Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Справочник заместителя директора школы

Справочник заместителя директора школы №11 2014 (270,42 руб.)

0   0
Страниц116
ID312908
АннотацияСпециализированное издание об организации образовательного процесса, методической и экспериментальной работы для заместителей директора школы. Вопросы качества образования, педагогической деятельности. Нормативная поддержка.
Справочник заместителя директора школы .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №11 .— 116 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312908 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основные ошибки, допускаемые в ОО при подготовке и проведении школьного этапа ВсОШ Сомова Е.В., Подарцев Е.В., Сперантов В.В. <...> Система оценивания олимпиадной работы Организуем педагогическую деятельность Шкляева Е.Л. <...> 28 Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка в 5–6-х классах как требование ФГОС общего образования Актуальные проблемы формирования читательской грамотности. <...> Уровневые задания на уроках русского языка и в процессе преподавания любого учебного предмета. <...> Умение обучающегося формулировать вопрос или задание к тексту как компонент читательской грамотности Дюжикова М.А. <...> 41 Проект «Спортивно-ориентированное физическое образование как одно из приоритетных направлений деятельности образовательной организации» Управленческий проект по спортивно-ориентированному образованию. <...> Программы «Начальный этап спортивно-ориентированного физического образования», «Детский фитнес на начальном этапе обучения физической культуре» Прибыткова Г.Ф., Гоев К.А. <...> 51 Опыт участия общеобразовательной организации в проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» Понятие «ассоциированная школа ЮНЕСКО». <...> Опыт СОШ № 654 − ассоциированной школы ЮНЕСКО Формируем профессиональные компетенции Горлова Н.А., Медведева Ю.В. <...> 62 Реализация психологического подхода в развивающей деятельности учителя (в контексте требований Профстандарта педагога) Содержание трудовых функций в Профстандарте педагога. <...> Проблемы реализации психологического подхода на примере культурно-исторического: обоснование использования, модель реализации, определение образовательных результатов Работаем с кадрами Дунилова Р.А. <...> 81 Образовательные экспедиции как форма объединения разных учебных предметов в целях достижения метапредметных результатов Проведение образовательной экспедиции. <...> 89 Требования к результатам освоения дополнительных общеобразовательных программ Дополнительные общеобразовательные <...>
Справочник_заместителя_директора_школы_№11_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_заместителя_директора_школы_№11_2014.pdf
№ 11/ноябрь/2014 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Башев В.В. – директор Центра региональной образовательной политики Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Котова О.А. – заместитель директора ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Рытов А.И. – директор ГБУ «Московский центр качества образования» Спасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 402 г. Москвы Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно»
Стр.3
Нормативная база представлена по состоянию на 09.10.2014 Актуальная тема Ященко И.В. 5 Зачем троечникам участвовать в олимпиаде? Цель проведения олимпиады. Соотношение образовательных результатов и результатов участия в олимпиадах. Оценивание деятельности обучающегося на уроках и в рамках проведения олимпиады. Основные ошибки, допускаемые в ОО при подготовке и проведении школьного этапа ВсОШ Сомова Е.В., Подарцев Е.В., Сперантов В.В. 11 Подготовка учащихся к олимпиадам по литературе (на примере города Москвы) Школа юного филолога. Задания школьного этапа ВсОШ. Подбор олимпиадных заданий. Критерии оценивания заданий для учащихся 5–8-х классов. Задания муниципального (окружного) этапа ВсОШ. Комплексный анализ эпического произведения. Интерпретация лирического произведения. Задания для учащихся 11-х классов. Система оценивания олимпиадной работы Организуем педагогическую деятельность Шкляева Е.Л. 28 Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка в 5–6-х классах как требование ФГОС общего образования Актуальные проблемы формирования читательской грамотности. Уровневые задания на уроках русского языка и в процессе преподавания любого учебного предмета. Умение обучающегося формулировать вопрос или задание к тексту как компонент читательской грамотности Дюжикова М.А. 41 Проект «Спортивно-ориентированное физическое образование как одно из приоритетных направлений деятельности образовательной организации» Управленческий проект по спортивно-ориентированному образованию. Познавательный, поисково-зондирующий, профессионально-ориентирующий, профессионально-адаптационный этапы реализации проекта. Программы «Начальный этап спортивно-ориентированного физического образования», «Детский фитнес на начальном этапе обучения физической культуре» Прибыткова Г.Ф., Гоев К.А. 51 Опыт участия общеобразовательной организации в проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» Понятие «ассоциированная школа ЮНЕСКО». Цели участия образовательной организации в проекте. Планирование работы по реализации проекта. Опыт СОШ № 654 − ассоциированной школы ЮНЕСКО
Стр.4
Формируем профессиональные компетенции Горлова Н.А., Медведева Ю.В. 62 Реализация психологического подхода в развивающей деятельности учителя (в контексте требований Профстандарта педагога) Содержание трудовых функций в Профстандарте педагога. Использование в педагогической практике психологических подходов. Проблемы реализации психологического подхода на примере культурно-исторического: обоснование использования, модель реализации, определение образовательных результатов Работаем с кадрами Дунилова Р.А. 76 Рейтинговая оценка качества работы методического объединения Формы и виды деятельности методического объединения. Модель рейтинговой системы оценки качества работы МО. Правила ранжирования показателей деятельности МО в общеобразовательной организации Проводим мастер-класс Лукинова Н.А., Степанова Н.В. 81 Образовательные экспедиции как форма объединения разных учебных предметов в целях достижения метапредметных результатов Проведение образовательной экспедиции. Образовательная экспедиция «Таинственный остров». Планирование содержания образовательной экспедиции. Разработка маршрутов и формулировка заданий. Материалы для организации взаимодействия в группах. Рефлексия Моделируем блок дополнительного образования Исенко С.П. 89 Требования к результатам освоения дополнительных общеобразовательных программ Дополнительные общеобразовательные программы: общеразвивающие и предпрофессиональные. Итоговая аттестация обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам. Отличительные особенности реализации программ дополнительного образования обучающихся. Целевые ориентиры обучения
Стр.5
Электронная система «Образование» 99 Анализ урока в контексте реализации ФГОС общего образования Проблема создания (подбора) критериев оценивания учебного занятия. Экспертные материалы и шаблоны документов электронной системы «Образование», которые заместитель директора может использовать в работе при подготовке (выборе) критериев анализа урока (учебного занятия) в соответствии с ФГОС общего образования. Краткий план анализа урока в контексте требований ФГОС Нормативное регулирование образовательного процесса 102 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р (извлечения) Концепция развития дополнительного образования детей А также 25 Планинг
Стр.6
Актуальная тема И. В. Ященко, директор ГБОУ «Центр педагогического мастерства» г. Москвы, заместитель председателя оргкомитета Московской олимпиады школьников Зачем троечникам участвовать в олимпиаде? Цель проведения олимпиады Всероссийская олимпиада школьников (далее – ВсОШ), в т. ч. по математике, изначально была задумана как способ, стимулирующий обучающихся к углубленным занятиям и проявлению творческого мышления. Именно школьный и муниципальный этапы ВсОШ помогают выявить тех учащихся, которые могут заниматься предметом углубленно. Существует довольно тонкая связь между успешными результатами обучающегося во время решения олимпиадных заданий и теми результатами, которых он добивается ежедневно на уроках по предмету. Часто учащийся, имеющий отметку «удовлетворительно», может быть вполне успешен. Цель проведения любой олимпиады (не только ВсОШ) – предоставить учащемуся возможность открыть для себя предмет. Иногда это второй шанс. Разумеется, возникает вопрос о том, почему это «открытие предмета» не произошло раньше. Причины разные: у обучающегося не сложился контакт с учителем, из-за болезни была пропущена какая-то часть материала, а позже не было возможности освоить другие темы по предмету и т. д. На олимпиадах иногда бывают задания, при выполнении которых не требуется специальных или особенно углубленных предметных знаний. Самым главным при выполнении подобных заданий является умение нестандартно подойти к решению, т. е. оригинально мыслить. Поэтому ученик, получающий, например, на уроках математики тройки и четверки, иногда выступает успешнее обучающегося, который всегда получает пятерки. Ведь бывает так, что отличник может изучать предмет достаточно формально. Он выполняет все предложенные учителем задания, что, разумеется, очень хорошо, но у него нет творческого восприятия учебного материала. А изучение предмета для «повседневного применения» и его творческое освоение – это принципиальное различие, лежащее в основе успеха или поражения обучающегося, принимающего участие в различных турах каких-либо олимпиад. № 11• 2014 5
Стр.7
Образовательные результаты и результаты участия в олимпиадах Соотношение образовательных результатов учащихся и результатов участия в олимпиадах не является прямо пропорциональным. Как показывает статистика результатов единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ), победители олимпиад часто не достигают результата 100 баллов. Учащиеся – члены сборной команды России на Международной математической олимпиаде в 2014 г. (т. е. наиболее сильные в изучении математики) не набрали 100 балов на ЕГЭ по данному предмету. Каждый из них потерял несколько баллов, а интервал результатов составил 95–98 баллов. При этом сборная России вошла в пятерку стран c сильнейшим уровнем математической подготовки обучающихся и в общекомандном зачете заняла IV место (в Международной математической олимпиаде в 2014 г. участвовало более 100 стран). Такое несоответствие результатов возникает по той причине, что оценивание на уроках математики и в рамках математической олимпиады достаточно разное. На ЕГЭ необходимо безошибочно решить много достаточно типовых заданий, а на олимпиадах – меньше заданий, но более творческих. Оценивание результатов обучающегося на уроках математики и на олимпиаде Заместителю директора, учителю, ученику и его родителям (законным представителям) необходимо знать процедуру оценивания результатов обучающегося на уроках математики и результатов выполнения заданий в рамках проведения олимпиады, а также понимать разницу между ними. Учителю при подготовке к олимпиаде обязательно оценивать работу в соответствии с требованиями организаторов данной олимпиады и объяснять учащемуся то, каким образом оценивается выполнение заданий. Например, согласно «Методическим рекомендациям по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по математике в 2014/2015 учебном году», утвержденным на заседании Центральной предметно-методической комиссии ВсОШ по математике (протокол № 2 от 03.06.2014), необходимо использовать 7-балльную шкалу оценивания. Именно 7-балльная шкала зарекомендовала себя наилучшим образом на математических олимпиадах и на всех соревнованиях от начального уровня до международного. Каждая задача оценивается целым числом баллов от 0 до 7. Итог подводится по сумме баллов, набранных участником. Основные принципы оценивания приведены в таблице. 7-балльная шкала оценивания результатов в рамках школьного и муниципального этапов ВсОШ Баллы 7 Правильность (ошибочность) решения Полное верное решение 6–7 Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение 5–6 Решение в целом верное. Однако оно содержит ряд ошибок либо не рассмотрены отдельные случаи, но решение может стать правильным после небольших исправлений или дополнений 4 2–3 1 0 Верно рассмотрен один из двух (более сложный) существенных случаев Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи Рассмотрены отдельные важные случаи при отсутствии решения (или при ошибочном решении) Решение неверное, продвижения отсутствуют. Решение отсутствует Любое правильное решение оценивается в 7 баллов. Не допускается снятие баллов, если решение обучающегося: 6 Справочник заместителя директора школы
Стр.8
Актуальная тема • слишком длинное; • отличается от приведенного в методических рекомендациях по проведению школьного и муниципального этапов ВсОШ; • не соответствует другим решениям, известным жюри. При проверке работ члены жюри вникают в логику рассуждений участника олимпиады, оценивают степень их правильности и полноты. Также можно отметить несколько иное, чем на уроках математики или при заполнении бланков ЕГЭ, отношение к исправлениям в работе обучающегося. Олимпиадная работа не является контрольной работой участника, поэтому любые исправления в ней (например, зачеркивание ранее написанного текста) не являются основанием для снятия баллов. Также не допускается снятие баллов в работе за неаккуратность записи решений при ее выполнении. Более того, на олимпиадах, как правило, «прощаются» описки, небольшие погрешности оформления, не влияющие на ход решения. Конечно, проверяется, как участник решил задание. Но если при выполнении контрольной работы на уроке математики учащемуся, допустившему арифметическую ошибку и получившему неправильный ответ, снижают отметку, то на олимпиаде ценится новая идея решения задачи, оригинальный подход. Если обучающийся придумал ключевую идею, то только за это он может получить достаточно большое количество баллов. 7-балльная шкала, по которой оценивается каждая олимпиадная задача, может быть соотнесена со шкалой качественного оценивания, которая принята на олимпиадах в г. Москве: • «+» – задача решена; • «+,-» – решение задачи в целом верное, но имеются недочеты, в т. ч. арифметические ошибки; • «-,+» – имеется идея решения, но решения нет; • «-» – решение неверное, нет идеи решения, нет решения. Следует подчеркнуть, что на олимпиаде не оцениваются образовательные результаты учащегося по математике, а оценивается каждая задача отдельно. Шкала качественного оценивания отличается от традиционного 5-балльного оценивания и может быть трансформирована учителем в 7-балльную шкалу. Разные шкалы оценивания контрольной работы по математике и олимпиадных задач – это совершенно нормальное явление, т. к. на олимпиаде учащийся проявляет творческий потенциал, творческие умения, даже если они не доведены до своего совершенства, а на уроке особых творческих подходов к решению задач от него может не потребоваться. На контрольной работе у учащихся проверяется освоение предметного материала и умение без ошибок сделать те действия, которым его научили. Именно поэтому учащийся, который не завершил решение задачи, в результате проверки контрольной работы получит отметку «два», а участник олимпиады, который придумал оригинальные идеи решения, но не завершил процесс решения, может стать победителем. Этот момент поддержки учащегося и признания оригинальности его идей часто становится решающим. После олимпиады такой ученик начинает понимать, зачем ему дальше развивать технические навыки, учиться доводить до конца начатое решение задачи, не ограничиваясь только оригинальностью идеи, стремиться уменьшать количество арифметических ошибок. Разумеется, региональный, а тем более всероссийский этап такой участник не сможет выиграть, потому что на финальных этапах № 11• 2014 7
Стр.9