовательную
деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам, а
потом, если есть необходимость, перейти
в общеобразовательную организацию. Внесение
требований по организации образовательного
процесса учащихся с ОВЗ в текст
ФГОС основного общего образования и
ФГОС среднего общего образования обеспечивает
максимальную вариативность выбора
ОО. Разработка отдельных ФГОС основного
общего и среднего общего образования
для учащихся с ОВЗ не планируется.
Какие особенности образовательных программ предусмотрены
ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ
и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)?
Структура ФГОС начального общего образования
обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) представляет
* Пункт 5 ст. 79 гл. 11 Федерального закона № 273-ФЗ: «Отдельные организации, осуществляющие
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам,
создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих,
слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной
отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья».
6
Справочник заместителя директора школы
Стр.8
Актуальная тема
собой две части: общие положения и таблицы
для сопоставления разных вариантов разработки
адаптированной основной образовательной
программы (далее – АООП). Законодательной
новеллой является вариативность
программ. ФГОС начального общего образования
для учащихся с ОВЗ предусматривает
до четырех вариантов требований к структуре
АООП применительно к каждой категории
учащихся:
глухих;
слабослышащих и позднооглохших;
слепых;
слабовидящих;
с тяжелыми нарушениями речи (далее –
ТНР);
нарушениями опорно-двигательного аппарата
(далее – НОДА);
задержкой психического развития (далее –
ЗПР);
расстройствами аутистического спектра
(далее – РАС).
Для обучающихся слепых, глухих, имеющих
НОДА и РАС, предусмотрены четыре
варианта требований к структуре АООП.
Вариант 1 предполагает, что обучающийся
с ОВЗ «получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям
к моменту завершения обучения образованию
обучающихся, не имеющих ОВЗ, в те же
сроки обучения (1–4-е классы)» *.
Вариант 2 предполагает, что обучающийся
с ОВЗ «получает образование, соответствующее
по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию обучающихся,
не имеющих ограничений по возможностям
здоровья. Данный вариант <…> предполагает
пролонгированные сроки обучения:
пять лет (1–5-е классы)».
Согласно варианту 3 учащийся с ОВЗ (слепой
или глухой, имеющий легкую умственную
отсталость), «получает образование, которое
по содержанию и итоговым достижениям не
соотносится к моменту завершения школьного
обучения с содержанием и итоговым достижением
<…> сверстников, не имеющих дополнительных
ограничений по возможностям здоровья,
в пролонгированные сроки. Данный вариант
предполагает пролонгированные сроки
обучения: пять лет (1–5-е классы)».
Вариант 4 предполагает, что учащийся с ОВЗ
(например, слепой или глухой и имеющий умеренную,
тяжелую, глубокую умственную отсталость,
а также тяжелые и множественные нарушения
развития) «получает образование,
которое по содержанию и итоговым достижениям
не соотносится к моменту завершения
школьного обучения с содержанием и итоговыми
достижениями <…> сверстников, не имеющих
дополнительных ограничений по возможностям
здоровья. Данный вариант <…> предполагает
пролонгированные сроки обучения:
шесть лет (1–6-е классы)».
Для слабовидящих, слабослышащих
и позднооглохших учащихся предусмотрены
три варианта АООП (соответствуют вариантам
АООП 1–3 для слепых, глухих, имеющих
НОДА и РАС обучающихся).
Учащиеся с ТНР и ЗПР могут обучаться по
двум вариантам АООП.
Вариант 1 АООП для учащихся с ЗПР предполагает,
что они получают образование,
«полностью соответствующее по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, в те
же сроки обучения (1–4-е классы)».
Вариант 1 АООП для учащихся с ТНР предполагает
получение образования, «полностью
соответствующего по итоговым достижениям
к моменту завершения обучения образованию
сверстников с нормальным речевым развитием,
находясь в их среде, в те же сроки обучения.
Срок освоения АООП начального
общего образования составляет 4 года».
Вариант 2 предполагает, что обучающийся
с ТНР получает образование, соответствующее
по конечным достижениям образованию сверстников,
не имеющих нарушений речевого
развития, но в пролонгированные календарные
* Подробнее см.: требования к структуре АООП начального общего образования в приложениях 1–8
к ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ.
№ 4 • 2015
7
Стр.9