Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Справочник заместителя директора школы

Справочник заместителя директора школы №6 2014 (270,42 руб.)

0   0
Страниц116
ID312903
АннотацияСпециализированное издание об организации образовательного процесса, методической и экспериментальной работы для заместителей директора школы. Вопросы качества образования, педагогической деятельности. Нормативная поддержка.
Справочник заместителя директора школы .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №6 .— 116 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312903 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 6/июнь/2014 www.menobr.ru Обучение и воспитание учащихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС основного общего образования Подходы к организации обучения по индивидуальному учебному плану Использование сетевых сервисов в обучении Проектирование урока на основе решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач УЧЕБНАЯ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6/июнь/2014 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт тематического направления «МЦФЭР Образование» Башев В.В. – директор Центра региональной образовательной политики Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Котова О.А. – заместитель директора ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Рытов А.И. – директор ГБУ «Московский центр качества образования» Спасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист, эксперт тематического направления «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 402 г. Москвы Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно» Нормативная база представлена по состоянию на 05.05.2014 Актуальная <...>
Справочник_заместителя_директора_школы_№6_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_заместителя_директора_школы_№6_2014.pdf
№ 6/июнь/2014 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт тематического направления «МЦФЭР Образование» Башев В.В. – директор Центра региональной образовательной политики Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Котова О.А. – заместитель директора ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Рытов А.И. – директор ГБУ «Московский центр качества образования» Спасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист, эксперт тематического направления «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 402 г. Москвы Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно»
Стр.3
Нормативная база представлена по состоянию на 05.05.2014 Актуальная тема Черкасова Е.Л. 5 Обучение и воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС основного общего образования Система образования учащихся с ОВЗ. Развитие инклюзивного образования: современные тенденции. Интеграция обучающегося с ОВЗ в образовательный процесс. Особые образовательные потребности: общие и специфические. Программа коррекционной работы как неотъемлемый структурный компонент основной образовательной программы в контексте реализации ФГОС. Проектирование программы коррекционной работы Организуем педагогическую деятельность Губанова Е.В. 13 Подходы к организации обучения по индивидуальному учебному плану в общеобразовательной организации Содержание понятия «индивидуальный учебный план». Федеральная нормативная база включения индивидуального учебного плана в образовательный процесс. Локальная нормативная база. Особенности обучения по индивидуальному учебному плану. Категории обучающихся. Структура и содержание индивидуального учебного плана. Примерная структура индивидуального учебного плана и организационные мероприятия по его формированию. Этапы утверждения индивидуального учебного плана. Положение об индивидуальном учебном плане образовательной организации Чернобай Е.В., Баграмян Э.Р. 34 Азбука внеурочной деятельности Понятие «внеурочная деятельность». Урочная, внеурочная, внеучебная деятельность. Недельная образовательная нагрузка. Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки. Режим внеурочных занятий. Отличия внеурочных занятий от урочных. Карта реализации разделов основной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность Пронина О.А., Шохина Л.Н. 40 Мониторинг удовлетворенности участников образовательного процесса качеством образовательных услуг Мониторинг удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг в образовательной организации: необходимость проведения опроса всех субъектов образовательного процесса, результаты опроса, корректировка работы образовательной организации по итогам опроса. Организация мониторинга удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг, регламент его проведения
Стр.4
53 Учиться интересно, учить – легко! Использование интерактивных проекторов во время уроков. Интерактивный ультракороткофокусный проектор Epson EB-595Wi Применяем педагогические инновации Заславская О.Ю. 54 Использование сетевых сервисов в обучении Развитие компетентностей обучающихся в процессе работы с сетевыми сервисами. Возможности современных сетевых технологий для формирования ИКТ-компетентности обучающегося: сетевые сервисы для работы с документами (текстовыми файлами, таблицами, презентациями); календарь (планирование событий); сервисы для создания веб-страниц (разработка сайта и совместная работа над его содержанием); персональный блог (подготовка заданий к уроку); интеллект-карты (запоминание большого объема информации, проведение мозгового штурма); интерактивные учебные материалы (ленты времени, облако слов, QR-коды) Работаем с кадрами Щербакова Т.Н. 64 Проектирование урока на основе решения учебно-познавательных и учебно-практических задач в контексте реализации ФГОС основного общего образования Учебно-познавательные и учебно-практические задачи обучения в контексте требования ФГОС основного общего образования. Функции управления, реализуемые учителем в процессе проектирования содержания урока. Алгоритм анализа урока. Подготовка технологической карты с учетом реализуемых задач обучения, формируемых универсальных учебных действий Моделируем блок дополнительного образования Обласова Л.С. 76 Городское методическое сообщество как ресурс, обеспечивающий непрерывность развития педагогов дополнительного образования Городское методическое сообщество как один из видов профессиональных сообществ педагогов. Организация работы: цели, способы повышения эффективности, возможное содержание встреч, план работы городского методического сообщества, диагностические материалы для проведения анкетирования участников, сценарий занятия, посвященного проблеме научно-методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования
Стр.5
Электронная система «Образование» 93 Реализация ФГОС основного общего образования Раздел «Образовательные стандарты» в электронной системе «Образование». Экспертные материалы и шаблоны документов, необходимые для организации работы по введению ФГОС основного общего образования Нормативное регулирование образовательного процесса 98 Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 103 Об утверждении показателей мониторинга системы образования (извлечения) Приказ Минобрнауки России от 15.01.2014 № 14 108 О продолжении обучения лиц, не прошедших государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (извлечение) Письмо Минобрнауки России от 24.04.2014 № НТ-443/08 А также 49 Развитие инновационной деятельности образовательной организации города Москвы
Стр.6
Актуальная тема Е.Л. Черкасова, канд. пед. наук, доц., зав. лабораторией специального и инклюзивного образования Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» Обучение и воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС основного общего образования* Система обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья В течение многих десятилетий в России сложилась сложная система дифференцированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). На базе дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) функционируют служба ранней помощи, лекотека, логопедические пункты. В ДОО компенсирующего и комбинированного вида в коррекционных группах воспитываются дошкольники с различными нарушениями развития. В общеобразовательных организациях (далее – ОО) они обучаются в условиях инклюзии или интеграции. В специальные коррекционные школы I–VIII видов зачисляются обучающиеся с выраженными нарушениями физического и(или) психического развития по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК). Состав учащихся в ряде коррекционных учреждений (например, в школах для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития) может быть переменным и зависит от ряда факторов: успешности освоения программы, уровня социализации и т. д. Систему общего образования представляют ОО, а также различные центры (психолого-медикосоциального сопровождения; диагностики и консультирования и др.). Они оказывают диагностическую и коррекционную помощь детям с ОВЗ, с трудностями в обучении, поведении, осуществляют сопровождение их семей. Часто на базе ОО проводятся ПМПК. Профессиональное образование выпускников с ОВЗ чаще * На примере обучающихся с нарушениями речи. № 6• 2014 5
Стр.7
всего является проблемой семьи ребенка. ОО, реализующие специальные (коррекционные) образовательные программы, в большинстве случаев проводят целенаправленную работу по профессиональному определению и трудоустройству своих учеников. Однако это все сложнее осуществлять в связи с серьезно возросшей конкуренцией на рынке труда. В настоящее время в связи с экономическими и политическими изменениями в государстве, вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) складывается новая система образования. Это единая система общего образования, включающая в себя уровни дошкольного, начального, основного и среднего образования. Специальные (коррекционные) учреждения V вида преобразованы в ОО, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Наблюдается четкая тенденция к слиянию различных ОО и созданию многофункциональных образовательных комплексов. В этих комплексах можно предусмотреть и реализовать преемственность и непрерывность образования обучающихся с нарушениями речи от раннего возраста, дошкольного уровня образования к начальному, основному и среднему; интегрировать различные ресурсы (кадровые, материальные, информационные и т. д.); расширить спектр услуг для обучающихся с нарушениями речи, удовлетворяя их особые образовательные потребности. В рамках сетевого взаимодействия должно быть налажено тесное сотрудничество с центрами психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Их общей задачей становится не только образовательно-воспитательное и коррекционное сопровождение, но и профессиональная ориентация учащихся, особенно с выраженными речевыми нарушениями (общим недоразвитием речи, афазией, заиканием, дислексией, сочетанными речевыми дефектами), помощь им в выборе профессии, социальной адаптации и дальнейшем трудоустройстве. Развитие системы инклюзивного образования Следствием образовательных реформ становится повышение внимания к инклюзивному образованию. В ОО изменился состав учащихся: • отмечается включение различных категорий обучающихся в одну группу (ДОО) или в один класс; • увеличивается число детей с ОВЗ, не посещающих ДОО и не имеющих дошкольной логопедической специальной подготовки; • возросло количество обучающихся, получивших поверхностную помощь, не устранившую комплекс взаимосвязанных базисных нарушений высших психических процессов, стимулирующих развитие речи и мышления. Значительная часть учащихся поступает в ОО с сочетанными речевыми нарушениями, с психофизиологической и эмоциональной незрелостью, когда отмечается несоответствие паспортного и физиологического возраста, что затрудняет их коррекцию с помощью существующих методик. Много обучающихся проживают в семьях, находящихся в социально опасном положении, у них отмечаются некорригированные формы патологии, различная степень готовности к обучению. В этих случаях обучающиеся оказываются не готовы к освоению общеобразовательной программы, не могут достичь результатов, соответствующих 6 Справочник заместителя директора школы
Стр.8
Актуальная тема требованиям федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), в соответствии с которыми основным результатом обучения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в различных сферах: познавательной, коммуникативной, социальной и др. Поэтому у обучающихся с ОВЗ формируется школьная, а затем и социальная дезадаптация. Федеральный закон № 273-ФЗ гарантирует каждому ребенку право на получение образования, отвечающего его потребностям и возможностям, что обусловливает необходимость разработки современных подходов к вариативному обучению и воспитанию учащихся с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками, в отдельных классах, группах, ОО и др. (ст. 79 гл. 11). Следует отметить, что интеграция и инклюзия в общеобразовательную среду обучающихся с нарушениями речи осуществляется достаточно давно и нашла отражение в работах Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой и др. Этот подход реализовывался в логопедических пунктах ОО, а также при переводе обучающихся с компенсированными речевыми расстройствами из специальных школ (V вида) в общеобразовательные. В условиях интегрированного обучения особое внимание уделялось изучению особенностей структуры речевых нарушений обучающихся с ОВЗ с целью определения максимально эффективных путей компенсации их дефектов и социальной адаптации. Особые образовательные потребности Изучение опыта организации логопедической помощи в России показало, что прогнозирование возможностей интеграции обучающихся с речевым нарушениями в образовательное пространство определяется не только формой и степенью выраженности нарушения, но и сложным взаимодействием группы факторов, отражающих личностное, интеллектуальное, психофизическое развитие каждого обучающегося, а также интенсивностью и адекватностью коррекционных мероприятий в дошкольном периоде. Это обусловило выделение при диагностическом обследовании нового параметра, существенным образом влияющего на вариативность обучения, – особые образовательные потребности обучающегося с речевым расстройством*. Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей, которые может проявить обучающийся в процессе обучения (В.И. Лубовский**). Они возникают вследствие своеобразия развития детей: недостаточности внимания, восприятия, ограниченного объема памяти, замедленности переработки информации, высокой истощаемости нервных процессов и т. д. Выделяются общие особые образовательные потребности, выявляемые у всех обучающихся с ОВЗ, и специфические, проявляющиеся у разных категорий учащихся с ОВЗ. Общие особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ К общим особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ относятся: • раннее специальное обучение сразу после выявления первичного нарушения развития, формирование компенсаторных навыков; * Чиркина Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей. Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 2. ** Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (при нормальном и нарушенном развитии). М.: Буки Веди. 2013. № 6• 2014 7
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.