Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Справочник заместителя директора школы

Справочник заместителя директора школы №10 2014 (270,42 руб.)

0   0
Страниц116
ID312907
АннотацияСпециализированное издание об организации образовательного процесса, методической и экспериментальной работы для заместителей директора школы. Вопросы качества образования, педагогической деятельности. Нормативная поддержка.
Справочник заместителя директора школы .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №10 .— 116 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312907 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 10/октябрь/2014 www.menobr.ru Итоговое сочинение как условие допуска к ГИА Формирование умений учащихся понимать, интерпретировать и оценивать текст Система поощрений обучающихся в ОО Реализуем требования ФГОС общего образования: анализ урока Дидактический потенциал облачных технологий С Днемучителя! <...> УЧЕБНАЯ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА Открыта подписка на I полугодие 2015 года Журнал «Справочник заместителя директора школы» Выгодно! <...> 5 Итоговое сочинение как условие допуска к государственной итоговой аттестации Цели введения экзамена в форме сочинения для выпускников общеобразовательных организаций в 2014/15 уч. г. Процедура проведения экзамена в форме сочинения. <...> Награждение похвальной грамотой и похвальным листом Афанасьева Н.В. <...> 37 Реализуем требования ФГОС общего образования: анализ урока Определение возможностей формирования УУД как доминирующая целевая установка анализа урока. <...> 47 Дидактический потенциал облачных технологий Термин «облачные технологии». <...> Примерный план работы структурного подразделения ОО: цель, задачи, приоритетные направления деятельности, опытно-экспериментальная и научно-исследовательская деятельность, работа с молодыми талантами и мотивированными обучающимися, работа с обучающимися со средней и низкой мотивацией, часто болеющими, с ОВЗ и др. <...> Внутришкольный контроль деятельности структурного подразделения Пронина О.А. <...> 72 Кодекс профессиональной этики работников образовательной организации как инструмент эффективного управления кадрами Стандартизация профессиональной педагогической деятельности. <...> Разработка Кодекса профессиональной этики в общеобразовательной организации и его практическая реализация. <...> Текст нормативного локального документа общеобразовательной организации «Кодекс профессиональной этики педагогических и административных работников» Формируем профессиональные компетенции Гоглова М.Н. <...> 90 Педагогический совет в форме творческого <...>
Справочник_заместителя_директора_школы_№10_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_заместителя_директора_школы_№10_2014.pdf
№ 10/октябрь/2014 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Башев В.В. – директор Центра региональной образовательной политики Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Котова О.А. – заместитель директора ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Рытов А.И. – директор ГБУ «Московский центр качества образования» Спасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 402 г. Москвы Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно»
Стр.3
Нормативная база представлена по состоянию на 08.09.2014 Актуальная тема Дудова Л.В. 5 Итоговое сочинение как условие допуска к государственной итоговой аттестации Цели введения экзамена в форме сочинения для выпускников общеобразовательных организаций в 2014/15 уч. г. Процедура проведения экзамена в форме сочинения. Состав комиссии по проверке сочинений. Основные направления, в рамках которых будут сформированы темы сочинений для каждого региона России Левушкина О.Н. 11 Формирование умений учащихся понимать, интерпретировать и оценивать текст Задания, направленные на обучение пониманию текста. Смысл и назначение интерпретирующих заданий. Обучение оценке текста. Основные направления работы заместителя директора по УВР с учителями по подготовке учащихся к сочинению Организуем педагогическую деятельность Болотова Е.Л. 25 Система поощрений обучающихся в общеобразовательных организациях Виды поощрений обучающихся. Становление системы поощрения обучающихся в России. Регулирование порядка выдачи медалей выпускникам. Награждение похвальной грамотой и похвальным листом Афанасьева Н.В. 37 Реализуем требования ФГОС общего образования: анализ урока Определение возможностей формирования УУД как доминирующая целевая установка анализа урока. Основные шаги, направленные не развитие профессиональной рефлексии педагогов. Соответствие урока предметному содержанию. Организация работы с листом анализа урока Применяем педагогические инновации Заславская О.Ю., Заславский А.А. 47 Дидактический потенциал облачных технологий Термин «облачные технологии». Облачные технологии в образовательном процессе. Преимущества облачных сервисов. Риски при использовании облачных технологий. Классификация облачных сервисов
Стр.4
Работаем с кадрами Губанова Е.В. 53 Новые аспекты в деятельности структурных подразделений образовательных организаций общего образования Системные инновационные изменения в сфере общего образования. Примерный план работы структурного подразделения ОО: цель, задачи, приоритетные направления деятельности, опытно-экспериментальная и научно-исследовательская деятельность, работа с молодыми талантами и мотивированными обучающимися, работа с обучающимися со средней и низкой мотивацией, часто болеющими, с ОВЗ и др. Внутришкольный контроль деятельности структурного подразделения Пронина О.А. 72 Кодекс профессиональной этики работников образовательной организации как инструмент эффективного управления кадрами Стандартизация профессиональной педагогической деятельности. Разработка Кодекса профессиональной этики в общеобразовательной организации и его практическая реализация. Текст нормативного локального документа общеобразовательной организации «Кодекс профессиональной этики педагогических и административных работников» Формируем профессиональные компетенции Гоглова М.Н. 80 Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагога при реализации ФГОС общего образования Сопровождение профессиональной деятельности педагогов. Индивидуальная образовательная программа педагога. Помощь в организации самоаудита профессиональной деятельности. Консультирование педагога в процессе реализации индивидуальной образовательной программы Патрикова Т.С. 90 Педагогический совет в форме творческого отчета педагогов Сложности мотивации обучающегося и обучающих. Подготовка педагогического совета в форме творческого отчета. Организация дискуссии. Рефлексия: прием «Рекламный проспект». Подведение итогов подготовки педагогического совета. Анализ открытых уроков. Анализ деятельности учителя на уроке в контексте требований Профстандарта педагога
Стр.5
Электронная система «Образование» 97 Разработка «Положения о мероприятиях по преодолению отставаний при реализации рабочих программ по учебным предметам» Проблема преодоления отставаний при реализации программного материала по учебным предметам, возникающая перед администрацией ОО. Федеральная нормативная база для подготовки локального документа в ОО, регламентирующего процедуру преодоления отставания при реализации рабочих программ. Шаблон документа «Положение о мероприятиях по преодолению отставаний при реализации рабочих программ по учебным предметам» Нормативное регулирование образовательного процесса 104 Приказ Минобрнауки России от 03.04.2014 № 265 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 № 2506-р» 109 Письмо Минобрнауки России от 26.08.2014 № НТ-904/08 «Об итоговом сочинении (изложении)» А также 23 Планинг 32 Положение о поощрении обучающихся
Стр.6
Актуальная тема 29 июля 2014 г. в Минобрнауки России состоялось второе заседание Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах и обеспечения учета его результатов наряду с результатами ЕГЭ при приеме в вузы (в рамках реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013). К 1 сентября 2014 г. опубликованы основные направления, на основе которых будут формироваться списки тем сочинений для каждого субъекта РФ. О проведении экзамена в форме сочинения нам рассказала Людмила Васильевна Дудова, член Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах при Минобрнауки России, председатель Координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», канд. филолог. наук, доцент, зав. кафедрой филологического образования ГАОУ ВПО г. Москвы «Московский институт открытого образования». Итоговое сочинение как условие допуска к государственной итоговой аттестации Людмила Васильевна, расскажите, пожалуйста, о цели введения экзамена в форме сочинения для выпускников общеобразовательных организаций в 2014/15 уч. г.? Прежде всего, хотелось бы отметить, что написание сочинения не является абсолютно новой и неожиданной формой проведения экзамена, т. к. оно было обязательной частью государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) учащихся в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ). Сочинение включалось в контрольно-измерительные материалы как часть с развернутым ответом не только по русскому языку и литературе, но и по истории, обществознанию. В ЕГЭ по русскому языку присутствовало (и сохраняет№ 10• 2014 ся в настоящее время) сочинение, которое выполняется по предложенному тексту, а на экзамене по литературе выпускники пишут сочинение в жанре ответа на проблемный вопрос. При подготовке письменного текста по этим предметам сохраняются все требования, которые обязательно надо выполнять при создании развернутого высказывания в форме сочинения. Учащимся необходимо сформулировать проблему, привести аргументацию, высказать свою точку зрения и обозначить позицию автора. Все это требуется при написании любого сочинения. 5
Стр.7
В некоторых регионах России сочинение использовалось как форма промежуточной аттестации*. Кафедрой филологического образования ГАОУ ВПО г. Москвы «Московский институт открытого образования» пять лет назад разрабатывались методические рекомендации и темы для учащихся 10-х классов общеобразовательных организаций (далее – ОО) г. Москвы с целью проведения промежуточной аттестации в форме сочинения. Уже не первый год сочинение пишут учащиеся 10-х классов в г. СанктПетербурге. Обозначены требования к развитию письменной речи в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта и в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, который в настоящий момент вводится в ОО. Одним словом, для начала нашего разговора скажем, что сочинение является достаточно привычной формой работы на экзамене не только по русскому языку, но и по обществознанию, истории, поэтому речь идет о расширении жанрового репертуара сочинения как одной из форм письменной речи учащихся. Усиление внимания именно к развитию письменной речи выпускников является одной из причин введения дополнительного вида выпускного испытания. Верно ли я понимаю, что это не единственная цель? Какие еще образовательные цели достигаются при введении сочинения как формы экзамена? Формирование письменной речи – это очень сложная методическая задача, поскольку, когда мы говорим о речи, мы говорим об уровне и качестве мышления, формах его выражения. В нашем случае – это письменное связное высказывание большого объема. Но для того, чтобы грамотно высказать свои суждения на листе бумаги, необходимо знать, что сказать и как это аргументировать в рамках той или иной проблемы. У выпускника еще не очень богат жизненный опыт, часть которого формируется на основе просмотренного и увиденного. Поэтому именно поощрение, мотивация учащихся к чтению и рассуждению по поводу прочитанного, совсем не обязательно только в рамках учебного предмета «Литература», – вторая цель введения сочинения как формы ГИА. Замечу, что речь идет именно о рассуждении на определенную тему на основе прочитанного, но совсем не о литературоведческом анализе художественного произведения. Это задача для экзаменационного испытания по литературе. Работая над проблемой выпускного сочинения, члены Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах (в рамках реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013) (далее – Совет) говорили о том, что необходимо стимулировать желание учащихся читать, посещать театры, выставки, развивать мировоззрение, жизненную позицию, определять свое отношение к морально-этическим проблемам, рефлексировать на основе прочитанного и увиденного. Полагаю, что цель сформировать личность думающую, конечно, довольно амбициозная, но ведь выпускать из ОО человека, умеющего размышлять только в рамках предметных знаний, тоже нельзя. Мы вступили в инфор* Письмо департамента образования г. Москвы от 15.01.2014 № 01-08-54/14 «О порядке организации и проведения промежуточной аттестации в 10-х классах в 2013/14 учебном году в форме сочинения»; распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 13.03.2014 № 1002-р «Об утверждении Порядка проведения сочинений по литературе для обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга в 2014 году»; приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 07.02.2012 № 120 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации по родному языку и родной литературе обучающихся Удмуртской Республики, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования». 6 Справочник заместителя директора школы
Стр.8
Актуальная тема мационную цивилизацию, поэтому такие умения, как работа с информацией, размышление над произведениями, созданными с помощью различных знаковых систем (словесных, визуальных, аудиальных, совмещающих в себе все эти качества), сегодня необходимы каждому выпускнику. Если же пользоваться нашей профессиональной терминологией, то сочинение как форма ГИА – это один из наиболее органичных и апробированных вариантов проверки метапредметной коммуникативной компетенции в образовательной практике. Людмила Васильевна, расскажите, пожалуйста, о процедуре проведения экзамена в форме сочинения. Выпускное сочинение является обязательной формой ГИА, т. е. его будут писать все выпускники 11-х классов. Поэтому на начальном этапе внедрения экзамена в форме сочинения Совет постарался создать максимально комфортные условия для одиннадцатиклассников, чтобы не усиливать волнение учащихся и их родителей (законных представителей). Сочинение будут писать ученики в тех ОО, где они обучаются, проверять их будут те учителя, которые преподают им предметы, поэтому никаких беспокойств быть не должно. Существуют ли требования ограничить присутствие учителей, преподающих гуманитарные предметы, в аудиториях во время написания сочинения? Никаких ограничений, связанных с тем, какие педагоги работают организаторами в аудиториях во время написания сочинения, не существует. В качестве организаторов могут выступать любые учителя, в т. ч. преподающие русский язык и литературу. Достаточно интересно в связи с этим может быть построена работа комиссии по проверке сочинений. Поясните, пожалуйста, какие изменения вводятся в работу комиссии, проверяющей сочинения? В состав комиссии по проверке сочинений могут входить не только учителя русского языка и литературы. Выпускное сочинение – это экзамен, направленный на выявление уровня развития метапредметной коммуникативной компетенции. Фактически это проверка умения письменно размышлять на заданную тему. Поэтому готовить учащегося к этому сочинению должны все учителя: истории, обществознания, географии, иностранных языков. К сожалению, в настоящее время существует проблема формирования коммуникативной компетенции как метапредметной. Безусловно, учителя русского языка и литературы занимаются ее формированием, т. к. каждому выпускнику необходима грамотная речь. Но если, например, выпускник собирается получать юридическое образование, то он должен уметь работать с юридическим текстом. А юридический текст отличается № 10• 2014 от литературного произведения и не предусматривает анализ художественного текста. Следовательно, выпускнику, поступающему в вуз, связанный с юриспруденцией, необходима специальная подготовка – он должен уметь рассуждать на темы, раскрывающие проблемы реализации прав человека, исполнения долга гражданина и т. п. Поэтому в комиссии, которая будет заниматься проверкой сочинений, могут работать учителя, преподающие не только гуманитарные предметы. Важно отметить еще одно новшество: в состав комиссии по проверке сочинений необходимо включать (по возможности) деятелей культуры и науки, которые также будут принимать участие в оценке сочинений. Т. е. комиссия формируется не только из учителей, но и из представителей общественности, деятелей культуры и литературы. 7
Стр.9